Семь типов цветовых контрастов по классификации И.Иттена

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 15:42, реферат

Краткое описание

Цель – ознакомление с понятием контраст в живописи применительно к учебному и творческому процессу, расширение теоретических знаний в области контрастов, необходимых в профессиональной деятельности художника-живописца.
Гипотеза исследования заключается в предположении того, что изучение контрастов и их роли будет успешнее, если :
1) будет систематизирован теоретический материал по данной теме;
2) совершенствован навык самостоятельной работы;
3) сформированы выводы на основе анализа литературных источников.

Содержание

Введение
Глава 1. Определение контраста
Глава 2. Виды и особенности контрастов по классификации А. С. Зайцева.
2.1. Одновременный световой контраст
2.2.Одновременный цветовой контраст
2.3. Контраст по насыщенности
2.4. Пограничный контраст
2.5. Последовательный контраст
Глава 3. Семь типов цветовых контрастов по классификации И.Иттена
3.1 Контраст цветовых сопоставлений;
3.2. Контраст светлого и тёмного;
3.3. Контраст холодного и тёплого;
3.4. Контраст дополнительных цветов;
3.5.Симультанный контраст;
3.6. Контраст цветового насыщения;
3.7. Контраст цветового распространения
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

РОЛЬ2.docx

— 57.52 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

Глава 1. Определение контраста

Глава 2.  Виды и особенности контрастов по классификации А. С. Зайцева.

2.1. Одновременный световой контраст

2.2.Одновременный цветовой  контраст

2.3. Контраст по насыщенности

2.4. Пограничный контраст

2.5. Последовательный контраст

Глава 3.  Семь типов цветовых контрастов по классификации И.Иттена

3.1  Контраст цветовых  сопоставлений;

3.2. Контраст  светлого и тёмного;

3.3. Контраст холодного  и тёплого;

3.4. Контраст дополнительных  цветов;

3.5.Симультанный контраст;

3.6. Контраст цветового насыщения;

3.7. Контраст цветового распространения

Заключение

Список литературы

 

Введение

      Художник ,изучающий натуру и отображающий ее, имеет дело с реальным цветом и светом. Кроме того, красочный слой, а именно само изображение, подвергается ряду  объективных процессов :отражение, поглощение, рассеивание, преломление ,явление контраста и т.д.,-,от которых и зависит впечатление от полотна. В конце концов условия самой экспозиции ( ее освещенность, получаемые картинной блики )требуют учета многих оптических закономерностей. Поэтому  большинство физических понятий и соответствующие им термины представляют большой интерес для практики живописца и обязана входить в проблематику теории.

      Многих крупных художников  интересовал вопрос  познания собственного  художественного языка, задумываясь над этой темой, научные данные никогда не были лишними, не делали его холодным и рассудочным. Достаточно вспомнить эпоху Возрождения ,в искусстве которого прослеживался культ науки, рационализма.Из художников новейшего времени большую роль для теории контрастов сыграли импрессионисты. Для них контраст это базовый элемент в композиции и изображении картины. Камиль Писарро, по просьбе высказать свои мысли о том, какова роль контрастов в живописи, отвечал «Все зависит от того, как использовать эти научные данные. Если бы мы не знали на основании открытий Шеврейля и других ученых, как соотносятся между собой цвета, мы не могли бы так уверенно продолжать наши поиски в области света. Если бы наука не обратила на это наше внимание, я не понимал бы разницу между локальным цветом и светом».

       Многочисленные высказывания известных художников о тоне, цвете и колорите ,контрастах и т.д. содержат очень тонкие профессиональные, однако немало противоречивые  наблюдения, так как являются отражением индивидуального творческого пути.

      Возражая тем, кто считает искусство непостижимой тайной для человека, советский художник Н Крымов писал: ««Говорят: искусство не наука, не математика, что это творчество, настроения и что в искусстве ничего нельзя объяснить — глядите и любуйтесь. По-моему, это не так. Искусство объяснимо и очень логично, о нем нужно и можно знать, оно математично. В таком случае его можно и объяснить. Можно точно доказать, почему картина хороша и почему плоха».

      Естественно можно не полностью соглашаться с категоричным утверждением художника, но в сущности ,мысль Н Крымова  представляется глубоко верной, тем, что призывает к строгому, порой научному  подходу в изучении искусства, изучении собственной техники. Необходимо чтобы в ней была собственная логика, свои законы и понятия, подчиняющиеся общим художественным понятиям.

