Сценография. Этапы работы режиссера с постановочной группой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 21:04, реферат

Краткое описание

Режиссер (франц. régisseur, от лат. rego – управляю) - творческий работник зрелищных видов искусства (театр, кино, телевидение, цирк, эстрада). Режиссер осуществляет постановку пьесы (инсценировки, оперы, балета, концертной или цирковой программы) на сценической площадке. В современных зрелищных искусствах часто называется режиссером-постановщиком или просто постановщиком. Режиссер, руководящий творческой работой всего театра (или иного зрелищного коллектива) называется главным режиссером.

Вложенные файлы: 1 файл

сценография реферат.doc

— 78.50 Кб (Скачать файл)

     Основные  этапы работы режиссера  над воплощением  драматургического  произведения 

     Режиссер (франц. régisseur, от лат. rego – управляю) - творческий работник зрелищных видов искусства (театр, кино, телевидение, цирк, эстрада). Режиссер осуществляет постановку пьесы (инсценировки, оперы, балета, концертной или цирковой программы) на сценической площадке. В современных зрелищных искусствах часто называется режиссером-постановщиком или просто постановщиком. Режиссер, руководящий творческой работой всего театра (или иного зрелищного коллектива) называется главным режиссером.

     Функции режиссера в современном театре чрезвычайно велики и разнообразны: он осуществляет весь комплекс работ по организации как творческого, так и технического процесса подготовки спектакля или программы.

     Первый  этап режиссерской работы над воплощением  драматургического произведения –  рождение общего замысла и создание сценического варианта пьесы (часто – совместно с драматургом). Режиссер продумывает, как будут раскрыты тема, идея и сверхзадача спектакля или театрализованного представления. Режиссер обязан учитывать в своей работе потребности аудитории, т.к они зачастую определяют целесообразность создания массового мероприятия в целом и его отдельных эпизодов. Важным аспектом на этом этапе работы является создание либретто, а впоследствии сценария спектакля или театрализованного представления.

       После этого режиссер формирует  постановочную группу, определяя кандидатуры художника-сценографа, художника по костюмам, композитора, балетмейстера (при необходимости также – ассистента режиссера; художника по свету; постановщика сценического движения, драк и боев; хормейстера; автора текстов песен и т.д.).

     Рассмотрим  подробно работу режиссера с каждым членом постановочной группы.

  1. Работа режиссера с композитором:

     По  способу использования музыки в  действии ее разделяют на две основные категории.

     Сюжетная музыка в спектакле в зависимости от условий ее применения может нести самые разнообразные функции. В одних случаях она дает только эмоциональную или смысловую характеристику отдельной сцены, не вторгаясь непосредственно в драматургию. В других случаях сюжетная музыка может подняться до важнейшего драматургического фактора.

     Сюжетная  музыка может:

  • Характеризовать действующих лиц;
  • Указывать на место и время действия;
  • Создавать атмосферу, настроение сценического действия;
  • Рассказывать о действии, невидимом для зрителя.

Сюжетная  музыка пишется композитором специально к каждой ново й постановке, поэтому задача режиссера не просто ознакомить композитора с основными сюжетными линиями и эпизодами спектакля или театрализованного представления, а определить точную роль и характер создаваемого музыкального сопровождения. Режиссер и композитор также обсуждают характеры главных героев для создания лейтмотивов и лейттем.

     Ввести  условную музыку в спектакль значительнее труднее, чем сюжетную. Ее условность может войти в противоречие с реальностью жизни, показываемой на сцене. Поэтому условная музыка всегда требует убедительного внутреннего оправдания. Вместе с тем выразительные возможности такой музыки очень широки, для нее могут быть привлечены разнообразнейшие оркестровые, а так же вокально-хоровые средства.

     Условная  музыка может:

  • Эмоционально усилить диалог и монолог,
  • Характеризовать действующих лиц,
  • Подчеркивать конструктивно-композиционное построение спектакля,
  • Обострять конфликт.

