Сравнение образа человека в период Древней Греции и Древнего Рима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 14:23, реферат

Краткое описание

На первом, мифологическом этапе своего развития в условиях первобытных, примитивных человеческих сообществ, она воссоздает человека в его всеобщих, родовых качествах, о чем свидетельствуют многочисленные палеологические статуэтки женщин или наскальные изображения охотников, где неизменна индивидуальность, а отчетливо доминируют родовые черты женщины либо мужчины-охотника.
На втором этапе исторического развития, в эпоху существования древних цивилизаций и их культур на передний план выступают и становятся доминирующими особенные черты определенной социальной общности, - отчетливо проявляющиеся в изображениях древнеегипетских воинов, индийских танцовщиц, древнегреческих героев или римских легионеров.

Содержание

Введение
1. Периодизация культуры Древней Греции и Древнего Рима
2. Образ человека в культуре Древней Греции
3. Образ человека в культуре Древнего Рима
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Образ человека в др Греции.doc

— 1.23 Мб (Скачать файл)

Древнегреческая литература - древнейшая из европейских литератур, у истоков  которой (VIII в. до н.э. находятся "Илиада" и "Одиссея", приписываемые слепому  певцу Гомеру. Литература - еще один росток духовной культуры, выросший из мифологии.

Эллинам первым удалось с помощью  поэтического мышления, художественных средств объяснить природу и  человека, показать их в многообразии и развитии. Древнегреческая литература полна разнообразных сюжетов о борьбе богов и героев со злом, несправедливостью, стремления к достижению гармонии в жизни. В ней рождается идея единства внешней и внутренней красоты, физического и духовного совершенства личности. Человек смертен, но бессмертна слава героев.

Высшим достоянием эллинского литературного  творчества являлась поэзия. Греки (за исключением Платона) были склонны  рассматривать поэтов как посредников  между богами и людьми. С особой любовью воспринималась героическая  поэзия (Гомер, Гесиод, Вакхилид, Тиртей). Произведения Гомера "Илиада", "Одиссея" знал наизусть каждый образованный человек. Большой популярностью пользовалась лирика, в которой главным героем являлся сам поэт. Лирика была исключительно жизненной; в ней было внимание к человеку, его внутреннему миру, к событиям современной жизни, что волновало человеческую душу - любовь, страдания, радость, слава, социальные мотивы, красота природы. Высшие достижениями эллинской лирики - стихи Архилоха (2-я пол. VII в. до н. э), Сафо (Сапфо) (ок.6] -0 - ок.580 до н. э), Алкея (рубеж VII-VI вв. до н. э), Феогнида Мегарского (2-я пол VI в. до н. э), Анакреонта (2-я пол. VI в. до н. э) и др. Сочинения лирических поэтов обычно декламировались нараспев и сопровождались игрой на лире. Примером древнегреческой лирики может быть лирика Сафо - темы любви, нежного общения подруг, девичьей красоты. Стих Сафо отличается метрическим разнообразием, выделяется строфа, названная по имени поэтессы сапфической:

Тот, кто прекрасен, - добр.

А тот, кто добр, -

Скоро станет прекрасным.

Широко распространены элегия, эпиграмма,

ямбическая и 

сатирическая поэзия.

Начиная с V века до н.э. огромную популярность приобретает драма трагедия и  комедия. Величайшие греческие трагики  Эсхил, Софокл, Еврипид в общей  сложности написали около 300 трагедий. Среди них особо отметим "Прометей прикованный", "Семеро против Фив", "Эвмениды" Эсхила; "Царь Эдип", "Эдип в Колоне", "Антигона", "Электра" Софокла; "Медея", "Андромаха", "Алкеста", "Гекуба", "Электра", "Орест" Еврипида.

Афинские трагики создали галерею образов, как монументальных, так и глубоко индивидуальных: сильного духом Прометея; трагичной пророчицы Кассандры; матери, пережившей смерть своих детей, - Гекубы; убийцы матери, мстящего за смерть отца, - Ореста; влюблённой, но не разделившей любовь Федры; несчастной пленницы Андромахи; женившегося на собственной матери Эдипа; безмерно любящей своего отца Электры; пожертвовавших собой Ифигинеи и Алкесты; страдающей изгнанницы Антигоны; убийцы собственного мужа Клитемнестры; ревнивой женщины Медеи; страждущей над разрушенным счастьем Ниобеи и др.

Трагедия для греков была больше чем просто литературным жанром. В  ней воплотились глубочайшие  коллизии человеческого бытия: жизнь  и смерть, правота и несправедливость, фатализм и героизм, доблесть и низость, честь и бесчестие, столкновение между государственным и личным, личным и общинным интересами.

Отсюда большая идейная значительность и социальная роль античной трагедии, являющейся, по словам Аристотеля, "подражанием  действию важному и законченному…, совершающим посредством сострадания и страха очищение подобных аффектов1. В этом заключается моральная сила трагедии. Трагедия - гимн человеку, вера в его превосходство. "В мире много сил великих, но сильнее человека нет в природе ничего".

