Функциональний дизайн

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 20:52, реферат

Краткое описание

дизайн
Швеция, Норвегия, Финляндия и Дания долгое время сохраняли родовой строй и язычество, и весь тот долгий период скандинавы усваивали только то, что было им самим близко. И лишь в хх веке традиции в этом регионе начали соседствовать с поисками новых функциональных решений, в результате чего возникла философия дизайна

Вложенные файлы: 1 файл

Функциональный дизайн.doc

— 411.50 Кб (Скачать файл)

                                                                                                                                                              Функциональный дизайн 
Швеция, Норвегия, Финляндия и Дания долгое время сохраняли родовой строй и язычество, и весь тот долгий период скандинавы усваивали только то, что было им самим близко. И лишь в хх веке традиции в этом регионе начали соседствовать с поисками новых функциональных решений, в результате чего возникла философия дизайна (в сегодняшнем ее понимании). В 20-30-х годах прошлого столетия ручной и промышленный способы производства мебели практически сравнялись, и благодаря этой конкуренции возник тот стиль обстановки интерьера, который теперь и называют «скандинавским". Вскоре он распространился на детали — вплоть до столовых приборов и цветочных горшков. официально термин появился в популярной и специальной литературе с 1950 года — после выставки, прошедшей в США и Канаде. здесь следует сказать, что Скандинавский дизайн весьма многообразен и под этим общим названием объединяют разные направления. 
 
Функциональный стиль 
Северные дома, прямоугольные в плане, достаточно просторные, принято обставлять лишь самой необходимой мебелью. В цветовой гамме преобладают белый и синий, обязательно дополняемые яркими акцентами: «первая зелень», бирюза, янтарножелтый, – и немалым количеством теплых тонов: желтого, молочно-белого, светлой терракоты, с дополнением оттенков серого. Такая цветовая гамма компенсирует нехватку солнечного света и тепла в северных широтах. По этой же причине особое внимание уделяется освещению и озеленению помещений, а также натуральному текстилю (лен, шерсть) в обстановке, и всевозможным предметам декоративно-прикладного искусства, исключая перегруженность интерьера деталями. 
 
Дерево жизни 
Еще одна характерна особенность — приверженность к дереву в сочетании со стремлением использовать новые технологии его обработки. Неокрашенная древесина (обычно лиственные породы, реже — ель или сосна) лишь слегка покрываются прозрачным лаком, масляной краской или воском. особая технология шпона, разработанная в Дании, позволяет делать легкую и при этом очень прочную мебель, отличающуюся особой функциональностью. Излюбленное сочетание — дерево и каркас из металла. В мягкой мебели для набивки, в зависимости от конструкции и стоимости, берется крученая вата, пенопласт, поролон или пенорезина. 
В Скандинавии выпускается разнообразная мягкая мебель с обивочными тканями цветочных, клетчатых и других расцветок, а также плетеная мебель из тростника. В сочетании с деревянными поверхностями применяется закаленное стекло — матовое, молочное, декоративное, а также меламиновые плиты. 
 
Бунт против традиций 
Классический для нас скандинавский стиль царил на севере вплоть до конца 90-х годов, но с приходом молодых дизайнеров все изменилось. Сегодня дизайн призван рассказывать об истории тех культур, в которых мы существуем: материальной, аудиовизуальной и прочих. В 2004 дизайнерская группа Front шокировала общественность своей коллекцией обоев, рисунок которых был проеден крысами, и звуковой колонкой в виде стеклянной вазы. Ими же была создана лампа в виде лошади (парафраз на керамических балерин XiX века). 
Так что сегодня приоритет простоты и целесообразности поддается критике, а новые дизайнерские вещи выходят за рамки функциональности и эстетики продукта. Сформировался новый принцип: «Абстрактные рассуждения легче понять, если их материализовать». Скандинавы снова занялись экспансией своего дизайна в европу, инициируя интерес к сотрудничеству, провоцируя внимание к своей продукции. Аргументация: экологичность, функциональность, толерантность и инновационность. 
 
О вреде шаблонов 
Кстати сказать, вклад в общее дизайнерское дело в четырех странах весьма неравнозначен: норвежцы отличились менее всех, финны увлекались стеклом и фанерной мебелью, в Швеции дизайн был поставлен на государственный уровень и достиг невероятных высот, а значительная часть шедевров 40-50-х годов была создана в Дании. Сегодня лидирующие позиции захватывают шведы, которые все активнее нивелируют границы между дизайном, искусством и модой. знаковым стал недавний выпуск в свет книги «Шведский вкус — Миф о современной форме» (Svensk smak – Myter om den moderna formen) Сандры Аль и Эммы ольссон, получившей широкий резонанс. В книге рассматриваются истоки представлений о формах, их символические значения в дизайне, и говорится о вреде шаблонов. Постулат о том, что «форма следует за функциональностью», по мнению авторов, утратил свою актуальность. И это общая тенденция для шведов — они активно порывают с традициями и ограничениями, делая все «наоборот» : пережигают эмаль, серебро перегревают, пока на поверхности не образуются складки, формируют глину в технике отливания свечей. 
 
Поименно 
Однако современный дизайн не родился на пустом месте, ему предшествовали гениальные изобретения скандинавов хх века. Даже просто перечислить самые известные имена — дело не из легких. остановимся на самых-самых, благодаря идеям которых сформировался привычный нам мир вещей. К примеру, в 70-е годы шведские дизайнеры Ян Дрангер и Йохан хульдт разработали способ производства мягкой мебели, при котором масса вспененного пенопласта в считанные минуты заполняла форму-обивку из искусственной кожи. На основе этих разработок впоследствии стали выпускать дешевую мягкую мебель со съемной декоративной обивкой. 
 
