Скопинская керамика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 08:42, доклад

Краткое описание

Годом рождения скопинского гончарного промысла считается 1640-й. В этом году в переписи населения появилось первое имя скопинского гончара - Демка Киреев, сын Берников.
Скопинский гончарный промысел развивался как и многие другие в России, производя гончарную посуду для крестьянского быта, печные трубы, кирпич, черепицу. Но во второй половине XIX века в Скопине появилась отрасль, прославившая его далеко за его пределами, - производство глазурованных фигурных сосудов и подсвечников, многоярусных, украшенных сложной лепниной, выполненных в виде диковинного зверя или с фигурами птиц, рыб и животных.

Вложенные файлы: 1 файл

скопинская керамика.docx

— 35.58 Кб (Скачать файл)

 

 

 

К концу XIX в. Скопин был уже  сложившимся центром гончарного производства, изделия которого своей  самобытностью привлекали внимание коллекционеров и музеев. В начале XX в. произведения скопинских мастеров экспонируются на крупнейших выставках в Петербурге (1902) и в Париже (1900). Фигурные сосуды вошли в коллекции П.И. Щукина и А.А. Бахрушина. Скопинские «художества» активно раскупались на ярмарках в Рязани и Москве. 

 

Однако в период империалистической войны художественный промысел в  Скопине резко сократился. Большинство  гончаров были призваны в армию, да и спрос на их изделия упал. Правда, некоторые мастера-виртуозы еще  работали, но делали простую бытовую  посуду и лишь изредка возвращались к своему удивительному искусству.  

 

Новый этап развития промысла связан уже с советским периодом. К моменту Октябрьской революции  в Скопине осталось всего лишь два мастера — И.И. Максимов (1881—1952) и М.И.?Тащеев (1876—1956), умевших выполнять вещи в духе традиционных скопинских произведений. В 1920—1930-х гг. этим мастерам давались заказы различными музеями и общественными организациями, делались попытки возродить своеобразное искусство. Активное возрождение промысла началось только в 1934 г. с созданием артели «Керамик». Однако целый ряд причин мешал успешному развитию этого процесса. Причины эти самые разнообразные, начиная от плохой подготовки глины и кончая неверной оплатой работы мастеров. Просуществовала артель недолго. В конце 1930-х гг. ее «влили» в объединение сапожников, красильщиков, парикмахеров и тем самым отнесли к разряду сферы обслуживания, финансовый план которого гончары были не в состоянии выполнить на «художествах». Произведений скопинских мастеров этого периода осталось немного. 

 

Пожалуй, наиболее полно керамика Скопина 1930-х гг. представлена в собрании Рязанского областного художественного  музея. Внимательное знакомство дает возможность  сравнить и проанализировать ее сходство и различие с керамикой XIX в. Первое, что бросается в глаза —  это размеры произведений: они  стали гораздо меньше. При сохранении, в общем, сложного объема тулова мы не встречаем объемов в виде трубчатых  отрезков, соединенных в виде восьмерки, или направленных в разные стороны, или соединенных в треугольник, что так характерно было для старой скопинской керамики. Теперь же тулово решается, как правило, в форме кольца (иногда нескольких колец, вставленных одно в другое) или в форме барабана, на котором укрепляется невысокое, узкое горлышко. Традиционно выполнялись и скульптурные сосуды (сосуд «Слон»), декоративная пластика (скульптура «Лев» М.И. Тащеева). 

 

Почти все произведения скопинской керамики 1930-х гг. монохромны и имеют характерный красновато-желтый цвет. В XIX в. в состав скопинских глазурей входил свинец, работа с которым вызывала свинцовое отравление, а иногда и смерть. Поиск нового безвредного состава полив, не уступающего по своим декоративным свойствам свинцовой глазури, не сразу увенчался успехом. 

 

Отличает керамику этого  периода и характер декора. Редко  встречаются сосуды, украшенные, как  и раньше, скульптурными изображениями  птиц и животных. На смену такой  форме декора пришли всевозможные «налепы» в виде жгутиков, спиралей, шариков и т.?д. Нельзя сказать, что это было совсем уж новым явлением в керамике Скопина. И в предметах XIX в. можно усмотреть наличие таких декоративных элементов, но все же превалирующее значение имели штампованный орнамент и скульптурные детали. Теперь же именно лепной декор оказался выдвинутым на первый план. 

 

Произведения 1930-х гг. показывают, что определенный прогресс в возрождении  искусства скопинских мастеров был налицо. Однако достигнуть прежнего уровня мастерства не удалось: многие характерные пластические и декоративные приемы были забыты. Промысел требовал пристального к себе внимания и тщательного изучения. Это стало возможным только после Великой Отечественной войны. Именно в период с 1945 по 1950 гг. были сделаны сколько-нибудь заметные шаги вперед при участии сотрудников Научно-исследовательского института художественной промышленности РСФСР. Институт систематически поддерживал контакт с промыслом и помог производству, проводя там творческие семинары, разрабатывая улучшенные составы масс, глазурей и т.д.  

