Современные требования к условиям организации самостоятельной художественно-творческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 18:40, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность. В методических Н.Короткова рекомендациях отмечают важность обеспечения самостоятельной деятельности детей, так как в ее рамках развивается творческая активность в разных видах деятельности. Здесь ребенок получает возможность самореализации, так как становится хозяином действий, отношений, обретает чувство самоуважения, собственного достоинства, познает себя. В связи с этим, авторы определяют важность разделения педагогического процесса на три составляющих блока, а среди них – блок свободной самостоятельной деятельности детей, имеющий значение для решения задач всестороннего воспитания личности ребенка. В своей свободной деятельности ребенок актуализирует способности и умения, складывающиеся как на занятиях, так и в совместной деятельности со взрослым. Самостоятельная активность ребенка создает необходимый базис для познавательной мотивации и интереса к собственной познавательной деятельности.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………3
1. Задачи развития самостоятельной художественно-творческой деятельности у детей дошкольного возраста…………………………………...4
2. Характер самостоятельной художественно-творческой деятельности детей………………………………………………………………………………….6
3. Современные требования к условиям организации самостоятельной художественно-творческой деятельности……………………………………...10
Практическая часть………………………………………………………………14
Заключение………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

организация сам. худ.-деятельности детей в ДОУ.doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)

- у детей сформировался интерес  к рисованию, появление замысла, а также его реализация доступными  средствами выразительности;

- полученные в ходе занятий навыки рисования оказывали влияние на развитие самостоятельной изобразительной деятельности, на воплощение замыслов детей, а также повысили уровень самостоятельности, активности в использовании изобразительного материала;

- но, по-прежнему, к таким видам деятельности как, аппликация и конструирование из бумаги, дети не проявляли интереса, следовательно, следующий этап работы будет направлен на развитие данных видов деятельности.

Показатели проявлений предпочтений детей в процессе самостоятельной художественной деятельности по завершении работы.


 

 

 

 

 

 

 

заключение

Таким образом, на развитие самостоятельной художественно-творческой деятельности большое влияние оказывает чуткое руководство со стороны воспитателя, индивидуальная работа с детьми, а также занятия по изобразительной деятельности с учетом интересов и склонностей детей.     Являясь одним из любимых и доступных видов детской деятельности, рисование развивает изобразительные способности ребенка, способствует его художественному   развитию,   помогает     передать   свое   отношение    к  окружающей действительности с помощью доступных ему выразительных средств. Рисование способствует развитию эстетического восприятия, формирует у детей чувство формы, цвета.

Изобразительные возможности ребенка 4 – 5 лет еще весьма ограничены и связаны с развитием различных комплексов умений, т.е. умения владеть рукой, подчинять движения руки контролю глаза, правильно пользоваться материалами. А художественное творчество напрямую связано с развитием данных умений у детей. Поэтому большое значение имеет развитие изобразительных умений в самостоятельной деятельности детей, создание условий в которых ребенок он испытывает радость от процесса и результата собственной деятельности.

Рисование играет важную роль в общем развитии ребенка. Самоценным  в самостоятельном рисовании является формирование уверенности в себе и своих возможностях, целенаправленность деятельности, самоопределение себя ребенком-дошкольником.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Аллахвердова Н. Дети рисуют. – М. : Знание, 1980. – 96 с.
  2. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М. : ТЦ «Сфера», 2002. – 80 с.
  3. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 1999. – 344 с.
  4. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников. М. : Просвещение, 2006. – 192 с.
  5. Казакова Т.Г. Мир природы и детское творчество. // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 7.
  6. Комарова Т. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать? // Дошкольное воспитание. – 2005. - № 2.
  7. Лабунская Г.В. Художественное воспитание детей в семье. – М. : Педагогика, 1970. – 47 с.
  8. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. / Т.С.Комарова, Н.П.Сакулина, Н.Б.Халезова и др. – М. : Просвещение, 1991. – 256 с.
  9. Михайленко Н., Короткова Н. Дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению содержания. // Дошкольное воспитание. – 1992. - № 5 – 6.
  10. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников. / Н.А.Ветлугина. – М. : Педагогика, 1980. – 208 с.
  11. Сергеева Н. Рисунки – откровения детской души. // Обруч. – 2006. -№1.
  12. Система эстетического воспитания в детском саду. / Н.А.Ветлугина. – М., 1962. – 370 с.
  13. Скибина Е., Косенко С. Воспитание самостоятельной художественной деятельности детей. // Дошкольное воспитание. – 1984.- № 12.
  14. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: средняя группа. – М. : Владос, 2000. – 144 с.
  15. Эстетическое воспитание в детском саду. / Н.А.Ветлугина. – М. : Просвещение, 1978. – 207 с.

