Сравнительная хар-ка Мусоргского и Шумана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 20:16, реферат

Краткое описание

Мусоргский родился 9 (21) марта 1839 года в имении родителей в селе Карево, Торопецкий уезд Псковской губернии. Его отец происходил из старинного дворянского рода Мусоргских, 30 колено от Рюрика. До 10-летнего возраста Модест и его брат Евгений получали домашнее образование. В 1849 году, по переезду семьи в Петербург, братья поступили в известное немецкое училище St. Petri-Schule. Через несколько лет, не закончив училища, Модест был отдан на обучение в Школу гвардейских подпрапорщиков, которую закончил в 1856 году. Затем Мусоргский недолго служил в лейб-гвардейском

Вложенные файлы: 1 файл

ирм-реферат.docx

— 47.75 Кб (Скачать файл)

1. Биография М. П. Мусоргского.

   Мусоргский родился 9 (21) марта 1839 года в имении родителей в селе Карево, Торопецкий уезд Псковской губернии. Его отец происходил из старинного дворянского рода Мусоргских, 30 колено от Рюрика. До 10-летнего возраста Модест и его брат Евгений получали домашнее образование. В 1849 году, по переезду семьи в Петербург, братья поступили в известное немецкое училище St. Petri-Schule. Через несколько лет, не закончив училища, Модест был отдан на обучение в Школу гвардейских подпрапорщиков, которую закончил в 1856 году. Затем Мусоргский недолго служил в лейб-гвардейском Преображенском полку, потом в главном инженерном управлении, в министерстве государственных имуществ и в государственном контроле.

    Музыкальный кружок Балакирева оказал огромное влияние на артистическое развитие Мусоргского, выяснив ему его настоящее призвание и заставив обратить более серьёзное внимание на музыкальные занятия. Под руководством Балакирева Мусоргский читал оркестровые партитуры, знакомился с анализом музыкальных произведений и критической их оценкой.

   Раньше Мусоргский учился игре на фортепиано у Герке и стал хорошим пианистом. Хотя пению М. и не учился, но обладал довольно красивым баритоном и был неплохим исполнителем вокальной музыки. Уже в 1852 г. фирмой Бернард в Санкт-Петербурге издана фортепианная пьеса М. В 1858 г. Мусоргский написал два «скерцо», из которых одно инструментовано им для оркестра и в 1860 г. исполнено в концерте русского музыкального общества, под управлением А. Г. Рубинштейна

   Вслед за тем Мусоргский написал несколько романсов и принялся за музыку к трагедии Софокла «Эдип»; последняя работа не была окончена, и только один хор из музыки к «Эдипу», исполненный в концерте К. Н. Лядова в 1861 г., издан в числе посмертных произведений композитора. Для оперной обработки Мусоргский сначала выбрал роман Флобера «Саламбо», но вскоре оставил эту работу неоконченной, как и попытку написать музыку на сюжет «Женитьбы» Гоголя.

   Известность Мусоргскому принесла опера «Борис Годунов», поставленная на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге в 1874 г. и сразу же признанная выдающимся произведением в некоторых музыкальных кружках. Это была уже вторая редакция оперы, значительно изменённая драматургически после того как репертуарный комитет театра забраковал её первую редакцию за «несценичность». В течение 10 последующих лет «Борис Годунов» был дан 15 раз и затем снят с репертуара. Только в конце ноября 1896 г. «Борис Годунов» снова увидел свет — но уже в редакции, переделанной Н. А. Римским-Корсаковым, который «исправил» и переинструментовал всего «Бориса Годунова» на своё усмотрение. В таком виде опера была поставлена на сцене Большого зала Музыкального общества (новое здание Консерватории) при участии членов «Общества музыкальных собраний. В Москве «Борис Годунов» был поставлен впервые на сцене Большого театра в 1888 г. В наше время возрождается интерес к авторским редакциям «Бориса Годунова».

