Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 10:23, реферат
Стиль произведения изобразительного искусства проявляет себя совокупностью особенностей общего вида произведения и его частей, деталей изображения, колорита, композиции и всех остальных особенностей произведения. В результате возникает индивидуальная форма изложения художника, отличающаяся от какого-либо конкретного направления частными характеристиками создаваемого. Чем ярче личность художника, тем сильнее отражается в его произведениях его индивидуальность и мировоззрение.
СТИЛИЗАЦИЯ В ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ
Булаева О. С., старший преподаватель кафедры композиции
Стиль произведения изобразительного искусства проявляет себя совокупностью особенностей общего вида произведения и его частей, деталей изображения, колорита, композиции и всех остальных особенностей произведения. В результате возникает индивидуальная форма изложения художника, отличающаяся от какого-либо конкретного направления частными характеристиками создаваемого. Чем ярче личность художника, тем сильнее отражается в его произведениях его индивидуальность и мировоззрение.
Стиль – 
это наиболее общая категория 
художественного мышления, характерная 
для определенного этапа 
Стиль произведения несет в себе черты стиля эпохи, которые трансформируются на индивидуальном уровне творчества конкретного человека. При этом, метод и манера есть у каждого художника, а стиль может не состояться. Стиль произведения может возникнуть в том случае, если в процессе творчества художник проделывает определенную работу по созданию новой реальности, отличной от обыденной действительности и превосходящей ее по силе впечатления.
С понятием 
«стиль» в изобразительном 
Помимо творческой стилизации существует стилизация подражательная, предполагающая наличие готового образца для подражания и точно воспроизводящая стиль какой-либо эпохи, известного художественного течения, стиль знаменитого мастера, стили и приемы творчества того или иного народа.
При создании 
декоративных композиций, чаще используется  
метод творческой стилизации, который 
предполагает создание натурального объекта 
в виде художественного символа. 
Художник творчески переосмысливает 
реально существующие объекты природы 
и окружающего мира, что является 
основным творческим методом и выразительным 
средством декоративно-
Декоративная 
композиция – композиция с высокой 
степенью выразительности и 
В современном 
изобразительном искусстве 
Полностью завершенная декоративная композиция представляет собой вполне самостоятельное произведение изобразительного искусства, способное передать зрителю определенные мысли, идеи, чувства, настроения.
Основными чертами, 
возникающими в процессе стилизации, 
являются – простота форм, их обобщенность, 
символичность, экцентричность, геометричность, 
красочность, чувственность. Следовательно, 
декоративной стилизации свойственны  
обобщенность и символичность изображаемых 
объектов и форм. Отказ от лишнего, 
второстепенного, мешающего четкому 
визуальному восприятию объекта, позволяющий 
обнаружить самое главное, привлечь 
внимание к сути, вызвать яркие 
эмоциональные впечатления. Максимальный 
отказ от несущественных деталей  
изображаемого объекта 
Рассмотрим, 
как вариант обработки реальной 
формы, трансформацию природного объекта 
– листа дерева. Формы приближенные 
к геометрическим еще больше обобщаются 
и  окончательно превращаются в геометрические 
(вытянутые вытягиваются еще больше, 
округлые – округляются или сжимаются). 
Происходящая при этом сознательная 
деформация размеров и пропорций 
изображаемого объекта 
В одном из 
случаев - стилизации листа дерева, 
работа проходит в следующей 
В другом – стилизация изображения дерева, проходит по более сложному детализированному пути:
Обобщая вышесказанное, 
можно утверждать, что в основе 
всех видов и методов стилизации 
лежит принцип художественной трансформации 
реальных природных объектов с помощью 
различных изобразительных 
Главной целью художественной трансформации природных объектов является создание максимально выразительного образа, наполненного эмоциональностью, яркостью запоминания, недостижимых в реалистичном изображении.
С развитием 
дизайна в области интерьера 
возникла необходимость создания произведений 
декоративно-прикладного 
В преподавании декоративной композиции обычно основное время уделяется нескольким темам: стилизация в орнаменте, стилизация природных объектов (растения, цветы, фрукты, птицы, животные, рыбы), декоративная стилизация в пейзаже, декоративная стилизация в натюрморте, портрете и беспредметная композиция.
