Формирование умений создания декоративной композиции в технике ковровой иглы у студентов в системе профессионального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2014 в 18:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель: разработать методологические рекомендации по организации занятий в технике ковроткачество.
Задачи:
- анализ литературы исследования;
- разработка план конспекта в технике ковроткачество;
- способствовать развитию у учащихся творческих способностей, внимания, фантазии, усидчивости, трудолюбия, терпения, потребности доводить начатое до конца;
- способствовать формированию практических умений и навыков качественного выполнения ткацких работ;
- способствовать воспитанию творческого начала, взаимопомощи при выполнении работы, экономного отношения к используемым материалам.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Исторические основы возникновения и развития искусства ковроделия в мировой художественной культуре.
1.1. История возникновения искусства ковроделия………………………..6
1.2. Развитие техники ковровая игла……………………………………….11
Глава 2. Методико-технологические основы использования техники ковровая игла в подготовке специалистов в области декоративно-прикладного искусства.
2.1 Этапы работы над изделием в технике ковровая игла………………22
2.2 Авторские план - конспекты уроков по организации занятий с использованием техники ковровой иглы в системе среднего профессионального образования…………………………………………….25
Заключение……………………………………………………………………..28
Список литературы…………………………………………………………….29
Приложение…………………………………………………………………….31

Вложенные файлы: 1 файл

маша курсовая.docx

— 1.03 Мб (Скачать файл)

                               МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. М.АКМУЛЛЫ»

 

 

Художественно-графический факультет

Кафедра декоративно-прикладного искусства

Специальность «Декоративно-прикладное искусство и дизайн»

Заочная форма обучения

Курс 3

 

 

Антипова Мария Николаевна

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ СОЗДАНИЕ ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ В ТЕХНИКЕ КОВРОВОЙ ИГЛЫ  У СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРОЗОВАНИЯ.

Курсовая работа

 

 

 

 

 

Научный руководитель:

к.п.н. доцент Суяргулова Ю.В.

 

                                                      УФА 2014

                                         Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Исторические основы возникновения и развития искусства ковроделия в мировой художественной культуре.

    1. История возникновения искусства ковроделия………………………..6
    2. Развитие техники ковровая игла……………………………………….11

Глава 2. Методико-технологические основы использования техники ковровая игла в подготовке специалистов в области декоративно-прикладного искусства.

2.1    Этапы работы над изделием в технике ковровая игла………………22

2.2  Авторские план - конспекты  уроков по организации занятий с использованием техники ковровой иглы в системе среднего профессионального образования…………………………………………….25

Заключение……………………………………………………………………..28

Список литературы…………………………………………………………….29

Приложение…………………………………………………………………….31

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 Введение

      В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискажённом виде характер духовно-художественного постижения мира.

      Ручное ковроделие - старинный народный художественный промысел, существует с тех времен, когда, человек научился вырабатывать пряжу и ткани из волокнистых материалов Изучение его развивает  интерес к народному искусству, формирует художественный вкус.

       Многие считают, что ковры на стенах уже давным-давно не в моде. Но опыт показывает, что ковры остаются вне моды, меняется час от часу лишь их популярность от вида к виду, от поколения к поколению. Сами же ковры актуальность свою никак не теряют. Вряд ли кто поспорит, что каждый человек стремиться сделать свое жилье как можно уютным, комфортным, уделяя много внимания деталям интерьера.

     Ковер может внести в каждое жилище изюминку, придать роскошный вид, гармонично сочетающийся с отделкой стен, мебелью, гардинами и торшерами. Ковер является непросто изысканным украшением интерьера любого помещения, но и чрезвычайно удобным напольным покрытием, который приятен на ощупь. Так же занимаясь ручным ковроделием можно украсить свой интерьер не только ковром для пола но и различным декором: подушки, настенное панно, игрушки и многим другим.

     Способность ковра создавать уют напрямую зависит от его тепло- и звукоизолирующих свойств. Точно установлено, что хороший ковер позволяет сократить на 10% расходы на обогрев помещения..Что касается звукоизоляции, то ковер поглощает акустические волны в десять раз лучше, чем твердые стены и пол.

     По шелковистой или шерстяной поверхности ковра очень приятно ходить босыми ногами – ноги не мерзнут, ворс приятно массирует ноги и амортизирует шаги. Это полезно для здоровья вообще и для позвоночника в частности.

     Цель: разработать методологические рекомендации по организации занятий в технике ковроткачество.

     Задачи:

- анализ литературы исследования;

- разработка план конспекта  в технике ковроткачество;

- способствовать развитию у учащихся творческих способностей, внимания, фантазии, усидчивости, трудолюбия, терпения, потребности доводить начатое до конца;

- способствовать формированию практических умений и навыков качественного выполнения ткацких работ;

- способствовать воспитанию творческого начала, взаимопомощи при выполнении работы, экономного отношения к используемым материалам.

