Рождество в Англии в викторианский период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 18:35, курсовая работа

Краткое описание

Обычай дарить подарки на Рождество окончательно утвердился в Британии только в викторианские времена (1837-1901 гг.). До этого подарками обменивались на Новый Год или в Двенадцатую Ночь - праздник Богоявления.
Обычай складывать подарки в чулок или носок тоже связан с викторианской Англией. Для него существует такое объяснение: "Рождественский дед" путешествовал по воздуху и проникал в дома через дымовую трубу. Спускаясь в один из домов, он обронил несколько золотых монет в носок, который повесили сушиться над очагом. С тех пор в Рождественский Сочельник на камин стали вывешивать "носки и чулки в надежде, что туда что-нибудь упадет".

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1
Подготовка к Рождеству .........…………………………………………………...6
Глава 2
Рождественский стол и Рождество.…………………………………………....16
Заключение ………………………………………………………………………27
Список источников и используемой литературы ……………………………..30

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 138.50 Кб (Скачать файл)


Министерство образования  и науки РФ

ФГАОУВПО

Казанский (Приволжский) Федеральный  Университет

Институт истории

Кафедра зарубежной истории  и регионоведения

 

 

 

 

Рождество в Англии в викторианский  период

 

 

 

 

Курсовая работа 
Гимрановой А. К.  
студента 3 курса 493 гр. 
института истории 
очного отделения

 

Научный руководитель  
Маслова Елена Сергеевна кандидат исторических наук, старший преподаватель

 

 

Казань – 2012

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3

Глава 1

Подготовка  к Рождеству .........…………………………………………………...6

Глава 2

 Рождественский стол и Рождество.…………………………………………....16

Заключение ………………………………………………………………………27

Список источников и используемой литературы ……………………………..30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Обычай дарить подарки на Рождество окончательно утвердился в Британии только в викторианские времена (1837-1901 гг.). До этого подарками обменивались на Новый Год или в Двенадцатую Ночь - праздник Богоявления.

Обычай складывать подарки в чулок или носок  тоже связан с викторианской Англией. Для него существует такое объяснение: "Рождественский дед" путешествовал по воздуху и проникал в дома через дымовую трубу. Спускаясь в один из домов, он обронил несколько золотых монет в носок, который повесили сушиться над очагом. С тех пор в Рождественский Сочельник на камин стали вывешивать "носки и чулки в надежде, что туда что-нибудь упадет".

Британцы одни из первыми начали украшать дом и дарить в подарок зеленые растения - такие, как остролист, плющ и омела. Обычай этот очень древний и существовал еще в языческие времена. Растения должны были очищать дом от злых духов, приносить счастье в дом и напоминать о том, что весна не за горами. Королевские особы в середине прошлого века переняли германский обычай наряжать елку: первая елка была установлена в Виндзорском замке в 1841 г.

По традиции за рождественским обедом принято собираться всей семьей, а праздничный стол украшают традиционные блюда. В Англии обязательные блюда на Рождество - запеченная в духовке индейка под соусом из крыжовника и рождественский пудинг. Впрочем, для самых неленивых хозяек есть возможность попытаться приготовить и Королевский пудинг, который издавна готовят для членов королевской семьи.

В наши дни  В Великобритании много праздников, и все они имеют свое название. Их множество и в каждой стране, для каждой страны есть свои знаменательные даты, которых нет ни в какой другой, но есть и общее между многими англоязычными странами. Чтобы понять народы других стран, недостаточно знания лишь языка, нужно знать культуру и историю этой страны.

Итак, изучение культурных традиций, в частности изучение особенностей празднования различных фестивалей, обычаев, принятых народами стран Великобритании в наши дни, можно говорить об актуальности данной темы:

Во-первых , Рождество до сих пор они не потерял своего значения, поскольку являются неотъемлемой частью жизни каждого англичанина .

Во-вторых , можно говорить об укреплении культурных взаимоотношений внутри страны.

Целью своей  курсовой работы я ставлю полное освещение  всех традиций и особенностей викторианского периода во время празднования одного из любимых праздников англичан – Рождества и подготовки к данному празднику .

Поставленная  цель раскрывается через следующие  задачи:

  1. Изучить подготовку к Рождеству.
  2. Рассмотреть рождественский стол и проведения Рождества .

Степень разработанности  данной проблемы не так обширна. Я не обнаружила не одной специальной литературы по данной тематике русского историка, однако тема « Рождество в Англии» довольна обширна информацией за рубежом. Так основная работа по данной проблеме является  работа Бобби Кальмана «Викторианское Рождество», в своей работе автор подробно рассказывает нам о происхождения праздника , подготовку простых граждан к одному из любимых праздников англичан.

