Школа искусств как центр эстетического воспитания детей и подростков в городе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 22:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель - выявление возможностей искусства как средства эстетического воспитания.
Задачи: 1.Изучить и проанализировать литературу по проблеме эстетического воспитания детей средствами искусства. 2. Провести опытно-экспериментальную работу по исследованию уровня интереса детей и подростков к искусству.

Содержание

стр.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
ГЛАВА 1. Основы эстетического развития детей и подростков…………….
1.1. Сущность эстетического воспитания……………………………….
1.2. Роль искусства в эстетическом становлении личности…………...
1.3. Детские школы искусств: анализ проблем жизнедеятельности и пути развития……………………………………………………………………
ГЛАВА 2. Детская школа искусств в городе …………………………………
2.1. Формирование эстетической личности в детской школе искусств.
2.2. Роль музыкального образования в эстетическом воспитании …...
2.3. Воспитание изобразительным творчеством ………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Школа искусств как центр эстетического воспитания детей и подростков в городе.docx

— 82.56 Кб (Скачать файл)

Отражая жизнь в художественных образах, давая ей эстетическую оценку, изобразительное искусство является могучим инструментом освоения прекрасного в самой действительности, своеобразной школой жизни. Эмоционально воздействуя на человека, оно развивает, формирует и разум, и чувства человека. Зная эти качества и особенности изобразительного искусства (истории искусств), необходимо использовать их в работе с детьми.

Изобразительному искусству  с давних времен уделялось огромное внимание в воспитательном процессе личности. В Древней Греции, например, обучение рисованию считали главным  условием общего образования и воспитания. Важность изобразительной деятельности для формирования всесторонне развитого  человека мы отмечаем у Я.Коменского45, который считал, что занятия изобразительным искусством позволяют развить чувство прекрасного, учат «подмечать правильности и стройности в предметах», иными словами, формируют потребность наслаждаться красотой природы и произведениями искусства .

 Художественная деятельность  и художественное воспитание  начинаются с восприятия и  во многом зависят от способностей  к восприятию произведений искусства.  Воспитывая умение «видеть», искусство  расширяет и углубляет познание  мира. Изучение проблемы художественного  восприятия в различных его  аспектах считают своей прерогативой  различные области науки –  эстетика, искусствознание, социология, педагогика, психология. Философская  теория отражения является основой  трактовки воспитания, психология  и физиология дают возможность  исследовать сам процесс и  механизмы восприятия произведений, и их специфику. Рассматривая  специфику художественного восприятия, следует отметить социальный  характер, выражающийся в том,  что формируется она в непосредственной  связи с развитием общества, во  взаимодействии индивида с его  микро- и макросредой. Художественное  восприятие имеет гносеологическую  специфику, которое определяет  психофизическую форму процесса восприятия как непосредственного, духовно-чувственного акта и осуществляется благодаря работе нескольких анализаторов, главным из которых являются зрительные, слуховые, осязательные. Кроме того, художественное восприятие имеет педагогическую специфику, выявляющуюся в постановке и решении сверхзадач: формирование социально-активной личности.

 Художественное восприятие  требует активной работы многих  механизмов психики: непосредственно - отражательных и интеллектуальных, репродуктивных и продуктивных, причем их соотношение на разных уровнях восприятия различно. Различны поэтому те умения и навыки, которые необходимы для полноценного восприятия. Основываясь на психологических теориях художественного восприятия С.Х. Раппопорта46, П.М. Якобсона47 и др., можно выделить три уровня восприятия произведений изобразительного искусства.

 На первом, элементарном  уровне происходит восприятие, при  котором усваивается только сюжетная  сторона произведения. Видимым становится  только то, что изображено, а как изображено – остается незамеченным. Форма произведений, единство изображаемых явлений, живописные и графические, выразительные средства выпадают из поля зрения. Восприятие зависит от таких факторов, как общая культура личности, её психофизические особенности, жизненные ситуации, опыт общения с произведениями искусства. Наивный взгляд, нетронутый интеллект, спящие эмоции не способствуют, а затрудняют общение индивида с художественными ценностями. Если зритель не умеет смотреть, произведение не срабатывает.

