Технология выполнения батика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 21:13, курсовая работа

Краткое описание

Современные техники росписи ткани очень разнообразны. Батик вобрал в себя особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств - акварели, пастели, графики, витража, мозаики. Значительное упрощение приемов росписи по сравнению с традиционными техниками и многообразие специальных средств позволяет расписывать различные детали одежды, предметы интерьера, картины на шелке

Содержание

Введение …………………………………………………………………………… 3
Глава I. История развития жанра …………………………………….5
Глава II. Технология выполнения батика ………………………..16
Техника безопасности …………………………………….16
Материалы и инструменты …………………………….17
Технология выполнения …………………………………20
Основные способы росписи тканей ……………….23
1.холодный батик …………………………………………………23
2.горячий батик ……………………………………………………25
3.свободная роспись ……………………………………………29
Заключение …………………………………………………………………………31
Список источников и литературы ………………………………………32

Вложенные файлы: 1 файл

kursovik.docx

— 482.86 Кб (Скачать файл)

3.Выбор ткани.

Для батика используют натуральные  ткани (хлопок или шелк), способные  впитать воск, отталкивающий краску. Ткань должна быть плотной. Высокая  плотность ткани важна для  сохранения качества замысловатых орнаментов батика.

Перед работой новую ткань надо выстирать и прогладить, чтобы  удалить покрывающий ее специальный состав.

5.Натяжка ткани на раму.

Возьмите специальную раздвижную раму для росписи ткани. Ткань  на раму натягивают по часовой стрелке  на специальные крючки или на обыкновенные кнопки. Натягивайте ткань туго, как "барабан", с сохранением  перпендикулярности нитей. Неправильная натяжка приведет к искажению  рисунка.

6.Перевод рисунка с кальки на ткань.

Готовую кальку, при помощи иголочек с "ушками", подколите с изнаночной стороны на натянутую ткань. Просвечивающейся рисунок переведите с кальки, очень  тонкой линией карандаша. Если рисунок  просвечивается сквозь ткань плохо, то его можно перевести с помощью  стеклянного стола, поставив под  стол подсветку. При хорошем просвечивание, линии можно обводить сразу резервом.

После окончания перевода рисунка отколите кальку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Основные способы росписи  тканей

Холодный и горячий батик  основаны на применении резервирующих  составов, ограничивающих растекаемость краски по полотну.

В горячем батике разогретый резервирующий  состав используется для нанесения  контура, им же покрываются отдельные  участки ткани для предохранения  их от растекающейся краски. Благодаря  тому, что контурные линии здесь  не обязательны, в рисунке возможны мягкие переходы тонов.

Соединение различных технических  приемов нанесения резервирующего состава позволяет делать более  тонкие и разнообразные разработки орнаментальных форм, в особенности цветочных

Свободная роспись производится без  применения резервирующих составов. Рисунок наносят на ткань различными красками свободными мазками, только окончательная  отделка рисунка иногда производится при помощи холодного резерва. Здесь  больше, чем в ранее упомянутых способах, индивидуального творчества. Свободная роспись имеет очень  много самых разнообразных приемов, о которых будет рассказано ниже.

Все три способа росписи тканей постоянно совершенствуются.

Художники, работающие в этой области, находят все новые и новые художественные приемы, поэтому описанные здесь способы оформления тканей не могут, считаться исчерпывающими. Они являются лишь основой, на которой может строиться дальнейшее овладение искусством росписи тканей.

 

 

Холодный батик

В холодном батике резервирующий состав наносится на ткань в виде замкнутого контура (рис. 2) , в пределах которого специальными красками в соответствии с эскизом расписывается изделие. Художественные особенности этого  способа росписи определяются тем, что наличие обязательного цветного контура и использование этого  контура для разнообразных орнаментальных разработок придают рисунку графически четкий характер. При этом количество цветов, применяемых для росписи, практически не ограниченно.

Для нанесения на ткань контура  рисунка применяют стеклянные трубочки.

Большое значение для качества наводки  контура имеет наклон кончика  трубочки: он должен быть загнут под  углом 135°. Если он загнут под более  тупым углом, то при работе трубочку приходится держать почти перпендикулярно  к плоскости ткани. При этом напор  резервирующего состава усиливается, что может привести к непредвиденному  растеканию резервирующего состава  по ткани (т. е. к браку).

В местах более замедленного движения и в начале линии обычно получаются капли. Поэтому вести трубочку по ткани следует равномерно, а в начале работы быстро опускать на ткань, не дожидаясь образования капли. Отнимая трубочку от ткани, ее переворачивают носиком вверх, и резервирующий состав уходит из кончика. Противоположный конец трубочки должен быть слегка приподнят, чтобы резервирующий состав не пролился на ткань.

