Русская матрешка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 16:05, реферат

Краткое описание

Целью работы явилось изучение истории создания матрешки и вычленение фактов, указывающих на русское происхождение матрешки.
Задачи работы:
изучить историю появления матрешки на русской земле;
проанализировать виды древесного материала, используемого для вытачивания игрушки;
сравнить основные элементы c традиционными русскими живописными мотивами;
обобщить полученные сведения.

Содержание

Введение
Основная часть
1. Теоретические исследования.
1.1. Истоки происхождения матрешки и ее название;
1.2.Особенности изготовления игрушки;
1.3. Виды матрешек, особенности росписи матрешки
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Научная работа Клюев Д.В..docx

— 480.09 Кб (Скачать файл)

Муниципальное бЮджетное

общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная

школа №8

города кузнецка

Русская матрешка

 
 

 

 

 

 

 

 

 

Автор работы

Ученик 4 «А» класса

МБОУ СОШ №8

города Кузнецка

Клюев Данила

Владимирович

 

Руководитель  работы

учитель начальных классов


МБОУ СОШ №8

города Кузнецка

Аракчеева Ольга

Михайловна

 

 

 

 

 

 

 

 

Кузнецк, 2013

 



 

Содержание

    1. Введение
    2. Основная часть 
      1. Теоретические исследования.

1.1. Истоки происхождения матрешки и ее название;

1.2.Особенности изготовления игрушки;

1.3. Виды матрешек, особенности росписи матрешки

    1. Заключение
    2. Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Введение.

Цветастое платье,  
Румяные щёчки! 
Её открываем –  
В ней прячется дочка. 
Матрёшки танцуют,  
Матрёшки смеются 
И радостно просят  
Тебя улыбнуться! 
Они к тебе прыгают  
Прямо в ладошки -  
Какие веселые  
Эти матрёшки!


 

 

 

 

 

 

 

 

Однажды в музее прикладного народного  творчества  я увидел куклу- матрешку. Мне она очень понравилась. Секретом этой куклы было то, что она раскрывалась на две части и хранила в себе еще матрешек чуть меньшего размера. Меня очень заинтересовала данная игрушка, ведь она не похожа ни на одну другую игрушку в мире. Поэтому я решил подробнее изучить историю создания матрешки в надежде подтвердить свою гипотезу о том, что матрешка – чисто русское произведение народного творчества.

Целью работы явилось изучение истории создания матрешки и вычленение фактов, указывающих на русское происхождение матрешки.

Задачи  работы:

    1. изучить историю появления матрешки на русской земле;
    2. проанализировать виды древесного материала, используемого для вытачивания игрушки;
    3. сравнить основные элементы c традиционными русскими живописными мотивами;
    4. обобщить полученные сведения.

 

Предмет исследования – матрешка

Методы  исследования :

- наблюдение ;

- изучение научной литературы;

- вычленение необходимой информации для подтверждения гипотезы

- анализ  полученной информации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            


 

 

 

 

 

 

 

                        

                          

I.    Основная часть.

1.1.Матрешка - наиболее известный и любимый всеми российский сувенир, явление мирового масштаба. Первая русская матрешка появилась в конце XIX века, тем не менее, она снискала небывалое признание как один из всеобъемлющих образов России, символ русского народного искусства.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предшественницей  и прообразом русской матрешки стала  фигурка добродушного лысого старика, буддийского мудреца Фукурумы, в которой находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую, завезенная с острова Хонсю. Но! Японцы утверждают, что первым на острове Хонсю такую игрушку выточил безвестный русский монах, что указывает на русские корни этой куклы.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Русскую деревянную разъемную куклу назвали матрешкой. В дореволюционной провинции  имя Матрена, Матреша считалось  одним из наиболее распространенных русских имен, в основе которого лежит латинское слово "mater", означающее мать. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладающей хорошим здоровьем и дородной фигурой, именно поэтому у этой куклы такая форма. Впоследствии оно сделалось нарицательным и стало означать токарное разъемное красочно расписанное деревянное изделие. Но и по сей день, матрешка остается символом материнства, плодородием, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры.

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Первая русская  матрешка, была выточена Василием Звездочкиным и расписана Сергеем Малютиным.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Василий Петрович Звездочкин

мастеровой

Сергей Васильевич Малютин

Российский художник


 

1.2.  Как правило, матрешки изготавливают из древесины таких лиственных пород деревьев, как липа, береза, ольха, осина, которые произрастают преимущественно на территории России. Это еще один факт подтверждения, что матрешка – исконно русское происхождение. Самым благодатным материалом является липа. Деревья, предназначенные для выделки матрешек, спиливают ранней весной, обычно в апреле, когда древесина в соку. Спиленные деревья очищают, оставляя обязательно в нескольких местах кольца коры. Иначе при сушке древесина потрескается. Подготовленные таким образом бревна с замазанными торцами, укладывают штабелями, чтобы между ними остался зазор для воздуха. Заготовленную древесину выдерживают на открытом воздухе не менее двух лет. Определить степень готовности материала может только опытный мастер. Бревна, готовые к обработке, распиливают на заготовки для будущей матрешки.

До 15 операций проходит заготовка в руках токаря, прежде чем стать готовой матрешкой. Чтобы выточить на токарном станке куклу, токарю необходимо незаурядное  мастерство, умение пользоваться сравнительно небольшим набором казалось бы несложных инструментов - ножом и стамесками разной длины и конфигурации. Обычно первой вытачивают самую маленькую, не открывающуюся фигурку, потом уже все остальные фигурки. Готовые куклы грунтуют крахмальным клеем, сушат, теперь матрешка готова к росписи. Затем наносится рисунок . Для сохранения рисунка на готовые изделия наносится лак. Чтобы обеспечить блеск и исключить трещины на готовую матрешку наносится 2-3 слоя бесцветного лака.