 На втором, высоком  уровне восприятия интерес вызывает  идейное содержание, смысл произведения. При этом в процесс восприятия  включается больше чувственных  элементов. Внутреннее соучастие  связано с проникновением не  только в содержание, но и в  форму произведения. Все элементы  картины составляют неразрывное  целое, постигается их взаимосвязь,  слияние в единый художественный  образ произведения. Субъективность  оценки уступает место объективной  значимости картины. Происходит  понимание сущности изобразительного  искусства как явления действительности, намечается переход к переживаниям  художественных ценностей. Таким  образом, это высокий уровень  восприятия, проникающий в замысел  и особенности произведения.

 На третьем уровне  художественное восприятие перерастает  в художественное видение. Это  особый способ организации воспринимаемого  материала, выделения в нём  художественно значимых моментов, оценки предметов и явлений  с точки зрения соответствия  их художественному идеалу. Характер  эстетических переживаний углубляется,  происходит обогащение художественного  восприятия. Образ и форма воспринимаются  как единое целое, в процесс  перцепции включается эмоциональный  и интеллектуальный потенциал воспринимающего.

Художественное восприятие проходит несколько стадий:

- предкоммуникативная, т.е. предшествующая контакту зрителя с произведением изобразительного искусства;

- коммуникативная, включающая время этого контакта;

- посткоммуникативная, когда контакт уже прерван, а живое влияние произведения ещё продолжается, о чём можно судить по эмоциональному состоянию человека.

 Художественное восприятие произведений изобразительного искусства требует большой предварительной работы, требует подготовленности, требует высокой специальной и общей культуры. Кроме того, подготовка к полноценному художественному восприятию требует формирования общей, специальной и частной художественно – психологической установки. Художественное восприятие в рамках воспитания невозможно рассматривать без воспитания художественных потребностей личности, которые обусловлены культурой данного общества, определённым состоянием субъекта, побуждающим его к восприятию художественного творчества. Психология трактует потребность как состояние организма человеческой личности, социальной группы, общества в целом, выражающее зависимость от объективного содержания условий их существования и развития48.

Художественная потребность  хуже эстетической, ибо она есть стремление к прекрасному в области искусства, тогда как эстетическую потребность можно определить как постижение прекрасного и восприятие безобразного в любой области деятельности, в различных аспектах жизни. Искусство остаётся самым эффективным и действенным средством художественного воспитания. Поэтому художественная потребность может формироваться в процессе художественного воспитания как потребность личности в общении с художественными ценностями, накопленными человечеством. Устойчивая же потребность (как свойство личности), характеризующая художественно развитого человека, вырабатывается только в процессе художественной деятельности личности.

Потребность оказывает влияние  на формирование художественных вкусов и идеалов и отражается в конечном акте процесса познания – художественной оценке произведения. Формируется художественная потребность с раннего детства  под воздействием красоты природы, встреч с подлинными ценностями искусства. Качественное развитие художественной потребности продолжается в течение  всей жизни.

  Третьей составной частью художественного воспитания является формирование и развитие художественного вкуса личности. Эстетика рассматривает вкус, прежде всего, как социально-историческое явление. В результате изучение истории развития человеческого общества, его культуры происходит формирование эмоционально - чувственного спектра, т.е. таких чувств, которые утверждают себя как человеческие сущностные силы49.

