Фовисты, их эстетические принципы. Творчество Анри Эмиль Матисса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 00:20, реферат

Краткое описание

Первым художественным течением в 20 веке, начавшим отход от принципов реализма, был фовизм (от французского слова «fauves», обозначающего зверей хищной породы).
Фовисты не считались ни с какими установленными в европейской живописи законами: перспективы, светотени, постепенного сгущения или смягчения цвета, первенства рисунка в структуре картины. «Исходный пункт фовизма, — писал Матисс, — решительное возвращение к красивым синим, красивым красным, красивым жёлтым — первичным элементам, которые будоражат наши чувства до самых глубин».

Вложенные файлы: 1 файл

Фовизм.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)

 

В 1908 С. И. Щукин заказывает художнику три декоративных панно для собственного дома в Москве. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи.

В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. .

Третье панно — «Купание, или медитация» — осталось лишь в набросках. Выставленные в парижском Салоне перед отправкой их в Россию, композиции Матисса вызвали скандал эпатирующей обнаженностью персонажей и неожиданностью трактовки образов. В связи с установкой панно Матисс посетил Москву, дал несколько интервью для газет и высказал восхищение древнерусской живописью. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва), используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере».

 «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым. Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца.

После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок»); интересуется мастерами рококо.

 В 1930 едет на Таити, работает  над двумя вариантами декоративных  панно для фонда Барнеса в  Мерионе (Филадельфия), которые должны  были быть помещены над высокими  окнами главного выставочного  зала. Тема панно — танец. Восемь фигур представлены на фоне, состоящем из розовых и синих полос, сами фигуры серовато-розового тона. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно.

В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях).

 

Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Много и плодотворно работает с пластикой, продолжая традиции А. Бари, О. Родена, Э. Дега и А. Э. Бурделя. Стиль его живописи заметно упрощается; рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Ж. Помпиду).

 

В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Над керамической крышей, изображающей небо с облаками, парит ажурный крест; над входом в капеллу — керамическое панно с изображением св. Доминика и Девы Марии. Другие панно, исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере; художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы); рядом с алтарем изображение самого Доминика. Эта последняя работа Матисса, которой он придавал большое значение, — синтез многих предшествующих его исканий.

Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. Ж. Помпиду, Париж).

Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции.

Лаконизм рафинированных художественных средств, колористических гармоний, сочетающих то яркие контрастные созвучия, то равновесие локальных больших пятен и масс цвета, служат главной цели художника — передать наслаждение от чувственной красоты внешних форм.

Кроме того, Матисс испытал сильное влияние произведений исламского искусства, показанных на выставке в Мюнхене. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. В отличие от современного ему кубизма, творчество Матисса не было умозрительным, а основывалось на скрупулезном изучении натуры и законов живописи. Его полотна, изображающие женские фигуры, натюрморты и пейзажи, могут показаться незначительными по теме, однако являются результатом долгого изучения природных форм и их смелого упрощения.

Матиссу удавалось гармонично выражать непосредственное эмоциональное ощущение действительности в самой строгой художественной форме. Прекрасный рисовальщик, Матисс был по преимуществу колористом, добивавшимся эффекта согласованного звучания в композиции многих интенсивных цветов.

 

Алжирская женщина (1909)

"Восточный" след в творчестве  Матисса необыкновенно ярок. Под  впечатлением поездки в тот  же Алжир, совершенной в 1906 году, художник увлекся линейными орнаментами мусульманского Востока; это - наряду с некими теоретическими постижениями - едва ли не основной источник его тотальной декоративности и монументальности. Есть отзвук этих поездок и в представленном экспрессивном портрете, построенном на контрасте - форм, цвета, контуров, фона и пр.

Гармония в красных тонах (1908-09)

Другое название этой работы - "Десерт". Эта картина была написана, когда собственно фовизм как некая единая группа художников, исповедующих одни и те же художественные принципы, уже не существовал, но, конечно же, она является последовательно фовистской.

