Творчество Марка Шагала и его оценка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 01:45, реферат

Краткое описание

Марк Захарович Шагал родился 24 июня (6 июля) 1887 года в городе Витебске в семье торговца селедкой. Всего в семье было восемь детей. Марк был первенцем. Первоначальное образование получил в хедере. Осенью 1900 года Шагал поступил в городское четырехклассное училище с ремесленным классом. В 17 лет он "оставил" это учебное заведение.
Несмотря на то, что для Марка учеба не была любимым делом, именно в это время в нем проснулся интерес к живописи. Юношу принимает в свою студию знаменитый витебский художник Юдель (Юрий) Пэн.

Вложенные файлы: 1 файл

Творчество Марка Шагала.doc

— 503.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Творчество Марка Шагала и его  оценка

(реферат)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Биография

 

«Наперекор всем трудностям нашего мира во мне сохранились часть  той одухотворенной любви, в которой  я был воспитан, и вера в человека, познавшего Любовь. В нашей жизни, как и в палитре художника, есть только один цвет, способный дать смысл жизни и Искусству, Цвет Любви.»

Марк Захарович Шагал

Введение

 

Марк Захарович Шагал  родился 24 июня (6 июля) 1887 года в городе Витебске в семье торговца селедкой. Всего в семье было восемь детей. Марк был первенцем. Первоначальное образование получил в хедере. Осенью 1900 года Шагал поступил в городское четырехклассное училище с ремесленным классом. В 17 лет он "оставил" это учебное заведение.

Несмотря на то, что для Марка учеба не была любимым делом, именно в это время в нем проснулся интерес к живописи. Юношу принимает в свою студию знаменитый витебский художник Юдель (Юрий) Пэн. Только два месяца посещает Шагал эту студию, добросовестно срисовывая гипсовые головы и орнаменты, строго повинуясь всем требованиям и указаниям учителя. Но этих месяцев оказалось достаточно, чтобы маэстро полюбил своего ученика. Что же касается Шагала, то он до последних дней своей жизни боготворил своего первого учителя.

Уйдя от Ю. Пэна М. Шагал стал работать ретушером, но живопись по - прежнему являлась главным в жизни молодого человека. Вместе с Ю. Пэном он ходил на этюды. В 1907 году М. Шагал уезжает в Петербург на учебу. Не поступив в училище искусств и ремесел барона Штиглица, он отправился в школу при Обществе поощрения художеств. Здесь его приняли, а учил Н. Рерих. Два года, проведенных в этом учебном заведении Марк Захарович впоследствии назовет потерянными напрасно. В 1910 году он переходит в школу искусств Е. Званцевой. Его учителями здесь были Леон Бакст и Мстислав Добужинский.

Но одним из первых заметил, выделил и стал покровителем начинающего Шагала известный русский  юрист и общественный деятель  Максим Винавер. Именно он осенью 1910 года предоставил Марку Шагалу стипендию  в размере 125 франков в месяц для продолжения учебы во Франции. Шагал поселился в знаменитом "Улье" на Монпарнасе. Уже в мае 1914 года в берлинской галерее журнала "Штурм" состоялась персональная выставка М. Шагала. А месяц спустя он возвратился в Россию.

25 июля 1915 года состоялась свадьба М.Шагала с Беллой (Бертой) Розенфельд, дочерью богатого торговца ювелирными изделиями. М. Шагал с юношеской страстью любил свою Беллу все 29 лет их совместной жизни. Она была для него не только любимой женщиной, матерью его дочери и хранительницей семейного очага, а и вдохновительницей.

 

"Марк и Белла"

 

Познакомились Шагал  и Бела (Берта) в конце лета в 1909 году. Бела только что вернулась  из-за границы. Была в Вене, Берлине. Пришла рассказать подруге Тэе Брахман  о своих впечатлениях.

Тэя жила на берегу Двины, недалеко от вокзала, на тихой улице  с окнами на проезжую часть. Бела часто  приходила к подруге. Дружили  родители. У Тэи дома играли на фортепьяно, на скрипке. Ставили театральные  пьесы и "живые образы". Была состоятельная семья. Судя по всему, с Тэей Шагала познакомил Виктор Меклер, художник, который ездил вместе с ним в Петербург. Познакомились, когда Тэя училась в Петербурге, она позировала ему. Нанимать натурщицу было дорого. Виктор Меклер был тоже из состоятельной семьи. Шагал его учил рисовать. В доме была Тэя и Шагал.

"Удивили его глаза, я вижу, они голубые, как небо. Глаза удивительные, не такие, как у всех, продолговатые, похожие на миндаль... Я никогда не видела таких глаз, разве только на иллюстрациях к сказкам про зверей. Рот приоткрыт, не знаю, или он хочет, что-то сказать, или укусить белыми острыми зубами. Все в нем от движений затаившегося зверя". "О чем он думает? Я вижу как глубокая морщина прорезает его лоб. Он приближается ко мне. Я опускаю глаза. Никто не говорит ни слова. Мы оба чувствуем, как стучат наши сердца".

"Он разговаривает! Разговаривает со мной! Он не боится молчания! Он убивает меня! Я ничего не понимаю, он же не знает меня. Что ему от меня надо."

"Лицо парня живет во мне, как мое второе "Я", дышит рядом, его голос звучит в моих ушах. Мне доводилось встречать художников в нашей компании, но ни у кого не было такого лица..." - позднее напишет Бела Розенфельд (Шагал) в книге своих воспоминаний.

Вторая встреча произошла  на мосту. Марк, Тэя и ее собака Маркиз пошли гулять. Встретили Белу.

"Он говорит со мной так, словно видит меня каждый день. Он совсем нестрашный. У него спокойный сдержанный голос. Его ласковая и теплая рука уже не такая чужая. Он уже не смеется с меня. Я смотрю на него. Кучерявые волосы выбиваются из-под шапки, развиваются словно он хочет улететь вместе с ветром. Его глаза смотрят прямо в мои глаза. Я опускаю голову."

"Я хочу очутится дома. Но ноги не слушают меня. Он мой проводник. Я иду вместе с ним. Он не такой страшный, как я думала. Он рядом со мной, сильный, как крестьянин, словно берет свою силу от стальной реки."

Они стали встречаться. Много гуляли по берегу реки. Шагал  отлично знал реку, берег. Однажды  Бела попросила брата Менделя  сходить с ней вечером погулять и попить сельтерской воды в магазин Будревича, который находился рядом с вокзалом. Снова встреча с Шагалом. "Я стою рядом с ним. Я ждала его? Искала? Меня трясет. От него я теряю рассудок. Раньше я была такая спокойная, жила в тишине нашего дома, читала книгу за книгой, избегала людей, как злых духов, пряталась за шторами от братьев и их шуток. И вот приходит молодой человек, его слова ударяют меня, как гром, и разрушают спокойствие моих дней."

Бела Розенфельд родилась 15 декабря 1895 года в Витебске в купеческой семье. Была самой младшей в семье. Каждый класс гимназии заканчивала с золотой медалью. Братья учились в религиозной школе (ешиве) и не мечтали о светской школе. Бела продолжила образование в известной московской школе Герцье: изучала историю, философию и литературознание. Потом занималась актерским мастерством в одной из студий Станиславского.

Родители жены имели три ювелирных  магазина в Витебске. Продавались  золотые и серебряные украшения, часы и т.д. Один магазин в самом  центре перед мостом через Витьбу, на углу Смоленской и Подвинской улиц. В этом доме была одна крупнейшая и фешенебельная гостиница "Брози", по имени швейцарского кондитера Христиана Брози, которому долгое время принадлежал этот дом, кондитерская и ресторан "Жан Альберт", писчебумажный магазин Ш. Яхнина и ювелирный Ш. Розенфельда, второй магазин - на Вокзальной, третий - на Замковой. "Я писал, писал, а кончилось тем, что как я ни противился пышной церемонии, но в один дождливый вечер оказался героем брачного обряда, под свадебным балдахином - точно, как на моих картинах. Получил благословение - честь по чести." Свадьба была 25 июля 1915 года. "После свадьбы новоиспеченные шурины отвели меня домой, а их сестра - моя жена, осталась под родительским кровом. Так требует строгий обряд."

Марк с первых дней с большим уважением относился к мнению Беллы. "Ни одной картины, ни одной гравюры я не заканчивал, пока не услышу ее "да" или "нет". ("Моя жизнь" стр. 119). Беле посвящена большая серия работ: "Прогулка", "Над городом", "Серые любовники", "Свадьба", "Зеленые любовники", "Голубые любовники", "Бела в черных перчатках", "Бела с виолончелью", "Бела с шалью" и другие.

 

Возвратившись в Россию летом 1914 года для женитьбы, М. Шагал  не смог из-за начавшейся вскоре 1-ой Мировой  войны вновь уехать в Париж. Его мобилизовали в армию. В этой ситуации помог брат Беллы, возглавлявший один из отделов Центрального военно-промышленного комитета в Петрограде. Работа в нем заменяла военную службу, поэтому новоиспеченный родственник забрал в свой отдел художника. Чиновничья служба совсем не привлекала Шагала, но зато давала ему возможность периодически ездить в Витебск и проводить там немало времени.

Октябрьские события 1917 года застали М. Шагала в Петрограде. Его кандидатуру выдвигают в  министерство искусства. Но месту в министерстве Шагал предпочел родной город.

В Витебске Марк Шагал появился в  сентябре 1918 года с мандатом уполномоченного  по делам искусств Витебской губернии. Главной задачей, которую поставил перед собой М. Шагал - организация  Художественного училища. И благодаря огромному энтузиазму и ходатайствам М. Шагала училище было открыто в конце 1918 года. Официальное открытие учебного заведения состоялось 28 января 1919 года. Возглавил народную художественную школу по просьбе Марка Захаровича его учитель по училищу Е.Званцевой Мстислав Добужинский, а сам М.Шагал - одну из мастерских.

В феврале 1919 года М.Добужинский  возвратился в Петроград. М.Шагалу пришлось самому возглавить учебное  заведение. В стенах училища были представлены и свободно функционировали руководства и мастерские всех направлений от "левых" до "правых" включительно, что и привело к разагитации аудитории Шагала. 29 июля 1920 года Марк Шагал вместе с семьей уехал в Москву, совсем не подозревая о том, что навсегда расстается со своим любимым городом.

В конце мая художник отправляется в Каунас для организации  там своей выставки. Переехав летом 1922 года из Каунаса в Берлин, Марк Шагал познакомился там с владельцем картинной галереи и издателем  П.Кассирером, который решил издать мемуары художника с его собственными иллюстрациями. Из-за заминки с переводом текста на немецкий язык в 1923 году Кассирер издал только иллюстрации в виде отдельного альбома. Первое полное издание мемуаров было осуществлено в 1931 году парижским издательством "Сток" в переводе на французский Беллы Шагал. С тех пор "Моя жизнь" М. Шагала неоднократно переиздавалась на многих европейских языках. На русском языке она была впервые выпущена в 1994 году московской фирмой "Эллис Лак" и проиллюстрирована рисунками и офортами "Дом на Песковатиках", "Улица", "Дом на улице Покровской", "Витебск. Железнодорожная станция" и др.

Оставшись по воле случая навсегда за границей, Марк Захарович 15 лет не принимал французского гражданства, все еще надеясь когда-нибудь вернуться на родину.

