Силуэт "Серебряного века"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 01:49, реферат

Краткое описание

Русский поэтический "серебряный век" традиционно вписывается в начало XX столетия, на самом деле его истоком является столетие XIX, и всеми корнями он уходит в "век золотой ", в творчество А.С. Пушкина, в наследие пушкинской плеяды, в тютчевскую философичность, в импрессионистическую лирику Фета, в Некрасовские прозаизмы, в порубежные, полные трагического психологизма и смутных предчувствий строки К. Случевского.

Вложенные файлы: 1 файл

Силуэт.docx

— 25.39 Кб (Скачать файл)

Силуэт "Серебряного века"

Русский поэтический "серебряный век" традиционно вписывается  в начало XX столетия, на самом деле его истоком является столетие XIX, и всеми корнями он уходит в "век  золотой ", в творчество А.С. Пушкина, в наследие пушкинской плеяды, в  тютчевскую философичность, в импрессионистическую лирику Фета, в Некрасовские прозаизмы, в порубежные, полные трагического психологизма и смутных предчувствий строки К. Случевского. Иными словами, 90-е годы начинали листать черновики книг, составивших вскоре библиотеку 20-го века. С 90-х годов начинался литературный посев, принесший всходы.

Сам термин "серебряный век" является весьма условным и охватывает собой явление со спорными очертаниями  и неравномерным рельефом. Впервые  это название было предложено философом  Н. Бердяевым, но вошло в литературный оборот окончательно в 60-е годы нынешнего  столетия.

Поэзия этого века характеризовалась  в первую очередь мистицизмом  и кризисом веры, духовности, совести. Строки становились сублимацией  душевного недуга, психической дисгармонии, внутреннего хаоса и смятения.

Вся поэзия "серебряного  века", жадно вобрав в себя наследие Библии, античную мифологию, опыт европейской  и мировой литературы, теснейшим  образом связана с русским  фольклором, с его песнями, плачами, сказаниями и частушками.

Однако, иногда говорят, что "серебряный век" - явление западническое. Действительно, своими ориентирами он избрал эстетизм Оскара Уайлда, индивидуалистический спиритуализм Альфреда де Виньи, пессимизм Шопенгауэра , сверхчеловека Ницше. "Серебряный век" находил своих предков и союзников в самых разных странах Европы и в разных столетиях: Вийона, Малларме, Рембо, Новалиса, Шелли, Кальдерона, Ибсена, Метерлинка, д`Аннуцио, Готье, Бодлера, Верхарна.

Иными словами, в конце XIX - начале XX веков произошла переоценка ценностей с позиций европеизма. Но в свете новой эпохи, явившейся  полной противоположностью той, которую  она сменила, национальные, литературные и фольклорные сокровища предстали  в ином, более ярком, чем когда-либо, свете.

Это было полное солнечного сияния творческое пространство, светлое  и жизнедающее, жаждущее красоты и самоутверждения. И хотя мы зовем это время "серебряным", а не "золотым веком", может быть, именно оно было самой творческой эпохой в российской истории.

Рождение новой поэтической  школы.

"Серебряный век" - сложное,  изумительное полотно русской  поэзии, которое начало ткаться  невидимой рукой создателя в  90-х годах XIX века. И первым наиболее  ярким рисунком этого бесценного, многоликого творения стал символизм  с его поэтикой намека и  иносказания, с его эстетизацией смерти как живого начала, с его креативной силой "безумия", со знаковым наполнением обыденных слов. Его важнейшей приметой стала аналогия лика, мимолетности, сиюминутности, в которых отразилась Вечность.

Новое мировоззрение потребовало  от новой поэтической школы нового приема. Таковым стал символ - многозначное иносказание, сформировавшее еще поэтику  Священного писания, а затем причудливо разработанное французскими символистами. Опыт библейской символики очень  повлиял на судьбу слова "символ": в "светском" понимании оно  оставалось простым риторическим примером, применяемым к любому материалу, в "духовном" же понимании оно  прочно оказалось связанно с религиозной  тематикой как земной знак несказуемых земных истин. "Символ, - писал один из теоретиков и практиков нового течения, - только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем и беспределен в своем значении, когда он изрекает на своем сокровенном языке намека и внушения нечто неадекватное внешнему слову. Он многолик, многосмыслен и всегда темен в последней глубине".

Новое движение закрепило  за собой окончательное имя, когда  вышла в свет книга стихотворений  Д. Мережковского "Символы" (1892 год), оформилось же это течение благодаря  трем сборникам "Русские символисты", выпущенным Брюсовым (1894-1895). Если у  Брюсова и Бальмонта доминировало "светское" понимание слова "символ" (они видели в символизме школу  с определенной техникой), то у В. Иванова, Блока, А. Белого, которых принято  называть "младшими символистами", возобладала мистико-религиозная  трактовка этого понятия.

Поэтам - символистам был  свойственен глубокий историзм, с  позиций которого оценивались и  события современности; сугубая  музыкальность поэтической строки и широчайший энциклопедизм культурного  арсенала. Здесь царили разнообразные формы: баллады, триолеты, венки сонетов, поэмы, подчиненные новым образам, словам, размерам, рифмам.