Декоративная фигура на орнаментальном фоне (1925)

Это картина принадлежит к ряду матиссовских одалисок, для которого характерно противоречивое сочетание упрощенных форм тела и изысканных орнаментов, составляющих фон и декорации работы. Кстати, позировала Матиссу для этой "восточной" картины вполне европейская женщина, перевоплотившаяся в "одалиску" - внешне и внутренне.

Женщина у окна (1923-24)

Ницца

Впервые Матисс приехал в Ниццу в 1917 году и сразу же влюбился в этот город. Художника абсолютно очаровал здешний свет - "мягкий и тонкий, несмотря на свой блеск". Пребыванием в Ницце обусловлен целый период в творчестве Матисса - из самых плодотворных. Здесь он написал свыше пятидесяти своих одалисок, а также ряд домашних сцен и серию видов из окна - таких, как "Женщина у окна».

Женщина у окна (1905)

Картина Матисса "Женщина у окна" обнаруживает связь между фигурой героини и ажурной балконной решеткой. Открывающийся из окна вид здесь сведен к абстрактному узору.

Красная мастерская (1911)

Яркий пример стремления к созданию красочных созвучий и упрощению форм. Матисс с успехом пытается "сочинить" тут симфонию цвета. Конечному варианту картины, как всегда, предшествовала кропотливая работа. Основная гамма была поначалу другой - светло-голубой с контурами, прописанными желтой охрой. В финале работы все неузнаваемо изменилось - единственно точное выражение того, что художник называл "ощущением", оказалось именно таковым.

Картина Матисса "Кресло в стиле рококо" (1946) представлена в музее рядом с послужившим для нее "моделью" креслом.

Мадам Матисс (1905), Городской художественный музей, Копенгаген

Выставленный портрет жены художника произвел настоящий фурор, прочно поместив автора в разряд "диких" (то есть фовистов). Критик Жак Ривьер назвал Матисса человеком, "ступившим на неизведанную землю уродливого", хотя при этом отметил, что он "не стремится напугать зрителя". "Он пишет правду, - воскликнул с пафосом Ривьер, - ужасную правду!" Основное внимание в этой работе Матисс уделил цвету, что отразилось во втором ее названии ("Зеленая полоса"), данном картине купившими ее Майклом и Сарой Стайнами. Образ мадам Матисс выглядит монументальным, хотя на самом деле полотно невелико по размеру. Это впечатление провоцируют цветовые контрасты, заставляющие лицо героини доминировать на полотне. Вообще, в цветовом отношении это почти гениальное произведение. Знаменитая зеленая полоса, обозначающая нос, перекликается по тону с тенями, а те, в свою очередь, контрастируют с розовыми телесными тонами.

Марокканский сад

Одна из частей триптиха "Марокканский сад", показывающая местную природу в сезон дождей. Две другие части этого триптиха изображают ту же землю, но опаленную беспощадным солнцем.

Молодой матрос (1906)

Картина "Молодой матрос", была создана Матиссом в годы его увлечения фовизмом. Позже художник писал: "Фовизм был кратковременным течением. Мы придумали его для того, чтобы показать значение каждого цвета, не отдавая предпочтения ни одному из них".

Этот "Натюрморт с гранатами" (1947) Матисс написал во время своего пребывания в Вансе.

Розовая обнаженная (1935), Художественный музей, Балтимор

Как заметил биограф художника, Лоуренс Гоуинг, "был период, когда постоянным сюжетом Матисса стало обнаженное женское тело". Впрочем, и сам художник однажды заметил: "Фигура интересует меня намного сильнее, чем натюрморт или пейзаж". Это видно и по его картинам. "Розовая обнаженная" -В данном случае мы видим перед собой огромное, сведенное к простейшим формам, женское тело, заполняющее собой почти все пространство холста.