После того как контур наведен, рисунку дают просохнуть. Более чем на 24 часа оставлять незакрашенным наведенный рисунок на ткани не рекомендуется, так как в этом случае резервирующий состав дает ореол вследствие выделяющегося жира и краска при заливке не подходит вплотную к контурной наводке.

Заливка рисунка краской производится ватными тампонами, кистями или  трубочками. При заливке необходимо обратить внимание на то, чтобы большие  и малые участки рисунка получали одинаковое насыщение краской, в  противном случае они все будут  разной светлоты или на них появятся ореолы и разводы.

 

 

 

 

 

 

 

Горячий батик

В горячем батике различают следующие  основные способы работы:

1. Простой батик (в одно перекрытие).

2. Сложный батик (в два и более перекрытий).

3. Работу от пятна.

Простой батик. Рисунок по шаблону наносят на ткань при помощи кистей, штампов, ножей, воронок или каталок разогретым резервирующим составом. Получается контурный рисунок, геометрический или растительный орнамент.

Ножи и каталки предварительно обтягивают тонким трикотажем, надежно  закрепляют на них. Перед работой  они (так же как и воронки) опускаются на несколько минут в разогревающийся  резервирующий состав (до полного  прогревания металла). Как только инструмент остынет, его снова нужно  таким же образом разогреть, иначе  резервирующий состав может застыть  еще на инструменте, и не будет  пропитывать ткань. Когда резервирующий  состав, нанесенный на ткань, застынет, она равномерно перекрывается краской  при помощи ватного или губчатого  тампона поверх нанесенного рисунка (в отличие от росписи холодным батиком, где каждая форма орнамента  заливается отдельно). После удаления резервирующего состава на ткани  образуется светлый узор на более  темном фоне. Роспись горячим батиком  в одно перекрытие можно сочетать с вливанием краски одного или нескольких цветов в отдельные ограниченные резервом элементы орнамента. Такая заливка производится до перекрытия всей плоскости ткани фоновой краской; после высыхания залитых краской участков их покрывают резервирующим составом и только потом производят перекрытие фона и каймы. В данном случае одноцветный рисунок, который обычно получается при способе росписи простым батиком, дополняется другими цветами.

Роспись способом сложного батика состоит из нескольких этапов, из которых каждый как бы повторяет роспись способом простого батика: после первого перекрытия фона и его высыхания снова наносят рисунок резервирующим составом и снова перекрывают всю поверхность натянутой на раму ткани. Такие перекрытия можно повторять до четырех раз. Перекрытия идут последовательно от светлого тона к темному.

Перед каждым новым перекрытием  краской необходимо проверять качество покрытия резервирующим составом и  заботиться о том, чтобы весь узор в соответствии с шаблоном был  переведен на ткань.

Роспись от пятна -- самая сложная и интересная работа по оформлению ткани. Этим способом обычно выполняются изделия, украшенные растительным орнаментом. Принцип работы тот же, что и в сложном батике, но вместо сплошных последовательных перекрытий всей ткани здесь на полотно в соответствии с эскизом наносят расплывчатые пятна разных цветов. По каждому из этих пятен идет соответствующая эскизу первоначальная прорисовка орнамента резервирующим составом, далее эти же пятна или соседние с ними участки фона перекрывают другим цветом, и снова идет дальнейшая дорисовка орнамента. Эту процедуру можно повторять не более трех раз. Перед последним перекрытием окончательно прорисовывают орнамент и в заключение все полотно перекрывают каким-либо темным цветом. Как правило, такого рода рисунки всегда имеют темный фон, так как необходимо, чтобы он перекрыл краску, расплывшуюся за пределы рисунка. Происходит как бы работа сложным батиком на отдельных участках декорируемой ткани. Это дает возможность при небольшом количестве перекрытий добиться тончайших переходов цветов и их оттенков.

При росписи необходимо следить, чтобы  каждый слой краски, накладываемой  на ткань, полностью просыхал, а резервирующий состав застывал.

После того как работа полностью  закончена, ткань снимают с рамы, растягивают по диагонали, с тем  чтобы резервирующий состав растрескался и осыпался с ткани. Для дополнительного  удаления резерва ткань можно  помять и сильно встряхнуть. После  этого нужно на стол уложить два-три  слоя газет, сверху положить лист оберточной бумаги, затем разрисованную ткань, поверх нее снова положить оберточную бумагу, газеты и прогладить горячим  утюгом.

Под утюгом резервирующий состав расплавится и впитается в бумагу.

Проглаживание следует повторить  два-три раза, каждый раз меняя  бумагу.

Окончательное удаление жировых пятен, оставшихся после проглаживания, производится путем промывки в бензине (можно  протереть изделие, вновь натянутое  на раму, ватным тампоном, смоченным  бензином).