    В 1875 г. Мусоргский начал драматическую оперу («народную музыкальную драму») «Хованщина» (по плану В. В. Стасова), одновременно работая и над комической оперой на сюжет «Сорочинской ярмарки» Гоголя. Музыку и текст «Хованщины» Мусоргский почти успел закончить — но, за исключением двух фрагментов, опера не была инструментована; последнее было сделано Н. Римским-Корсаковым, который вместе с тем закончил «Хованщину» (опять-таки, с собственными переделками) и приспособил её для сцены. Фирма Бессель и К° издала партитуру оперы и клавир (1883 г.). «Хованщина» была исполнена на сцене Санкт-Петербургского музыкально-драматического кружка в 1886 г., под управлением С. Ю. Гольдштейна; на сцене Кононовского зала — в 1893 г., частным оперным товариществом; у Сетова, в Киеве, в 1892 г. В 1960 г. советский композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович сделал свою редакцию оперы «Хованщина», в которой опера Мусоргского сейчас и ставится по всему миру.

   Для «Сорочинской ярмарки» Мусоргский успел сочинить два первых акта, а также для третьего действия: Сон Парубка (где он использовал переделку своей симфонической фантазии «Ночь на Лысой горе», сделанную ещё для неосуществленной коллективной работы — оперы-балета «Млада»), Думку Параси и Гопак. Оперу ставят в редакции выдающегося музыканта Виссариона Яковлевича Шебалина.

   Мусоргский был человеком необычайно впечатлительным, увлекающимся, мягкосердечным и ранимым. При всей своей внешней уступчивости и податливости он был чрезвычайно твёрд во всём, что касалось его творческих убеждений. Пристрастие к алкоголю, сильно прогрессировавшее в последнее десятилетие жизни, приобрело разрушительный характер для здоровья Мусоргского, его быта и интенсивности его творчества. Вследствие этого, после ряда неудач по службе и окончательного увольнения из министерства Мусоргский был вынужден жить случайными заработками и благодаря поддержке друзей.

   Композитор скончался 16 (28) марта 1881 г. в военном госпитале, куда он был помещён после приступа белой горячки. Единственный прижизненный (и самый известный) портрет М. был написан Ильёй Репиным там же всего за несколько дней до смерти композитора.

 

2. Творчество

   Мусоргский принадлежит к группе музыкальных деятелей, стремившихся — с одной стороны — к оформленному реализму, с другой стороны — к красочному и поэтическому раскрытию слова, текста и настроений через музыку, гибко следующей за ними. Национальное мышление Мусоргского, как композитора, сквозит и в уменье обращаться с народной песней, и в самом складе его музыки, в её мелодических, гармонических и ритмических особенностях, наконец — в выборе сюжетов, главным образом, из русской жизни. Мусоргский — ненавистник рутины, для него в музыке не существует авторитетов; на правила музыкальной грамматики он обращал мало внимания, усматривая в них не положения науки, а лишь сборник композиторских приемов прежних эпох. Мусоргский всюду отдавался своей пылкой фантазии, всюду стремился к новизне. Юмористическая музыка вообще удавалась Мусоргскому, и в этом жанре он разнообразен, остроумен и находчив; стоит только вспомнить его сказку про «Козла», историю долбящего латынь «Семинариста», влюбленного в поповскую дочь, «По грибы» (текст Мея), «Пирушку».

   Мусоргский нечасто останавливается на «чистых» лирических темах, и они ему не всегда даются (самые лучшие его лирические романсы — «Ночь», на слова Пушкина, и «Еврейская мелодия», на слова Мея); зато широко проявляется творчество Мусоргский в тех случаях, когда он обращается к русской крестьянской жизни. Богатой колоритностью отмечены следующие песни Мусоргского: «Калистрат», «Колыбельная Ерёмушки» (слова Некрасова), «Спи-усни, крестьянский сын» (из «Воеводы» Островского), «Гопак» (из «Гайдамаков» Шевченка), «Светик Савишна» и «Озорник» (обе последние — на слова самого Мусоргского) и мн. др.; Мусоргский весьма удачно нашёл здесь правдивое и глубоко-драматичное музыкальное выражение для той тяжелой, безысходной скорби, которая скрыта под внешним юмором текста песен.

   В такой тесной, казалось бы, области музыки, как «романсы и песни», Мусоргский сумел найти совсем новые, оригинальные задачи, и вместе с тем применить новые своеобразные приемы для их выполнения, что ярко выразилось в его вокальных картинах из детской жизни, под общим заглавием «Детская» (текст самого Мусоргского), в 4-х романсах под общим заглавием «Песни и пляски смерти» (1875—1877; слова Голенищева-Кутузова; «Трепак» — картина замерзающего в лесу, в метель, подвыпившего крестьянина; «Колыбельная» рисует мать у постели умирающего ребёнка; другие два: «Серенада» и «Полководец»; все весьма колоритны и драматичны), в «Царе Сауле» (для мужского голоса с аккомпанементом фортепиано; текст самого Мусоргского), в «Поражении Сеннахериба» (для хора с оркестром; слова Байрона), в «Иисусе Навине», удачно построенном на оригинальных еврейских темах.

