Сценография в структуре детского праздника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 03:48, дипломная работа

Краткое описание

Основной целью исследования является обоснование значимости элементов сценографии в образном решении детского праздника. В соответствии с основной целью в квалификационной работе поставлены и обоснованы следующие задачи:
1. Рассмотреть исторические этапы развития искусства сценографии и определить функциональные особенности основных сценографических систем.
2. Обосновать значение сценографии в культурно-досуговых программах и установить функциональные особенности декорации, реквизита и сценического костюма в создании художественного образа детского праздника.

Содержание

Введение……………………………………………………………………2
I. Основные этапы развития искусства сценографии
1.1 Предсценография ритуально-обрядовых действ как ведущая модель современного искусства оформления сценического действия ...............10
1.2 Сценография как синоним декорационного искусства……………..19
1.3 «Действенная сценография» как новая система оформления сценического действия……………………………………………………25
II. Сценография в структуре детского праздника «Ура! Каникулы!»
2.1 Роль художественного оформления в структуре праздника………30
2.2 Основные типы вещественного оформления детского праздника «Ура! Каникулы!»………………………………………………………………..39
2.3 Этапы работы над художественным оформлением праздника……49
Заключение……………………………………………………………….57
Список литературы………………………………………………………61
Приложение: сценарный план;
сценарии праздника;
афиши;
эскиз оформления сцены;
эскизы костюмов

Вложенные файлы: 1 файл

ТАНЯ СЦЕНОГР. ПРАЗДНИКА.docx

— 138.40 Кб (Скачать файл)

Обычно оформляется объект или место проведения праздничного действия. Это действие и его оформление в самых общих своих чертах может быть по своему характеру динамичным (парад физкультурников, колонны  демонстрантов, группы людей, техника  и движущиеся атрибуты) и статичным (украшение зданий и сооружений, площадей и парков, площадок отдыха и различных помещений). В практике объекты праздничного убранства  в их динамичном и статичном проявлениях  оформляются комплексно и праздник в целом представляет собой художественный ансамбль оформления.

К. И. Рождественский, известный  советский художник-оформитель, пишет: «...если в результате содружества  архитектуры, живописи, скульптуры, графики, декоративного искусства с помощью  света, цвета, музыки, слова и различных  произведений научного и технического прогресса создается единый выставочный  художественный ансамбль, выражающий определенное миропонимание и неотразимо действующий на мысли и чувства  человека, то мы говорим: это подлинное  современное синтетическое искусство»[39, 193].

 Применительно к условиям  художественного оформления детских  празднеств единый художественный  ансамбль предполагает комплексное  использование выразительных средств  музыки и слова, пения и танца,  изобразительных, прикладных искусств  и архитектуры, создание общего  эмоционального тонуса праздника.

Необходимо выделить и ещё одну важную особенность  сценографии культурно-досуговых  программ, в которых  сценография является средством художественной выразительности не только в создании среды, но и в разработке основных компонентов творческого замысла, в частности сюжетно-композиционного решения.

Если исходить из того, что сюжет в клубной  драматургии  - это совокупность каких-то явлений, событий (или игровых элементов), расположенных в определенной последовательности и раскрывающих тему в намеченном объеме, характеризующих тот или иной конфликт, то необходимо отметить, что сценография может  играть значительную роль в его разработке.

В работе над сюжетом основные творческие трудности возникают при решении трех задач:

1) Разработка  определенной последовательности  изложения материала, логики развития основной мысли, что связано с поиском интересного и нестандартного образно-смыслового  хода.

2) Организация на этой  основе событийного, т. е. конфликтного, действия.

3) Разработка художественно-образного  решения всего замысла, т. е. создания единой художественной формы мероприятия.

В решении всех этих задач искусство сценографии  может выступать в роли незаменимого помощника.

Исключительную  важность в сюжетно-композиционной обработке материала имеет процесс поиска образно-смыслового хода, который проходит через все театрализованное мероприятие, лежит в основе всей его структуры. Он оказывает существенное влияние практически на все элементы театрализации, а нередко даже выполняет функцию самого сюжета.

В отличие от театрального режиссера, у которого значительную роль в рождении замысла спектакля  играет поиск наиболее яркого воплощения уже выстроенного драматургом сюжета и сквозного действия, режиссеры  праздника, должны сами найти, придумать  такой  ход, который органически, образно и действенно соединит в  единое целое зрелищные и игровые  компоненты и создать на основе придуманного образно-смыслового хода единое логически  развивающееся действие, предполагающее и ролевую персонификацию ведущих.

Образно-смысловой  ход  не только заставляет зрителей следить  за развитием действия, но и понимать и принимать логику его построения.

