Творчество Петра Ильича Чайковского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 18:49, реферат

Краткое описание

Все своё творчество Чайковский посвятил человеку, его любви к родине и русской природе, его стремлениям к счастью и мужественной борьбе с темными силами зла.
В музыке Чайковского всегда звучит жизнь русского человека, с ее радостью, скорбью, надеждами, борьбой и отчаянием. И самое главное, что любой слушатель может сказать о музыке Петра Ильича Чайковского - о чем бы ни говорил Чайковский - он всегда правдив и искренен.
Пётр Ильич Чайковский писал почти во всех жанрах, и в каждом из этих жанров он сказал свое новое слово гениального художника.

Содержание

Введение……………………………………………………….….….3
Глава 1. Биография………………………………………………..… 4
Глава 2. Творчество Петра Ильича Чайковского……..……..…… 8
2.1. Чиновник или музыкант?............................................................ 8
2.2. Без творчества нет жизни …………………………………….12
2.3. На вершине ……………………………………………………..14
Заключение ………………………………………………………….16
Список литературы ………………………………………………....18

Вложенные файлы: 1 файл

чайковский 1.doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)

Петру Ильичу пришлось много  времени тратить на то, чтобы заработать хоть сколько-нибудь, давая уроки музыки – рояля и теории, - аккомпанируя певцам и т.д. Нужно отметить, что тогда у молодого композитора не замечали особого таланта, ему даже говорили, что он плохо знает музыку.

Музыкальные познания Чайковского  в это время, мало сказать, ограничены, но для человека, решившего специально посвятить себя музыке, явно недостаточны. Нужно поискать в истории музыки пример “выдающегося композитора, начавшего так феноменально поздно. Само собой разумеется, что знания его быстро росли...” Однако после получения диплома он читает суровый убийственный приговор критика Ц.А. Кюи: “Консерваторский композитор г. Чайковский совсем слаб “.

Одно время Чайковский “ довольно сносно играл на флейте, - вспоминал Г. Ларош. – Он был учеником знаменитого Чирарде”. Он участвовал в ученическом оркестре в качестве флейтиста.

В 1863 году ученические  концерты перенесли из зала Благородного собрания в здание Городской Думы. Ученические вечера по вторникам  привлекали публику еще больше прежнего: в зале было тесно и душно. Опоздавшим приходилось стоять. Однако никто не роптал, так как вечера были бесплатными.

Помимо своих ученических  произведений, так называемых домашних заданий, композитор создает свои первые музыкальные произведения - “Песнь Земфиры” и “Характерные танцы” для симфонического оркестра. Премьера «Характерных танцев» состоялась 30 августа 1865 года в Павловском вокзале, или, как его тогда называли, курзале, под управлением Иоганна Штрауса.

Произведение имело  успех и было хорошо принято публикой. Между тем, несмотря на успех в познании музыкального искусства, материальные проблемы Чайковского не кончались.

К окончанию консерваторского курса Петру Чайковскому было заказано большое сочинение. В архиве Клинского Дома-музея хранится протокол от 12 октября 1865 года о ”поручении ученикам старшего класса Чайковскому и Рыбасову с предъявлением на публичный экзамен на диплом сего 1865 года кантаты с сопровождением оркестра на оду Шиллера “К радости”.

Чайковский получил  диплом на звание свободного художника  и серебряную медаль.

Еще в сентябре в Петербург  приезжает будущий директор Московской консерватории Николай Григорьевич  Рубинштейн в поисках преподавателя  теории музыки. Решили пригласить кого-нибудь из окончивших Петербургскую консерваторию  и остановились на Чайковском.

И вот в январе 1866 года Чайковский уезжает из Петербурга, сумрачной царской резиденции, города своего детства и юности, города величественной Невы, Летнего сада, города Пушкина и “Пиковой дамы”.

2.2. Без творчества нет жизни

С начала 1866 года Петр Ильич Чайковский стал преподавателем Московской консерватории. “В обращении с учениками Петр Ильич был удивительно мягок, деликатен и терпелив. Изложения Чайковского, его замечания и поправки были замечательно ясны, сжаты и удобопонятны. Различные правила он любил иллюстрировать ссылками на Глинку и Моцарта. Как учитель он был симпатичным, дельным и добросовестным”. Таким остался он в памяти своих учеников по классу гармонии, оркестровки и композиции пианиста Ростислава Геники и скрипача Александра Литвинова. Преподавал он в консерватории 12 лет.

Начатую в Москве симфонию “Зимние грезы” Чайковскому удалось  закончить летом 1866 года. Первая симфония “Зимние грезы” – единственное после окончания консерватории произведение, частично написанное и оркестрованное под Петербургом.

Приехав в 1868 году в Петербург, 28 марта на вечере у Балакирева Петр Ильич знакомится с “Могучей кучкой”: Н. А. Римским-Корсаковым, А. П. Бородиным, М. П. Мусоргским, Ц. А. Кюи.