Окружающая 
нас реальность является прекрасным 
объектом для работы над стилизацией 
природных форм. Можно достаточно 
долго рассматривать и изучать, 
изображать один и тот же природный 
объект, открывая новые его качества 
и стороны, в зависимости от поставленной 
задачи. В процессе освоения навыков 
стилизации природные объекты имеют 
неоспоримое преимущество в работе. 
Они доступны, многовариантны, легко 
изображаются, понятны для анализа 
и переработки изображения. можно 
начать знакомство со стилизацией растительных 
объектов с изображения цветов, деревьев, 
травы, мхов, лишайников. Многие из этих 
объектов настолько выразительны, что 
практически готовы как декоративные 
изображения. В работе по стилизации 
природных форм можно пойти от 
реалистичных зарисовок выбранных 
объектов с последующей переработкой 
формы и графического наполнения 
изображения. Постепенно выявляя декоративные 
качества изображаемого, или сразу 
выполнять стилизованные 
Работу можно построить по следующей схеме:
Стилизованные изображения объектов растительного и животного мира иногда используются как элементы орнаментов, но чаще они объединяются в общую композицию с различными растительными формами или становятся частью стилизованного пейзажа.
Создание декоративного пейзажа следует начинать с осмысления его в целом. Выбранные в качестве мотива формы проходят сложный путь преобразования и трансформации. Как и любая декоративная плоскостная композиция, декоративный пейзаж, обычно выполняется в двухмерном пространстве. Все объекты пейзажа показываются с одинаковой точностью, четкостью, линейная и воздушная перспектива отсутствуют, задний и передний планы сближаются с общим средним. Законы декоративной композиции требуют четко и максимально выразительно передавать картины окружающей среды, отбрасывая все ненужное, второстепенное, все, что мешает выразительно передать состояние природы и конкретных природных явлений. Поэтому, убираем мелкие подробности, упрощаем форму объектов, сглаживаем рельефы гор, холмов, облаков, окружающей местности, обобщаем детали, проводим стилизацию (акцентируя и выделяя самые характерные детали пейзажа). После проделанной работы уточняем степень стилизации объектов композиции и среды, в которой они изображены. Степень обобщения и условности в стилизованном пейзаже может быть достаточно велика и доходить до абстракции, не переходя при этом границы жанровой узнаваемости. Цвет в декоративном пейзаже играет важную роль. Он может быть использован как с учетом реальной окраски объектов пейзажа, так и произвольно, в согласии с авторским замыслом.
Жанр натюрморт многообразен и показателен в процессе освоения приемов декоративной стилизации. Для создания декоративных стилизованных натюрмортов применяются общие методы и приемы декоративной стилизации. Основным требованием к созданию любого натюрморта является достижение полного единства группы изображаемых объектов. При этом в натюрморте единства стоит добиваться не только в создании изображения вообще, но и в свойствах каждого объекта, входящего в натюрморт (форма и размеры объекта, его цвет, цветовой оттенок, фактура и т.д.). Единство и гармония в натюрморте требуют тщательного расположения объектов на картинной плоскости с обязательным выявлением доминанты, позволяющей сгруппировать вокруг себя остальные объекты композиции. Доминантой в постановке натюрморта может быть, например, вертикаль доминирующего кувшина, выразительность подноса, используемого как задник постановки, своеобразие букета цветов и т.д. Эту доминанту стоит выделить и акцентировать, возможно, даже утрировать его пластику. Чтобы стилизация в натюрморте состоялась, он должен быть выстроен в едином плане, основанном на одной главенствующей композиционной идее. Декоративность в натюрморте может быть достигнута за счет изменения формы объектов, использования активных цветовых контрастов, введения декоративного контура и других приемов. Предельное упрощение и доведение до предметных символов изображаемых объектов, так же допустимо, как и усложнение формы и активного наполнения ее декоративными элементами, созвучными общей идее композиции. В процессе освоения приемов стилизации в композиции натюрморта можно отрабатывать на практике теоретические знания трансформируя реальные постановки в зависимости от поставленной учебной задачи. Например, можно взять за основу простые геометрические формы, рубленные, прямоугольные, с активной динамикой линий и контрастными цветовыми сочетаниями, заполненные упрощенным геометрическим декором. В процессе работы над декоративным натюрмортом можно использовать следующие способы трансформации изображаемых объектов: