Судьба выставок и ярмарок в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 07:15, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы проанализировать судьбу выставок и ярмарок в России.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность и выявить особенности выставок и ярмарок.
2. Проанализировать историю выставок и ярмарок в России.
3. Ознакомиться с состоянием деятельности выставок и ярмарок.
4. Рассмотреть какова судьба выставок и ярмарок в России.

Вложенные файлы: 1 файл

выставки и ярмарки в россии.docx

— 47.42 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Сегодня выставочная индустрия  находится на стадии осознания своего места в экономических процессах позиционирования себя как отрасли и лоббирования своих специфических интересов, понимания своей природы и структуры, разработки эффективных стратегий поведения компаний-субъектов рынка. Выставки и ярмарки всегда была непростым рыночным продуктом.

Анализируя современную  действительность, можно с уверенностью сказать: за последние пять - шесть лет количество проводимых выставок и ярмарок в России стремительно возросло и продолжает увеличиваться с каждым последующим годом.

Расширяются уже существующие выставочные центры, появляются новые, а сама выставочная индустрия  приобрела совершенно иные размахи, чем когда бы то ни было.

Эта тема сегодня особенно интересна и актуальна ввиду  стремительного развития, выставочно - ярмарочного бизнеса.

Цель контрольной  работы проанализировать судьбу выставок и ярмарок в России.

В соответствии с целью  были поставлены следующие задачи :

1. Рассмотреть сущность и выявить особенности выставок и ярмарок.

2. Проанализировать историю выставок и ярмарок в России.

3. Ознакомиться с состоянием деятельности выставок и ярмарок.

4. Рассмотреть какова  судьба выставок и ярмарок  в России.

Методологической базой для написания контрольной работы послужили труды следующих авторов : Н. В. Александровой, С. Н. Бердышева, В. Г. Петелина, Ф. И. Шаркова и других.

 

 

1. Сущность и  особенности выставок и ярмарок

Становление ярмарок и  выставок имеет свою многовековую историю. Одновременно со становлением и развитием  рыночных отношений развивалась  ярмарочная и выставочная деятельность.

Ярмарки и выставки являются очень древним способом торговли и общения. Старейшим термином является слово «ярмарка».

Ярмарки имеют богатую  и красочную историю, которая  берет свое начало от мест встреч торговцев, пересекавших африканский и азиатский континенты, с экзотическими шелками, специями и драгоценными металлами. До того времени в крупных центрах Ближнего Востока местные ярмарки проводились во время больших религиозных праздников. Ярмарки и праздничные базары устраивались в Китае, Персии, Турции, Индии. Частыми были сельскохозяйственные ярмарки у инков в Перу [7, с. 13].

Слово «ярмарка» (fair) в английском языке произошло от латинского слова «feriae», что означает «праздник» [2, с. 33].

Среднеанглийское слово «feire», означающее собрание людей через регулярные промежутки времени для обмена или продажи товаров, имеет ровно то же значение, что и современный термин (периодическое собрание для продажи товаров, часто с шоу-программой или развлечениями, в месте и во время, определяемыми традицией).

Ярмарки считаются самой ранней формой прямой продажи. «Самое важное в ярмарке то, что там продаются  товары» [1, с. 3].

Ярмарки проходили на открытом воздухе  и обычно проводились в одном  и том же месте в одно и то же время, часто в связи с религиозными праздниками. «Ярмарки были в первую очередь местами, куда купцы привозили  товары, чтобы тут же их продать» [1, с. 4].

Показ и продажа товаров во время показа - вот в чем уникальность ярмарки. «Одна только характеристика прямого обмена предметов потребления на вознаграждение, например, товаров или услуг на плату, отличает ярмарку от ее двоюродной сестры, выставки

Показ и продажа товаров во время показа - вот в чем уникальность ярмарки. «Одна только характеристика прямого обмена предметов потребления на вознаграждение, например, товаров или услуг на плату, отличает ярмарку от ее двоюродной сестры, выставки».

«Выставка (exhibition) - слово, основанное на средневековой переделке латинского слова «exhibitionem» - «видеть». В то время как ярмарки были в основном местами рыночной торговли, выставки в первую очередь занимались демонстрацией товаров[7, с.33].

Выставки не могут похвастаться древней историей, которую имеют  ярмарки. Они являются более новым  феноменом, ставшим массовым, лишь когда в Европе произошли социальные, культурные и политические изменения в результате «промышленной революции». Массовый спрос на новые рынки для массово производимых товаров заставил многие страны, особенно Францию и Англию, создавать возможности для демонстрации товаров своих производителей и развития международных торговых отношений. «Потребность в новых рынках, идущая рука об руку с упадком торговых купеческих караванов, привел к постепенному развитию оптовой торговли, где сырье и готовая продукция покупались непосредственно у производителя и распространялись через розничные рынки»

По мере открытия новых  рынков, самым целесообразным способом донести товары до конечного пользователя стала их демонстрация на промышленной выставке [1, с. 6].