     Одна  из общих функций музыки в спектакле - иллюстративность. Под иллюстративностью понимают прямую связь музыки со сценическим действием: персонаж получил радостное известие - напевает веселую песенку или танцует под звуки радиоприемника; музыка за сценой изображает картину бури, шторма; драматически звучащая музыка выражает драматическую ситуацию на сцене и т. п. Примеры подобного использования музыки можно встретить почти в каждом спектакле.

     В силу своей ярко выраженной эмоциональности  музыка активно воздействует именно на эмоциональную атмосферу представления  при выполнении ею любых драматургических функций.

     Мелодия – важнейший элемент музыкального искусства. Когда певец поет без сопровождения, мы слышим мелодию – «одноголосно выраженную музыкальную мысль». Эта мелодия может быть самостоятельным художественным произведением. Музыка к спектаклям подбирается в основном условная, так как сюжетная предопределена драматургом в его ремарках к пьесе.

     Одним из самых сложных способов включения  музыкального материала в ткань  спектакля является метод подбора  музыки. Используя фрагменты музыкального творчества одного или разных авторов, режиссер как бы «пересоздает» качественно новое, целостное произведение, отвечающее характеру и всему строю сценического представления. Если эти мелодии в одном жанровом, стилевом ключе, то представление будет более целостное, завершенное. Поэтому желательно отбирать музыку из произведений одного или нескольких близких по творческой индивидуальности композиторов. В противном случае спектакль или театрализованное представление будет эклектично, оно не будет восприниматься целостным произведением, музыка будет звучать оторвано от спектакля и не отражать его идей и характеров.

  1. Важным этапом при работе с музыкой является работа режиссера со звукорежиссером, т.е. создание музыкально-шумовой партитуры:

     Партитура является документом, следуя которому проводят звуковое сопровождение проекта. Звуковая партитура сверяется с режиссерским экземпляром сценария, согласовывается с руководителем музыкальной части и утверждается режиссером. После этого все изменения и исправления в партитуру вносятся только с разрешения режиссера.

     В партитуре указываются основные сведения о проекте: автор сценария, режиссер, художник, звукорежиссер, звукооператор и помощник режиссера. Указывается также дата проведения мероприятия. Кроме этого, в партитуре указывают действующих лиц и исполнителей, с репликами и действиями которых связаны те или иные музыкальные, шумовые номера, а также технические средства, необходимые для проведения звукового сопровождения мероприятия: количество магнитофонов, усилителей (сквозных каналов), группы громкоговорителей на сцене и в зрительном зале, а также количество и тип микрофонов, место и способ их установки на сцене.

     Здесь же указывается схема коммутации источников звуковой программы (магнитофоны, микрофоны и пр.), усилителей и громкоговорителей. Указываются и установочные уровни усиления и частотная коррекция в конечных и промежуточных усилителях на пульте звукорежиссера. При использовании на спектакле ревербератора и, панорамного микшера указывается режим их работы и схема подсоединения к каналам звукоусиления.

     Собственно  партитура составляется в следующем  порядке. Вначале указывается порядковый номер включения и номер магнитофона, с которого предполагается воспроизводить фонограмму музыкального или шумового фрагмента.

     Затем указывают наименование этого фрагмента, например: «вальс» или «шум поезда» и пр., а также реплику на включение. Репликой на включение может быть слово или движение ведущего, команда помощника режиссера, смена света и пр.

     Во  избежание путаницы на мероприятии при возможной замене исполнителей, с действиями которых связано включение и выключение фонограммы, реплика указывается с ссылкой на действующих лиц.

     После реплики указывают звуковой план воспроизведения (группу громкоговорителей) и технологический прием введения фонограммы, например - «резко», «плавно» и пр.

     Уровень звучания в партитуре указывается или в децибелах, или в музыкальных терминах. Постепенное усиление звука обозначается cresc (крещендо) и значком <, ослабление звука - dimin (диминуэндо) и значком >. Резкое усиление уровня звучания какого-либо отдельного аккорда, выделение музыкальной фразы обозначается sf (сфорцандо). Если необходимо, указывается реплика на подобное усиление.

