Универсальные и специфические условия охраны здоровья школьника в классе духовых инструментов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2013 в 18:17, доклад

Краткое описание

В 2010-2012 годах система дополнительного образования детей (ныне преобразуемая в «начальную предпрофессиональную») претерпевает процессы стандартизации, которые уже практлагающихсяически завершены в области среднего профессионального и высшего. Обязательное лицензирование образовательных учреждений выявило множество школ искусств, студий, кружков и пр., возникших в постсоветское время, расположенных в неприспособленных помещениях, нарушающих нормы площади на одного учащегося, к преподаванию порой привлекаются люди, не имеющие специального педагогического образования и не оснащенных основами медицинских знаний.

Вложенные файлы: 1 файл

Здоровьесбережение духовиков .docx

— 28.85 Кб (Скачать файл)

Универсальные и специфические условия охраны здоровья школьника в классе духовых инструментов

 

 

 

В 2010-2012 годах система дополнительного образования детей (ныне преобразуемая в «начальную предпрофессиональную») претерпевает процессы стандартизации, которые уже практлагающихсяически завершены в области среднего профессионального и высшего. Обязательное лицензирование образовательных учреждений выявило множество школ искусств, студий, кружков и пр., возникших в постсоветское время, расположенных в неприспособленных помещениях, нарушающих нормы площади на одного учащегося, к преподаванию порой привлекаются люди, не имеющие специального педагогического образования и не оснащенных основами медицинских знаний.

Постоянно возрастающая по объёму и усложняющаяся по содержанию научная информация приходит в противоречие с недостаточной гибкостью учебных планов, программ, учебников, что ведёт к хронической перегрузке учащихся, падению интереса к обучению, ухудшению их здоровья. С развитием новых информационных технологий объем усваиваемой информации школьником через каждые 5-7 лет удваивается, при этом системой образования в недостаточной степени разработаны здоровьесберегающие технологии обучения. Сегодня перед школой, в том числе – ДМШ,  стоит важнейшая социально-экономическая задача - создание условий для сохранения здоровья учащихся, то есть разработка мер по здоровьесбережению, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Актуальность проблемы связана не только с необходимостью сохранения и укрепления здоровья школьников, но и с повышением результативности учебно-воспитательного процесса.  Образовательный и оздоровительный процессы должны рассматриваться неразрывно друг с другом, так как воспитание гармоничной личности подразумевает, наряду с реализацией интеллектуального потенциала, формирование духовности, нравственности и здоровья.

На сегодняшний день в системе музыкального образования ещё отсутствует система здоровьесберегающих технологий. Однако появились исследования (М.Галичаева, В.Бузунова, В.Казанчеева, С.Савшинского, В.Петрушина, М.Блиновой), содержащие педагогические приёмы и методы, использование которых идёт на пользу здоровью учащихся и которые не наносят прямого или косвенного вреда.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью формирования у школьников приоритетов здорового образа жизни в предметном обучении, в частности -  на уроках в детской музыкальной школе. Исследование возможностей включения здоровьесберегающих технологий в процесс музыкального образования и воспитания, представляется остро необходимым. Хорошее здоровье – основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, фундамент самореализации личности. Все стороны жизни человека – производственная, семейная, бытовая, духовная, досуговая, образовательная – в конечном счёте, определяются уровнем здоровья.

Неблагоприятные демографические  процессы в нашем обществе сопровождаются резким ухудшением состояния здоровья детей и подростков. Серьёзность  данной ситуации трудно преувеличить, поскольку в ближайшие десятилетия  дети и подростки начала XXI столетия будут определять уровень благосостояния нашей страны, её экономический, научный и культурный потенциал. Анатомно-физиологические особенности подросткового возраста определяют высокую чувствительность растущего организма к комплексу неблагоприятных социальных, экологических факторов, нарушений гигиенических условий обучения, воспитания, труда, негативных стереотипов поведения. Именно на этом этапе развития наиболее высок риск реализации наследственно обусловленной предрасположенности к нарушениям здоровья.

Показатели заболеваемости и параметры  физического развития детей школьного  возраста являются достаточно объективным  критерием состояния здоровья будущего общества. Анализ результатов медицинских  осмотров, проведённых в период с 1997 по 2002 гг, свидетельствует о том, что число здоровых детей и  подростков как младшего (10-14лет),  так  и  старшего  (15-18 лет) возраста не превышает 2-9%1.  Сегодня в нашей стране идёт в школу

функционально готовым к обучению только один ребёнок  из пяти. И это вдвое меньше, чем  в 80-е гг и втрое меньше, чем  в 70-е годы1.  Здоровье российских детей катастрофически уменьшается с каждым годом. Неутешительно, что за последнее десятилетие данная тенденция приобрела достаточно устойчивый характер. Сегодня только 4% российских школьников считаются абсолютно здоровыми, наиболее встречающимися заболеваниями являются наследственные болезни опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой системы и приобретённые нервно-психические расстройства2.