В 1941 году, чудом вырвавшись из рук фашистов в оккупированной ими части Франции, он уехал в  США. Активно сотрудничал с комитетом  помощи СССР, передал ему несколько  своих работ. Узнав о страшной судьбе родного города, который за три года немецко-фашистской оккупации был почти полностью разрушен и потерял все население, Шагал написал "Письмо моему родному Витебску", которое было опубликовано 15 февраля 1944 года в одной из американских еврейских газет.

Витебские улицы и  площади, памятники архитектуры  и влюбленные изображены на многих работах Марка Шагала. Выступая на открытии выставки в Третьяковской галерее летом 1973 года, он сказал: "У меня нет ни одной картины, на которой вы не увидите фрагменты моей Покровской улицы. Это может быть, и недостаток, но отнюдь не с моей точки зрения." Родной город стал тем источником, из которого Марк Захарович всю свою долгую жизнь черпал вдохновение и сюжеты для работ.

За свой долгий век (прожил 98 лет) Марк Шагал многое познал: неудачи  и успех, полуголодное существование и материальное благополучие, равнодушие и всемирную славу. Только одного при жизни он был полностью лишен - признания на родине. И очень из-за этого страдал. Но времена меняются. В январе 1991 года прошли первые Шагаловские дни. В июне следующего года на Покровской улице открыт памятник художнику, а на его домике - мемориальная доска. Проводятся в Витебске Шагаловские пленэры и музыкальные фестивали.

 

 

МАРК ШАГАЛ

На земле и в небесах

 

Марк Захарович Шагал  прожил без малого сто лет (1887--1985) и лишь немногим больше трети этого срока провел в России. Его детство и юность прошли в Витебске. В 1910 году он на четыре года уехал во Францию, затем вернулся на родину, жил в Витебске, Петербурге и Москве, а после этого эмигрировал из Советской России и многие годы провел в Берлине, в Париже, в Соединенных Штатах Америки и под конец вновь во Франции на берегу Средиземного моря. Большая часть творческой жизни была отдана Франции, и во многих энциклопедиях мира после имени Шагала стоит название страны, которой он принадлежит, -- Франция. По этому поводу сам художник говорил: "Меня хоть в мире и считают интернационалистом и французы берут в свои отделы, но я считаю себя русским художником, и это мне приятно" (Из письма Марка Шагала Павлу Эттингеру).

 Когда смотришь на картины художника, сначала приходит мысль, что все свои годы он летал где-то в небесах, а если и ходил по земле, то по такой, которая живет по каким-то своим особым, неизвестным нам законам, не ведая современной цивилизации. На самом-то деле Шагал всегда пребывал в одной стране -- в родном Витебске, рисовавшемся его памяти и сознанию не губернским городом старой России, а захолустным, хотя и фантастическим еврейским местечком -- со своими привычками и традициями, со своими тонами, цветами и запахами. В Париже ему чудился Витебск, а когда под старость он приезжал в Иерусалим, чтобы создать там витражи для синагоги, перед его глазами вновь возникали покосившиеся строения и домашние звери из детских снов.

Слова Шагала, что он русский  художник, сказаны им неспроста. Его  творчество могло возникнуть только в России. Образный мир его картин наполнен контрастами и противоречиями, содержит в себе абсурд в таком  чистом виде, какой мог сложиться  лишь на русской земле. В число свидетельств русского абсурдизма, как известно, входил, еврейский вопрос. Лишенные элементарных гражданских прав, евреи в старой России жили обособленно, замкнуто, соблюдая свои обычаи, тщательно исполняя религиозные обряды, жившие в их сознании, сохраняли память о своей великой истории. Эта память народа и собственная память легли в основу творчества Шагала.

Они соединились с  необыкновенной фантазией, присущей художнику, и с той прямотой взгляда на мир, которая позволила Шагалу открыть  великую правду в самых простых и обыденных явлениях, хотя и переселенных его волею с земли на небеса. Сила его искусства была так велика, что она позволила в полный голос говорить о вкладе в мировую культуру российского еврейства, которое к рубежу столетий стало активной творческой силой.

Информация о работе Творчество Марка Шагала и его оценка