До конца 90-х годов прошлого века матрешке вытачивали и расписывали в московской мастерской "Детское воспитание", а после ее закрытия в подмосковном Сергиевом Посаде, старинном центре по изготовлению игрушек .

1.3. С конца XVIII - начала XIX века до нас дошли резные деревянные игрушки, изображающие крестьянскую девушку в кокошнике - национальном головном уборе , одежде, пляшущего мужика, нарядных барынь и гусар. Первые матрешки своими формами и росписью тоже фиксируют эту пеструю разнообразную жизнь у девушек в русских сарафанах с корзинами, серпами, букетиками цветов либо в зимних полушубках с шалью на голове; жениха и невесту, держащих свечи в руках; пастушка со свирелью; старика с окладистой бородой. Другими словами,  она передавала характерные черты быта и культуры русского народа XVIII- XIX веков.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Благодаря огромной популярности матрешки, в России стали  возникать новые центры по ее изготовлению и росписи. Теперь не только Сергиев  Посад славился изготовлением игрушек, но и город Семенов в Нижегородском  крае.

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Знаменитая  семеновская матрешка отличается от матрешек других центров не только своей многоместностью, в нее вкладывают до 15-18 кукол, но и росписью. Своеобразны и семеновские парные матрешки-футляры "Русский молодец" и "Русская красавица". Для украшения этих кукол используются исключительно растительный узор, отражающий особенности русского пейзажа: маки, ромашки, листья.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Полховский Майдан - еще один центр по изготовлению и росписи матрешек, расположенный на юго-западе Нижегородской области. Основной элемент полховско-майдановской матрешки - многолепестковый цветок шиповника ("роза"), рядом с которым может быть полураскрытые бутоны на ветках.


 

 

 

 

 

 

 

 

Вятская матрешка - наиболее северная из всех российских матрешек. Особое своеобразие вятская  расписная деревянная кукла получила в 60-е годы, когда матрешку стали  не только расписывать анилиновыми  красками, но и инкрустировать соломкой. Для инкрустации использовали ржаную соломку, которую выращивали на специальных  участках и аккуратно срезали  серпами вручную.

Как вид народного искусства матрешка обладает огромным потенциалом для  передачи событий, развернутых во времени  и пространстве, для изображения  памятников архитектуры древнерусских  городов Владимира, Суздаля, Новгорода  и других, для знакомства с декоративными  мотивами традиционных центров русской  народной культуры. Все чаще можно  встретить матрешку, расписанную  под "гжель", "жостово", "хохлому", "палех".


 

 

 

 

 

III. Заключение.

Проанализировав литературу и сопоставив факты, я  пришел к выводу, что матрешка –  исключительное явление русской  культуры, которое не имеет аналогов в мире.

Работа  над данной проблемой позволила  мне синтезировать знания из различных  областей наук: изобразительного искусства, географии, истории, Мировой художественной культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV.  Список использованной литературы.

1. Матрешка - дочь Фукурумы // А почему? - 1991. - № 4. - С. 10. 
2. Матрешки-озорницы / сл. И. Черницкой // Арсеев, И.А. Песни-игры и раскраски для маленьких. - М. : Композитор, 1993. - С. 54. 
3. Берестов, В.Д. Матрешкины потешки // Берестов, В.Д. Читалочка : стихи. - М. : Малыш, 1988. - С. 8. 
4. Бородин, О. Матрешка : стихотворение // Библиотека. - 1995. - № 1. - С. 39. 
5. Бусева-Давыдова, И.Л. Игрушки Крутца. - М. : Дет. лит., 1991. - 48 с. : ил. 
6. Знакомьтесь: матрешка // Дошкольное воспитание. - 1994.- № 4. - С. 29. 
7. Цветкова, Т. Веселый хоровод : развлечение для старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 5. - С. 89. 
8. Откуда ты, матрешечка? // Жили-были. - 2000. - Июль. - С 15.  
9. Русская матрешка // Каштан, Н.И., Митлянская Т.Б. Народные художественные промыслы : учеб. пособие. - М. : Высшая школа, 1980. - С. 129. 
10. Клиентов, А.Е. Две Матрены, три Матрешки и еще Матрешечка! : русская матрешка // Клиентов, А.Е. Народные промыслы. - М. : Белый город, 2003. - С. 10. 
11. Из истории матрешки // Левина, М.С. 365 кукол со всего света. - М. : Рольф, 2000.  
12. Лернер, Л. Матрешечники // Мастера. - 1994. - № 1. - С. 61. 
13. Аксюченко, В.Н. Праздник русской матрешки //Начальная школа. - 2002. - № 9. - С. 92. 
14. Кондакова, Н. Матрешка // Новая игрушечка. - 1993. - № 3. - С.46; 1996. - № 10. - С.48. 
15. Матрешки / Стихи С. Маршака, муз. А. Пресленева // Песни-картинки : вып. 30. - Л.-М. : Сов. композитор, 1986. - С. 7. 
16. Русская игрушка. - М. : Сов. Россия, 1987. - 198 с. : ил. 
17. Из истории матрешки // Семья. - 2001. - № 14. - С. 17. 
18. Матрешка-подружка / Стихи и музыка Л. Печникова // Стригунок. - 1997. - № 4. - С. 7. 
19. О полхов-майданской матрешке // Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. - Л. : Художник РСФСР, 1981. - С. 131.

 

 

 

 


Информация о работе Русская матрешка