Приведённую выше методику нахождения единого художественного  образа праздника можно представить  в следующей схеме.

Схема 3.

 

 

Художественный  образ праздника



 

 

 

Образно-смысловой  ход



 

Декоративно-образный

 

Образно-игровой

 

Музыкально-образный


 

Декоративно-образный ход  – детская площадка с качелями, горкой и «асфальтом» для рисования  мелом, и «крыльцо» дома, которое  может стать концертной площадкой, а может стать кораблём, необитаемым  островом.

Так, на празднике «Ура! Каникулы!» декоративно-образный ход стал и сюжетной основой действия: сначала дети рисовали на асфальте свое представление о лете, затем играли на детской площадке, затем показывали родителям концерт на концертной площадке, и, в завершении, осуществили свои летние мечты, побывав на необитаемом острове. 

Сценографическая образность в отличие от образности пространственных видов искусства не может составлять целостный образ, она является только частью целого и в спектакле находится  во взаимодействии с образным строем, возникающим на основе иного материала  творчества: звука и конкретно-чувственного представления. Поэтому художественная целостность театрального произведения образуется благодаря образному  строю, создающемуся сюжетно-драматической  линией развития действия спектакля, звуко-музыкальным  строем и его сценографией. Только это взаимодействие образует целостность  сценического представления и в  результате этого формируется особый образный строй произведения театрального искусства [36, 130].

Ведя поиск  современного изобразительного решения, художник и режиссёр исходят из режиссёрского  замысла праздника, когда уже  определена цель, сформулирована тема и «выстрадана» идея.

Праздник «Ура! Каникулы!»  проводится в первый день летних каникул  и направлен не только на защиту прав ребёнка, но и символически открывает самый радостный и весёлый сезон года, поэтому тема праздника: открытие сезона летних каникул.

Так как мы знаем адресность детской аудитории - праздник организуется для дошкольного, младшего и среднего школьного возраста, можно сделать  заключение, что говорить о правах детей в области воспитания, образования, социального обеспечения, говорить об отмеченной выше печальной статистике мы не будем. Наша цель – открыть для детей свободный и солнечный праздник летних каникул.

Для мира детства каникулы – это не только долгожданная пора активного отдыха, но и ожидание всевозможных приключений, которые  детвора всегда связывает с природой (лесом, морем, речкой).

Идея праздника:  Ради счастья этого ребенка,

Ради мира, детства без  забот,

Чтоб всегда заливисто  и звонко

Хохотал его беззубый рот!

Момент, когда идейно-художественный замысел праздника у режиссера уже определился, режиссёр подключает к работе художника.

Профессия режиссера и  художника близки своей позицией, ибо нахождение смысловой пластической образности есть конечный результат  как режиссера так и художника. Режиссер должен знать основы изобразительного искусства, владеть законами композиции и цвета и художник должен быть режиссером, то есть уметь увидеть  прочтенный им сценарий и ощутить  его в движении, в динамическом развитии. Работа режиссера с художником над пространственным решением массового  действа начинается с выражения  единого смысла и сверхзадачи  будущего представления.

Первый этап. Точный выбор  выразительных средств (музыка, живопись, скульптура, архитектура). На помощь режиссеру  и художнику приходит монтаж: они  выстраивают элементы оформления не в статике, а в динамике. В монтажном  представлении, оформление различных  эпизодах в их динамичной взаимосвязи. Художественная организация пространства – главная задача работы как режиссера, так и художника праздника.

Уже на уровне замысла режиссер и художник решают вопросы общего драматургического, монтажного развития оформления, логически подводящее к кульминации спектакля.

Процесс поиска художником сценографического решения завершается  созданием его эскиза или макета, которые так же обсуждаются с  режиссёром. И если возникает необходимость, режиссёр вносит поправки, предложения, которые и фиксируются в эскизе или на макете.

Правильный отбор выразительных  деталей делает оформление компактным, лаконичным и помогает создавать  жизненную обстановку на сцене. Их выбор  дает простор ребячьей фантазии и  воображению.

Громоздкие декорации, костюмы, грим задерживают ритм композиции, тормозят, мешают непрерывному развертыванию  сценического действия, вызывают неоправданные  паузы, а это, в свою очередь, приводит к спаду внимания зрителей, расхолаживает  их, снижает качество восприятия композиции. Лаконичное, условное, но характерное  оформление, правдивость деталей  в костюмах, одним словом, все, что  подчеркивает положение героев, эпоху, время, - повышает качество восприятия композиции зрителями, будит их ассоциативное  мышление и воображение. 