Говоря о  королевской семье и о самой  Виктории по подготовки к празднику нам дает Хибберт в своем труде «Королева Виктория» , данная работа рассказывает нам как выглядел рождественский стол у самой Королевы . Так же хорошие сведения викторианской эпохи дает работа Винокурова с работой под названием «История и культура Великобритании».

Курсовая работа состоит из введения , основной части, которая состоит из двух глав , заключения и список используемой литературы .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1

Подготовка  к Рождеству

К собственно рождественским праздникам в Британии следует отнести три дня: 24 декабря (Рождественский сочельник), 25 декабря (Рождество) и 26 декабря (день Св. Стефана, больше известный в Англии как День рождественских подарков - Boxing Day). Все, что я описываю ниже, относится к празднованию этих трех дней исключительно в Лондоне, причем в Лондоне второй половины XIX века - начала XX века, Лодоне викторианской и эдвардианской эпох.

Рождество было сделано одним из четырех дней в году, когда в Англии были закрыты  все банки, только в 1834 году.

Первые признаки наступающего Рождества в британской столице появлялись в конце ноября - в начале декабря, когда окна канцелярских лавок, книжных магазинов и железнодорожных киосков внезапно расцвечивались яркими цветными рождественскими афишками, число которых увеличивалось по мере приближения праздника. За неделю до Рождества в городе не было ни одной улицы с магазинами и лавками, от самых широких проспектов до узких тихих проулков, которые бы не украсили свои окна для рождественской торговли. Рынки, где торговали домашней птицей, ломились от гусей и индеек, а центральный лондонский овощной рынок Ковент-Гарден был просто забит всевозможными фруктами, ягодами, овощами и зеленью. В магазинах, торговавших дичью, было полно фазанов, кроликов и оленины; кондитеры выставляли более богатый, чем обычно, ассортимент сахарных игрушек; в книжных лавках начинали появляться рождественские подарки, состоявшие из самых разнообразных и обычно дешевых книг. Толпы мужчин, женщин и детей с утра до вчера осаждали канцелярские лавки, чтобы купить красочные живописные рождественские открытки, доставка которых непосильным бременем ляжет на плечи почтовой службы Ее Величества.

Первой настоящей рождественской открыткой считается гравированная и раскрашенная вручную Джоном Калкоттом Хорсли открытка, которую Генри Коул (будущий сэр Генри Коул) напечатал в 1843 году в количестве 1000 штук для продажи в своей художественной лавке по одному шиллингу каждая. В действительности у нее были предшественники, но именно Хорсли впервые подписал пожелание в форме "Веселого вам Рождества и счастливого Нового года", ставшее неизменным атрибутом большинства рождественских открыток в Англии. Принятие в 1846 году закона о стоимости почтовых отправлений в Англии в один пенни, позволявший британским гражданам посылать письмо или почтовую карточку в любое место Англии, купив марку за один пенни, заложило основу коммерческого успеха рождественских открыток.

Еще большей  популярности открыток способствовало введение в 1870 году расценок на почтовые отправления в полпенни, ставших возможными благодаря развитию железных дорог. Период с 1878 по 1888 был расцветом производства рождественских открыток. В 1882 году только одна издательская фирма заплатила семь тысяч фунтов художникам за оригинальные рисунки. И это в те времена, когда годовая прибыль многих компаний составляла менее семи тысяч фунтов. в 1880 году владельцы первого магазина, торговавшего в основном открытками - господа Боттн и Тидсуэлл - разместили заказ стоимостью 10 000 фунтов. До этого времени открытки продавались в розницу через книготорговцев и торговцев канцелярскими изделиями, но к 1880-м они распространялись через торговцев мануфактурными товарами, табачные лавки, игрушечные магазины и т.д. "Отправляйте заранее", - умоляюще призывали почтмейстеры в течение многих недель перед праздником, и с двадцатого декабря в почтовые отделения непрерывным потоком начинала идти публика с конвертами и посылками.  В оформлении открыток часто встречаются мотивы старых традиционных Рождественских обычаев: малиновка, которая с XVIII в. часто заменяет крапивника в обрядах, ветки вечной зелени - падуба, плюща, омелы, а на шотландских открытках изображение веточки вереска, перевитой тартановыми лентами, - национальный символ Шотландии.

Что же значат эти  символы и откуда они взялись? Омела (Mistletoe)- за много лет до рождения Христа друиды использовали ветви омелы для украшения домов, празднуя наступление зимы. Они почитали ее как священное растение и верили, что омела имеет свойство излечивать многие болезни (в том числе и бесплодие), помогает при отравлениях и защищает от злых чар.

