Солнечный человек Приднестровья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 13:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы выявить общие и специфические черты творчества Пироженко Леонида Андреевича. Проанализировать значение формирования различных видов изобразительного искусства в Приднестровье в период его жизни. Исследовать индивидуальное творчество Леонида Андреевича как театрального художника. А также исследовать его работу в направлении объединения художников Приднестровской Молдавской Республики. В частности Союз художников Приднестровья, где Леонид Андреевич Пироженко первый председатель.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….3
I.КРАТКИЙ ОБЗОР ИСКУССТВА ПМР………………………6
1.1.Искусство…………………………………………………………6
1.2.Художники Приднестровья……………………………….......9
II. СОЛНЕЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК ПРИДНЕСТРОВЬЯ…………..12
2.1. Биография Леонида Андреевича Пироженко....................12
2.2. Творческая деятельность Леонида Андреевича Пироженко…………16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….29
СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЙ…………………………………………30

Вложенные файлы: 1 файл

ПИРОЖЕНКО ТОЧНАЯ КУРСОВАЯ.docx

— 55.01 Кб (Скачать файл)

Высокое профессиональное мастерство отличает оформление произведений русской  и мировой классики. Художник заставляет зрителя задуматься о жизненных  и философских проблемах, поставленных великим английским драматургом  В. Шекспиром («Ромео и Джульетта»),(8) почувствовать диссонансность отношений между героями Ф. Достоевского («Униженные и оскорбленные»).

Эти спектакли, оформленные Пироженко, отмечены новаторскими поисками, самостоятельностью мышления, высокой художественной цельностью, поставленные на сцене Семипалатинского областного драматического театра - значительный шаг вперед в творчестве художника. Уже в них отчетливо проявилось театральное кредо Пироженко - сценографа: изобразить в материале театрального искусства духовную атмосферу шекспировского творения при очень бережном отношении  к смыслу оформляемого спектакля. Вот  почему, прежде чем начать работу над  эскизами, он каждый раз очень подробно изучает и эпоху, изображаемую в  постановке, и время, в котором  было написано произведение[2].

По поводу постановок, особенно по произведениям Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные», критики ожесточенно  спорят. Одни утверждают, что успех  возможен лишь при самом решительном  осовременивании и даже переосмыслении литературного источника, другие отстаивают незыблемость первоосновы. Но, несомненно, одно: постановка терпит неудачу всякий раз, когда классик становится лишь поводом для самовыявления создателей спектакля. Напротив, успех возможен лишь при условии, что постановщики любят классика больше, нежели себя. В спектакле «Униженные и оскорбленные»  глубокое уважение режиссера, художника  к Ф.М. Достоевскому очевидно. Вряд ли нужно говорить о сложности и  ответственности этой работы. Ей свойственно  стремление к простоте и ясности  выражения, желание избежать псевдоусложнений трагического. В ней есть подлинный  мужественный трагизм[1].

Большой силой влияния обладают работы Л. Пироженко - будь-то эскиз  к спектаклю «Прежде чем пропоет  петух» О. Загрядника к пьесе «Поздняя любовь» Н.А. Островского или серия  костюмов и декораций к спектаклю «Разгром» А. Захарова и В. Прута.

Его сценическое видение отличается точностью, ясностью образов, одновременно и обобщенных и конкретных.

В 1980 году Министерство культуры Молдавии пригласило Л. Пироженко на работу вТираспольский театр драмы и комедии. Работы, выполненные в театре: эскизы, макеты, декорации, афиши, плакаты - свидетельствуют  о высоком профессиональном уровне, достигнутом главным художником Л. Пироженко[3].

Его творчество, опираясь на традиции русской реалистической декорации, а также на национальную музыку и  драматургию, обрело черты неповторимого  своеобразия. С наибольшей силой  оно проявляется в оформлении музыкальных и драматических  спектаклей молдавских авторов, дающих возможность передать особую красоту  природы, искусства родного края, раскрыть панораму жизни своего народа во всем многообразии его быта, характеров, нравственных устремлений.

В эскизах костюмов и декораций  к спектаклям «Касамаре» И. Друцэ, «Личная  жизнь» Л. Латьевой, художник проявил  тонкое чувство атмосферы театрального действа. Для каждой пьесы Пироженко  отыскал свой эмоциональный ключ, стремясь к тому, чтобы уже первая сцена вводила зрителя в ход  повествования пьесы. Эскизы к этим спектаклям знакомят зрителя с качественно  иными чертами его сегодняшнего восприятия задач сценографа. Повышенная экспрессия цвета, обостренное чувство  силуэтов архитектуры, пейзажа, человеческих фигур, яркая зрелищность изображаемого - таковы качества этих работ[10].

