Художественное вырезание из бумаги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2013 в 18:44, курсовая работа

Краткое описание

Художественное вырезание из бумаги – традиционный для многих народов вид искусства. Его появление связано с изобретением бумаги в Китае во II в. н.э. В те далекие времена бумага стоила немалых денег, поэтому искусство художественной вырезки было доступно немногим. Им занимались в императорских дворцах и домах придворной знати. Позднее, в XIII–XVII вв., вырезание из бумаги получило широкое распространение и среди простолюдинов. Из Китая искусство вырезания из бумаги распространилось по всему миру, дополняясь традициями той или иной страны, в которой оно получило свое развитие.

Вложенные файлы: 1 файл

ГЛАВА 1.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

ГЛАВА 1

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ  И РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО  ВЫРЕЗАНИЯ ИЗ БУМАГИ.

 

    1. . Художественное вырезание из бумаги как вид искусства

Художественное  вырезание из бумаги – традиционный для многих народов вид искусства. Его появление связано с изобретением бумаги в Китае во II в. н.э. В те далекие времена бумага стоила немалых денег, поэтому искусство художественной вырезки было доступно немногим. Им занимались в императорских дворцах и домах придворной знати. Позднее, в XIII–XVII вв., вырезание из бумаги получило широкое распространение и среди простолюдинов. Из Китая искусство вырезания из бумаги распространилось по всему миру, дополняясь традициями той или иной страны, в которой оно получило свое развитие.

Китайский театр  теней является старинным народным искусством этой страны. Он появился еще при династии Тан  (618-907 годы), в 960-1279 годы достиг полного расцвета и распространился по всему Китаю. Фигурки в китайском театре теней вначале вырезались из бумаги, а позже из конской, коровьей и ослиной кожи. «Сценой» теневого театра служит экран — прямоугольная деревянная рама, обтянутая белой материей, за которой актеры поют и управляют фигурками-персонажами с помощью бамбуковьгх палочек. Свет направляется на экран, на котором отражаются очень выразительнне фигурки-персонажи, наделенные и романтикой, и комизмом.

Исполняемые актерами арии связаны с народными  песнями, мелодиями, музыкальными драмами. Китайский театр теней популярен и почитаем и в современном Китае. Техника изготовления «героев» в нем не меняется тысячелетиями.

В древности  в Китае часто вырезали из бумаги изображения разных предметов или фигурки людей и клали их в гроб вместе с телом покойного или сжигали на похоронах. Считалось, что такие изображения, вырезанные из бумаги, обладают символическим значением. Кроме того, эти оригинальные узоры использовали в качестве украшений жертвенных даров богам.

В современном  Китае, как и тысячи лет назад, бумажные вырезные картинки — неизменный атрибут не только украшения интерьера, но и разных государственных и бытовых праздников. Вырезка из цветной бумаги — традиционньга и популярнмй в Китае вид искусства.

Фигурки восточного театра теней, известното с давних времен в Китае, Японии, Тайланде, Индии, на Яве, прослеживаются до XI века. Существует предположение, что теневые фигуры использовались в Египте с XIII века.

В Оттоманской империи театр теней был привычной формой массового развлечения и оттуда распространился Грецию, на Балканы, на Ближний Восток, в Северную Африку.

Длительная  история существования и развития искусства вырезания из бумаги в Китае обусловила формирование нескольких направлений. Это «чуан-хуа» или «оконные узоры», «си-хуа» или праздничные украшения, трафареты, образцы для вишывок, ритуальные предметы, символы-благопожелания на разные случаи жизии и т.д.

Наибольшей  популярностью пользуются «оконные узоры». Яркие, красоч-ные, они украшают окно, а ночью, при свете, делают его  похожим на силуэт-ную ширму. Эти, так называемые оконные цветы («чуанхуа») изготовлялись искусными руками женщин в течение зимы. Традиционными темами для вырезок служили цветы, животные, птицы, благопожелательные узоры, образы легендарных персонажей и театральные сцены.

Праздничными  вырезками украшают окна домов, потолки, стены и двери, их наклеивают на фонари, веера, посуду, кладут в упаковку для подарков и, наконец, вырезки готовят для театра теней.

Обычай наклеивать на окна и внутренние стены изображения  божеств, героев народных легеенд берет  свое начало с древних времен. Подобные изображения не только украшали жилища, но ииграли роль оберегов — защитников человека и домашнего очага.

Мастера используют в основном старые, традиционные формы  круга, квадрата, овала, двойной китайской тыквы, веера, свитка и т.п., которые прида-ют вырезкам законченный вид и четкость. По форме их можно разделить на пять видов. Вырезки первого вида обычно изображают людей, цветы, птиц и животных, второго — различные события из жизни людей, третьего — крупных животных и птиц, четвертого и пятого — чаще всего гирлянды цветов и плодов.

