Символика в искусстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 19:28, курсовая работа

Краткое описание

В своей курсовой работе на примере картин великих художников я расскажу о символах, повествуя о том периоде в Европе, когда они стали одним из общекультурных принципов в живописи, расскажу о библейской символике и символизме иконы

Содержание

Введение…………………………………………………………..……..……..….3
Глава 1. Символика образов картины ………….…..........................………..…..5
«Art nova»-Новое искусство...........................................…….......….5
Символика музыкальных инструментов, натюрмортов .………..10
Пейзажи с символами …………………………………………......13
Символы в портретах………………………………………..……..15
Глава 2. Библейская символика в изобразительном искусстве…………..…..16
2.1. Христианские символы……………………..………….….…….…16
2.2. Символика иконы……………………………..………….………....18
2.3. Символичная техника иконы….……………..…….………………20
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………........................27
Приложение 1. Иллюстрации…………………………………….………….….28

Вложенные файлы: 1 файл

курсоваяяяяяяяяяяяяяяяя.docx

— 932.90 Кб (Скачать файл)

 

 

Курсовая работа

по истории  искусств

на тему : Символика  в искусстве

 

 

 

 

                                  

 

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………..……..……..….3

Глава 1. Символика образов картины ………….…..........................………..…..5

    1. «Art nova»-Новое искусство...........................................…….......….5
    2. Символика музыкальных инструментов, натюрмортов .………..10
    3. Пейзажи с символами …………………………………………......13
    4. Символы в портретах………………………………………..……..15

Глава 2. Библейская символика в изобразительном искусстве…………..…..16

2.1. Христианские символы……………………..………….….…….…16

2.2. Символика иконы……………………………..………….………....18

2.3. Символичная техника иконы….……………..…….………………20

 

Заключение……………………………………………………………………….25

Список литературы………………………………………………........................27

Приложение 1. Иллюстрации…………………………………….………….….28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

                                                                  «Милый друг, иль ты не видишь, 
                                                        Что все видимое нами - 
                                                                 Только отблеск, только тени 
                                                       От незримого очами?»

                                                                                      Владимир Соловьев

 Я выбрала данную тему так как считаю что символика имеет огромное значение в истории искусства и развивается во времени вместе с культурой. Без знания определенных особенностей невозможно полноценно воспринимать произведения живописи. Смысловая структура символа многослойна и рассчитана на активную внутреннюю работу воспринимающего, т.е. зрителя. Сама структура символа направлена на то, чтобы дать через каждое частное явление целостный образ. Если вещь позволяет, чтобы ее рассматривали, то символ и сам словно «смотрит» на нас. Смысл символа нельзя дешифровать простым усилием рассудка, в него надо «вжиться», а чтобы это сделать - символ необходимо знать. Изучая символ, мы не только разбираем и рассматриваем его как объект, но одновременно позволяем его создателю апеллировать к нам: так художник не только вызывает чувства в зрителе, но и делает его сопричастным к происходящему на картине.

Символы - это распознаваемые элементы, которые передают конкретное значение, идеи, понятия - служат надежным «языком» во всех визуальных искусствах и особенно в живописи. Символ обращается не только к разуму, но и к чувствам человека, его подсознанию, порождает  сложные ассоциации и часто зависит  от эпохи, религии, культуры народа. Если же символ многозначен, то надо брать  то из его значений, которое соответствует  эпохе, времени, общему строю, духу картины - не противоречит ему и не разрушает  его. Символ может быть обозначен  числом, свойством, формой. Например, число 7 - символ совершенства и завершённости (семь цветов радуги, семь нот, семь дней недели, семь добродетелей, семь смертных грехов); синий цвет (цвет неба) - символ всего духовного; форма круга, напоминающая солнце и луну - символ божественного совершенства. Другая группа символов - предметы, явления, или действия, а также художественные образы, воплощающие какую-либо идею. Например, оливковая ветвь - символ мира, цветок нарцисса - символ смерти, младенец - символ человеческой души. Свет - символ духовного прозрения, божественной благодати; радуга (встреча Неба с Землей) - символ примирения Бога с людьми, прощения людских грехов. Ткачество символизирует создание вселенной, мира, определение судеб всего сущего; рыбная ловля - обращение в свою веру (Христос научил своих учеников быть «ловцами человеков»). Художественный образ кентавра - символ низменных страстей, распрей (если изображён с колчаном, стрелами и луком), в религиозных композициях - символ ереси. Символ связан с внешними признаками предмета и всегда отражает его глубинную сущность. Например,

сова - ночная птица, поэтому одно из её символических значений- сон, смерть.