Стиль 
Но были также личности, которые оставили не одинокий след в истории дизайна. о них и пойдет речь ниже. Среди наиболее выдающихся — финн Альвар Аальто (1898—1976), который гнул березовую фанеру, называя свои заготовки «деревянными макаронами». ему принадлежат слова: «Искусство — это непрерывный процесс облагораживания дерева, меди, стекла и других материалов для раскрытия их свойств, но не ради самодовлеющей формы, а для удовлетворения человеческих потребностей». Датчанин Арне Якобсен (1902—1971) — функционалист, открывший новую эпоху в дизайне. 
Самые значительные работы Арне были созданы в духе «белого модернизма» 1920-х годов (конструирование ансамблем; внимание к каждой детали, вплоть до мелочей). Среди особых достижений архитектора и дизайнера — коллекция арматуры (совместная работа с «Vola» — в последствии «i. P. Lunds eftf A/S»), быстро получившая мировое признание. Элемент модульной системы не просто крепился к стене — он позволял осуществлять бесчисленное количество комбинаций. 
 
Вершина бруно матссона 
Если говорить о классике шведского дизайна, то здесь нельзя не упомянуть Бруно Матссона (1907— 1988), поднявшего скандинавский дизайн на мировой уровень. В начале хх века Швеция была весьма консервативной страной, в которой царили прагматизм и традиционализм. Мебель в большинстве своем мало чем отличалась от континентального барокко, только в более сдержанных формах. В 1930 году в Стокгольме проходила выставка представителей функционализма, посетив которую, мастер решил искать собственный путь развития. Первый проект был стул «кузнечик» для больницы города Варнамо (каркас, обтянутый переплетенными полосками ткани, а подлокотники и ножки — из березы). Новаторство мастера не оценили, и стулья спрятали до тех времен, когда Бруно стал знаменит. Матссон серьезно подходил к решению поставленных задач, внимательно изучал «механику сидячего положения»; садился в сугроб и затем анализировал полученную вмятину; экспериментировал с гнутой древесиной, стремясь к созданию прочных конструкций при минимуме деталей. 
Благодаря Густафу Мунте мастер организовал в 1936 году в музее Гетеборга персональную выставку, которая принесла ему успех и признание. Спустя год он принял участие во всемирной выставке Paris expo, где нашел крупного заказчика — управляющего Музеем современного искусства в Нью-Йорке Эдгара Кауфмана-младшего. Далее последовало признание на родине, в то время, как сам Бруно путешествовал по США и знакомился с наиболее влиятельными архитекторами континента. По возвращении на родину Матссон взялся за создание стеклянных домов (одна стена из кирпича, и три — состоящие из окон в три стекла с наполнителем из жидкого азота – технологией, запатентованной Brunopane). Желающих повторить сооружение подобного дома было предостаточно, а вот чиновники всячески препятствовали такому новшеству, не доверяя сомнительным технологиям. Архитектор увлекся модульной системой с большими площадями остекления. его творческому гению принадлежит около сотни воплощенных проектов в Швеции и за рубежом. С 60-х годов Бруно продолжил проектировать дома и вернулся к созданию мебели. 
Приблизительно тогда же получил известность в Японии, где началось массовое производство мебели по его эскизам. 
Бруно Матссон — классический представитель северного (скандинавского) дизайна. Создаваемые им работы — результат упорного и кропотливого труда над теорией о «полноценном сидении». Не удивительно, что автор активно участвовал в разработке «рабочего места завтрашнего дня», справедливо полагая, что от условий работы зависит здоровье трудящихся, а значит – и эффективность работы. Проекты этого дизайнера существуют вне времени, многие из них воплощаются и сегодня, не утратив новизны и функциональности. Среди норвежцев отличились Торстейн Нильсон — дизайнер изобрел стул с регулируемым сиденьем и подголовником, легко складывающийся для транспортировки, – и Ингенмар Реллинг, создавший в 1965 году коллекцию кресел из многослойной фанеры с применением шнурков, в качестве крепежных элементов, и кожи, в качестве обивочного материала. 
Ханс Вегнер — датский «мастер кресел» (1914— 2007). Некоторое время работал с Арне Якобсеном, а затем основал собственную компанию по производству мебели. Первую уникальную модель кресла с покатыми подлокотниками дизайнер придумал в 1937 году, затем новинки следовали одна за другой: кресло Peacock («павлин»), спинка которого напоминает хвост павлина; Valet chair («слуга»); Papa Bear chair ( ). 
Дизайнер придумал более 500 предметов мебели, поражающих воображение. 
За свою долгую творческую жизнь Вегнер получил все награды в области дизайна, какие только было можно получить, включая премию Луннинга (1951 год), медаль Принца Эугена в Швеции и заканчивая медалью Экерсберга. (Читайте все о декоре стен). 
 
Новые категории стиля 
Обобщая, можно сказать, что термин «скандинавский дизайн», с привычным нам рядом ассоциаций, перешел в категорию исторических, продолжая существовать в привычном для нас формате в качестве повседневно-бытового только в скандинавском регионе. В то время, как Дизайн Скандинавии (вот так, с большой буквы) уже более полувека покинул привычные рамки традиционных воззрений и сегодня продолжает активно менять представления о том, каким должен быть вещный мир современного человека. Одно остается неизменным — как бы ни революционна была форма, предмет интерьера должен быть удобным, полезным и стремиться к совершенству в выражении вкладываемой в него идеи.

 


Информация о работе Функциональний дизайн