      Теория живописи необходима,  безусловно, не только на практике ,но и она нужна и самой науке ,в частности истории искусства, так как является обобщением творческого опыта не одного поколения художников, которые позволили полнее и конкретнее представить процесс художественного развития и развития искусства в целом.

Нельзя представить художника( в полном смысле этого слова),не разбирающегося в понятиях и видах контраста. Они составляют  творческую основу картины, композиции. Все теоретические основы ,описанные в курсовой работе являют собой базу навыков и знаний для достижения художественного профессионализма.

Композиция как отдельный вопрос, требующий детального рассмотрения в большей степени зависит от главное проблемы моего курсового проекта. Контраст может как и раздробить, разбить картину на отдельные элементы, так и выигрышно подчеркнуть ее целостность. Это только одна часть аспекта композиции, как набора элементов взаимосвязанных в картине. Есть еще композиции психологическая, тоже в равной степени зависящая от  контраста, ведь контраст есть ни что иное, как «противостояние» ,»противоречие», таким художественным приемом, легко решить задачу «контраста образов главных героев». Добра и зла, победы и поражения, радости и горя. Именно поэтому контраст в живописи и его роль является актуальной, необходимой для изучения.

Актуальность темы. Изобразительное искусство (искусство запечатления образов) - раздел пластических искусств, вид художественного творчества, целью которого является воспроизводство окружающего мира.

Проблема исследования связана с недостаточным владением информации о роли контраста в изобразительном искусстве.

Цель – ознакомление с понятием контраст в живописи применительно к учебному и творческому процессу, расширение теоретических знаний в области контрастов, необходимых в профессиональной деятельности художника-живописца.

Гипотеза исследования заключается в предположении того, что изучение контрастов и их роли будет успешнее, если :

1) будет систематизирован  теоретический материал по данной  теме;

2) совершенствован навык  самостоятельной работы;

3) сформированы выводы  на основе анализа литературных  источников.

Объект исследования – контраст и их роль в живописи.

Предмет исследования – получение новых и закрепление уже имеющихся знаний.

 

Глава 1 . Контраст 

      Контраст – распространенный художественный прием, представляющий собой сопоставление каких-либо противоположных качеств, способствующих их усилению.  Как может показаться, контраст очень простое понятие. Ведь он ни что иное , как противопоставление явлений, предметов, их свойств, которые резко отличаются друг от друга. Однако при формулировке такого определения не затронутой остается сущность контраста, а лишь его внешние, поверхностные  условия. Ведь очевидно, что суть контраста можно увидеть в том, что резко противоположные по каким-либо параметрам предметы или явления ,сочетаемые вместе вызывают у нас новые ощущения и чувства, которые никаким образом не могут быть вызваны по отдельности.

      Контрастирующие цвета способны и должны вызывать цепь новых ощущений. Для примера возьмем самое известное  сопоставление черного и белого. Оно сопровождается, как правило, ощущением некоторой тревоги, скорее шока, вследствие внезапного перехода от белизны к черноте. Эти  психофизиологические последствия, которые  срабатывают под действием контраста, играют большую роль в структуре живописного произведение.

      В живописи контрасту отводится зачастую универсальная роль. Символика контраста используется для передачи мировоззрения художника, или ощущение автора, связанное с этим мироощущением. Контраст –формообразующий элемент. Вместе со светотенью и линейной перспективой он создает ощущение пространства, его глубины. Цветовая гармония, колорит ,а также светотень включается в себя тот или иной вид контраста.

      По дошедшим до нас произведениям живописи и графики, можно сделать вывод, что  явление контраста художники  заметили и оценили уже давно. Конечно, его выразительность была слишком очевидной, чтобы  оставить ее незамеченной. Леонардо да Винчи ,описавший его так, был несомненно прав: «Из цветов равной белизны и равно удаленных от глаза тот будет на вид наиболее чистым, который округлен наибольшей темнотой , и, наоборот, та темнота будет казаться наиболее мрачной, которая будет видна на наиболее чистой «белизне», каждый цвет лучше распознается на своей противоположности».

      Много представляет для художника-живописца интерес, особенно такие стороны  как :  причина проявления контраста в природе и его эффекты , специфика действия контрастирующих красок, положенных на холст.

      В природе действие самого контраста может быть затруднено большим рядом моментов, значительно умаляющих эффект контраста или наоборот преувеличивая его роль. Поверхности, контрастирующие между собой могут располагаться в различных пространственных сферах и освещены в различной степени окрашенным светом.