Особенно часто народные мастера вырезают рыбок. Изображение одной рыбки означает пожелание богатства, двух, плывущих вниз,— единства и гармонии, рыбки, плывущей вверх, — успехов в учении и работе. Накануне свадьбы на окна домов жениха и невесты наклеивают изображение пары уточек или птичек белоголовок — символы семейного счастья.

Характер  искусства вырезных рисунков с течением времени значительно изменился, вобрав в себя принципы классической живописи и каллиграфии. Художники  стали копировать в бумажных вырезках шедевры бумажной и жанровой живописи: картины воспроизводились с каллиграфическими надписями и даже с изоьражением печатных оттисков. Некоторым умельцам удавалось достичь такого уровня мастерства, что их работы воспринимались окружающими как картины, написанные тушью.

На выбор  рисунка для вырезания влияют региональные традиции того или иного  края. Например, в северных районах  Китая мастера отдают предпочтение сценам из повседневной жизни и традиционным литературным персонажам, при этом рисунки просты в своем исполнении. А вот на юге Китая пристрастны к природным мотивам – животным, цветам и пейзажам, которые отличаются сложностью изобразительного решения.

Китайские вырезки  бывают одно- и многоцветными. Наиболее распространенным цветом является красный как символ богатства и счастья. Многоцветные вырезки делают сначала из белой бумаги, а затем раскрашивают от руки; они чрезвычайно декоративны, так как построены на ярких сочетаниях красного, зеленого и синего цветов.

Искусство вырезания  из бумаги настолько популярно в Китае, что ни один праздник не проходит без бумажных украшений и соревнования опытных вырезальщиков. Это искусство, которым на досуге занимались обычно крестьянки, передавалось в семье из поколения в поколение. Умение вырезать узоры из бумаги служило своеобразным зкзаменом для девушки-невесты.

За последние  годы тематика вырезок из бумаги обогатилась  новьми сюжетами, отражающими современную  жизнь китайското народа. Таким образом,  вырезка из бумаги окончательно вышла  за рамки исключительно декоративно-прикладного искусства, став в один ряд с гравюрой, лубком и живописью.

Вырезки из бумаги популярны во многих странах мира, особенно распространился этот вид  искусства в Корее, Индонезии  и Японии.

Книги с вырезными буквами и узорами на полях известны в Западной Европе и Турции с XVI века. В Турции XVI - XVII веков существовали гильдии художников, работающих по вырезке. Некоторые из этих работ сохранились в музейных архивах. Европейцы привозили такие произведения домой.

Европейские монахи вырезали маленькие изображения  
Иисуса, Девы Марии, святых, библейские сюжеты, которые были окружены сложным орнаментом и помещались в молитвенники как закладки. С XVII века традиция вырезания развилась в Голландии, силуэты выполнялись в формах модного художественного выражения. Большинство европейских вырезок отражают влияние и мусульманских стран, и Запада. 

В Германии самые  известные .ранние бумажные вырезки  
были сделаны в монастырях в ХVI-ХVII веках. Вырезки в виде кружевных розеток там начали делать в XVII веке. Часто они изображали людей, растения, животных, пейзажи. 

Один из первых сохранившихся образцов вырезания  изображений на пергаменте или бумаге — покров на чашу для причастия  из монастыря Тегернзее в Германии. Неизвестный мастер позолотил пергамент  для покрова и вырезал изображение «Страстен Господних»: сердце, раны и орудия пыток, на рамке — латинский гимн готическим шрифтом, а чтобы все это можно было прочесть и рассмотреть, сделал подложку из красной ткани.

В XVI веке технику резьбы начали применять достаточно широко. Сохранилось семь книг, выполненных подобным способом,—так называемые «нематериальные» книги или «кружевные» Библии, появившиеся  на рубеже XVI – XVII веков,  в которых вырезаны (прорезаны насквозь) и текст, и заставки, и иллюстрации. Старейшая из них находится в Бельгии. В Государственном историческом музее есть только одно подобное произведение «Святая Барбара» (размер 12,5x8 см), тогда как, например, в голландских музеях хранятся сотни таких «кружевных» изображений святых. Наибольший интерес представляет лист с сюжетом «Христос во гробе», созданный на высоком художественном и профессиональном уровне. Это довольно большое для прорези произведение (размер 48x29,7 см).

Автор усовершенствовал европейскую традицию, создав изображение  тремя способами: тиснением, сквозной резьбой и проколами. Основной «рисунок» сделан с тыльной стороны листа: это тиснение, создающее мягкий рельеф и объемы обнаженного тела, а также сквозная резьба фона с цветами, стволами и ветками деревьев. С лицевой стороны нанесены проколы и тиснение, идущие по складкам одежд, и прорези на изображениях ртов персонажей и ран Христа. Под ажурные участки изображения подложены пластинки цветной фольги.

В Дании силуэтные  картинки были очень распространены с XVIII века. Многие датские вырезки, замечательные исключительно тонкой работой, высоко оценивались любителями искусства и хорошо раскупались. По свидетельствам современников, Х.-К. Андерсен любил и хорошо умел делать вырезки из бумаги. Он вырезал цветы, замки, фигурки баылерин и многое другое.