Менее значимой, но всё же популярной, являлась комедия (в переводе на русский - песнь весёлой толпы). Аристофан в своих комедиях "Всадники", "Облака", "Осы", "Птицы", "Лягушки" и Менандр ("Брюзга", "Третейский суд", "Отрезанная коса") иронично, а порой и сатирично, карикатурно и, даже в доходящих до неприличия остротах (Аристофан), обличали человеческие пороки, несовершенные стороны общественной, государственной, семейной и личной жизни. Богам, и тем доставалось от комедиографов.

Величайший комедиограф Аристофан (445-386 гг. до н.э.) - тоже порождение афинской демократии, ее яростный защитник, выразитель чаяний аттического крестьянства. Он комедию сделал орудием борьбы за гражданские идеалы, обличения пороков. Вывел много ярких социальных типов. В комедиях Аристофана действуют политики, софисты, крестьяне, горожане и пр. слои населения. Юмор развлекает, но порой больно жалит.

Поучительным жанром являлась басня, в символической  форме обличавшая пороки человеческой жизни. Величайший баснописец Эзоп сочинил  множество басен и ныне не утративших своей актуальности. Его сюжеты легли в основу творчества писателей последующих времён - Федра, Бабрия, Лафонтена, Крылова, Глебова.

Греки являются творцами и такого популярного жанра как  анекдот.  Существовали целые сборники анектодов. Один из них "Филогелос" (смехач) и ныне восхищает читателей. В анекдотах в шутливой форме обличались педантизм, лень, глупость, нерадивость, пьянство, обжорство, супружеская неверность и т.п.

Весомое место в литературе занимали жизнеописания знаменитых людей. В этом жанре известны Плутарх и Диоген Лаэртский.

Особое место в древнегреческой  культуре занимает философия.

В процессе своего развития, философия вбирала в себя различные  предшествующие научные знания, бытовые  описания. В результате довольно четко  оформился отличительный признак философии - стремление к мудрости, к постижению мира и места человека в нем. Именно не мудрость сама по себе, а любовь к мудрости, стремление к ней как постоянное состояние человеческого духа.

Период в ее развитии, начиная  с Сократа (V в. до н. э), признавал истинно философскими чисто человеческие проблемы. Грандиозные философские системы Платона и Аристотеля включали в себя основные мировоззренческие положения, учение о бытии и небытии, диалектику, теорию познания, эстетику, логику, учение о государстве и др.

Характер и пути развития греческой  культуры были сформированы сложившимися понятиями о свободной и гармонически развитой личности. Представления о  красоте были нерасторжимо связаны  с нравственными категориями. Тело человека являлось отражением его духовного совершенства. Скульптура сохранила для нас внешний облик человека, в котором воплотились представления того времени о красоте. Дошедшие до нас скульптурные изображения представляют рослых людей, с хорошими пропорциями тела, правильными чертами лица. («Дискобол» Мирона, «Дорифор» Поликлета). Прекрасный человек должен был сочетать в себе силу и разум, храбрость и патриотизм, образованность и любовь к искусству. Он являлся олицетворением не только телесной красоты, но также мужества и доблести. Скульптурные изображения женщин также воплощают идеал античной красоты: пропорционально сложенные, грациозные, с одухотворенными лицами. Пропорции человеческого тела легли в основу древнегреческих архитектурных сооружений.

Римская культура, переняв основные ценности Древней Греции, донесла до нашего времени не только образцы своей цивилизации, но и теоретические работы, письменно зафиксировавшие представления об античной красоте. Римский архитектор Марк Витрувий Поллион ( I в. до н.э.) на примере человеческого тела стремился показать особенности любого совершенного творения, созданного человеком. Один из общих принципов Витрувия требует соразмерности архитектурных деталей человеческому телу и его пропорциям.

Особенности Античного  костюма:

Витрувий выделял закономерность, организованность, пропорциональность, симметричность и целесообразность. Можно сказать, что эти же пять особенностей отличали и античный костюм, в частности древнегреческий.

Закономерность одежды определялась шириной ткацкого станка, на котором изготовлялась ткань. Цельный кусок ткани обматывал человеческую фигуру, закладывался в вертикальные складки, которые закреплялись. Таким образом, человек каждый день «создавал» свой костюм заново. Каннелюры греческих колонн удивительным образом напоминают складки греческой одежды.

Организованность , или устройство, одежды диктовалась, с одной стороны, тем, какая деталь костюма создавалась, с другой — материалом, с третьей  — модой.

Пропорциональность одежды выражалась в гармоничности и уравновешенности всех ее деталей.

 

Симметрия костюма проявлялась  в том, что одежда целиком соответствовала  естественным линиям человеческого  тела и выгодно их подчеркивала.

Целесообразность модели костюма  вырабатывалась веками. «Весьма приятно видеть хорошо подогнанную обувь… и одежду, удовлетворяющую потребностям владельцев…» — так отзывается о своих современниках греческий философ Ксенофон. Из его сообщения вытекает, что разделение одежды по потребностям подразумевалось само собой, что подтверждается изображениями на произведениях прикладного искусства того времени.