    Объект исследования: является процесс подготовки специалистов в области декоративно – прикладного искусства.

     Предмет исследования: организация занятий с использованием техники ковровая игла.

     Методы исследования: анализ специальной литературы, наблюдение за творческим процессом, тестирование, метод художественного исследования.

     Практическая значимость: могут использоваться в организации занятий по декоративно прикладному искусству в системе профессионального образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Исторические основы возникновения и развития искусства ковроделия в мировой художественной культуре.

      1.1 История возникновения искусства ковроделия.

   Ручное ковроткачество  – это наиболее распространенный  и один из древнейших видов  декоративно-прикладного искусства.

   Как для восточных, так и для европейских ковров  материалом изготовления служили  шерсть, хлопок, лен, пенька. Шерстяные и шелковые нити использовались для утка; лен, пенька, хлопок – для основы.На протяжении столетий техника изготовления ковров не менялось.

    В ковроделии России XVIII – XIXвв. ясно прослеживается две основные линии развития: одна из них связана с деятельностью помещичьих мастерских и фабрик, другая – с крестьянским домашним производством и промыслами. Крестьянские ковры представляли массовую дешевую продукцию, потребляемую ямщиками и извозчиками, а также используемую для украшения жилища.

   Наиболее типичными для фабричных ковров концаXVIII– начала XIX в. Является плафонные композиции с выделенным в центре овалом или кругом. В их оформлении можно увидеть связь с домашними узорными тканями и вышивками.

   Со 2-й половины  XIX в. ковроделие развивалось в домашних условиях, принимая форму кустарного производства ковров на продажу, особенно в южнорусских и западно- сибирских районах. Здесь в селах было достаточно материалов, шерсть была менее дорогой, и продукция находила сбыт у местного населения. К концу XIX в. изготовлением ковров начинают заниматься не только отдельные семьи, но и целые уезды.

    К началу XX в. сформировались два основных района производства ковров. Ворсовое ковроделие интенсивно стало развиваться в Западной Сибири и на Урале. Центром безворсового ковроткачества стали Курская и Воронежская губернии.

    Широкое развитие  русского ковроделия было связано и с ямским промыслом . Ямщики использовали дешевые ковры и ковровые изделия для покрытия сидений саней, тарантасов, возков. Гладкие безворсовые и махровые изделия служили в качестве одеял для путешественников. В народе их называли попонами или каролинками. Недорогими ковриками покрывали лощадей.Большую  известность получило производство ковров в селе Канаши и других селах Шадринского уезда.

    В Шадринском уеэде производились различные виды ковров: санные, настенные, налавочники, насундучники. Наибольшую известность получили санные ковры. Их назначение – утеплять и украшать сани – определило и особенности орнамента, и технику их изготовления (это ковры длинноворсовые с небольшой плотностью). Санные ковры имели необычное членение композиций. Часто их рисунок делился на две части, при этом каждая имела свой чаще всего растительный узор. Иногда середина санных ковров обрамлялась с двух сторон разными орнаментациями и колоритом, широкими каймами. Такие ковры имели подчеркнуто декоративное решение, их узоры и расцветки придавали им не только нарядный вид, но и были видны из далека, это имело большое значение в дальнем и длительном путешествии, особенно в зимнее время.

    Сибирские ковры  отличала повышенная декоративность, которая достигалась черным цветом  фона и ярким цветочным узором  красного, синего, зеленого и желтых  тонов. Небольшая плотность ковров  делала контуры орнамента размытыми, отчего узор обретал особую  живописность.

    Курское ковроделие зародилось вXVII в., со 2-й половины XVIII в. оно становиться  промыслом. Стиль безворсового шерстяного курского ковра – это крупный объемный цветочный узор из ярких красных и розовых роз, маков, тюльпанов на черном фоне. Ковры выполняются счетной (по счету нитей) техникой на ручных вертикальных станках.

    Воронежский цветочный  ковер имел узкую кайму по  периметру, центральное место занимала  композиция с букетами цветов, проработанных объемной светотенью. Фон использовали темный –  черный, темно-синий, бордовый.

    Для ковров  Воронежской области характерны  следующие особенности:

- замкнутая композиция  с четко выделенной серединой  и бордюром;

- компактное заполнение  фонового пространства цветами;

- смешение в рисунках  садовых растений различной формы  и цвета;

- геометризованная линия  рисунков-мотивов.