Александр Блок (16 (28) ноября 1880, Санкт-Петербург, Российская империя — 7 августа 1921, Петроград, РСФСР). О своей первой встрече с этим тогда еще студентом, Зинаида Гиппиус - русская поэтесса и писательница, драматург и литературный критик  оставила такие воспоминания: "Блок не кажется мне красивым. Над узким высоким лбом (все в лице и в нем самом - узкое и высокое, хотя он среднего роста) - густая шапка коричневых волос. Лицо прямое, неподвижное, такое спокойное, точно оно из дерева или из камня. Очень интересное лицо. Движений мало, и голос под стать: он мне кажется тоже "узким", но он при этом низкий и такой глухой, как будто идет из глубокого-глубокого колодца. Каждое слово Блок произносит медленно и с усилием, точно отрываясь от какого-то раздумья. В спокойствии серых невнимательных глаз есть что-то милое, детское, не страшное. Главная притягательность Блока в его трагичности, его незащищенности. Пред поэтом стояли два сфинкса, заставляющие его " петь и плясать" своими неразрешенными загадками: Россия и его собственная душа. Первый - некрасовский, второй - лермонтовский. И часто, очень часто Блок показывал их, слитых в одно, органически нераздельных. Блок стал одним из чудотворцев русского стиха: он сбросил иго точных рифм, нашел зависимость рифмы от разбега строки, его ассонансы, вкрапленные в сплошь рифмованные строфы, да и не только ассонансы, но и просто неверные рифмы имели колоссальный эффект. Обыкновенно поэт отдает людям свои творения. Блок отдал людям самого себя.

О, я хочу безумно жить:

Все сущее - увековечить,

Безличное - вочеловечить,

Не сбывшееся - воплотить!

Пусть душит жизни сон  тяжелый.

Пусть задыхаюсь в этом сне, -

Быть может, юноша веселый

В грядущем скажет обо мне:

Простим угрюмство - разве это

Сокрытый двигатель его?

Он весь - дитя добра и  света,

Он весь - свободы торжество!

А́нна Андре́евна Ахма́това (фамилия при рождении — Го́ренко; 11 (23) июня 1889, Одесса, Российская империя — 5 марта 1966, Домодедово, Московская область, РСФСР, СССР) — одна из крупнейших русских поэтесс XX века, писательница, литературовед, литературный критик, переводчик.

Судьба поэтессы была трагична. Хотя сама она не была в заключении или изгнании, репрессиям были подвергнуты  трое близких ей людей (её муж в 1910—1918 годы Н. С. Гумилёв расстрелян в 1921 году; Николай Пунин, третий гражданский  муж (официально брак зарегистрирован  не был), трижды был арестован, погиб  в лагере в 1953 году; единственный сын  Лев Гумилёв провёл в заключении в 1930—1940-х и в 1940—1950-х годах более 10 лет). Горе вдовы и матери заключённых «врагов народа» отражено в одном из наиболее известных произведений Ахматовой — поэме «Реквием».

Признанная классиком  отечественной поэзии ещё в 1920-е  годы, Ахматова подвергалась замалчиванию, цензуре и травле (включая «персональное» постановление ЦК ВКП(б) 1946 года, не отменённое при её жизни), многие её произведения не были опубликованы не только при жизни автора, но и в течение более чем двух десятилетий после её смерти. Её имя ещё при жизни окружала слава среди широких кругов почитателей поэзии как в СССР, так и в эмиграции.

Сергей Есенин. Родился 21 сентября (3 октября н. с.) в селе Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье. С двух лет "по бедности отца и многочисленности семейства" был отдан на воспитание зажиточному деду по матери. В пять лет научился читать, в девять лет начал писать стихи, подражая частушкам.

Учился Есенин в Константиновском земском училище, затем в Спас-Клепиковской школе, готовящей сельских учителей. После окончания школы год жил в селе. Семнадцати лет уехал в Москву, работал в конторе у купца, корректором в типографии; продолжая писать стихи, участвовал в Суриковском литературно-музыкальном кружке. В 1912 поступил в Народный университет А. Шанявского на историко-философское отделение, проучился полтора года.

С начала 1914 в московских журналах появились стихи Есенина. В 1915 он переехал в Петроград, сам  пришел к Блоку знакомиться. Радушный прием в доме Блока, одобрение его стихов окрылили молодого поэта. Его талант признали Городецкий и Клюев, с которыми его познакомил Блок. Почти все стихи, которые он привез, были напечатаны, он стал известен. В этом же году Есенин примкнул к группе "крестьянских" поэтов (Н. Клюев, С. Городецкий и др.). В 1916 выходит в свет первая книга Есенина "Радуница", затем — "Голубень", "Русь", "Микола", "Марфа Посадница" и др. (1914 — 17).

