Шарф в технике «холодный» батик

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 19:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – роспись шарфа в технике «холодный батик».Цель, предмет и объект исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
•освоить основные приемы росписи ткани;
•создать композицию шарфа;
•изучить материал по истории возникновения и распространения росписи по ткани;
•углубить знания по декоративно-прикладному искусству.

Содержание

Введение……………………………………………………………….………………….……..3
Глава I. Краткие сведения из истории возникновения художественной
росписи ткани……………………………………………………………………………….…..5
1.1. История развития батика..………………………..………………….……..…..5
1.2. История распространения шелка. Свойства различных тканей.…………….. 6
Глава II. Практические основы в технологии холодного батика………………….........9
2.1. Особенности композиционного решения росписи шарфа…………..…...…....9
2.2. Описание процесса создания творческой работы………………………..…...13
Заключение……………………………………………………………………...………….….16
Список литературы…………………………………………………………………………...17

Вложенные файлы: 1 файл

2к.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

Создавая композицию платка или шарфа, надо учитывать, что при ношении его будут складывать. Поэтому все углы должны быть интересно оформлены.

Композиция – важнейший  организующий элемент художественного  произведения, представляющий собой  совокупность приемов, закономерностей, служащих для создания художественного произведения посредством компоновки его деталей в одно целое и придающих ему выразительность и гармоничность.

В значительной степени характер композиции определяется ритмом –  одним из важнейших художественных средств создания произведения декоративно-прикладного искусства.

Ритм – это закономерно чередование соизмеримых элементов рисунка, способствующее достижению ясности и выразительности композиции, четкости её восприятия.

Ритмическим движением имеют  постепенные переходы от малых форм к большим, от простых к сложным, от близких к дальним, от светлого тона к темному и т.п. Ритмическое движение всегда прерывно и распространяются на самые разные характеристики формы: размеры элементов, расстояния между ними, их наклоны и повороты, цвет или тональные отношения.

Ритмическое построение в  текстильном рисунке достигаются  различными приемами:

а) Симметричным построением рисунка. Симметрию следует понимать не только как зеркальное повторение рисунка относительно вертикальной или горизонтальной оси. Она может иметь и диагональное направление или свободный наклон [5, с.14]. Количество осей симметрии может превышать одну ось. При наличии нечетного количества осей композиция стягивается к центру и приобретает цельность. Совершенно не обязательно всегда четко обозначать ось симметрии при отделке изделия. Чаще она легко угадывается. Более того, чаще изделие выглядит лучше, если ось симметрии не обозначено четко, а лишь достраивается в сознании того, кто воспринимает предмет. В этом случае ощущение симметричности создается за счет зрительного равенства частей, на которые ось симметрии разделяет предмет [2,c.17]. Из всех возможных симметричных построений наиболее интересна обратная симметрия, когда мотив рисунка повторяется относительно оси симметрии в перевернутом на 180o изображении. Рисунок должен логически развиваться в соответствии с задуманным решением.

в) Свободным  распределением элементов композиции по всей плоскости украшаемой вещи. В этом случае элементы, расположенные  на противоположных краях изделия, уравновешены – они сходны по величине и общему силуэту. Это не исключает и таких решений, при которых рисунком может быть заполнен только один угол или одна сторона расписного платка, шарфа. Равновесие композиции в этом случае достигается цветовым решением.

Ритмически  организованный рисунок – основа композиции. На головном платке, например, может быть изображена одна ветка, свободно вписанная в квадрат или прямоугольник. В ней не повторяется ни один цветок, ни один лист, но отдельные группы, просветы фона между ними, сам характер изображения воспринимается как орнамент, так как они образуют ритмический повтор сходных между собою форм. Важное значение приобретают красивая и четкая прорисовка деталей, общего силуэта и применение живописных и графических разработок, обогащающих рисунок.

По схемам построения и характеру трактовки платка и шарфа композиционные решения  бывают двух видов: статичные и динамичные.