  В отличие от вкуса эстетического, художественный вкус формируется постепенно и только в регулярном общении с подлинными произведениями искусства. Вкус обязательно связан с художественно-психологической установкой, т.к. она несёт в себе определённое отношение к искусству, определённую направленность психики, а также определённые психические умения и навыки. Вкус вызывает предрасположенность к постижению произведений искусства и получению художественного наслаждения, если его оценка положительна. В противном случае он как бы отталкивает произведения. Вкус производит предварительный отбор, в одних случаях расчищая дорогу и усиливая работу психологической установки, в других – прекращая её. Уровень вкуса личности определяется не её индивидуальными пристрастиями, а чуткостью психики к установившимся в общественном сознании критериям художественности и способностью к точной предварительной оценке произведений искусства на основе этих критериев. Иными словами, качество вкуса определяется тем, в какой мере выраженная в нём субъективная оценка соответствует объективной художественной ценности. Вкус может быть развитым и неразвитым. Развитый художественный вкус даёт возможность индивиду получать наслаждения от подлинно прекрасного произведения искусства и эмоционально отвергать безобразное. Кроме того, развитый художественный вкус предполагает глубокую и разностороннюю оценку произведения личностью, воспринимающей форму и содержание не как раздельно существующие компоненты, а как неразрывное целое. Неразвитость, примитивность художественного вкуса выражается в слепом следовании лишь сюжету, принимаемому за единственный признак совершенства произведений. Отсутствует понимание предмета искусства, отождествляется изображение с действительностью, и возникающее при этом утрированное требование буквального правдоподобия исключает творческий полёт фантазии, художественный домысел. Для нас значимым является то, что вкус развивается вместе с развитием человека. Неразвитый вкус в одинаковой степени имеет тенденции как стать хорошим, так и плохим. Все будет зависеть от условий и характера воспитательных воздействий. Этой точки зрения придерживаются в своих работах А.И.Буров50,

Н. Волков51 и др. Рассматривая художественный вкус как одну из важнейших характеристик художественной воспитанности личности, связывая его формирование с условиями бытия художественной культуры общества, учитель обязан развивать в себе и у своих воспитанников «способность судить о красоте».

Таким образом:

1. Художественное воспитание  представляет собой сложный многогранный  процесс, складывающийся целенаправленно,  определённым порядком и включающий  в себя процессы формирования  художественного восприятия, художественной  потребности в общении с изобразительным  искусством, художественного вкуса. 

2. Результатом художественного  воспитания является художественная  воспитанность, которую можно  определить как психологическое  образование, возникшее на основе  единства художественной образованности. Наличие признаков художественной  воспитанности личности состоит  в сформированности знаний, умений и навыков в области восприятия искусства, развитости художественного вкуса, суждений, оценок, выраженной потребности общения с искусством, способности к самостоятельному художественному творчеству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Недооценка детских школ искусств, как одного из оснований  российской культуры, может привести к утрате завоеванных позиций  в области культуры и искусства  в общенациональном государственном  масштабе.

Решение вопросов художественно-эстетического  воспитания, приобщения детей к культуре, воспитания будущих профессионалов следует рассматривать в числе  важных направлений культурной политики российского государства.

Предприняты серьезные шаги по повышению качества художественного  образования, реализуемого детскими школами  искусств, – разработаны и изданы учебные планы и примерные  образовательные программы нового поколения.

 Существенна роль детских  школ искусств в малых городах,  поселках и селах. На этом  уровне происходит активное взаимодействие  систем культуры и образования:  десятки детских школ искусств  заключают договора о творческом  сотрудничестве с общеобразовательными  школами, детскими садами, детскими  домами. Разрабатываются уникальные  программы для обучения и развития  детей-инвалидов средствами искусства.

Сложившаяся государственная  система образования в области  искусства и культуры позволяет  в течение многих десятилетий  выполнять функции постоянного  воспроизводства российской культуры, функции сохранения и развития культурной памяти нации. И именно миллионная армия  юных музыкантов, художников, артистов, танцоров является постоянной средой, в которой рождаются, творят и  развиваются будущие таланты  и гении, олицетворение и гордость нации. Тем не менее, при всех положительных тенденциях, разрозненные усилия различных ведомств не могут дать тех результатов, которые сегодня необходимы для сохранения и развития отечественного художественного образования как единой системы, направленной на духовное возрождение России, укрепление ее статуса в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры и искусства, являющейся гарантом развития человеческой индивидуальности, включая социально-культурную и творческую стороны личности.