   Композиции крестьянских  ковров для быта составлялись  из простых по очертанию ромбов, многогранников, геометризированных  цветов; в крупные вписывались более мелкие аналогичных очертаний. Наряду с этим встречались обобщенные изображения людей, животных, птиц, вазонов. Пропорции длины и ширины ковров чаще всего, особенно ковров крестьянских, приближались к квадрату. Для окраски пряжи служили естественные красители. Цветов было не много- красный, синий, зеленый, желтый, черный. Но, используя ихсочетание добивались большого художественного эффекта – звучности красок, гармонии в рисунках.

  По мере того как  развивались связи России с  народами Кавказа и Средней  Азии (XVII-XIXвв.), все большее значение приобретали для ввоза в Россию и экспорта за границу художественные изделия этих народов.

   Ручное ковроткачество- один из видов декоративно прикладного искусства Дагестана. На его территории нет такого уголка, где бы не ткали различные виды ковровых изделий. Но особенно прославились мастерством исполнения, красотой узоров и цветовых сочетаний высокохудожественные ковры табасаранских мастериц.

   Сведения ученых-исследователей  и результаты археологических  раскопок показывают, что жители  Дагестана еще в эпоху бронзы  занимались прядением и ткачеством. Обнаруженные во многих женских  погребениях каменные, глиняные, костяные  пряслицы подтверждают это. В  могильниках периода II тыс. до. н. э. встречаются фрагменты различных изделий домашнего обихода, сотканных на ткацком станке из шерстяной или растительной пряжи. Секреты ковроткачества передаются из поколения в поколение, от матери к дочери, оттачиваются и совершенствуются узоры и композиции. В XII в. Дагестан превращается в важнейший центр экономики, торговли и художественной культуры Кавказа. Торговые связи со странами Востока и Средней Азии способствовали появлению ковровых изделий культового назначения – молитвенных ковриков.

   Дербент, который  в этот период был крупным  торговым городом на Каспии, славился  красками, добываемыми из трав  и кустарников, которыми окрашивали  шерстяные нитки. Здесь получило  широкое распространение выращивание  естественного красителя – марены. После многих веков развитие  ковроткачества, уже в XIX в., по мнению ученых-исследователей, сформировались самобытные центры ковроткачества среди табасаранцев, в некоторых селах лезгин, аварцев, даргинцев, кумыков, лакцев, сосредоточенных в Южном, Центральном и Северном Дагестане. Дагестанские ковры ручной работы носят национальный характер и высоко ценятся как семейные реликвии. Они отличаются высокой прочностью, долговечностью (средний срок использования – около 250 – 300 лет), возможностью выбора цветовой гаммы, плотности, высота ворса, неповторимостью цветовой гаммы и композиционных решений, многообразием рисунков и размеров.

   По характеру узоров  и технике исполнения все ковры  можно разделить на три основные  группы: ворсовые, безворсовые и войлочные. Основу узоров дагестанских ковров составляет  геометрический орнамент, изображающий символические силуэты животных, птиц и растительности из окружающей природы и быта. Им присуще контрастное сочетание теплых и холодных тонов, обведенных контурным цветом, что придает узору четкую выразительность и изысканность. Своеобразен процесс создания узора, сложна техника исполнения ковров, что требует от ковровщиц высокой квалификации, тонкого вкуса, индивидуального мастерства, завидного терпения и усидчивости, поскольку работа выполняется в сидячем и полусогнутом положении. Многие опытные мастерицы, не имея перед собой технического рисунка, но зная схему построения узора ковра, выполняют его по памяти. Едва касаясь нитей основы руками, мастерица за рабочий день вяжет около 7-8 тыс. узлов, потратив на каждый узел в среднем около 2 с. В зависимости от назначения каждый ковер имеет своеобразную структуру ткани, рисунок и колорит.

  Дагестанские ковры  можно встретить в музеях Нью-Йорка, Парижа, Монреаля, Осаки и многих других городов. По своему качеству дагестанские ковры не уступают лучшим мировым образцам. Они являются постоянными экспонатами на международных и отечественных ярмарках и выставках, где удостоены почетных дипломов и золотых медалей.

  Самые ранние ковры  Киргизии, хранящиеся в коллекциях  музеев, датируются 1-й половиной  XIX в. Ковры были показателем богатства владельца, говорили о трудолюбии и мастерстве киргизской женщины.

   Отличительная особенность  киргизских ковров – кайма, равная  полю ковра. В узорах основным  мотивом был ромб или ромб  с ответвлениями. В многополостной  кайме обычно чередовались гладкие полоса с полосами, украшенными звездочками, состоящих из комбинаций мелких ромбиков.

Информация о работе Формирование умений создания декоративной композиции в технике ковровой иглы у студентов в системе профессионального образования