О символах можно говорить бесконечно, так как мир их широк  и до конца не изучен. В своей  курсовой работе на примере картин великих художников я продолжу говорить о символах, повествуя о том периоде в Европе, когда они стали одним из общекультурных принципов в живописи, расскажу о библейской символике и символизме иконы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Символика образов картины

1.1. «Art nova»-Новое искусство

Так как в средневековой живописи христианские символы и каноны нашла разнообразные выражения, то повествование начну с их краткого освещения.

Форма, тематика, содержание искусства были тесно связаны  с религией и находились под строжайшим контролем церкви, поэтому в живописи существовали правила и приемы - каноны, которым должен был следовать  каждый художник. Типы изображения, композиционные схемы, символика утверждалась и  освещалась церковью, но канон вовсе  не сковывал мысль средневекового живописца, а дисциплинировал его, заставлял  тщательнее уделять внимание деталям. Язык религиозной символики должен был передавать сложные и глубокие понятия духовной реальности. Тогда  многие не умели читать, но язык символов прививался любому верующему с детства.

Поскольку распространение  христианства на Западе и на Востоке  происходило в разных исторических условиях, то церковное искусство  также развивалось разными путями. В Западной Европе икона должна была максимально правдиво показывать и  рассказывать евангельскую историю, отсюда всё больший реализм и постепенное  превращение иконы в картину  с религиозным сюжетом, и как  следствие появление нового искусства  «art nova». Термин - новое искусство, позаимствованный из истории музыки, - очень точно  определяет искусство Нидерландов  первой половины XV в. Интуитивное и  религиозно-мистическое познание мира легло в основу новой североевропейской  культуры. Одним из основоположников искусства Раннего северного  Возрождения является выдающийся нидерландский  живописец Ян ван Эйк– он создал «Портрет четы Арнольфини» (см. Приложение1.1) - уникальное явление во всей европейской живописи того времени. Художник впервые изобразил людей в окружающей их повседневной обстановке, без всякой связи с религиозным сюжетом или

образами из Священного писания.

На полотне изображены купец Джованни Арнольфини из итальянского города Луки и его молодая жена. Оба одеты в нарядные праздничные  костюмы, отвечающие сложной и причудливой  моде того времени. Позы их торжественно неподвижны, лица полны самой глубокой серьезности. В глубине уютной комнаты  висит круглое зеркало - символ всевидящего  Божьего ока, отражающее фигуры еще  двух людей, присутствующих в комнате, но не видных зрителю, очевидно, свидетели  бракосочетания. В одном из них  художник изобразил самого себя, о  чем гласит надпись над зеркалом: "Ян ван Эйк здесь был", Новобрачных  художник исполнил в рост. Живописец  любовно изображает вещи, окружающие молодоженов. Эти предметы много  сообщают об образе жизни своих хозяев, подчеркивая их бюргерские добродетели - бережливость, скромность, любовь к  порядку. Обряд совершается в  святая святых бюргерского дома - спальне, где все вещи имеют затаенный  смысл, намекая на священность супружеского обета и семейного очага. Почти  все изображенные на полотне предметы имеют символические значения: собака обозначает верность, пара башмаков на полу говорит о единстве брачующейся  пары, щетка - знак чистоты, четки —  символ благочестия, выпуклое зеркало - глаз мира, апельсины - плоды райского сада и намекают на райское блаженство, а яблоко намекает на грехопадение. Понятной становится и зажженная  в люстре днём одна свеча - символически-мистическое  присутствие Святого духа, освящающего  таинство, ведь с незапамятных времен во время свадебных шествий носили факелы и зажженные фонари.

Особый интерес к символизму проявлялся в период перехода от Средневековья  к Возрождению. Одним из самых  крупных представителей раннего  итальянского Возрождения является Андреа Мантенья.

Рассмотрим картину «Моление о чаше» (см. Приложение1.2). Сюжет этой картины достаточно традиционен, но решён он совершенно необычно, особенно в сравнении с художниками Средневековья. Христос помещён на заднем плане, да ещё спиной к зрителям. На первом же плане - спящие ученики Пётр, Иоанн и Иаков. У них ещё много человеческих слабостей и они изображены без нимбов - символов святости. Таким образом, Мантенья показывал, что для него самое главное – это духовное совершенствование учеников.

В картине много символов. Так, скала, на которой молится Христос, означает твёрдость в вере, сон - символ духовной смерти. На заднем плане - ангелы, один из них держит крест, показывая, что именно на кресте умрёт Христос. Сухое дерево со стервятником предвещает смерть, а ветка с зазеленевшим побегом указывает на скорое воскрешение; смиренные кролики, сидящие на дороге, по которой пройдет отряд римских  воинов, чтобы взять Христа под  стражу - говорят о кротости человека перед лицом неминуемой смерти. Три  пня, оставшиеся от только что срубленных и уже унесенных деревьев, напоминают о готовящемся распятии. На первом плане из бесплодной скалы пробиваются  ростки травы, за учениками - молодое  деревце - это символы новой жизни. Фигуры нарисованы в обычной для  художника манере и кажутся вырезанными  из камня, в их одеждах резко очерчена каждая складка. Фоном служит изображение  сада с темной листвой. По своему тону, эта зелень контрастирует с нежно-зеленым  светлым небом, что вызывает ощущение глубокой печали и некой обреченности.