Для этой картины Матиссу позировала русская эмигрантка Лидия Делекторская - сначала компаньонка мадам Матисс, потом ассистентка художника, потом его натурщица и возлюбленная. Именно она сделала 22 фотографии, иллюстрирующие отдельные этапы работы мастера над этой картиной, процесс поиска композиции и превращение форм. Как доказывают эти фотографии, первоначально "Розовая обнаженная" задумывалась Матис Роскошь, покой и наслаждение (1904), Музей Дорсе, Париж

Когда Матисс писал эту картину, ему было 34 года и он находился под очевидным влиянием пуантилизма (это, что называется, лежит на поверхности), которым его "заразил" Поль Синьяк. Работа, выставленная в Салоне независимых 1905 года, произвела большое впечатление на зрителей. Чуть позже ее купил Синъяк для своего дома в Сен-Тропезе. Стилистика тут дивизионистская, но композиция обнаруживает -влияние Сезанна - прежде всего, его знаменитых "Трех купальщиц", приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбру аза Воллара в 1899 году. Еще один композиционный источник - легендарный "Завтрак на траве" Мане. Полувеком ранее Мане представил публике свою скандально известную картину, где на переднем плане мы видим такую же, как у Матисса, расстеленную на земле белую скатерть. Все остальное здесь придумал сам Матисс. Среди его находок отметим искусно подобранные контрастные оттенки пурпурного и зеленого цвета. Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера. сом в более реалистической манере.

Студенческая работа Матисса "Мастерская" (ок. 1895)

Коллаж "Улитка" (1953), одна из последних работ художника.

 

 

Графика, скульптура, росписи Матисса

 

Графическое наследие Матисса - выдающееся явление в художественной жизни западноевропейского искусства XX века. Поиски равновесия и гармонии, мысль о единстве человека с природой, чистота и поэтичность образов, стремление к красоте определяют место Матисса-графика в современном искусстве. В графике Матисс использует разнообразные материалы (сангина, уголь, карандаш, тушь) и различные виды техники (литография, гравюра, рисунок). Матисс создает многочисленные рисунки, графические серии, оформляет книги и журналы. В графике художником созданы монументальные произведения - настенные росписи и большие композиции из цветной бумаги (декупажи).

 

«Автопортреты»

На всех рисунках вы узнаете одно и то же лицо. Однако не надо и накладывать один рисунок на другой, чтобы заметить, как различны их контуры. Вообще невозможно установить внешнее сходство, например, изображения нижней части лица на четвертом рисунке и на отдельных. Но, несмотря на все отклонения, эти автопортреты проникнуты единым чувством, выражают характер одного и того же человека, и это ясно всем! Единство характера проявляется в том, как линия обегает большой округлый лоб, крупный и крепко сидящий нос, отвисшую челюсть и словно привинченное ухо. Оно выражено и в свободном штрихе, его ритме и складе, который созвучен характеру изображаемого человека. Сходство заключено в настороженном взгляде.

«Одевающаяся женщина»

В женском портрете (А. Матисс «Одевающаяся женщина») работы того же мастера вы найдете другой ритм, взлет линий, иные колебания штриха, хотя обнаружите тот же самый «почерк» художника.

 

Как график, работая пером, карандашом, углем, в технике офорта, линогравюры и литографии, М. оперирует главным образом линией, тонкой, иногда прерывистой, иногда долгой и круглящейся, прорезающей белый или чёрный фон [серия «Темы и вариации», уголь, перо, 1941; иллюстрации: к «Стихам» Малларме, к «Пасифае» де Монтерлана, к «Стихам о любви» Ронсара]. В 40-е годы М. часто прибегает к технике аппликаций из цветной бумаги (серия «Джаз», 1944—47). К скульптуре М. обращался с начала 1900-х годов, но особенно часто в 20—30-е годы (рельеф «Обнажённая женская фигура со спины», бронза, 1930, Художественный музей, Цюрих). Последняя работа М. — оформление интерьера (в том числе витражи) «Капеллы чёток» в Вансе, близ Ниццы (1953).

 

В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Много и плодотворно работает с пластикой, продолжая традиции А. Бари, О. Родена, Э. Дега и А. Э. Бурделя.

Информация о работе Фовисты, их эстетические принципы. Творчество Анри Эмиль Матисса