 

Приложения

Рисование. Картинки-загадки

Программные   задачи.

Развивать у детей воображение и фантазию; учить соотносить данные формы овала, круга с частями знакомых предметов (туловище, голова знакомых игрушечных зверей и птиц) и посредством дорисовки дополнительных частей (лапки, хвостики, уши) получать законченное изображение; упражнять в закрашивании рисунка кистью, в одном направлении, неотрывными движениями «туда-обратно».

Предварительная работа

Занятия по формированию умений изображать овальные формы, передавать отличия от круглых: «Яблоко и сливы», «Помидоры и огурцы в баночке» и т.п..

Материал

У воспитателя игровой персонаж Петрушка (игрушка для кукольного театра), мел. Для детей в конверте листы бумаги величиной с открытку с нарисованными овалами и кругами в разном положении; коробки цветных карандашей.

Ход   занятия

Занятие проводится в игровой форме. На столе у воспитателя, опустив голову, сидит Петрушка, а перед ним лежит конверт.

Воспитатель. О чем ты задумался, Петрушка?

Петрушка. Я получил письмо, а в конверте увидел карточки, на которых нарисованы овалы и кружки и написано, что это загадки. Если дорисовать к овалам и кружкам какие-то части, то узнаешь загадку. Я думал, думал, но так ничего и не понял. Пришел к вам. Может, мне помогут дети? Ведь интересно разгадать эти загадки.

Воспитатель. Петрушка, покажи мне карточку, а я попробую разгадать загадку (прикрепляет карточку к доске). Так, тут нарисован большой овал наклонно, а сверху маленький овал. Может быть, загадан какой-нибудь зверек? Я дорисую хвост, лапки и ушки и отгадаю, кто это. Это белка. (Дорисовывает части.)

Петрушка. А я думаю, что отгадка не белка, а птичка. Нарисуй мне на доске такие же овалы, а я дорисую хвостик, клюв и крылья.

Петрушка «рисует» дополнительные части.

Воспитатель. Дети, а может, тут другая отгадка?

Снова рисует два овала и приглашает из числа желающих ребенка для отгадывания загадки. Ребенок дорисовывает недостающие части (утенку, собачке и др.).

Воспитатель стирает рисунки с доски

Воспитатель. Петрушка, давай раздадим детям загадки, пусть они их разгадают.

Воспитатель раздает детям листки бумаги. В процессе занятия спрашивает у нескольких детей, какая у них отгадка. Обращает их внимание на расположение овалов и кругов на бумаге. Если овалы расположены горизонтально, то зверек стоит или бежит, если наклонно, то он сидит, а птичка летит. Готовые «отгадки» предлагает закрасить гуашевыми красками.

Если нужно, напоминает правила закрашивания.

В конце занятия дети выходят к столу со своими листками бумаги, рассказывают и показывают Петрушке «отгадки» — зверька или птичку. Петрушка хвалит детей, отмечает интересные отгадки. Складывает открытки в конверт, благодарит ребят за помощь, говорит, что покажет отгадки своим друзьям.

Воспитатель просит Петрушку принести вечером картинки-отгадки снова в группу, чтобы дети показали их своим мамам и папам и рассказали, как они отгадали загадки.

Рисование. Пушистые зверюшки

Программные задачи. Научить с помощью технического приема передавать фактуру.

Материал. Мягковолокнистая кисть (беличья) и кисть из жесткого волокна (щетинная), бумага, гуашь.

Методика проведения занятия. В гости к нам пришли две кисточки. Одна наша старая знакомая из страны Красиндии, а другая— ее подружка,   кисточка Шалунья. Они совсем разные.

Воспитатель показывает мягкую, например беличью или колонковую, кисть и жесткую (ее еще называют щетинной), сделанную из щетины животных. Предлагает потрогать их, чтобы дети поняли разницу.

