Хозяйство, быт, одежда в Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 11:51, контрольная работа

Краткое описание

Древняя Греция играет большую роль в истории человечества. Именно здесь, в восточной части Средиземноморья, несколько тысяч лет назад зародилась европейская цивилизация. Античную Грецию характеризует высокое развитие всех сторон существования общества – социальной, экономической, политической и культурной жизни. И эти удивительные достижения античного мира во многом определили ход всей истории человечества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Быт древних греков …………………………………………………….6 1.1Древнегреческая кухня.………………………..……....……………............6
1.2 Греческий костюм ……….……………………………………………….10 1.3 Общий вид греческих домов и их убранство………………………………15
Заключение……………………………………………………………...............19
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Хозяйство Древней Греции.docx

— 42.33 Кб (Скачать файл)

Для своей одежды греки  использовали мягкие, эластичные, прекрасно  драпирующиеся ткани.

Ткани ткали ручным способом на вертикальном станке шириной до двух метров. Искусство ткачества  ценилось очень высоко. Согласно мифологии  все богини Олимпа и другие героини  были искусными ткачихами, состязались  между собой в этом ремесле.

Волокнистый состав греческих  тканей — шерсть или лен. К хлопку греки отнеслись с удивлением, увидев его впервые в Индии во время похода Александра Македонского: они называли его «шерстью дерева», Основной интерес греков привлекала не конструктивная, а живописно-пластическая сторона костюма. Ткани с рисунком, распространенные в период греческой архаики, в классический период (V — IV вв. до н. э.) были вытеснены одноцветными синими, красными, пурпурными, зелеными, желтыми, коричневыми и особенно белыми тканями. Черный цвет не использовался в греческом костюме. Траурные цвета — серый и коричневый.

Одноцветные ткани украшались каймой вышивки, аппликации или раскраски. Узоры орнамента связаны с  природой, носят стилизованный геометрический или растительный характер, Это — меандр, критская волна, пальметта. Орнамент ритмичен, раппорт строится по горизонтали. В сочетании с вертикальным направлением линий драпировки это делает складки особенно четкими и выразительными, подчеркивает красоту и пластику движений.

Мужской костюм

Мужская одежда состояла из двух частей: хитона и гиматия. В соответствии с нашими представлениями хитон был нижней одеждой. Чаще всего его изготовляли из куска шерстяной или льняной ткани, сложенной по вертикали вдоль левого бока туловища и скрепленной на плечах двумя пряжками — фибулами. Хитон могли сшивать по боку или оставлять с одной стороны открытым. Длина хитона могла быть различной, но чаще всего доходила до коленей. По талии завязывали пояс, образуя напуск.

Самой распространенной верхней  одеждой был гиматий — прямоугольный кусок шерстяной ткани размером 1.7x4 м, драпировавшийся вокруг фигуры различными способами. Один из применяемых способов драпировки был такой: «один конец ткани, слегка задрапированный или заложенный в складки, спускали с левого плеча на грудь. Оставшуюся ткань располагали на спине и пропускали под правую руку, оставляя руку свободной, и, уложив ткань красивыми складками, перебрасывали через левое плечо на спину» (Мерцалова М. Н. История костюма.М.,1972, с.12). Чтобы ткань не соскальзывала, сзади зашивали груз — кусочки свинца. При драпировке гиматия другими способами могли быть закрыты обе руки или одна правая рука (рис. 3).

В Спарте шерстяной гиматий  носили прямо на теле без хитона.

Еще одним видом плаща  была хламида — прямоугольный кусок плотной шерстяной ткани, который набрасывали на плечи и скрепляли на одном плече или на груди фибулой. Военачальники носили хламиды пурпурного цвета.

Одежда ремесленников  и рабов обычно состояла из грубого  шерстяного хитона или набедренной  повязки.

Обувь греков повторяла форму  ступни; изготовлялась на пробковой  или веревочной подошве, с ремешками, переплетавшимися на икрах. Так же как  и в других странах древнего мира, носила ее только знать. Декоративное значение сандалий в костюме повышалось благодаря использованию цветной, золоченой кожи, украшенной металлическими бляшками и расшитой жемчугом.

Головные уборы носили в основном в непогоду или во время  путешествий. Круглая фетровая шляпа  с полями и низкой тульей — наиболее распространенный головной убор. Ее носили также на ремешке отброшенной за плечи.

В классический период мужчины  носили короткие волосы, круглую бородку  и усы. Юноши брили лицо, у них  были длинные завитые локоны, подхваченные обручем. Греки считали бороду достоинством мужчины. Скульпторы изображали великих  людей с молодым лицом, возраст  же подчеркивали бородой.

Женский костюм

Женская одежда, как и  мужская, состояла из хитона и гиматия, но была значительно красочнее и  разнообразнее.