Пироженко - беспокойный художник. Упорный, ищущий. Всякий мастер имеет  такие работы, с которыми можно  без сожаления расстаться, и такие, что больно терять. Возвращаясь к однажды сделанному, художник не хочет, да и не может вполне повторить это сделанное. Проходят годы, меняется время, меняются поиски, склонности, вкусы[1].

Спустя десять лет - в 1985 году - Пироженко  вернулся к произведению Ф. Достоевского «Униженные и оскорбленные» уже  на сцене тираспольского театра. Работать над этим произведением было непросто - спектакль знал множество постановок на сценах крупнейших театров страны. Да и он сам его уже оформлял на сцене Семипалатинского театра. Взяв за основу конструкцию, впервые  примененную ранее, Пироженко видоизменил  ее, но много внес нового. Спектакль  имел большой успех у зрителей.

В процессе работы над постановками он делает театральные афиши. Для  него очень важна афиша: прохожего  еще не зрителя - театральная афиша  должна привести в театр. Но афиша  еще и органическая часть спектакля, его продолжение. Поэтому художник решает ее в том же ключе, что и  всю пьесу.

Работает он и над плакатами - своеобразными визитными карточками спектаклей. Они не просто информируют  о постановке, но предваряют спектакль, его режиссерское, художественное видение. И именно в плакатах, афишах обнаруживается наиболее ярко пристрастие художника  к лаконичным решениям. Вместе с  тем они отражают жанр спектакля, сравнивают с эпохой, раскрывают характеры  действующих лиц[7]..

Создавая эскизы к спектаклям, Пироженко  параллельно работал над костюмами, гримом. Эскизы костюмов характеризуют  персонажи спектаклей не только линией, формой и цветом, но и придают  им неповторимые жизненные характеристики, наделяют их облик различными особенностями, которые помогают раскрытию образов  театральных героев артистами.

Художник театра немыслим без умения выстраивать свои произведения в  воображаемом пространстве до того, как  они будут нарисованы и построены. Пироженко владеет этим даром  в совершенстве. В этом одна из самых  сильных сторон таланта художника  и причина того, что все его  театральные создания, кроме всего  прочего - образцы профессионализма в самом высоком значении этого  слова.

Как это присуще ищущему художнику, творческая работа не сводится только к театральным декорациям. Их творческой базой, основой являются многочисленные работы с натуры - рисунки, акварели и живописные полотна-пейзажи, портреты, натюрморты, путевые зарисовки[5].

Один из почитателей таланта  Пироженко, на открытии юбилейной выставки, посвященной шестидесятилетию со дня  рождения художника, сказал: «Я пришел на это торжество увидеть любимые  мною эскизы декораций к спектаклям, но то, что я увидел, меня приятно  удивило. Я увидел другого Пироженко - прекрасного мастера пейзажа  и портрета[9.c35]. 

Особое место в творчестве Пироженко  занимает графика. Графические работы рассказывают о замечательных памятниках прошлого («Москва-Донской монастырь»,(9) «Ростов», «Подмосковный монастырь»).Среди акварелей, гуашей привлекают внимание мастерски выполненные пейзажи Подмосковья («Осень»), Прибалтики («Хутор под Кенигсбергом», «Река Преголь»), Украины («Кривой Рог.Шахта Северная»). Интересна серия пейзажей Крыма. Художник стремится передать в них самое главное, что поразило его в природе юга - величие, широту, большие просторы, изобразить лаконично, выразительно, без привычной повествовательности («Поселок рыбачий», «Крым», «Крымский пейзаж»(10)). Этого требовал сам характер южной природы, это подсказывала практика театрального художника, привыкшего к ясности языка и большим обобщениям.

Его натюрморты («Розы», «Маки») отличаются лапидарной построенностью, законченностью силуэта, продуманной несложностью живописного решения(11-12).

Работа в портретном жанре протекает  в русле общей творческой эволюции художника, отражая те новые тенденции, которые настойчиво пробивают себе дорогу во всех сферах его искусства. В серии женских образов проявляются  те же поиски эмоциональной и декоративной красочности цвета, те же попытки  овладения языком условных форм, которые  так ярко наблюдаются и в театральных  работах Пироженко последних лет[9].

Портретному методу художника чужда  преднамеренная идеализация. В этом плане интересен портрет артистки С. Пироженко в роли Юльки (спектакль  Андреева «От имени любви»). Его  модель погружена в поэтически естественное состояние, самоуглубленность. Художник чутко улавливает интеллектуальную и духовную жизнь портретируемой. Холст решен в сложной охристо-серой  и черной гамме.

Привлекают внимание графические  работы: «Портрет Сары», «Мужской портрет», «Портрет учительницы», «Портрет Татьяны  Лоскутовой», «Мадонна». Они написаны в лирической тональности, подкупают  теплотой и задушевностью, в них  ощущается психологическая глубина  образов, их человечность.