Почему одну из них зовут Шалуньей? Об этом я вам сейчас расскажу. Вспомните, как наша знакомая кисточка из страны Красиндии помогала рисовать радугу. Для этого она мыла свой хвостик в воде, набирала на него краску, и нам было легко рисовать. Эта кисточка любит краску и всегда рисует яркие четкие рисунки.

Воспитатель показывает рисунки, выполненные мягкой кисточкой.

А вот кисточка Шалунья делала «лохматые» линии, с «распушенными» краями пятна, потому что не любила пачкать свой хвостик в краске и боялась воды. Прежде чем что-нибудь нарисовать, она вытирала хвостик о бумагу. Кисть становилась полусухой и оставляла на бумаге рыхлый, прерывистый след.

Воспитатель показывает рисунки, выполненные жесткой кистью.

И вот, когда кисточка Шалунья сделала свои пятна, наша знакомая кисточка решила вмешаться и взялась за дело. Она подрисовала несколько деталей: клюв, глазки, ножки и маленький хвостик. Получился маленький цыпленок.

А кого еще можно нарисовать таким способом? Одуванчик, зайчика, дым, снежинки, мишку, лису, даже дерево в снегу и много-много всего, если хорошенько подумать. Давайте попробуем.

Так подружились две кисточки, которым очень понравилось рисовать вместе. Они всегда приходили на помощь друг другу и стали неразлучными подружками. Кисточка Шалунья рисовала облака, пушистый снег, дым из трубы, вьюгу, листву на деревьях, а мягкая кисточка — стволы деревьев, ветки, окна в домах, ажурные решетки и заборы, а также разные мелкие детали, которые не могла нарисовать кисточка Шалунья.

Вот и Мастеру-Фломастеру очень понравились наши рисунки, и он захотел повесить их на стену.

 

 

Рисование. Осенние деревья

Программные задачи

Закрепить навыки изображения дерева с ветвями разной длины и листьев приемом вертикального мазка; учить использовать три цвета - красный, оранжевый и желтый - для рисования листвы дерева; вносить в рисунок дополнения, обогащающие его содержание.

Предварительная работа

Занятия по формированию умений изображать деревья, их строения

Материал

У воспитателя изображение дерева с разноцветной листвой, лист бумаги с нарисованным деревом без листьев.

У детей листы бумаги голубого цвета и краски гуашь, мягкие кисточки.

Ход занятия

Поместить перед детьми изображение дерева с разноцветной листвой и лист бумаги с деревом без листьев. Напомнить, что на прошлых занятии дети рисовали осеннее дерево с желтыми листьями. Спросить, какого цвета листья на этом дереве.

Сказать, что такая разноцветная листва осенью бывает у клена. На этом дереве можно увидеть красные, оранжевые и желтые листья. Сегодня дети будут рисовать дерево с разноцветными листьями.

Спросить у детей о последовательности выполнения рисунка (прямой высокий ствол, ветки вверху короткие, книзу удлиняющиеся).

Затем показать, как рисовать разноцветную листву. Сначала нарисовать листья одного цвета в разных местах дерева и, не дожидаясь высыхания краски, изобразить листья других цветов.

Предложить детям приступить к работе. В процессе ее следить, чтобы дети рисовали не слишком много листьев каждого цвета. Когда они будут заканчивать рисунок, предложить, чтобы каждый нарисовал под деревом то, что хочет. Под деревом могут стоять скамейка, конура для собаки, какие-нибудь игрушки: тележка с кубиками, мячик, обруч. Под деревом может также гулять цыпленок или утенок, какая-нибудь птица. Все эти объекты невелики по сравнению с деревом.

В конце занятия предложить детям посмотреть на свои рисунки и поднять вверх те, где листья трех цветов: желтые, красные и оранжевые. Затем попросить ребенка, удачно изобразившего какой-нибудь предмет под деревом, показать свой рисунок всем. Далее те, у кого нарисованы под деревом другие предметы, могут тоже выйти и показать свои работы. Отметить, как много разных предметов может находиться возле дерева. Похвалить тех, кто сам придумал и изобразил. Под деревом такой предмет, который не предлагался воспитателем для изображения.

 

 

 


 



Информация о работе Современные требования к условиям организации самостоятельной художественно-творческой деятельности