Женский хитон представлял  по силуэту стройный вытянутый прямоугольник, в котором длина верхней части  относилась к нижней по принципу классического  «золотого сечения» (3:5).

Отличительной особенностью женского хитона раннего времени (хитона дорического) является отворот его  верхнего края, так называемый диплоидий. Он играл большую декоративную роль в костюме, украшался вышивкой, аппликацией, расписным орнаментом, мог выполняться из ткани другого цвета. Длина отворота могла быть различной: до груди, бедер, коленей. В зависимости от соотношения длины диплоидия и других частей хитона создавались определенные пропорции фигуры.

Так же, как и мужской, женский хитон скреплялся на плечах фибулами — пряжками и подпоясывался с напуском — колпосом. Более поздний ионический хитон из очень тонкой мягкой ткани обильно драпировался и опоясывался по талии, бедрам и крестообразно на груди. Благодаря большой его ширине создавалось подобие рукавов.

Спартанки носили хитон — пеплос; его правые боковые срезы оставляли несшитыми и украшали каймой из орнамента и драпировкой. В пеплос одеты знатные девушки Афин, изображенные в торжественной процессии на восточном фризе Парфенона греческим скульптором Фидием.

Верхней одеждой гречанок был гиматий, который драпировался различными способами. Женский гиматий  был меньше мужского, но гораздо  богаче орнаментирован.

В романе ученого-палеонтолога и писателя И. Ефремова «Таис Афинская»  имеется интересное описание цветового  решения костюма гречанки: «Тончайший ионийский хитон Наннион прикрыла синим, вышитым золотом химатионом с обычным бордюром из крючковидных стилизованных волн по нижнему краю. По восточной моде химатион гетеры был наброшен на ее правое плечо  и через спину подхвачен пряжкой  на левом боку. Таис была одета розовой  прозрачной, поставленной из Персии или  Индии тканью хитона, собранного в  мягкие складки и зашпиленного на плечах пятью серебряными булавками. Серыйхиматион с каймой из синих  нарциссов окутывал ее от пояса до щиколоток маленьких ног, одетых в сандалии с узкими посеребренными ремешками».

Обувь гречанок — сандалии различных форм, нарядные, из кожи ярких расцветок, украшенные золотом и серебром.

Головные уборы гречанки носили редко, прикрываясь в непогоду верхним краем гиматия или  хламиды. Танагрские статуэтки изображают девушек в круглых соломенных шляпах.

Прически гречанки делали из длинных и коротких волос. Греческий  узел сохранился и в наши дни. Это  расчесанные на прямой пробор волосы, завитые волнами, низко спущенные  на лоб (между бровями и волосами расстояние не больше ширины двух пальцев) и вдоль щек, сзади приподнятые  и уложенные узлом на затылке.

Короткие стрижки украшали обручем или лентой.

Украшениями к прическе были также сетки из золоченых шнуров, диадемы, шпильки, гребни.

Дополнениями к костюму  служили зонтик от солнца и веер в виде листа.

В античной Греции было высоко развито ювелирное искусство, представленное в женском костюме металлическим  литьем, филигранью, гравировкой. Это — серьги, ожерелья, интальи, камеи, пряжки, браслеты, перстни, диадемы из золота или серебра с драгоценными камнями и чеканным узором орнамента.

Костюм женщин бедных слоев  общества по силуэту и формам повторял костюм женщин знати, имел традиционные драпировки, но был меньшего объема, из дешевых тканей, без дорогих  декоративных украшений. Рабыни носили костюм своей родины.

Украшения. 

Благодаря многочисленным археологическим  раскопкам мы имеем довольно полное представление о драгоценных  и недрагоценных древнегреческих  украшениях. Тончайшая ювелирная  работа-диадемы, шпильки и сетки  для волос из золота, серьги, браслеты, ожерелья, застежки-фибулы, кольца из золота и сплава золота с серебром (ил. 80) - достигла в Древней Греции совершенства. Тонкие и изящные, они оттеняли женственную  красоту дочерей Эллады, облик  которых долгое время был идеалом  красоты для европейцев.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Общий вид  греческих домов и их убранство

Среди различных типов  греческих жилых домов можно  выделить несколько основных типов: пастадный, апсидальный, перистильный и мегаронный.

Апсидальный дом представляет собой в плане прямоугольник  с закругленной в виде апсиды торцовой стеной. Встречается в раннем эллинском  и доэллинском зодчестве (примерно до 4 в. до н.э.).

Для греческого традиционного  жилого дома характерна замкнутость: все  помещения обращены к внутреннему  дворику. Это так называемый пастадный  тип: жилые комнаты располагаются  с одной (северной) стороны. Пастада - крытый проход - была открыта в сторону  двора и имела перекрытие, поддерживаемое деревянными опорами. Двор был своеобразным световым колодцем, через который  освещались все помещения. Если в  доме был второй этаж, то там устраивали небольшие окна.