Кроме описанных выше способов оформления ткани с применением горячего резервирующего состава, существует очень  эффектный прием отделки законченного рисунка. Это гак называемый эффект кракле.                                                                      

После того как нанесен основной рисунок (но не более чем в два  перекрытия), ткань, натянутая на раму, при помощи широкой кисти--флейтца -- сплошь покрывается разогретым резервирующим составом. Когда он застынет, ткань снимают с рамы, осторожно сминают и встряхивают, чтобы на слое резерва появились частые трещины, затем ткань снова натягивают на раму и губчатым или ватным тампоном перекрывают более темной краской. Краска, проникая в трещины, оставляет на ткани тонкую темную сетку, сквозь которую просвечивает ранее нанесенный рисунок. Снятие резервирующего состава производится ранее описанным  способом.

Свободная роспись

В свободной росписи используют различные загустители, которыми либо покрывают ткань (грунтуют), либо загущают сами красители.

Можно выполнять свободную роспись  и по грунтованной ткани (практически  по любой), использую как достоинство  эффекты затекания, размывок, мазков и т.д. Разные текстуры ткани, кисти  и красители дают совершенно невообразимое  практически настроенному уму количество вариантов цветовых сочетаний, изобретённых нюансов, стилистических изысков.

Свободная акварельная роспись.

Свободная акварельная роспись  основана на применении солевого раствора или специальных акварельных  грунтов. Натянутую на раму ткань  пропитывают водным раствором поваренной соли или акварельным грунтом, а после высыхания расписывают красками. Так как солевой раствор ограничивает растекаемость краски по ткани, можно работать свободными мазками (рис 6) живопись выполняют по принципу акварельной живописи: от светлого к темному, от верхнего края к нижнему.                                                  

Еще один способ свободной росписи  ткани основан на использовании  кристаллов соли или мочевины. Ткань натягивается на раму и обрабатывается жидкими красителями. Затем на еще мокрую ткань, в соответствии с замыслом рисунка, насыпаются кристаллы соли, которые активно притягивают к себе краситель, тем самым утемняя те участки ткани, на которые они наносятся. Получаемый эффект во многом зависит от размера кристаллов. После высыхания на ткани соль удаляется. Эффект, достигаемый с помощью сухой мочевины, подобен солевому. Однако если соль, притягивая к себе краситель, концентрирует его на ткани, то мочевина, наоборот, выбеливает окрашенную ткань. Этот способ очень прост и доступен, а главное - дает широкий простор для экспериментов. Более мягкий эффект можно получить, применяя не сухую мочевину, а ее концентрированный раствор (1 чайная ложка мочевины на 50 мл воды), в который обмакивают кисть и наносят на ткань рисунок в манере точечной или штриховой графики.

 

 

 

 

 

 

       Список использованной литературы

1. "Батик " - С. Давыдов, 2005

2. "Батик" - М.О. Синеглазова, 1960

3. "Распишем ткань сами" - М.А.  Синеглазова, 1962

4. "Роспись по шелку" - Издательский  Дом ОВА-ПРЕСС, 2001

5. "Художественная роспись тканей" - Р.А. Гильман, 1998

6. http://okgams-batik.narod.ru/batik.html

7. http://lubimoe-delo.ru/index.php/archives/260

8. http://forum.hobby4you.od.ua/showthread.php?t=877

9. http://m-batik.ru/category/info/xolodnyj-batik-info-2/

10. http://www.podrobnee.ru/microuho/referat.php?url=microuho/disk1/Humanities/ku_gu_m_248.htm

11. http://www.batikworld.ru/

12. http://www.art-mozaika.ru/batik.php

13. http://batiki.narod.ru/info/batik.html

 

 

 

 

 

                                                                        

                        Заключение  

Я выполнила изделие в технике холодного и горячего батика.   Ткань - искусственный шелк.

Мне предстояла сложная и творческая работа.

Проблемы возникли при качестве ткани и качестве красок, растекаемость красок очень плохая, часто оставались разводы, которые было очень тяжело устранить повторным нанесением краски. Также цвет ложился неравномерно, при высыхании он выцветал или становился сильно бледным в отличие от оригинала. Приходилось наносить цвет многослойно, но все равно при высыхании он получался не особо насыщенным, блеклым.

При нанесении резерва он иногда растекался, или немного разбрызгивался по той причине, что нанесение происходило кистью - щетиной.

Работа проходила в хорошо проветриваемом, сухом помещении.

Проблем с техникой безопасности не возникло.

Работа над курсовой очень расширила мои знания о технике батик, помогла мне подробно изучить материалы и инструменты, историю развития данной техники в различных странах.

 

               


Информация о работе Технология выполнения батика