   Мусоргский— образцовый декламатор, схватывающий малейшие изгибы слова; в своих произведениях он часто отводит широкое место монологически-речитативному складу изложения. Родственный Даргомыжскому по складу своего таланта, Мусоргский примыкает к нему и по взглядам своим на музыкальную драму, навеянным на него оперой Даргомыжского «Каменный гость». Однако, в отличие от Даргомыжского, в своих зрелых сочинениях Мусоргский преодолевает чистую «иллюстративность» пассивно следующей за текстом музыки, характерную для этой оперы.

   «Борис Годунов» Мусоргского, написанный по одноимённой драме Пушкина (а также под большим влиянием трактовки этого сюжета Карамзиным), — одно из лучших произведений мирового музыкального театра, чей музыкальный язык и драматургия принадлежат уже к новому жанру, складывавшемуся в XIX веке в самых разных странах — к жанру музыкально-сценической драмы.

Оперу «Хованщина» он писал с большими перерывами, и к моменту его смерти оно осталось неоконченным (среди существующих на сегодняшний день редакций оперы, выполненных другими композиторами, наиболее близкими к оригиналу можно считать оркестровку Шостаковича и завершение последнего действия оперы, сделанное Стравинским). Необычен и замысел этого произведения, и его масштаб. По сравнению с «Борисом Годуновым» «Хованщина» является не просто драмой одного исторического лица (через которую раскрывается философская тематика власти, преступления, совести и возмездия), а уже своего рода «безличной» историкофилософской  драмой, в которой, в отсутствие ярко выраженного «центрального» персонажа (характерного для стандартной оперной драматургии того времени), раскрываются целые пласты народной жизни и поднимается тема духовной трагедии всего народа, совершающейся при сломе его традиционного исторического и жизненного уклада. Чтобы подчеркнуть эту жанровую особенность оперы «Хованщина», Мусоргский дал ей подзаголовок «народная музыкальная драма».

   Обе музыкальные драмы Мусоргского завоевали относительно скорое мировое признание уже после смерти композитора, и по сей день во всём мире они относятся к самым часто исполняемым произведениям русской музыки .

   Одним из выдающихся произведений Мусоргского является — «Картинки с выставки», написанные для фортепиано в 1874 году, как музыкальные иллюстрации-эпизоды к акварелям В. А. Гартмана. Форма этого произведения — «сквозная» сюита-рондо со спаянными между собой разделами, где основная тема-рефрен («Promenade») выражает смену настроений при прогулке от одной картины к другой, а эпизодами между этой темой являются сами образы рассматриваемых картин. Это произведение не раз вдохновляло других композиторов на создание его оркестровых редакций, самая знаменитая из которой принадлежит Морису Равелю (одного из самых убеждённый почитателей Мусоргского).

   Произведения Мусоргского, во многом предвосхитившие новую эпоху, оказали громадное влияние на композиторов XX века. Отношение к музыкальной ткани как к выразительному расширению человеческой речи и колористическая природа её гармонического языка сыграла важную роль в формировании «импрессионистического» стиля К. Дебюсси и М. Равеля (по их собственному признанию), стиль, драматургия и образность Мусоргского очень сильно повлияли на творчество Л. Яначека, И. Стравинского, Д. Шостаковича (характерно, что все они — композиторы славянской культуры), А. Берга (драматургия его оперы «Воццек» по принципу «сцена-фрагмент» очень близка к «Борису Годунову»), О. Мессиана и многих других.

 

 

 

 

 

 3. "Картинки с выставки"

    Цикл посвящен памяти  друга Мусоргского художника  и архитектора В. Гартмана, скончавшегося  в 1874 году. Композитор поставил  перед собой оригинальную задачу - отобразить инструментальными  средствами содержание картин, рисунков  и архитектурных проектов Гартмана. Цикл состоит из десяти характерных  пьес, объединенных связками - интермедиями («прогулками», как назвал их Мусоргский). Сюжеты пьес разнообразны и  характерны: «Гном», «Избушка на  курьих ножках», «Баба-Яга» - сказочные  картинки; «Ссора детей во время  игры», «Быдло», «Два еврея», «Рынок  в Лиможе» - бытовые; «Старый  замок», «Катакомбы» - романтические.  Финальная пьеса «Богатырские  ворота в Киеве» - музыкальная  картина древнерусской жизни.  Цикл «Картинки с выставки»  - новое оригинальное явление  в мировой фортепианной литературе, новый тип программной сюиты.

   Существует несколько оркестровых  переложений этого произведения. Наиболее известно переложение  Равеля.   Первым большим законченным  произведением после оперы «Борис  Годунов» были «Картинки с  выставки». Это стало новой  страницей в творчестве не  только самого Мусоргского, но  и в фортепианной программной  музыке его времени. В трудной  жизни Мусоргского редким островком  чистой радости и полного упоения  творчеством стал июнь 1874 года.

    В это время 35-ти  летний композитор создал произведение  поистине уникальное в мировой  музыкальной литературе - фортепианную  сюиту «Картинки с выставки».Название  точно соответствует содержанию  «Картинки» написаны Мусоргским  под впечатлением посмертной  выставки художника и архитектора  В.К.Гартмана.

    Гартман был человеком  живым, легким в общении, увлекающимся. Богатство фантазии и воображения,  изобретательность во всяких  выдумках и розыгрышах делали  художника незаменимым в дружеской  компании. С Мусоргским Гартмана  связывали теплая дружба и  взаимное уважение. Поэтому страшная  весть о скоропостижной смерти  друга в 1873 году потрясла Модеста  Петровича.

    Свое произведение, рожденное  под впечатлением выставки в  память о друге, Мусоргский  первоначально озаглавил «Гартман».

   На выставке были созданы акварели, архитектурные проекты, эскизы театральных декораций и костюмов, рисунков с натуры, а также художественные изделия - например, каменные часы в русском стиле в виде избушки на курьих ножках, щипцы для раскалывания орехов. Здесь представлены были жанровые сцены и типы, нарисованные Гартманом в годы его путешествий по Италии, Франции и Польше, а также заимствованные из русской национальной поэзии и жизни. Из них 10 произведений Мусоргский переложил на язык музыки, которые составили преоригинальную сюиту - чередование картинных зарисовок.

   «Картинки с выставки» были созданы им на взлете вдохновения и в необычайно короткий срок - за 3 недели июня 1874 года. Во время работы он сообщает Стасову: «Мой дорогой generallissime, Гартман кипит как кипел «Борис, - звуки и мысль в воздухе повисли, глотаю и объедаюсь, едва успеваю царапать на бумаге. Хочу скорее и надёжнее сделать ... До сих пор считаю удачным».               Это признание удачи особенно ценно, потому что автор всегда был до придирчивости строг к себе.

    Он очень вольно подошёл  к истолкованию отдельных произведений  Гартмана. Взяв за основу отдельного  номера сюиты сюжет того или  иного рисунка, эскиза или макета, он предоставлял затем полную  свободу своей фантазии. Так выросла  целая серия музыкальных зарисовок.  Сюда вошли картинки быта и  природы, портреты, комические и  даже сказочные сценки.По словам  Семёна Исааковича Шлифштейна  сюита оригинальна.

   Оригинальность заключается, прежде всего в самом типе сюиты: не романтическая сюита - карнавал, а разнородные мотивы самой жизни вперемежку с народно-сказочной фантастикой и образами прошлого, романтическое, ирреальное уживается в «Картинках» с жизненно повседневным, «высокое» с «низким». При этом ещё одной особенностью «Картинок» является внутреннее единство - единство самого подхода композитора к воплощаемому им миру художника. Замечательное произведение Мусоргского не знает аналогий ни в европейском, ни в русском музыкальном искусстве. Оригинальность построения крепко связанного между собой одной музыкальной темой в русском стиле - «Прогулкой» создала практически уникальный по форме образец программной сюиты. У Гартмана прототипа «Прогулки» нет, этот образ создан самим Мусоргским. Стасов пояснял: «Произведение «Прогулка» как бы иллюстрирует переход зрителя к следующему экспонату выставки и что здесь Мусоргский изобразил сам себя».

Информация о работе Сравнительная хар-ка Мусоргского и Шумана