Как отмечает Е.В. Киреева в своей  книге «История костюма», греческий  костюм прошел в своем развитии сложный  путь изменений, связанных со сложностью исторического развития Греции, — от примитивно-декоративного с восточными элементами костюма раннего периода до изысканных одежд последних лет существования Греции как самостоятельного государства (эпоха эллинизма). Однако наиболее типическими были костюмы среднего периода греческой истории — периода классики.

Строгость и красота в костюме  ценились очень высоко. А простота и высокая художественность форм заключалась в изяществе драпировки, которая занимала много времени. Свободные граждане с юношеских  лет умели красиво носить одежду, которая подчеркивала достойную осанку, развитые формы тренированного тела, гармоничные пропорции, динамику и свободу движений.

Большое значение древние греки  придавали цвету одежды. Цветовая палитра была яркой и чистой. Основные цвета, в которые окрашивались ткани, — желтый (охра различных оттенков), синий, красный, светло-зеленый, пурпурный. Цвет имел социальное значение. Любимый и наиболее распространенный цвет одежды в классическую эпоху — белый, который позднее закрепился за одеждой аристократии, а простолюдины одевались в ткани зеленого, коричневого и серого цвета.

 

Гомер упоминает о  том, что двойной пурпурный шерстяной  плащ был на античном герое Одиссее. Пурпурный цвет — красно-фиолетовый. Технология окрашивания ткани была затруднена, так как требовалось отловить редкого моллюска, который выделял специфическую краску. Со временем он практически исчез, и ткани пурпурного цвета стали очень дороги. В поэме Гомера «Одиссея» сказано, что богато украшенный плащ героя скреплялся золотой булавкой.

Одноцветные ткани раскрашивались, украшались каймой, вышивкой, аппликацией . Узоры орнамента были связаны с природой и носили стилизованный геометрический или растительный характер. Древнегреческий орнамент ритмичен и строится по горизонтали, а в сочетании с вертикальными линиями драпировки одежды все это подчеркивало красоту и пластику движений.

Одежда древних греков изготавливалась  из льна или шерсти. Шелк и хлопчатобумажные ткани привозили с Востока. Выделка  ткани менялась в зависимости  от моды, эпохи и предназначения. Простолюдины носили одежду из грубой ткани, богатые люди предпочитали тонкую. Ткать учили с малолетства, при этом знатность рода или богатство не освобождало женщину от этого занятия. Жена Одиссея Пенелопа ткала, а по ночам расплетала ткань свадебного покрова, чтобы отделаться от женихов, настойчиво стремящихся завладеть богатством погибшего, как они считали, героя.

Мужчины носили хитоны (Рис. 1). Они  считались (как и у женщин) исподней одеждой, в которой непозволительно  было появляться на улице, принимать гостей. Длина хитона могла быть различной, она зависела от возраста. Молодые люди носили более короткий хитон, пожилые — более длинный, и лишь в классический период устанавливается средняя длина — до колен. На талии завязывали пояс, образуя напуск. Укороченный хитон, доходивший до середины бедер, носили также воины, ремесленники, рабы. Для свободы движения они скрепляли его только на одной стороне. Хитон представлял собой кусок ткани, сложенной пополам и скрепленной на плечах пряжкой — фибуой. Иногда он имел рукава, выполненные из того же материала. 

Рис.1

Поверх хитона надевали плащ —  гиматий или хламиду. Гиматий (Рис. 2) — плащ из длинной шерстяной ткани, 1,7 м х 4 м, который драпировался различными способами в зависимости от рода деятельности, его могли носить и без хитона. Полу гиматия перебрасывали обычно через левое плечо, а правое оставляли свободным. Чтобы складки хорошо драпировались, к концу ткани пришивали грузики — кусочки свинца. Хламида (Рис. 3) — плащ из плотной шерстяной ткани, застегивающийся пряжкой на груди или правом плече, был очень любим в классические времена философами, его носили солдаты и путешественники. Юноши носили овальные или прямоугольные плащи накинутыми на спину и плечи, сохраняя свободу движения их скалывали на груди фибулой. Сельские жители носили большей частью короткий, свободно ниспадающий хитон из шерсти с одной бретелью через правое плечо — эксомис (Рис. 4). Рабы же довольствовались одной набедренной повязкой.

          

Рис. 2                                         Рис. 3                                            Рис. 4

В ранний период была распространена сложная мужская прическа из кос, прихотливо уложенных за ушами. Техника  исполнения причесок все время совершенствовалась, а сами прически менялись. В классический период мужчины носили короткие волосы, круглую бородку и усы. Юноши брили лицо, у них были длинные завитые локоны, подхваченные металлическим обручем — филле. В период расцвета Афинского государства мужские прически постепенно приобрели черты вычурности. Примером такой сложной прически может служить прическа Аполлона Бельведерского (по преданию, скульптура выполнена древнегреческим мастером Леохаром). Она является подлинным произведением искусства: длинные пряди завитых волос уложены надо лбом изящным легким бантом ( Рис. 5). Завивались локоны как горячим, так и холодным способом. Мода на прически все время менялась. Одно время большую популярность получила прическа из коротких волос, которую мы теперь называем «Александр Македонский».

Информация о работе Сравнение образа человека в период Древней Греции и Древнего Рима