     Указывается также и реплика на снятие звука  и технологический прием его выведения - «плавно», «резко», «до ракорда» и пр. Если необходимо, в примечании указывают порядок переключения групп громкоговорителей, направление панорамирования звука. В примечании указываются также момент включения ревербератора и другие особенности звукового сопровождения мероприятия. В тех случаях, когда музыкальный или шумовой фрагмент дается с «наплывом», то есть одна фонограмма вводится во время звучания другой (воспроизведение с двух магнитофонов), это определяется следующим по порядку номером включения.

     Включение микрофона выделяется в партитуре  отдельно, между очередными включениями магнитофона (порядковый номер не ставится).

     Как и при воспроизведении фонограммы, указывается реплика на включение микрофона, группа громкоговорителей и оптимальный уровень усиления.

     Желательно, чтобы в партитуре были отмечены промежутки времени между отдельными включениями магнитофона или микрофона. Это позволит в процессе звукового сопровождения мероприятия оперативно проводить необходимую перекоммутацию источников программ и громкоговорителей, смену фонограмм и т. д.

     Все изменения, вводимые в звуковое сопровождение мероприятия, - ввод и исключение отдельных музыкальных и шумовых фрагментов, изменение реплик на включение и выключение и пр. - указываются в партитуре на вклейках, на месте старых сведений. Во избежание путаницы, не рекомендуется в партитуре исправлять, зачеркивать, надписывать и переставлять текст.

     Партитуру желательно отпечатать в нескольких экземплярах: один экземпляр - рабочий, с которым звукорежиссер работает на мероприятии,— брошюруется отдельно, другой хранится в архиве.

  1. Важен также процесс создания световой партитуры:

     Свет  на сцене - одно из важных художественно-постановочных  средств. Свет помогает воспроизвести место и обстановку действия, перспективу, создавать необходимое настроение и т. д.; иногда в современных спектаклях свет является почти единственным средством оформления. Осветители не могут работать «По своему усмотроению», т.к. свет является не просто выразительным средством, а частью создания общей атмосферы, а следовательно должен подчиняться общей идее спектакля, театрализованного представления. Именно поэтому световая партитура обязательно составляется совместно с режиссером-постановщиком. Кроме того, различные виды декорационного оформления требуют соответствующих приемов освещения. Спектакли, оформленные объемными декорациями, требуют местного (прожекторного) освещения, создающего световые контрасты, подчеркивающего объемность оформления. При использовании смешанного вида декорационного оформления соответственно применяется смешанная система освещения. Театральные осветительные приборы изготовляются с широким, средним и узким углом рассеяния света. В зависимости от расположения осветительное оборудование театральной сцены делится на следующие основные виды: 1) Аппаратура верхнего света, к которой относятся осветительные приборы (софиты, прожекторы), подвешиваемые над игровой частью сцены в несколько рядов по ее планам.

     2) Аппаратура горизонтального освещения,  служащая для освещения театральных  горизонтов.

     3) Аппаратура бокового освещения,  к которой относят обычно приборы прожекторного типа, устанавливаемые на портальных кулисах, боковых осветительских галереях и пр.

     4) Аппаратура выносного освещения,  состоящая из прожекторов, устанавливаемых  вне сцены, в различных частях зрительного зала. К выносному освещению относится также рампа.

     5) Переносная осветительная аппаратура, состоящая из приборов разных  видов, устанавливаемых на сцене  для каждого действия спектакля  (в зависимости от требований).

     6) Различные специальные осветительные и проекционные приборы. В театре часто применяются также разнообразные осветительные приборы специального назначения (декоративные люстры, канделябры, лампы, свечи, фонари, костры, факелы), изготовляемые по эскизам художника, оформляющего спектакль. В художественных целях (воспроизведение на сцене реальной природы и др.) применяется цветная система освещения сцены, состоящая из светофильтров разнообразных цветов. Светофильтры могут быть стеклянные или пленочные. Цветовые изменения по ходу действия спектакля осуществляются:

Информация о работе Сценография. Этапы работы режиссера с постановочной группой