Сохранение и развитие сети детских школ искусств как одной  из важнейших составляющих образовательного пространства отрасли – одна из первоочередных задач федеральных, и региональных органов исполнительной власти. Для любого специалиста очевидно, что утрата первого звена трёхступенчатой модели образования в сфере культуры и искусства приведёт к невосполнимой утрате завоёванных позиций отечественного образования в области культуры и искусства, признанного во всём мире.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Основы законодательства Российской Федерации о культуре: федер. Закон от 23 июня 1999г. № 115 – ФЗ//Рос. газ. – 1999. – 2 июня.
  2. Закон РФ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1. http://www.consultant.ru/popular/edu/
  3. Федеральная целевая программа «Культура России (2012-2018 годы)»: распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. № 209-р.
  4. Федеральный закон Российской Федерации от 17 июня 2011 г. N 145-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании"".
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N233.«Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.02.1997 N 212, от 08.08.2003 N 470, от 01.02.2005 N 49, от 07.12.2006 N 752).
  6. Концепция художественного образования в российской федерации. М.,2001.
  7. Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы, одобренной Распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2008 г. № 1244.
  8. Распоряжение Правительства РФ от 03.07.1996 № 1063 «О социальных нормативах и нормах» (в ред. Распоряжений Правительства РФ от 14.07.2001 № 942-р и от 13.07.2007 № 923 – р).
  9. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993.// Российская газета.25.12.1993.№ 237 .
  10. Алексеева В.В. Эстетическое и художественное воспитание. // Новое педагогическое мышление. М., 1989. – 134с.
  11. Арябкина, И.В. Формирование эстетической культуры учащихся детских школ искусств в процессе музыкально-театральной деятельности / И.В. Арябкина  // Искусство и образование. – 2010. - №5(67). – стр.89-94.
  12. Арябкина, И.В. Гуманитарно-эстетическая педагогика в условиях реформирования образовательной системы / И.В.Арябкина // Искусство и образование. – 2010.- №2(64). – стр.5 – 13.
  13. Бочкарёва И.Л. Изобразительное искусство как средство художественного воспитания личности/И.Л.Бочкарёва // Проблема человека в свете современных социально-философских наук.(Выпуск 3).
  14. Буров А.И. О специфике содержания и формы.// Вопросы философии.-1953.-№5.
  15. Бычков В.В. Эстетика/В.В.Бычков. – М.:Гардарики,2006. – 254с.
  16. ВетлугинаН.А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. пособие для студентов пед. Институтов/ Н.А. Ветлугина, А.В.Кенеман. - М.: Просвещение, 1983г. – 206с.
  17. Воинкова Т.Е. Ресурсный центр как инновационная модель развития детской школы искусств / Т.Е.Воинкова, Е.Е. Трофимова // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2012. - №3.- стр.34-36.
  18. Волков Н. Процесс изобразительного творчества и проблема обратных связей.// Психология художественного творчества: Хрестоматия.- Минск: Харвест, 1999. – 283с.
  19. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. СПб.Союз 1997.- 91 стр.
  20. Гинтер С.М.К вопросу о сущности эстетического воспитания и формирования эстетического отношения к миру/С.М Гинтер// Известия Алтайского государственного университета. – 2012. - № 1-2(74). – стр. 234 – 236.
  21. Домогацкая И.Е. Школа искусств – назад в будущее? / И.Е.Домогацкая //Справочник руководителя учреждения культуры.- 2011. - №11.- стр.5-9.