Декорации могут обойтись и без реальных предметов на сцене. Тогда условная среда существования  героев организуется с помощью занавесей, ширм, объемных конструкций и т.п. Их форма, цвет, композиция должны быть подчинены художественным целям  спектакля.

Таким образом, сценография  в праздничном действии - специфический, действенно-изобразительный вид  искусства, представляющий собой образное пластическое решение праздничного  пространства средствами предметной среды  и предполагающий смысловое и  физическое взаимодействие со зрителем.

 

 

 

    1. Основные типы вещественного оформления детского праздника «Ура! Каникулы!»

Поиск сценографии, это, главным  образом решение ее предметно-вещественной среды. Звеньями сценической среды  являются предметы и вещи.

Сценическая среда - это действенная  динамическая система предметов  и вещей, организующая определенным образом сценическое пространство эмоционально и психологически воздействующая на реципиента, направляя его мышление и воображение.

Например, в эпизоде «Узнай меня» (концертно-игровая программа  «Здравствуй, лето!») трансформация  сценической площадки происходила  за счёт вывоза с двух сторон на импровизированную  сцену двух ширм, поставленных на колёса. При соединении ширмы образовывали декорационный фон песни-загадки  «Бабки Ёжки», который  представлял  собой убранство крестьянской избы. Исполнители, уходя со сцены по окончании  номера, «переворачивали» ширмы обратной стороной, на которой была расписана  ярмарочная палатка для следующей  песни-загадки «Бабкины песни».

Не следует, однако забывать, что внешний образ строится не только за счет трансформации конкретного материала (вещей, костюмов, декораций, среды, света и т.д.). Вещи многое могут сказать о человеке, но могут и нести собственную смысловую нагрузку, вырастая в художественный образ.

Например: исполнители разом  щёлкнули зажигалками и сомкнули руки – родился символ Вечного  огня. Вечным огнём смотрелся и  полыхающий в солдатской каске спирт. Горящие детские рисунки стали  символом Войны, а бумажные голуби –  символом Мира, детства, дружбы.

Принцип оформления детского праздника диктуется его спецификой и в выборе выразительных средств  предпочтение отдаётся детали. Деталь, дополненная действенной детской  фантазией в состоянии передать место действия и выразить атмосферу  происходящих на празднике событий  гораздо полнее, чем самая подробная  декорация. Например, ограждение концертной площадки флажками, позволяет юным зрителям не только представить себя актёром, но и тут же попробовать  свои силы, пусть даже просто постояв  не «за», а «перед» флажками, т.е. на сцене, особенно, когда выступают  юные артисты цирка. Точно такое  же соединение происходит на площадке «вернисаж на асфальте».

Сценический театральный  костюм так же является одним из основных компонентов в создании художественного образа спектакля.  В нем соединяются достоверность функционально оправданной одежды и условность необходимая для организации особого типа зрелища, в соответствии с замыслом режиссера, сюжетом, художественными традициями. Как правило, учитывается так же специфика восприятия.

В современной клубной  практике функции костюма множатся, выходя за рамки копирования и  символа, требуя пересмотра таких устоявшихся  категорий, как декорация, реквизит, грим, маска, жест и т.д. Внешность действующих на сцене актеров - одна из первейших забот театрального художника. Создание общего эскиза должно начинаться с серии черновиков, причем самое правильное – решить сначала в черновиках костюмы всех исполнителей, а потом уже приступать к разработке каждого.

Персонаж – это характер, и так же, как и сейчас, в  те далекие времена каждый обладал  какими-то ему одному свойственными  чертами характера, которые могут  получить выражение в костюме. Ибо  эскиз персонажа, помимо всех его  рабочих функций, имеет еще одну важнейшую функцию: зрительно сообщить актеру то, о чем ему говорит  режиссер на словах, вдохновить его  образом, который ему предстоит  еще создать на сцене, но на который  уже можно посмотреть на этом листе  бумаги. Поэтому хороший эскиз  персонажа («эскиз костюма»), будучи совершенно ясным для практического использования, должен одновременно быть произведением  изобразительного искусства, увлекающим воображение его первых зрителей – режиссера и актеров.

Для детского праздника «Ура! Каникулы», в соответствии с замыслом режиссёра были сделаны эскизы костюмов всех действующих лиц с учётом возраста исполнителей и характера исполнения. Например, костюм обезьяны Чи-чи-чи  - яркий, праздничный, кокетливый, с лёгкой долей самолюбования. Костюм попугая Кеши предполагал подчеркнуть напыщенность, иногда свойственную этому герою. Костюм пирата Бумса сохранил все исторические силуэты и характеристики.

Информация о работе Сценография в структуре детского праздника