В процессе Всероссийской диспансеризации, по данным  НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, научным  исследованиям подверглись дети и подростки в образовательных  учреждениях различного типа: в массовых школах с традиционным образованием, и в школах нового вида, т.е. с повышенной учебной нагрузкой и расширенным  спектром образовательных программ. Установлено, что выраженность негативных тенденций в состоянии здоровья зависит от уровня образовательного учреждения. Так, распространённость функциональных расстройств в школах с повышенным уровнем почти на 50% выше, чем среди  учащихся массовых школ3. Среди учащихся школ «нового типа» на 20% чаще, чем в массовых школах, выявляется распространённость пограничных нервно-психических нарушений, которая достигает 55%4.

Известно, что двигательная активность школьника должна составлять 1/5 суточного  бюджета времени (за вычетом времени  сна и времени дневного отдыха).  О какой норме данного показателя может идти речь, если продолжительность   рабочего   дня   школьника,   оканчивающего   обычную

Работа  музыканта-педагога – творческий процесс, один из аспектов которого заключается  в искусстве определения сугубо индивидуальных физических и психических  возможностей учащихся и путей их развития. Для этого необходимо иметь  большой запас разнообразных  здоровьесберегающих методов, способов и приёмов, из которых в зависимости  от обстоятельств можно выбрать  то или другое. Несмотря на то, что  у каждого педагога в процессе преподавания формируется свой собственный  опыт и стиль преподавания, это  не может быть причиной отсутствия интереса к методам других педагогов. Ведь при всём различии педагогических индивидуальностей и опыта, любая  личная система преподавания всегда опирается на достижения предыдущих поколений музыкантов-педагогов.

Негативные результаты воздействия высокой учебной нагрузки выявляются при комплексных медицинских обследованиях школьников. Поистине ошеломляющими оказались результаты Всероссийской диспансеризации детского населения, проведённой в 2002 году1. Доля здоровых детей в целом снизилась до 32,1%.  Количество детей, имеющих хронические патологии, составило 16%. По результатам обследований у школьников выявлено, что число здоровых детей в младших классах не превышает 10%, а в старших – 5%.  Отсюда следует, что одним из факторов, влияющих на снижение здоровья детей, является сама система образования. Данная тенденция в полной мере проявляется и в системе дополнительного образования детей. И хотя музыкальные и школы искусств имеют уникальные возможности в отношении формирования здорового образа жизни, выпускники нередко страдают нарушениями осанки и искривлениями позвоночника, мышечными зажимами, различного рода неврозами и рядом других заболеваний.

Особого рассмотрения требуют вопросы  формирования здорового исполнительского аппарата в первые годы обучения. От первых лет занятий в огромной мере зависит весь дальнейший путь воспитания здорового музыканта. Именно поэтому с самых первых уроков преподаватель должен помочь ученику правильно формировать игровой аппарат, что должно привести к безупречному подчинению двигательной системы ученика его воле.

Н. К. Смирнов описывает конкретные педагогические условия здоровьесбережения школьников, которые можно считать  универсальными и применить в  практике преподавания в детских  школах искусств. Ниже мы будем приводить  предлагаемые автором приемы и комментировать их с точки зрения приемлемости в  классе духовых инструментов:

 

Педагогические условия, предлагаемые Н. К. Смирновым

Наш комментарий

Гигиенические условия в классе (кабинете): чистота, температуруаи свежесть воздуха, рациональность освещения класса.

Исключительно важное условие: обучение на флейте связано с задержкой  углекислоты в организме, и дополнительные сложности с дыханием могут усугубить  ситуацию.

Число видов учебной деятельности, используемых учителем. Напомним, что к их числу относятся: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и др. Нормой считается 4-7 видов за урок.

Обучение на флейте – физически  изнурительный процесс, поэтому  необходимо чередовать разные типы физических упражнений (расслабляющие, дыхательные) с игрой на инструмента, а также  практиковать беседы, слушание музыки, и пр.

Средняя продолжительность и частота  чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма - 7-10 минут.

Прием применим на уроке специального инструмента. В младших же классах  целесообразно продолжительность  видов учебной деятельности сократить  до 4-5 минут, что мы и наблюдали  на уроках старших коллег (см. Приложение, стенограммы уроков).

Число использованных учителем видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма - не менее трех за урок.

Соответствует задачам преподавания на флейте.

Использование методов, способст-вующих активизации инициативы и творческого самовыражения уча-щихся, которые позволяют им реально превратиться из «потребителей знаний» в субъектов деятельности по их получению и созиданию.

К таким методам при обучении игре на флейте относятся методы сво-бодного выбора (беседа, ученики в роли учителя, обучение действием, концертные выступления и подготовка к ним - особенно действенно, например, на родительских собраниях) и др.

Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация примеров, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведе-ния, обсуждение разных возможностей и последствий выбора того или иного поведения и т. д. Умение учителя выделить и подчеркнуть в большинстве тем вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма.

Особенно актуальным для подростков, обучающихся на духовых инструментах является профилактика раннего начала курения, особенно вредного для легких – главного компонента исполнительского аппарата ученика.

Благоприятный психологический климат на уроке, который также служит одним из показателей успешности его проведения: заряд позитивных эмоций, полученных школьниками и самим учителем, - дополнительная гирька на чашу весов, определяющих позитивное воздействие школы на здоровье. И наоборот: наличие стресссов, хроническое психофизическое напряжение, продуцирование отрицательных эмоций и т.п., проявления как со стороны учителя, так и учеников свидетельствуют о преобладании на уроке здоровьеразрушающих тенденций.

Исключение микроконфликтов на уроках содействует созданию благоприятной  психологической атмосферы. В условиях индивидуального обучения игре на инструмента  порой определяющим становится личный контакт педагога и школьника. В  противном случае последний теряет интерес к обучению и порой  возникает эффект «психологического  отторжения», что приводит к тому, что школьник бросает музыкальную  школу.

Итоговая плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками непосредственно на учебную работу. Рекомендуемые показатели - в диапазоне от 60% до 80%.

На начальном этапе также целесообразно  «дозировать» учебную нагрузку, перемежая  ее с другими видами деятельности. По нашим наблюдениям это может  быть и 50-60 % в младших классах.

Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Норма - не ранее чем за 5-10 минут до окончания урока.

В духовом классе момент утомления  сразу сказывается на тембре звучания, поэтому преподаватель может ориентироваться и на этот показатель.

Определене показателя эффективнос-ти проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока: на одном полюсе - спокойно-деловое, удовлетворенное, умеренно-возбужденное состояние школьников; на другом - утомленное, растерянное, агрессивное, фрустрированное, «взвинченное».

Прием применим и в индивидуальной работе с учеником. Индивидуальная форма учебного процесса дает больше возможностей отслеживать состояние  каждого учащегося.


 

Л. А. Лецких предлагает ряд критериев, по которым можно судить об утомляемости школьника на уроке, которые также  можно использовать в работе. Для  удобства предлагаемые признаки нами были сведены в таблицу [Лецких, 2012]:

Объекты наблюдения на уроке

Утомление

незначительное

значительное

резкое

Внимание

Редкие отвлечения.

Рассеянное, частые отвлечения.

Ослабленное, реакция на новые раздражители отсутствует.

Поза

Непостоянная, потягивание ног и  выпрямление туловища.

Частая смена поз, повороты головы в стороны, поддерживание головы руками, облокачивание.

Стремление положить голову на стол, вытянуться, облокачивание на спинку стула.

Движения

Точные.

Неуверенные, замедленные.

Суетливые движения рук, пальцев, ухудшение  почерка.

Интерес к новому материалу

Живой интерес, задает вопросы.

Слабый интерес, отсутствие вопросов.

Полное отсутствие интереса, апатия.


 

Данные  признаки могут служить для преподавателя  сигналом к смене вида деятельности на уроке для предотвращения утомления.

Вышеперечисленные педагогические условия  здоровьесбережения школьников являются универсальными, применимыми как  на индивидуальных, так и групповых  занятиях, вне зависимости от того, какой инструмент избран для обучения, поскольку предотвращают психические  и физические перегрузки, свойственные процессу обучения в целом. При работе в классе духовых инструментов они  особенно актуальны, поскольку она  сопровождается значительными физическими  нагрузками непривычными для школьника.

Трудоемкий, изнурительный процесс  обучения на духовом инструменте  во избежание негативных последствий  необходимо, в соответствии с рекомендациями Н. К. Смирнова, разумно распределять нагрузку во время урока. В беседе с преподавателями класса флейты ДШИ № 1 и 6 г. Майкопа (в других школах нет класса флейты) выяснилось, что основной метод профилактики переутомления младших школьников – дозированная нагрузка за счет дробной структуры урока. 45 минут урока дробится на несколько частей (по 5-7 минут) и «прослаивается» физическими упражнениями, предотвращающими переутомление, и, как следствие, болезненные физические проявления (см. Приложение 1, стенограммы уроков 1-6). В тех же случаях, когда данное условие не выполняется – сразу понижается уровень усвоения материала (стенограмма урока 7 – результаты неудовлетворительные). Упражнения своего рода «физкультпауз» можно сгруппировать по отношению к сберегаемой системе организма: дыхательные, для опорно-двигательного аппарата, общерасслабляющие.

Информация о работе Универсальные и специфические условия охраны здоровья школьника в классе духовых инструментов