В 1916 был призван на военную  службу. Революция застала его  в одном дисциплинарном батальоне, куда он попал за отказ написать стихи в честь царя. Самовольно покинул армию, работал с эсерами ("не как партийный, а как поэт"). При расколе партии пошел с  левой группой, был в их боевой дружине. Октябрьскую революцию  принял радостно, но по-своему, "с  крестьянским уклоном". В 1918 — 1921 много  ездил по стране: Мурманск, Архангельск, Крым, Кавказ, Туркестан, Бессарабия. В 1922 — 1923 вместе с Айседорой Дункан, известной американской танцовщицей, предпринял длительное заграничное  путешествие по Европе (Германия, Франция, Бельгия, Италия); четыре месяца жил в США.

В 1924 — 1925 появились такие  известные стихотворения, как "Русь уходящая", "Письмо к женщине", "Письмо матери", "Стансы"; особое место занимают "Персидские мотивы".

В своей поэзии Есенин сумел  выразить горячую любовь в своей  земле, природе, людям, но есть в ней  и ощущение тревоги, ожидания и разочарования. Незадолго до смерти создал трагическую поэму "Черный человек".

М. Горький написал о  Есенине: "...не столько человек, сколько  орган, созданный природой исключительно  для поэзии, для выражения неисчерпаемой "печали полей", любви ко всему  живому в мире и милосердия, которое  — более всего иного — заслужено  человеком". Жизнь Сергея Есенина  трагически оборвалась 28 декабря 1925. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Маяковский Владимир Владимирович [1893—1930]1 — крупнейший поэт пролетарской революции. Р. в с. Багдады Кутаисской губ. в семье лесничего. Учился в кутаисской и московской гимназиях, курса однако не окончил. Психология ребенка складывалась под впечатлением героической борьбы кавказских революционеров и дикого произвола со стороны защитников самодержавия. После смерти отца вместе с семьей остался без всяких средств к жизни и обречен был на полуголодное существование. В 1908 14-летним мальчиком примкнул к большевикам, вел пропагандистскую работу, отбывал заключение в Бутырской тюрьме. Возбужденное против М. дело было прекращено за его малолетством. Потеряв связи с организацией, увлекшись идеей о создании нового социалистического искусства, которое, как ему казалось, нельзя было творить в условиях подпольной работы, М. отошел от революционного движения. Обучался живописи в училище живописи, ваяния и зодчества, откуда вскоре был исключен за футуристическую "левизну". Совместно с В. Хлебниковым, Д. Бурлюком и А. Крученых М. организовал группу кубофутуристов, подписав их манифест "Пощечина общественному вкусу" [1912]. В империалистическую войну 1914 М. занял пораженческие позиции. В 1915 был призван на военную службу чертежником. Восторженно встретил, однако скоро разочаровался в Февральской революции. В Октябрьские дни стал работать с большевиками. В годы военного коммунизма провел огромную работу в "Роста". В начале нэпа организовал группу "левого фронта искусства", сосредоточившуюся вокруг журн. "Леф" и "Новый Леф", к-рые М. редактировал. Совершил несколько поездок за границу — по Зап. Европе (Франция, Испания) и Америке (САСШ и Мексика). 20-летний творческий путь поэта завершился вступлением в начале 1930 в РАПП. Личный кризис привел М. 14 апреля того же года к самоубийству.

Мандельштам Осип Эмильевич (1891-1938) - российский и советский поэт, прозаик.

Начал печататься в 1910 г., находился  под влиянием символизма. С 1911 г. сблизился  с Я. С. Гумилевым и А. А. Ахматовой, стал одним из создателей акмеизма, принципы которого отстаивал в статьях  «Слово и культура», «О природе слова», в сборнике «Камень» (1913). В 1910-х гг. посещал заседания Религиозно-философского общества.

Сквозные темы стихов 1916—1928 гг. — хрупкость здешнего мира и  человека перед лицом непонятной вечности и судьбы, а также трагическое  восприятие гибели культуры и разочарование  в установившемся советском строе (Tristia, 1922; «Вторая книга», 1923; «Нашедший подкову», «1 января 1924»; «Стихотворения», 1928). Автор автобиографических рассказов «Шум времени» (1925) и повести «Египетская марка» (1928) о судьбе маленького человека.

В 1930 г. написал «Четвертую прозу», обличая советский режим; в 1933 г. стихотворную инвективу («эпиграмму») против И. В. Сталина («Мы живем, под  собою не чуя страны...»). В мае 1934 г. арестован, сослан в Чердынь  (Урал), затем в Воронеж, где написал цикл «Воронежские тетради» (опубл. 1966). Центральное произведение этого периода — «Стихи о неизвестном солдате». В мае 1938 г. арестован вторично и направлен на Колыму. Умер в пересыльном лагере под Владивостоком. Реабилитирован посмертно.

Сусальным золотом горят

В лесах рождественские елки;

В кустах игрушечные волки

Глазами страшными глядят.

О, вещая моя печаль,

О, тихая моя свобода

И неживого небосвода

Всегда смеющийся хрусталь!


Информация о работе Силуэт "Серебряного века"