Выставки отличались от ярмарок  по четырем основным параметрам. Во-первых, выставки были обычно однократными мероприятиями. Они не имели циклического характера. Во-вторых, выставки располагались  в постоянных сооружениях, построенных  специально для них. Начавшись в XVIII веке, практика строительства сооружений для единственной цели размещения выставки стала предтечей индустрии выставочных  и конгресс-центров. В-третьих, хотя ярмарки проводились регулярно, они не были хорошо организованными мероприятиями. Со временем, религиозные и общественные лидеры получали контроль над площадками, где проводились ярмарки (обычно общественные земли). На ярмарках отсутствовал прямой контроль над купцами, продающими свои товары.

Выставки же - это высокоорганизованные мероприятия. Они с самого начала создавались правительственными департаментами или комитетами с целью продвижения торговли. Делалась сознательная попытка рекламировать мероприятие и привлечь к нему людей.

Наконец, выставки отличались от ярмарок  самим способом ведения бизнеса. На ярмарку привозились товары для  продажи. На выставках коммерческая деятельность или продажа выставленных товаров обычно не происходила. Однако неотъемлемой частью демонстрации товаров  была надежда на продажи в будущем. Выставки действуют так и до сих  пор.

Термины «ярмарка», «выставка» часто взаимозаменяемы. Нужно отметить, что в современной выставочной индустрии пространственные и временные характеристики выставки размываются. усложнение выставочного продукта, его интеграция с другими информационными технологиями, до- и после выставочная маркетинговая работа выставочных операторов с клиентами приводят к тому, что понятие выставки замещается понятием интегрированной маркетинговой коммуникации.

 

2. История выставок  и ярмарок в России

 

Зарождение и развитие выставочно - ярмарочной деятельности в России повторяет опыт и традиции в странах Западной Европы. Возникновение широкой межгосударственной торговли и появление первых торговых центров на Руси уходят корнями к периоду княжения в Киеве Владимира и его престолонаследника Ярослава Мудрого в конце Х - начале XI в. Именно тогда на Русь хлынул поток посольских и торговых людей из Венгрии, Чехии, Польши. Первыми на Руси упоминаются крупные торги Х-XII вв. в Великом Новгороде и ярмарки в Архангельске. После освобождения от монголо-татарского ига, с образованием единого русского государства и возрождением внутреннего рынка на Руси образуется целая «гильдия торговых людей», установившая связи с иноземными городами. Регулярные ярмарки в России известны с середины XIVв. ( знаменитая Макарьевская ярмарка). К XVIIв. Нижегородская, Иркутская и Ирбитская ярмарки уже широко известны в Европе, Азии и Индии. Именно с середины XIX в. в России распространяется идея, что «ярмарочный сбор товаров должен преследовать, кроме торговых целей, и другие» [7, с.15].

В уставы российских ярмарок записываются такие пункты, как «просвещение публики, демонстрация усилий общества, направленных на прогресс в различных областях деятельности, показ реальных достижений и перспектив развития отраслей хозяйства» [7, с.16].

Поэтому уже тогда крупные ярмарки  в России служили не просто центрами торговли, но и центрами обмена опытом, знаниями, техникой, искусствами, навыками ремесел, достижениями наук. K началу ХХ в. вся Россия покрылась большими и малыми ярмарками, 87 % из них составляли сельскохозяйственные ярмарки, или «торжки», на которых крестьяне продавали свои запасы и в обмен покупали необходимые для своих нужд продукты. Около 12 % приходилось на ярмарки средних размеров, и лишь немногим более 1 % - на ярмарки, имеющие характер крупных временных оптовых торговых центров. К этому времени ярмарки, продолжающиеся менее 2 недель, были освобождены от налога [7, с.17].

Отправной точкой развития выставок в России можно считать упоминаемую в «Повести временных лет» демонстрацию киевским князем Олегом добычи, захваченной в Царьграде в 907 году: «Вернулся Олег в Киев, неся золото и паволоки, и плоды, и вино, и всякое узорочье И прозвали Олега Вещим, так как были люди язычниками и непросвещенными» [7, с.18]

Основатель российской промышленности Петр I регулярно устраивал «смотрины» российских товаров и изящных  изделий. Но они проводились для  узкого круга приближенных и, в основном, для отбора поставщиков Двора  Его Императорского Величества и  армии.