  22. Екатеринская А.А. Музыкальная школа как культурный центр малых поселений: опыт преодоления проблем. / А.А.Екатеринская, С.П. Хабарова  // Справочник  руководителя учреждения культуры. – 2010. - №12. – стр.7-17.
  23. ЗаутороваЭ.В. Искусство и формирование нравственно ценностных ориентаций личности / Э.В. Зауторова // Искусство и образование. – 2008. - №2.- стр.68 – 73.
  24. Ильина И.М. Новые принципы работы школы искусств. / И.М.Ильина //Справочник руководителя учреждения культуры. – 2011. - №11. – стр.19-25.
  25. Иммануил Кант. Сочинения в шести томах. Том 5. — М., 1963.- 510с.
  26. Кабалевский Д.Б. Как рассказать детям о музыке? / Д. Б. Кабалевский. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Просвещение, 1989. - 191 с.
  27. Киященко Н.И., Лайзеров Н.Л., Абросимов Б.Н. Пути и средства эстетического воспитания/Н.И.Киященко, Н.Л.Лейзеров, Б.Н.Абросимов и др. - М.:Наука, 1989. - 192с.
  28. Коменский Я.А Мир чувственных вещей в картинах.//Сборник статей об искусстве. /Я.А.Коменский- М.: Просвещение,1976. – 155с.
  29. Кривцун О.А. Эстетика: Учебник./ О.А.Кривцун. - М.: Аспект Пресс, 2000.-434 с.
  30. Лифинцева Н.И.Развитие у ребёнка эстетического восприятия / Н.И.Лифинцева, О.А.Бычихина // Искусство и образование. – 2006.- №5. – стр.23-34.
  31. Лихачёв Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: Учеб. пособие по спецкурсу для пед. ин-тов / Б. Т. Лихачев.- М.: Просвещение ,1985.-175 с.
  32. Мейлах, Б.С. Художественное восприятие как научная проблема / Б.С. Мейлах // Художественное восприятие. М., 1971. – 181с.
  33. Мировая художественная культура: Словарь-справочник. /И.В.Алферова, Д.А.Балыкин, И.А.Биккулова . - Смоленск: Русич, 2002. - 560с.
  34. Назайкинский, Е.В. Звуковой мир музыки / Е.В. Назайкинский. М.: - Музыка,1988.  - 254 с.
  35. Новосёлова А.А. Дополнительное образование детей в отрасли культуры и искусства (детская школа искусств). / А.А.Новосёлова // Культура: экономика, управление, право. -2010. - №1. – стр.25 – 28.
  36. Общие вопросы эстетического воспитания в школе / под ред. действ. чл. АПН РСФСР Н.В. Шацкой. М.:– "Изд-во Академии педагог. наук РСФСР, 1955. – 180с.
  37. Павлова Е.Д. Искусство как средство эстетического воспитания и формирования художественного сознания учащихся / Е.Д.Павлова// Искусство и образование. – 2007. - №5. – стр.52 – 60.
  38. Разумный В.А. Эстетическое воспитание. Сущность, формы,  методы. – М.:Просвещение,1969. – 190с.
  39. Раппопорт С.Х. От художника к зрителю. Как построено и как функционирует произведение искусства./С.Х. Раппопорт.- М.: Просвещение,1978. – 237с.
  40. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт./Гл. ред. В.В.Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. – т.2. – 560с.
  41. Ротенберг Е.И Искусство Италии: средняя Италия в период высокого возрождения / Е. И. Ротенберг. - М. : Искусство, 1966. - 230 с.
  42. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов. М. Л., 1947. – 173с.
  43. Ушинский, К. Д.Избранные труды : в 4 кн. / К. Д. Ушинский; сост. Э. Д.Днепров.Кн.4:Человек как предмет воспитания.Опыт педагогической антропологии (продолжение). - М.: Дрофа, 2005. - 541 с.
  44. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Книга для учителя. /сост.Г.С.Лабковская -М.: Просвещение, 1983. 304 с.
  45. Халабузарь П. Методика музыкального воспитания/ П.Халабузарь, В.Попов, Н.Добровольская. - М.: Музыка, 1990 г.- 176с.
  46. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьников./ Якобсон- М.: Просвещение, 1966. – 290с.

Информация о работе Школа искусств как центр эстетического воспитания детей и подростков в городе