Художественная культура эпохи возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 19:58, реферат

Краткое описание

Северное Возрождение - культура XV - XVI столетий в европейских странах, лежащих севернее Италии. Главными очагами Северного Возрождения были Нидерланды, Германия, Франция. В отличие от Италии, памятников античной эпохи здесь практически не сохранилось, и влияние античной культуры было незначительным. Искусство Нидерландов, Германии, Франции развивалось как прямое продолжение готики. Но малознакомая с античной традицией Северная Европа, тем не менее, подпала под обаяние Итальянского Возрождения. По всей Европе распространялись гуманистические идеи, усилилась притягательность итальянского искусства.
Литература. Крупнейшей фигурой Северного Возрождения стал Эразм Роттердамский - нидерландский философ и писатель, всеобщее признание которому принесла его «Похвала Глупости» - сочинение, написанное на латыни в форме хвалебной речи, произносимой госпожой Глупостью самой себе.

Вложенные файлы: 1 файл

ИСКУССТВО СЕВЕРНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ.docx

— 18.70 Кб (Скачать файл)

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ  КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

Северное Возрождение - культура XV - XVI столетий в европейских  странах, лежащих севернее Италии. Главными очагами Северного Возрождения были Нидерланды, Германия, Франция. В отличие от Италии, памятников античной эпохи здесь практически не сохранилось, и влияние античной культуры было незначительным. Искусство Нидерландов, Германии, Франции развивалось как прямое продолжение готики. Но малознакомая с античной традицией Северная Европа, тем не менее, подпала под обаяние Итальянского Возрождения. По всей Европе распространялись гуманистические идеи, усилилась притягательность итальянского искусства.

Литература. Крупнейшей фигурой Северного Возрождения стал Эразм Роттердамский - нидерландский философ и писатель, всеобщее признание которому принесла его «Похвала Глупости» - сочинение, написанное на латыни в форме хвалебной речи, произносимой госпожой Глупостью самой себе. В нем высмеивались человеческие слабости и пороки, которые, по мнению автора, тем опаснее, чем более высокое общественное положение занимает человек.

 
Сатирические  диалоги, памфлеты и комические новеллы стали ведущими жанрами в Германии («Письма темных людей», «Диалоги» У. фон Гуттена, «Фацетии» Г. Бабеля и др.). Подавляющая их часть была написана на латинском языке, что делало эти произведения недоступными для массового читателя. В то же время во Франции широкое распространение получила литература на национальном языке. Французские авторы видели свою цель в том, чтобы поднять французский язык на один уровень с латынью и греческим. Формирование французского литературного языка стало одновременно и отражением набирающего силу процесса централизации страны, стремления ис-пользовать для этого единый национальный язык. 
Национальным пафосом проникнуты произведения французских поэтов Жоашена Дю Белле («Защита и прославление французского языка», Пьера де Ронсара («Плеяды»). Народность и гуманизм стали отличительными чертами творчества Франсуа Рабле. В основу его сатирического романа «Гаргантюа и Пантагрюэль» легли распространенные во Франции истории о великанах, но привычные всем образы Рабле использовал для пропаганды гуманистических идеалов своего времени.

 

 В результате родился своеобразный стиль Северного Возрождения, где итальянские влияния сочетались с самобытными готическими традициями. 
Большое влияние на искусство Северного Возрождения оказало и реформационное движение. Реформация, отвергнувшая учение о спасающей роли церкви, отвергла в какой-то степени и искусство. Интерьеры протестантских церквей стали нарочито просты и не шли ни в какое сравнение с богатством и роскошью католических соборов. Ограничив сферы приложения искусства в рамках церкви, реформация способствовала его «развороту» к повседневной жизни.

 А в этой жизни  ведущая роль принадлежала новому  социальному слою - бюргерству, вкусы которого предопределили сюжеты и характер изображений Северного Возрождения.

 
В живописи Северного  Возрождения нет присущего итальянским  мастерам преклонения перед возможностями  человека, ощущения его титанизма. Оно поэтизировало «среднего» человека и бюргерские ценности, среди которых не последнее место занимали смирение и благочестие. Художников Северного Возрождения отличало пристальное внимание к миру вещей, окружающих человека в его повседневной жизни. Они скрупулезно передавали мельчайшие детали быта и обстановки, отчего вещи на их картинах казались одухотворенными. Интерес к жизни часто приводил их к изображению нарочито грубого, иногда даже безобразного и уродливого.

 
Любовь к деталям привела к тому, что внимание мастеров Северного Возрождения стало рассеиваться: на их картинах нет четкого центра композиции, главных фигур, какую-нибудь сценку на дальнем плане можно рассматривать как самостоятельный сюжет. Наконец, сложился такой тип композиции, где вообще не существовало центра, пространство картины заполнялось многими равноправными между собой сценами и группами.

 
Наиболее ярко черты Северного Возрождения проявились в Нидерландах, в творчестве Яна ван Эйка, Рогира ван дер Вейдена, Иеронима Босха, Питера Брейгеля Старшего, в Германии - Альбрехта Дюрера, Лукаса Кранаха Старшего, Ганса Гольбейна Младшего, во Франции - Жана Клуэ.

 
Перед тем, как  перейти к живописи Северного  Возрождения, необходимо остановиться на открытии Яна ван Эйка, давшем толчок бурному распространению техники масляной живописи по Европе. Дело в том, что Яна ван Эйка долгое время считали изобретателем масляных. красок. Это не совсем так. 
Красящие составы на основе растительных масел были известны еще в ХII в., но популярностью не пользовались: они долго сохли, часто блекли и растрескивались. Многие художники стремились улучшить старинные рецепты. Лишь Ван Эйк, где-то около 1410 г., нашел ту магическую формулу, которая делала краски быстросохнущими, позволяла живописцу наносить их плотными или прозрачными слоями, не опасаясь смешения. Теперь их можно было бесконечно варьировать по цвету, добиваясь невиданных ранее оттенков. И самое главное — тонкая масляная пленка наподобие линзы одновременно и отражала падающий свет, и вбирала его в себя, создавая тот самый эффект внутреннего сияния картины.


Информация о работе Художественная культура эпохи возрождения