Если можно сказать, что в Петербурге Чайковского  преследовал какой-то злой дух, то духом этим был музыкальный критик Цезарь Кюи. После его отчета на страницах “Петербургских ведомостей” о выпускном концерте в 1869 году Кюи писал о симфонии Чайковского “Фатум”, созданной в 1868 году: ”Все это узковато, сурово, невысокого полета”. Несомненно одно: Кюи с резкой неприязнью относился к творчеству Петра Ильича.

Период до 1877 года отмечен  взлетами и падениями, успехом и  провалом и,  безусловно, активным творчеством. Создаются оперы “Воевода” (кстати, по поводу “Воеводы” у критиков возникли такие разногласия, в результате которых автор сжег партитуру), “Опричник”, “Буря” по произведению Шекспира.

В 1875 году был объявлен конкурс на сочинение оперы “Кузнец  Вакула” на либретто по рассказу Гоголя “Ночь перед Рождеством”. Чайковский получает на нем первую премию. В 1876 году он заканчивает балет “Лебединое озеро”, заказанный для московского театра. К середине мая 1877 года композитор был “на подступах” к одному их своих лучших произведений - “Евгению Онегину”.

В 1877 году, в июле, Чайковский женился на Антонине Ивановне Миллюковой. Однако брак этот не был удачным. В своем письме он пишет: “Мне показалось, что я, или, по крайней мере, лучшая, даже единственно хорошая часть моего я, т.е. музыкальность, погибла безвозвратно”. В те дни Петр Ильич был близок к самоубийству. Как только он оправился, Анатолий увез брата за границу.

Окончен и московский период, начинается время странствований, переездов из города в город.

В 1878 году Петр Ильич пишет  Анатолию: “Человек, который в мае  задумал жениться, в июне, как ни в чем не бывало, написал целую оперу, в июле женился, в сентябре убежал от жены – был не я, а другой Петр Ильич, от которого осталась теперь одна мизантропия, которая, впрочем, вряд ли когда-нибудь пройдет”. Однако в этом же году был завершен “Евгений Онегин”.

Петр Ильич посещает Петербург и Москву. 6 октября  Чайковский дал последний урок и, окончательно порвав с консерваторией, после прощального обеда 7 октября  уехал в Петербург.

В ноябре он снова за границей. В 1879 году он посетил Швейцарию и Италию. А в январе 1880 года начал работать над новым произведением на итальянские народные темы. Ему хотелось написать что-нибудь вроде “испанских фантазий” Глинки. К февралю “Итальянская фантазия”, как он раньше называл “Каприччио”, была закончена.

Петр Ильич постоянно  наведывается в Петербург, но останавливается  здесь ненадолго, не больше, чем на две недели. В начале марта он пишет брату: “...Как я боюсь  Петербурга! Знаешь, куда меня тянет? – В Питер, в ненавистный Питер... Признаюсь, что несмотря на мою апатию к берегам Невы, меня тянет туда очень сильно”.

Между тем, в Петербурге ставятся его произведения: симфоническая  фантазия “Франческа да Римини”, в  Мариинском театре возобновляется “Кузнец  Вакула”, Четвертая симфония, опера  “Орлеанская дева” по драме Шиллера “Жанна д`Арк” в переводе Жуковского, оперы “Мазепа”, “Онегин” (премьера “Онегина” в Петербурге состоялась 8 октября 1884 года).

С середины 80-х гг. Чайковского  все больше и больше начинает притягивать  к себе Петербург. Город его детства, его юности становится городом расцвета его таланта, его немеркнущей славы.

2.3. На вершине

Слава, стремительно растущая благодаря огромному успеху “Евгения Онегина”, меняла не только быт Петра  Ильича, но и перестроила его внутренний мир. В письмах он не жалуется больше на “ненавистный” Петербург. Столичная жизнь теперь не так, как прежде тяготит его. Здесь он сейчас не бесправный композитор, ищущий возможностей и связей для того, чтобы увидеть на сцене императорских театров свои произведения, он – великий музыкант, обожаемый публикой, прежде всего петербургской, ее любимец.

Итак, премьера “Онегина”  позади, но не смолкают обсуждения. В  газетах и разговорах все еще  чувствуется некоторое недоумение от колоссального успеха оперы, который  становится все более явным. После трех – четырех спектаклей Чайковский сообщал брату Анатолию: “Евгений Онегин” имеет успех; сборы великолепные...” Иван Сергеевич Тургенев, не принявший некоторые места либретто, приходил в восторг и говорил: “Для меня, например, Ленский у Чайковского как будто вырос, стал чем-то большим, чем у Пушкина”.

В конце 1884 года Чайковский познакомился с молодыми композиторами, составлявшими ядро Беляевского кружка, во многом продолжавшего традиции Балакиревцев.

14 декабря 1888 года он  познакомился с Чеховым. Чайковский и Чехов! Без этих двух имен невозможно представить себе русскую культуру 80 – 90-х гг. прошлого века, как невозможно представить его первую половину без Пушкина и Глинки. Знакомство их состоялось у Модеста Ильича Чайковского на Фонтанке 24, куда Чехов был приглашен к завтраку.