Другой подход к символизму периода от Средневековья к Возрождению  можно увидеть на картинах Иеронимуса (Иероним) Босха.

Иероним Босх - один из основоположников пейзажной и жанровой живописи в Европе. Его картины тоже религиозны и на них часто изображены святые и христианские мученики, но это уже не совсем библейские сюжеты. Художественный язык Босха никогда не укладывался целиком и полностью в средневековые символические толкования. Художник часто употреблял определенные символы в значении обратном общепринятому, а также изобретал новые символы. Может быть, поэтому его и называли «мрачным фантастом», «почетным профессором кошмаров», однако современные сюрреалисты видели в Босхе своего духовного отца и предтечу.

Иероним Босх создал в 1503 году картину - триптих «Сад земных наслаждений» (см. Приложение1.3), в котором своеобразное видение мира проявилось в полной мере. Вместо полагающейся фигуры Христа здесь изображена земная жизнь людей во всём её грешном «великолепии». С боковых частей изображены рай и ад. Таким образом, взгляд зрителя направлен не от левого края к правому, который бы создавал впечатление бесконечного ряда мучений (Сотворение мира - жертва Христа - Страшный суд), а от центра к краям, и мораль её можно выразить словами: «Что заслужил, то и получишь».

Композиция левой створки  продолжает тему сотворения мира, рождения человека и изображает сцену «Сотворения  Евы». Разные животные пасутся среди  зелёных холмов, на фоне фантастического  пейзажа Рая, вокруг водоёма с  причудливым сооружением. Это - Фонтан жизни, из которого выбираются на сушу разнообразные существа. Как обычно у Босха, никакая идиллия не существует без предзнаменования зла, и мы видим  яму с тёмной водой, кота с мышью  в зубах (кот - жестокость, дьявол). Выросшая на загадочной оранжевой скале чахлая пальма диагонально противоположна пальме цветущей. Несколько происшествий отбрасывают мрачную тень и на мирную жизнь животных: лев пожирает оленя, дикий вепрь преследует загадочного  зверя. И над всем этим возвышается  источник Жизни - гибрид растения и  мраморной скалы, парящая готическая конструкция, установленная на темно-синих  камнях небольшого острова. На самом  верху ее - едва заметный полумесяц, но уже изнутри ее выглядывает, подобно  червяку, сова - вестник несчастья.

Центральная часть триптиха - собственно «Сад радостей земных» - представляет собой панораму фантастического  «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами  и растениями. Великолепная по живописи картина напоминает яркий ковер, сотканный из сияющих и нежных красок. Но это прекрасное видение обманчиво, ибо за ним скрываются грехи и пороки, представленные художником в виде многочисленных символов, заимствованных из народных поверий, мистической литературы и алхимии. Здесь есть пруд роскоши и фонтан, цветы абсурда и замки тщеславия. На втором плане - пёстрая кавалькада многочисленных обнаженных всадников, которые едут на оленях, грифонах, пантерах и кабанах - не что иное, как круговорот страстей, проходящих через лабиринт наслаждений. Третий план (самый дальний) - венчается голубым небом, где люди летают на крылатых рыбах и с помощью собственных крыльев - символизируют греховную сексуальность, лишенную света божественной любви; лодка-яблоко, в которой уединяются любовники, формой напоминает женскую грудь; птицы становятся олицетворением похоти и разврата, рыба - символом беспокойного вожделения, раковина является женским началом. В нижней части картины молодой человек обнял огромную землянику. Смысл этого образа станет нам понятен, если мы вспомним, что в западноевропейском искусстве земляника служила символом чистоты и девственности. Стеклянная сфера стального цвета - символы из голландской поговорки: «Счастье и стекло - они недолговечны».

На правой створке показан  Ад и представляет собой третью стадию грехопадения, когда сама земля превратилась в ад. Вокруг властителя Ада происходит наказание грехов. Музыкальные инструменты (как символ сладострастия и разврата), превращены в орудия пытки. В высоком кресле сидит монстр с птичьей головой карающий обжор и чревоугодников. Безобидный кролик (на картине он превосходит своим размером человека) в христианстве был символом бессмертия души и изобилия. У Босха он играет на рожке и опускает грешника головой вниз в адский костер. Гигантские уши несущие большой нож, размалывают тела проклятых и служат предзнаменованием несчастья.

Информация о работе Символика в искусстве