     Самый известный и понятный пример - тени на снегу, яркость и чистота, которого всегда бросается в глаза ,как художнику так и обычному человеку .  

      Однако яркость снега можно объяснить в первую очередь тем, что он освещается светом синего неба, а контраст с желтоватым цветом освещенного солнцем снега служит добавочным моментом. Причины, которые вызывают контрастные цвета и контраст между ними в природе, очень разнообразны и не всегда просты, тем более их не всегда легко объяснить ,однако большинство заинтересованных этим вопросом живописцы знают эти явления по собственному опыту наблюдений(при этюдной практике) и из теоретического материала, составляющего основу понятия о контрастах.

      Для того чтобы этими законами и понятиями пользовались и мы, необходимо ознакомиться с их спецификой, разновидностью. Для успешного применения знаний о контрастах при дальнейших работах над композициями, портретами  закрепить теорию на практике.

Глава2. Виды и особенности контрастов по классификации А. С. Зайцева.

     А. Зайцев в своей полезной книге «Наука о цвете и живопись», рассуждая о таких важных для каждого художника понятиях, как «яркость», «светлота», пишет: «Диапазон светлот от белого до черного в натуре в тысячи раз превышает диапазон светлот между черной и белой красками в условиях освещения мастерской. Это с полной очевидностью показывает, что отношения яркостей в натуре не могут быть перенесены на холст в их абсолютных величинах, а требуют своего рода перевода, что давно замечено художниками. В ряде классических произведений мировой живописи мы видим удивительные эффекты освещения, поражающие своей правдивостью. Пути этого перевода многообразны и пока не укладываются ни в какие формулы даже в творчестве тех художников, лозунгом которых была наибольшая близость к натуре»

      В своей книге он описывает несколько базовых видов контрастов, их специфику и практическое применение. Каждому виду отводится собственный параграф, благодаря индивидуальным качествам и специфике передачи объема на плоскости.

2.1. Одновременный световой контраст

      В практической деятельности  наиболее часто приходится иметь дело с подобным видом контраста, так же он называется световым контрастом, содержание которого отлично известно каждому. Явление данного контраста полностью соответствует поговорке : «Чем ночь темней ,тем звезды ярче». Суть контраста в том, что светлое пятно на темном фоне будет казаться еще более светлым чем есть, а темное соответственно темнее .В первом случае явление контраста носит название положительного, а во втором –отрицательного. Если появляется пятно более светло по колориту, то его называют «реагирующем полем» ,а фон - « индуктирующим полем».

      Реагирующее поле всегда изменяет свою светлоту в ту или иною сторону по отношению к индуктирующему полю. Кажется, что эффективность контраста находится в прямой зависимости  от разницы в светлоте. Но элементарные наблюдения приводят к выводу, что при чрезмерно больших яркостях действие контраста заметно становится слабей.

      Этот факт объясним тем,что величина порогов различения в черно-белой шкале уменьшается к концам неравномерно. Поэтому неопытный живописец зачастую ошибается ,пытаясь передать соотношения светлоты буквально, вне связи с общей яркостью, в связи с этим возникает неприятная пестрота. Соответствующие эксперименты в этой области, проводимые советским ученым Б. М. Тепловым, доказали, что эффект контраста полностью зависит как и  от абсолютной яркости обоих полей ,так и  от  их разницы . в ходе наблюдений было выяснено ,что и размер полей имеет значение. Чем меньше световое пятно, тем контрастней оно будет. Контраст зависит и от расстояния между индуктирующим и реагирующим полем. Ч ем больше расстояние -тем соответственно ниже уровень контраста, чем меньше расстояние-тем контрастнее. Форма при этом виде контраста также важна. Она может быть : круг или кольцо, квадрат, буква-на одном и том же фоне, находясь при равных условиях, будут контрастировать по-разному.

      Нельзя не сказать, что действие одновременного светового контраста оказывает большое влияние на рельефность изображения. Живопись или рисунок гипсовой головы на разных фонах можно рассмотреть как наглядный пример. Гипсовая натура на белом фоне будет смотреться более объемной, благодаря резкому контрасту между собственными тенями и белой драпировкой ,и наоборот, на темном фоне контраст между тенями и задней плоскостью будет незначителен, что сделает рисунок визуально площе чем в первом варианте. Явление данного контраста связано не только с осветлением или потемнением  поля, но и визуальным изменением размера. Так например светлое пятно на темном фоне будет казаться больше ,чем в натуре, и соответственно темное пятно-меньше.

Информация о работе Семь типов цветовых контрастов по классификации И.Иттена