 

 

Большая роль в возрождении  искусства Скопина принадлежит  художнице Л.Н. Шушкановой, разрабатывавшей новые образцы для художественной керамики. Она тонко чувствовала специфику традиционной керамики Скопина и широкие возможности развития ее декоративных особенностей. Вместе с тем она стремилась к тому, чтобы выполненные ею образцы отвечали требованиям времени. Скопинские изделия стали проще по форме, в них сильнее выявлялось практическое назначение при сохранении многих декоративных особенностей, сложившихся ранее. Как положительную черту керамики 1950-х гг. можно отметить возврат в произведения скульптурных изображений птиц, рыб, животных.  

 

В это же время возобновили  создание декоративных изделий старые мастера М.И.?Тащеев и И.И.?Максимов. Позже к ним присоединился талантливый художник-керамист М.М.?Пелёнкин, потомственный гончар. 

 

Таким образом, поиски шли  по двум направлениям: дальнейшее развитие декоративной лепки и восстановление производства бытовых изделий в  характере традиционной скопинской пластики и создание разнообразных и нужных в современном обиходе вещей. 

 

С 1958 г. в Скопине начинает функционировать фабрика по производству художественной керамики. Признанием успехов скопинских мастеров в возрождении местной гончарной традиции явилось экспонирование их работ на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году. 

 

Новые качественные шаги в  развитии промысла связаны со сложившимся  здесь в 1960-1970-е гг. творческим коллективом  художников-единомышленников во главе  с А.И. Рожко. 

 

На фабрике шел процесс  смены поколений: не было уже в  живых старых мастеров М.И. Тащеева и И.И. Максимова, на смену им пришли молодые, не имеющие еще навыков работы с материалом. Большая роль в их обучении принадлежала М.М. Пелёнкину, который продолжал работать на фабрике и вел напряженную педагогическую деятельность. Под его влиянием к производству уникальных произведений стали обращаться его ученики. Одной из наиболее талантливых оказалась Н.К. Насонова из семьи потомственных гончаров. В 1965 г. пришел на промысел А.И. Рожко, тогда выпускник Абрамцевского художественно-промышленного училища.  

 

Гончары и художники современного промысла восприняли и творчески  переосмыслили художественную систему  искусства прошлого и создали  свое искусство, стремясь воспринять не только и не столько внешние особенности  традиционной скопинской керамики, сколько проникнуть в самую суть образно-пластического языка изделий. 

 

 

 

поворотным моментом в истории промысла стали 1970-е гг. Они отмечены появлением произведений с ярко выраженным скопинским характером. Это традиционные квасники, кумганы, скульптурные сосуды, подсвечники. При этом мастера не копируют произведений прошлого, обращаясь лишь к их образному строю, применяют разнообразные декоративные приемы, которыми отмечены классические скопинские вещи. 

 

Характерной особенностью авторских  произведений 1970-х гг. является присутствие  в них черт индивидуальности, творческого  почерка каждого мастера. Подражание старым мастерам, копирование, с которого начинался творческий путь, сменились  формированием собственной манеры. Из массы традиционных скопинских приемов и декоративных мотивов каждый художник выбирает то, что ему больше по душе, имеет любимые темы, формы, лепные детали, выдумывает свои композиции и собственноручно выполняет их. Вот почему невозможно спутать произведения М.М. Пелёнкина и Н.К.?Насоновой, А.И. Рожко и С.И.?Полякова, А.В. Курбатовой и М.А. Линёвой.  

 

Приход в традиционное производство гончаров разных возрастов  говорит о живучести народного  скопинского искусства. 1980-е гг. дали новый импульс в развитии промысла: на фабрику пришли молодые талантливые художники, значительно обогатившие традиции скопинской керамики новыми декоративными и пластическими приемами. Это — ученица А.И. Рожко по детской художественной школе Л.А. Воронова, выпускницы Абрамцевского училища Т.В. Лощинина и Т.К. Голованова — теперь ведущие мастера промысла. 

 

Мастера Скопина, потомственные  и профессиональные, каждый из которых  имеет свой собственный почерк, совместными  усилиями сохраняют яркое и неповторимое искусство народной керамики. Развитие современного промысла идет по нескольким направлениям: выпуск массовой продукции  способом шликерного литья в гипсовых формах, производство бытовых вещей и создание уникальных авторских произведений, предназначение которых — музей, выставки, конкурсы. Было бы неверным не отметить, что сегодняшний день Скопинского промысла не из легких. Как уже не раз было в его истории, трудности, переживаемые страной, отражаются и на состоянии уникального народного искусства. Но хочется верить, что и на этот раз самобытное творчество скопинских мастеров окажется сильнее всех проблем и сложностей. Порукой тому — постоянное участие мастеров Скопина на всех крупнейших российских выставках. Собрания ведущих музеев страны — ГРМ, ГИМ, Государственного Эрмитажа, Всероссийского музея декоративно- прикладного и народного искусства, Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника, Рязанского художественного музея, Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника, современные произведения мастеров Скопина дают возможность проследить развитие традиции местной керамики с момента возникновения и до сегодняшнего дня.


Информация о работе Скопинская керамика