Статичные композиционные схемы чаще всего симметричны. Статичные  композиции передают состояние покоя и уравновешенности. Рисунок в основном располагается на прямоугольной сетке, все элементы лежат на вертикальных или горизонтальных осях, перпендикулярных или параллельных краям изделия, изобразительные элементы даны фронтально, они устойчивы, и место в их композиционной сетке четко определено.

В динамичных композициях  элементы узора располагаются по диагональным осям или свободно располагаются  на плоскости. В них ярче выраженно  движение, схемы более разнообразны, здесь возможно смелое нарушение  симметрии. Контур рисунка зачастую бывает смещен относительно цветового пятна, цветы и листья изображаются на энергично и упруго согнутых ветках. Цветовое решение в динамических композициях может быть более напряженным.

Основным принципом  оформления текстиля можно назвать принцип обобщённого решения изображения и отдельных его элементов. Шарф, платок или косынка, повязанные на голову, вокруг шеи или накинутые на плечи, ни своим композиционным решением, ни трактовкой рисунка не должны нарушать естественной округлости головы или плавных линий шеи и плеч, кроме того, ткань может собираться в складках, и рисунок зачастую не может сохраняться в своем первоначальном виде. Таким образом, увлечение передачи пространства противоречит задачам создания композиции на плоскости.

Колорит в декоративном текстильном изделии – неотъемлемая часть композиции. Цветом можно объединить отдельные элементы в единое целое и можно раздробить их так, что от тщательно продуманной композиции ничего не останется. Для того чтобы грамотно решать вопросы цветового решения, необходимо знать элементарные законы сочетания цветов и влияние цветов и их сочетаний на человека, его эмоциональное состояние [8, с. 12].

При подборе  цветов важна не только цветовая гамма, но и степень светлоты, в которой  взят тот или иной цветовой тон, что зачастую определяет его звучание в данной композиции. От степени насыщенности красок зависит колористическое решение изделия в целом. Нужно знать, что каждый вид материала требует своей степени насыщенности красок. Например, для выполнения рисунка на крепдешине взяли группу ярких насыщенных красок, но в готовой вещи оказалось, что каждый цвет звучит слишком самостоятельно, и единой цветовой гаммы не получилось. Те же краски, использованные для выполнения того же рисунка на шифоне или капроне, дали совсем другой эффект: изделие получилось гармоничным, мягко и спокойно решенным в цвете. Дело в том, что шифон или капрон более прозрачны, чем крепдешин, и поэтому в шифоновом платке все цвета стали менее плотными, то есть менее насыщенными и в некоторых случаях более светлыми. Произошло уравнивание цветов по насыщенности и по светлоте – цвета стали менее контрастировать друг с другом.

Колорит текстильного изделия определяется совокупностью применяемых цветов, гармоничности или сочетаний. В зависимости от преобладания тех или иных цветов колорит может быть темным или светлым, холодным или теплым, он может строиться на сочетание больших плоскостей насыщенных цветов или на тонких тональных сочетаниях, может быть спокойным или напряженным. Однако, прежде всего колорит характеризуется преобладающем в нем цветом – синий или желтый, фиолетовый или зеленый и т.д.

Колорит – одно из средств создания определенного  образа, настроения произведения. Не случайно, рассматривая произведения текстильного искусства, употребляют такие эпитеты, как солнечный, весенний, сдержанный, радостный, мрачный и пр. Они рождаются в результате зрительного и эмоционального ощущения, возникающего при первом знакомстве с вещью. Основу этого ощущения составляет глубокая внутренняя связь, существующая во всяком законченном художественном произведении между общим композиционном замыслом, орнаментальным ритмом и колористическим решением. Но только обладаю богатым опытом в создании художественных произведений , знаниями закономерностей взаимоотношения цветов, можно проанализировать зрительные ощущения.