Дом делился на мужскую  и женскую половину. Главным помещением была мужская комната - андрон, предназначенная  для приема гостей и пиров -симпосиев. Другим важным центром была комната  с очагом - средоточие домашней жизни - ойкос. С ней сообщалась ванная комната (ванна в виде керамического кресла была углублена в землю) с духовым отоплением: горячий воздух из топки проходил под полом по трубам. Тут же находились кладовые, мастерские. Спальни и женские комнаты - гинекеум - размещались обычно на втором этаже.

Помимо отопления, дом  имел канализацию и водопровод.

Дальнейшее развитие греческого дома сохраняет планировочный принцип - помещения по-прежнему группируются вокруг открытого дворика, но пастада  заменяется перистилем - прямоугольным  двором, окруженным колоннадой со всех сторон. В центре двора находился  плоский бассейн, в который с  крыш стекала вода. Возле бассейна были глубокие закрытые цистерны для хранения запасов воды. Иногда со стороны улицы в домах стали устраивать магазины и лавки, даже сдавали их в наем.

Мегарон - буквально означает большое здание, большой зал - тип  здания, в том числе и жилища, сложившийся в эпоху эгейской культуры 3 и 2 вв. до н.э. Это прямоугольное (в плане) здание, состоящее из двух частей: зала и портика перед ним, огражденного с боков вынесенными  вперед концами здания (антами).

Посередине зала находился  очаг, крыша над ним имела отверстие. Залы могли быть разделены на части  столбами.

В древней Греции мегарон  стал характерным типом жилища. К  этому типу принадлежал и царский  дворец в Микенах, отличавшийся простотой. В центре дворца - парадное прямоугольное  помещение (12 х 13 м) с очагом в середине - мегарон. Четыре колонны поддерживают крышу с отверстием для дыма. Вокруг мегарона располагались коридоры, кладовые, ванные и жилые комнаты.

Планировка мегарона могла  быть применена и в обычном  жилище. Это могло быть небольшое  здание с двускатной крышей и входом по узкой стороне в виде портика  с двумя колоннами. План домов  был несимметричным, как уже говорилось, дом состоял из переднего помещения  и зала с очагом. Тесаные камни  стен штукатурили, перекрытия были деревянными.

В 11-9 вв. до н.э. фундаменты домов  делали из грубого камня, стены - из кирпича-сырца, частично с деревянным каркасом. Вход в дом по-прежнему был двухколонным портиком. Крыша  была двускатной с фронтонами на торцевых сторонах.

После распада державы  Александра Македонского (последняя  треть 4 в. до н.э.) появился тип богатого перестильного жилого дома с росписью по штукатурке.

Как уже говорилось, греческий  жилой дом различался в зависимости  от периода и богатства хозяина, но у него были и общие черты. Дом  разделялся на две части: андрон - мужская половина, и гинекеум - женская половина. Вход в дом открывался в вестибюль, по обе стороны от него были подсобные помещения. Вестибюль вел к открытому двору (ауле), окруженном с трех сторон колоннами, в середине которого стояла статуя Зевса, покровителя дома.

В больших домах обычно был второй двор, целиком окруженный колоннами. По сторонам двора находились комнаты для еды, сна и каморки  для рабов.

Андрон (от греческого андр - мужчина) - помещение для пиров, средняя часть пола несколько заглублялась и украшалась мозаикой. Повышенная часть предназначалась для лож, так как в те времена ели, возлежа на ложе, стульев еще не было (обычно лож было 9, по 2-3 человека на ложе), а взаглубленной устанавливались столики с угощением. Центр оставался свободным для танцовщиц.

На кресла и ложа было принято стелить ткань. Вообще, ткани  играли в античном интерьере не менее  важную роль, чем теперь. При помощи занавесей осуществлялось обособление  помещений, двери, как таковые, были большой редкостью. Узорчатые ткани  могли висеть вдоль стен свободно или в складку. Иногда их вешали в  несколько слоев, каждый из которых  имел свой цвет. Это немного напоминает теперешние тюлевые гардины - в таком  искаженном виде донесло до нас время  изначально великолепную идею. Для  драпировок в древней Греции применяли  шерсть и сукно, обычно ярких цветов, предпочтение отдавалось зеленому, шафрановому, золотому, оттенкам фиолетового. Стоит  задуматься над таким сочетанием. Величественное, спокойное, строгое, и  при этом никак не скучное, скорее смелое, - готовый рецепт цветового  решения современного интерьера (но лишь для непрозрачных материалов, какие и использовались в ту далекую  эпоху).

Информация о работе Хозяйство, быт, одежда в Древней Греции