Первая публичная Выставка российских мануфактурных изделий состоялась только в 1829 г. в Санкт-Петербурге в специально построенном здании на берегу Невы. Первое «Положение о выставке» в России было утверждено самим царем.

Первая Московская мануфактурная  выставка была организована в 1831г. в здании Российского Благородного Собрания и потрясла современников. Повторная выставка прошла в ноябре того же года, но уже в залах царского дворца.

В 1851 г. Россия выступила со своей экспозицией на Первой всемирной выставке в Лондоне и потом, вплоть до 1914 г., активно участвовала в крупнейших международных выставках за границей.

До революции 1917 г. в России самыми распространенными были сельскохозяйственные кустарно-промышленные выставки: на общероссийском выставочно - ярмарочном фоне они занимали до 80 %.

Научно-технические выставки проводились, как правило, к юбилеям, знаменательным датам и по особым торжественным случаям в науке или промышленности.

К 1913 г. в России ежегодно устраивалось около 17тыс. ярмарок и 50-60 выставок. С 1915 г. в связи с началом Первой мировой войны выставочно-ярмарочная деятельность начинает сворачиваться.

В РСФСР выставочная деятельность начинает возрождаться с 1918 г. Тогда  были устроены три первые выставки: в Москве - Выставка немецких трофеев (на Красной площади), Выставка пищевой  и промышленной продукции в Петровском пассаже и Показательная плавучая сельскохозяйственная выставка по Волге.

В 1921 г. советское правительство принимает решение о создании «Всеросвыставкома - Всероссийского выставочного комитета «для проведения Всероссийской выставки, управления всем выставочным делом в стране и координации деятельности выставочных бюро, учрежденных при всех наркоматах республики».

До 1941г. выставочная деятельность в СССР бурно развивалась, не прекращаясь даже во время войн с Японией и Финляндией. Выставочная программа в СССР существовала в условиях централизованного управления экономикой. В 1930 г. открылась Постоянная всероссийская строительная выставка, сыгравшая большую роль в развитии строительной индустрии; в 1939 г. начала работу легендарная Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (ВСХВ) в Останкине, благодаря которой появился целый выставочный городок общей площадью 136 гектар.

В 1956 г. на территории ВСХВ открылась и промышленная выставка. Впоследствии территория была значительно расширена, комплекс выставок на ВСХВ в 1958г. был переименован в Выставку достижений народного хозяйства СССР (ВДНХ).

K началу 80-х гг. в СССР за год  устраивалось около 60 оптовых  республиканских, краевых и межреспубликанских  ярмарок товаров народного потребления  (в этот счет не входили колхозные  рынки и ярмарки розничной  торговли потребительскими товарами) и около 8 тыс. торгово-промышленных, сельскохозяйственных и научно-технических выставок. Международная выставочная деятельность в советский период контролировалась государством, реализуясь, в основном, через два выставочных комплекса : ВДНХ и Экспоцентр.

В 1991 г. централизованная советская выставочная система развалилась, и после кризиса 1990-1991 гг. в истории выставочного дела России начался новый этап - развитие в условиях рыночных отношений.

Таким образом, при переходе к рыночной экономике в выставочно - ярмарочной деятельности произошли принципиальные изменения. Существенно изменились её цели и организационные особенности.

 

 

3. Состояние деятельности выставок и ярмарок в России

 

На современном этапе  экономических преобразований в  Российской Федерации выставочно - ярмарочная деятельность превратилась в заметный сегмент рынка.

В стране создана выставочная  индустрия, тесно связанная с  рядом отраслей промышленности, имеющая  собственную инфраструктуру, материально-техническую  базу, специализированные кадры.

Выставочно - ярмарочная деятельность является инструментом макроэкономической и инвестиционной политики.

Сегодня выставки и ярмарки  обеспечивают мобильность рынка, создают  необходимое информационное поле, формируют  значительные финансовые потоки, а  также приносят дополнительный доход  в бюджеты всех уровней.

Выставки являются связующим  звеном между внутренними и международными рынками и способствуют привлечению  иностранных инвестиций для реализации инвестиционных проектов российских организаций.

По экспертным оценкам, оборот в сфере выставочно - ярмарочной деятельности составляет примерно 200-300 млн. долл. в год.

Важным аспектом выставочно - ярмарочной деятельности является ее социально-экономическая направленность, выражающаяся в создании новых рабочих мест. Количество занятых непосредственно в выставочных организациях составляет примерно 20 тыс. человек, а с учетом вторичной занятости (в инфраструктуре выставок на срок их проведения) достигает 150 тыс. человек.

Информация о работе Судьба выставок и ярмарок в России