“Он хороший человек, - писал Антон Павлович после знакомства, - и совсем не похож на полубога”. Писатель посвятил ему свой сборник рассказов “Хмурые люди”. А в его письме к Модесту Ильичу мы читаем такие слова: “Я готов день и ночь стоять почетным караулом у крыльца того дома, где живет Петр Ильич, - до такой степени я уважаю его”.

Директор императорских  театров И.А. Всеволожский, давно  мечтавший о постановке балета Чайковского  на сцене Мариинского театра, писал  ему еще в мае 1888 года: ”О балете вы ни гугу. А хорошо было бы, между прочим, написать балет. Я задумал написать либретто на “Спящую красавицу” по сказке Перро. Хочу мизансцены сделать в стиле Людовика 14”.

Весной 1888 года Чайковский получил заказ от театральной дирекции на новый балет по сценарию Всеволожского.

24 января 1889 года Петр  Ильич уехал за границу. Он  посетил Германию, Швейцарию, Францию  и Англию. Вернувшись в начале  мая во Фроловское (небольшое  имение под Москвой), он сразу  же принялся за работу и к концу месяца “Спящая красавица” была готова. Балет сразу же был принят к постановке в Мариинском театре.

Премьера “Спящей  красавицы” состоялась 3 января 1890 года. Поставили ее роскошно, великолепно, как никогда раньше и грандиозные  овации не смолкали.

Начав писать “Пиковую даму” 19 января 1890 года, Петр Ильич уже  через 44 дня, т.е. 3 марта (срок невиданный!) окончил эскизы. Вслед за этим в  течение месяца был сделан клавир, а к 8 июня и вся оркестровка. Завершение партитуры проходило уже дома во Фроловском.

7 декабря 1890 года в  Мариинском театре состоялась  премьера “Пиковой дамы”, и  прошла она блестяще.

В 1892 году Чайковский получил  два очень почетных и лестных  известия: во-первых, Кембриджский университет  сделал запрос, согласен ли Петр Ильич  принять звание доктора музыки без защиты диссертации; во-вторых, он получил известие из Парижа о том, что он избран членом-корреспондентом Парижской академии Изящных искусств.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

За годы творчества Пётр Ильич Чайковский написал:  10 опер, в том числе «Кузнец Вакула» («Черевички»), «Евгений Онегин», «Мазепа», «Чародейка». «Пиковая дама», «Иоланта» и др.,  3 балета: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»,  музыку к весенней сказке А. Островского «Снегурочка», 6 симфоний и программную симфонию «Манфред».

Кроме того им написаны: одночастные симфонические произведения: увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» и «Гамлет»; фантазии «Буря» и «Франческа да Риминн» «Итальянское каприччио», серенада для струнного оркестра, 3 симфонические сюиты,   «Моцартиана» (4-я сюита),  3 концерта для фортепиано с оркестром,  концерт для скрипки с оркестром,  вариации на тему рококо для виолончели с оркестром,  3 струнных квартета, фортепианное трио «Памяти великого художника»,   струнный секстет «Воспоминание о Флоренции», свыше 100 фортепианных пьес, в том числе: цикл «Времена года», «Детский альбом», 2 сонаты,  вальсы, мазурки,  скерцо и др., 100 романсов.

В свой последний приезд в Петербург Чайковский поселился  в доме № 13 на углу Малой Морской и Гороховой. Это было последнее жилище Петра Ильича Чайковского. Напротив этого дома находился тот самый особняк, в котором в начале века жила Наталья Петровна Голицына - “усатая графиня”, как ее называли в обществе. Из окна комнаты Петра Ильича хорошо был виден этот особняк, правда, уже перестроенный, но все же сохранивший облик того дома “старинной архитектуры”, как сказано у Пушкина.

До 20 октября 1893 года Петр Ильич ведет активную жизнь: посещает театры, навещает друзей, дирижирует, участвует  в постановках спектаклей. Но уже 21-го его здоровье резко ухудшилось. Приехавшие врачи определили холеру. За три дня болезнь полностью завладела им, спасти Чайковского было невозможно. 25 октября 1893 года в 3 часа ночи все было кончено.

Сейчас мемориальная доска на этом доме напоминает нам о великом композиторе: “Петр Ильич Чайковский родился 25 апреля 1840 года в Вятской губернии. Умер 25 октября 1893 года в этом доме”.

Кончилась жизнь – началось бессмертие. . .

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Альшванг А.Н. П.И. Чайковский. Музыка 1967.
  2. Ауэрбах Л.Д. Трио Чайковского и памяти великого художника. М. Музыка 1997.
  3. Берберова Н.И. Чайковский (Биография). СПб Лимбург Пресс 1997.
  4. Давыдов Ю.Л. Записки о П.И. Чайковском. М. Гос. Муз.изд-во 1962.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Творчество Петра Ильича Чайковского