Человечность, мягкость, доброта присуща самому Пироженко. Он всегда готов поделиться всем, что у него есть. Может быть, поэтому и умеет привлечь сердца художников, тяготеющих к Союзу художников, который он возглавлял[1].

 

 

 

                               ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной работе  рассмотрели творчество, главного художника Государственного театра драмы и комедии им. Аронецкой, члена союза художников СССР,  председателя Союза художников Приднестровья, заслуженного деятеля искусств ПМР, одного из ярких сценографов СССР, Леонида Андреевича Пироженко. Его вклад в развитие изобразительных искусств Приднестровья неоценим.

Все спектакли, оформленные Пироженко, отмечены новаторскими поисками, самостоятельностью мышления, высокой художественной цельностью. Для каждой пьесы Пироженко Леонид Андреевич отыскал свой эмоциональный  ключ, стремясь к тому, чтобы уже  первая сцена вводила зрителя  в ход повествования пьесы.

Эскизы к некоторым спектаклям знакомят зрителя с качественно  иными чертами его сегодняшнего восприятия задач сценографа. Повышенная экспрессия цвета, обостренное чувство  силуэтов архитектуры, пейзажа, человеческих фигур, яркая зрелищность изображаемого - таковы качества работ.

Его сценическое видение отличается точностью, ясностью образов, одновременно и обобщенных и конкретных.

Леонид Андреевич умел выстраивать  свои произведения в воображаемом пространстве до того, как они будут нарисованы и построены.

Кроме всего прочего его работы  - образцы профессионализма в самом  высоком значении этого слова.

Не менее профессионально Пироженко  Леонид Андреевич выполнял  графические  работы. Они рассказывают о замечательных  памятниках прошлого. Интересные пейзажи  Крыма, художник передаёт природу юга - величие, широту, большие просторы. В русле общей творческой эволюции художника протекает работа в  портретном жанре, отражая те новые  тенденции, которые настойчиво пробивают  себе дорогу во всех сферах его искусства. В серии женских образов проявляются  те же поиски эмоциональной и декоративной красочности цвета. Портретному  методу художника чужда преднамеренная идеализация. Также есть работы лирического  направления, подкупают теплотой и  задушевностью, в них ощущается  психологическая глубина образов, их человечность.В данной работе выявлены общие и специфические черты  творчества Пироженко Леонида Андреевича. Проанализированы значения формирования различных видов изобразительного искусства в Приднестровье в  период его жизни. Исследованы индивидуальные творческие поиски Леонида Андреевича как театрального художника. В его творчестве гармонично сочетались глубокое знание предмета, индивидуальность, умение точно найти и выразить характер созданного образа

 

 

 

 

 

 

 

                          СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Антонюк И.М.; художники Приднестровья; "Полиграфист", Бендеры, 1997г; 134стр.
  2. Брынзей Б.И.; художники молдавской советской книги; "лумина" 1977г; 257 стр.
  3. Гольцов Д.Д.; Леонид Григоращенко; Кишенёв, 1981г; 87 стр
  4. Гросул В.Я.; История ПМР ; Тирасполь РИО ПГУ ; 2001 г ; 507 стр
  5. Егорова Н., Л. Пироженко, В. Радованов; Союз художников Приднестровья; "полиграфист" Бендеры 2005г; 43 стр.
  6. Плюскин В. Роднин К.; И. Богдеско народный художник СССР; "Тимпул" Кишенёв 1973г. 33 стр.
  7. Художники Приднестровья: Живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство: Альбом; авт.сост. А. Покусинский, Тирасполь, 2005.

8.Дымченко.Н.В.Творческие коллективы  Тирасполя.Тирасполь.1994

        9. Твои люди Приднестровье .2 выпуск, «Л.А. Пироженко - Солнечный человек» ГСУДА. 2010.127стр.

        10.История Приднестровской Молдавской Республики.2 том. Тирасполь, 2002.

 

 

 

 

 

                       

                        СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЙ

 

1.Портрет художника.

                                     

2.Полумакет к спектаклю.А.Островского Поздняя любовь.Тирасполь.

 

3.Эскиз к пьесе И.Друцэ Каса мааре.Тирасполь.

                                  

4.Эскиз задника к спектаклю Губарева Саркофаг.Тирасполь.

 

5.Макет к спектаклю Живи и помни В.Распутина.Семипалатинск.

 

6.Полумакет к спектаклю Прежде, чем пропоет петух (вариант) Тирасполь.

 

7.Эскиз к спектаклю Вирус кохання Днепропетровск.

 

8.Макет к спектаклю У.Шекспира Ромэо и Джульета.

 

9.Этюды Донецкого монастыря.

 

10.Крымский пейзаж.

 

11.Натюрморт Розы.

 

12.Натюрморт Маки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                     ПРИЛОЖЕНИЯ I




Информация о работе Солнечный человек Приднестровья