В XIX веке в Швейцарии высоко ценились работи на соответствующие мотивы: альпийские виды, народные праздники. Художник Якоб Хаусвирд создавал сложние вырезки в духе крестьянских декораций, стремясь возродить умирающее народное искусство.

В США народные вырезки отражали традиции, принесенные эмигрантами. По духу они близки к немецким, но включают в  себя изображения американского флага, орлов.

В Чили, Перу и  Мексике из бумаги было принято вырезать шторы и праздничные флажки, в Австралии и Португалии — разнообразные трафареты для набивки тканей, в Персии и Турции — фигурки для театра теней.

В XIII веке ажурнне украшения из бумаги появляются в Иране, в XV веке через Турцию попадают в Италию.

В XVIII веке искусство вырезания из бумаги было завезено во Францию и здесь получило название «силуэт», по имени Этьена де Силузта — королев-ского контролера над финансами при дворе Людовика XV, увлекающегося на досуге вырезанием маленьких фигур из черной бумаги.

В узком смьгсле  силуэт — нарисованное либо вырезанное из бумаги и на-клеенное на фон изображение, которое образует сплошное, ограниченное контуром темное или светлое пятно на контрастном фоне. Излюбленные жанры — профильные портреты, бытовые сценки, иллюстрации, натюрморты и т.п.

Художественннй  язык силуэта предельно прост и лаконичен. Нужно только отбросить в сторону все лишнее и второстепенное, сосредоточивая внимание на самом главном и существенном. В зтой недосказанности и заключается большая притягательная сила силуэта.

Относительная простота и оригинальность техники силуэта привлекли к себе внимание художников — профессионалов и любителей. Возникла своеобразная мода на силуэтные портреты. Портреты, чаще одиночные, реже групповые, украшали стены жилых комнат и альбомы светских дам.

Вскоре эта  мода пересекла границы многих европейских стран. Первые мастера-силуэтисты в России были иностранцами: француз Ф.-Г.Сидо и немец И.-Ф.Антинг. Оба они работали в Петербурге в конце XVIII века. Силуэтные работы, выполненные Сидо, стали широко известны. Одно из собраний работ Сидо принадлежало Эрмитажу. Знаменитый двухтомник и сейчас хранится в Русском отделе Эрмитажа. Более чем за 200 лет они не потеряли своего обаяния. Ф.-Г.Сидо работал в Петербурге в 1782-1784 годы. В течение этих двух лет он выполнил силуэты не только императрицы Екатеринн II, но и всего царского двора.

Работу Сидо продолжил (в 1784-1805 годы) И.-Ф. Антинг, который более  известен как адъютант и биограф  А. В. Суворова. Силуэты Антинга, выполнены  от руки тушью и пером.

1782 год можно считать годом рождения классического российского силуэта. Искусство Ф. –Г. Сидо и И. –Ф. Антинга, вошедшее в моду во Франции при Людовике XV, нашло много последователей и в среде петербургского общества.

Вырезкой силуэтов занимался в 1782-1783 годы придворный фаворит А.Д.Ланской. Он выполнил силуэт Екатерины II,  с которого должно было чеканиться изображение императрицы на серебряных рублях 1783 года. Силуэтами занималась первая жена Г. Р. Державина. Представленные в музеях силуэты неизвестных авторов, изображающие людей, имеют очень тонкое тиснение «с изнанки», воспроизводящее детали лиц, одежды и причесок.

Классический  силуэт, хоть и был весьма популярен в России, не стал традиционньм искусством и практически пропал с возникновением фотографии.

При изготовлении силуэтов применялась и некоторая механизация. В 1899 году в Петербурге был издан двухтомник «Двор императрицы Екатеринны II, ея сотрудники и приближенные. 189 силуэтов». По гравированному библиотечному ярлыку на внутренней стороне переплетов определили, что кноги пренадлежали графу Разумовскому. Часть портретов вырезана из черной бумаги и вклеена в гравированные рамки, другие отпечатаны с деревянных досок.

В XVIII веке портретные силуэты выполняли следующим образом: к обычному креслу с помощью специальных кронштейнов крепили створки ширмы с прикрепленным листом  бумаги. Человек садился в кресло, с противоположной стороны в некотором отдалении на высоком столике ставили свечу. Художник вставал с другой стороны ширмы и очерчивал карандашом отчетливый профиль. Этот контур заливался тушью, и силуэтный портрет в натуральную величину был готов. Затем его уменьшали и изготавливали копии на бумаге или ткани.

В XIX веке Ф. П.Толстой, бывший на протяжении многих лет бессменным вице-президентом Российской Академии художеств, ввел в силуэт батальный жанр. Толстой в своих работах использовал не только черную, но и позолоченную, белую, желтую, черно-лиловую бумагу, применял различный фон — синий, голубой, серый — или окрашивал бумагу в необходимьш цвет. Для передачи листвы деревьев делал прорези и проколы.

Информация о работе Художественное вырезание из бумаги