Очень важно, чтобы  шарф  взаимодействовал с костюмом выполнял роль связующего звена или контраста. В рисунке современных шарфов ярко выражена такая особенность, как несовпадение композиционного центра с геометрическим. Связано это с изменением роли шарфа в общей композиции костюма: шарф, не зависящий конструктивно от основной одежды, может нести большой эмоциональный заряд, существенно дополняя и обогащая костюм [6,c.53].

 

  1. Описание процесса создания творческой работы

Прежде чем  приступать к росписи ткани, нужно сначала создать проект шарфа, то есть нарисовать задуманную композицию на бумаге и определить в какой технике батика будет сделана работа.

Существует  три основных способа росписи  ткани: горячий батик, холодный батик  и свободная роспись [6,c.89]. Техника с применением расплавленного воска в качестве резервирующего состава называется горячим батиком. Техника свободной росписи, как следует из названия, свободна от резервирования. Холодный батик основан на применении резервирующего состава, в основе которого находится резиновый клей.

План  работы

Первым этапом работы является разработка эскизов  и поиск композиции. Создавая композицию платка или шарфа, надо учитывать, что  при ношении его будут складывать. Поэтому все углы должны быть красиво  оформлены. Для росписи шарфа мы выбрали симметричное построение рисунка, на тему городской пейзаж в мотиве средневековой гравюры. Но прежде, мы рассмотрели живописные работы городского пейзажа и историю средневекового стиля в теоритическом и иллюстративном плане.

Основой для создания композиционного решения шарфа являются исследования оригинальных произведений. Был рассмотрен иллюстративный материал таких художников как Светлана Рыбалко, Линда Клявина, Виктория Кравченко, Ольга Бурова, Ирина Лысенко, Светлана Зубарева, Анна Семенова, Василий Ярмин и др.

Следующим этапом является выбор ткани. Художественная роспись лучше всего смотрится  на шелке (крепдешине, креп-шифоне, туале). На шелке роспись смотрится ярче, краски хорошо растекаются, поверхность натурального шелка слегка поблескивает, что само по себе уже красиво. Затем нужно подготовить ткань, постирать её, чтобы с материала удалилась аппретура – это специальный состав из крахмала, масла, жира и других веществ, придающих ткани товарный вид.

Высушив ткань, мы приступаем к натягиванию её на подрамник. Прикреплять ткань надо так, чтобы материал не образовывал волнистых фактур, для этого необходимо использовать больше кнопок, тогда она ровнее натянется. Натягивая ткань, надо следить за параллельностью краев подрамника и переплетение ткани, так, чтобы она не перекосилась.

Следующим этапом работы будет перевод рисунка  на ткань. Переводить рисунок можно мягким, хорошо заточенным карандашом или специальным, предназначенным именно для ткани. Линия на ткани должна быть четкой и ровной, без ошибок, так как стирать ластиком по материалу крайне не желательно.

Следующим этапом будет нанесение резервирующего состава, который обеспечит контуры, за которые краска не будет растекаться. Резерв наносится с помощью стеклянной трубочки с загнутым тонким концом и резервуаром в средней её части. Резервуар представляет собой шаровидное утолщение и служит для запаса резервирующего состава. Трубочка должна иметь тонкие стенки, так как от этого зависит толщина резервирующей линии [1,с.44].

После набора резерва в трубочку ее нужно обтереть сухой тряпкой. Вести линию надо равномерно, иначе, при быстром движении ткань насквозь может не пропитаться составом или наоборот, могут образоваться капли, в местах замедленного движения. Сушить резервирующую линию следует сушить не менее трёх часов. По окончании работы необходимо промыть трубочку в бензине.

Затем следует  выбрать краски. Мы посчитали, что  для росписи шарфа лучше всего  подойдут акриловые краски по ткани. Краски можно применять как для  свободной росписи, так и для оформления ткани методом резервирования (холодного батика). Чтобы закрепить краски достаточно прогладить ткань через бумагу горячим утюгом.

Следующим этапом мы приступаем к росписи шарфа. Шарф выполнен в смешанной технике, сочетание  «классического батика» и «свободной росписи» с добавлением некоторых эффектов. Когда резерв наведен на ткань, наступает самый захватывающий процесс – художественная роспись. Смочить всю ткань водой. Краски перед применением следует хорошо перемешать. Прежде чем наносить краски на свою работу, желательно попробовать сначала на палитре, а только потом переносить на ткань, исправить неправильно взятый оттенок сложно, а иногда и невозможно. Краску нужно наносить на ткань, не доводя до края резервирующего контура.

По окончании работы, необходимо выждать 24 часа, после чего снять с рамы и закрепить краски горячим утюгом с изнаночной стороны через слой бумаги в течение не менее 5 минут при температуре соответствующей типу ткани, без пара.

 

Заключение

Подводя итог курсовой работы, мы считаем, что поставленная цель достигнута. То есть в ходе нашей курсовой работы был изучен материал по истории возникновения и распространения искусства батик, а так же во второй главе дается основные сведения о техники «холодный батик», рекомендации по композиции и по выбору колорита при оформлении текстильных изделий, различные приемы композиции шарфа.

Мы считаем, что поставленные задачи решены, и наша работа в полной мере демонстрирует и передает внутреннюю энергетику и безграничные возможности, заложенные в технике холодного батика. В процессе творческой работы мы расширили наше представление о технике холодного батика и его приемах.

Осваивая приемы работы холодного батика, необходимо в полную силу проявить чувство цвета, знание законов цветоведения, общую художественную культуру и знание технологии художественной росписи ткани.

В нашем исследовании был изучен теоретический и иллюстративный материал по декоративной композиции и технологии холодного батика. Материал по описанию этапов нашей творческой работы поможет в дальнейшем познакомиться с особенностями построения композиции шарфа в данной технике, данную работу можно использовать в качестве рекомендации по выполнению творческого задания, на уроках декоративно – прикладного искусства. Наша работа может служить украшением женского гардероба. Собранный иллюстративный материал может служить пособием на занятиях декоративно–прикладного искусства.

 

Список литературы

  1. Аллахвердова Е.Э. Батик. Глина. Дерево. – М.,2004.- 186 с.
  2. Алферов Л.Г. технологии росписи.- Ростов н/Д.,2000.- 161 с.
  3. Андреева И. пространство платка //Крестьянка. – 1998 – №8.- С.13
  4. Басова Т. Шарф-модельер //Крестьянка. – 1999. – №7.- C.9
  5. Гильман Р.А. Художественная роспись ткани. – М.,2003.- 168 c.
  6. Давыдова Ю. Роспись по шелку. Платки, панно, палантины в технике «батик». – Ростов н/Д.,2005.- 218 c.
  7. Давыдов С. Авторский батик. – М.,1997.- 183с
  8. Живописные платки //Крестьянка. – 2002 – №4.- С.34
  9. Масалова Е.В. Батик в интерьере. – Ростов н/Д., 2006.- 187 с.
  10. Синеглазова М.О. Распишем ткань сами. – М., 2000.- 163 с.
  11. Траудэл Х. Ткань, краска. – М., 2004.- 234 с.
  12. Шугаев В.М. Орнамент на ткани. – М.,1969.- 129 c.
  13. Янбухтина А.Г. Декоративно-прикладное искусство. – Уфа, 2006.- 86 с.
  14. Роспись по шелку. Режим доступа: http://www.kohphangan/com/batik/gallery/ index/html (7.12.12)
  15. Прикладное искусство «Батик». Режим доступа: http://www.e-park/com/ batik/html (7.12.12)
  16. Виды росписи шарфа. Режим доступа: http://www.uganda/co/ug/batik/html (7.12.12)

Информация о работе Шарф в технике «холодный» батик