Для англосаксов  омела была одним из атрибутов  Фрейи, богини любви, плодородия и красоты. По обычаю, мужчина имел право поцеловать девушку, которая нечаянно оказывалась  под веткой омелы (их обычно прикрепляли к потолку или вешали над дверным проемом). Обычай целоваться под омелой сохранился и по сей день во многих странах, особенно во время рождественских и новогодних праздников.

Но вскоре омела стала одним из главных символов Рождества, хотя на первых порах церковь запрещала ее использовать для украшения жилищ, из-за связанных с этим растением языческих легенд. Вместо нее рекомендовалось использовать остролист.  
Остролист (Holly) – это еще один рождественский символ. И, конечно, здесь тоже не обошлось без друидов, которые очень уважали остролист за его способность оставаться зеленым и красивым даже зимой, когда природа лишалась большинства своих красок.

Римляне также  любили это растение, считая его  творением Сатурна. Во время буйного  празднования Сатурналий (прообраза европейского карнавала), горожане дарили друг другу венки из остролиста и украшали ими же дома. Столетия спустя, в то время как основная часть римлян продолжала праздновать Сатурналии, ранние христиане уже тайно отмечали Рождество. Чтобы избежать преследований, они, как и все, украшали дома ветками остролиста. Когда христианство превратилось позже в доминирующую религию, остролист стал признанным символом Рождества. Согласно некоторым версиям, именно из него был сделан венец Христа, а ягоды остролиста, изначально белые, покраснели от крови Спасителя.

А еще остролист означает радость и примирение и, согласно народным поверьям, защищает от колдовства и молнии.  

Пуансеттия (Poinsettia) – это очень красивое мексиканское растение, которое часто используют для украшения помещений во время рождественских праздников. Пуансеттия названа так в честь Жоеля Пуансетта, первого американского посла в Мексике, который в 1828 году привез ее в Штаты. Благодаря форме своих листьев, это растение стало символом Вифлеемской звезды и поэтому ассоциировалось с Рождеством. Ярко-красные листья пуансеттии, окружающие ее невзрачный желтый цветок, часто принимают за лепестки.  

Рождественский Леденец (Candy Cane) - до того, как был изобретен полосатый мятный леденец в форме трости (или пастушьего посоха), родители угощали детей на Рождество леденцовыми палочками из простого белого сахара. В 17 веке его начали изгибать в форме посоха, а в 19 на белом леденце появились привычные для всех теперь красные полоски. Такой леденец объединял в себе несколько христианских символов. Форма его должна была напоминать людям о том, что Христос – это пастырь человечества, отдавший жизнь за свое стадо и, одновременно, жертвенный агнец. Кроме того, перевернутый леденец напоминает букву J , с которой начинается имя Jesus . Белизна леденца символизирует непорочное зачатие Девы Марии и безгрешную жизнь Христа, а твердость сахара говорит о его непоколебимости и стремлении служить опорой и защитой тем, кто в него верит.

Три тонкие красные полоски, по одной из версий, обозначают Святую Троицу, а одна широкая – Единого Бога. Иногда на леденце делают еще одну полоску – зеленую, которая напоминает верующим о том, что Иисус – это дар Божий (зеленый цвет символизирует дарение). 

Чулок для подарков (Stocking) - в канун Рождества дети, по обычаю, вешают у камина чулок, который Санта ночью наполняет подарками. Эта традиция связана с одной из легенд о Св. Николае (прообразе Санты). Согласно этой легенде, святой подарил трем бедным бесприданницам по кошельку с золотом, тайно положив свои дары в чулки девушек, которые они повесили на ночь на каминную решетку - сушиться.

С тех пор дети остовляют  у очага свои милые чулочки , в  надежде утром найти в них  что – нибудь приятное и сладкое.

Печенья для Санты (Cookies for Santa). Дети оставляют на камине печенье для Санты в знак благодарности за работу, которую он делает каждое Рождество. А те кто вел себя не хорошо надеются таким образом хоть на чуть чуть задобрить , чтобы тоже получить подарок.  
Говоря о подготовке к Рождеству мы не можем упомянуть такой главный атрибут как  рождественская ель. Это сейчас она у каждого дома, но если углубиться в историю, то мы поймем что так было не всегда . Рождественская ель - украшенное вечнозелёное хвойное дерево - традиционно оно ассоциируется с празднованием Рождества в христианском мире. Рождественскую елку часто ставят в доме, но также оно может стоять снаружи и может быть украшено рождественскими огнями, ёлочными украшениями,сладостями. На верхушку часто ставят ангела или звезду, обозначая сонм ангелов или же Вифлеемскую звезду из рождения Иисуса. Традиция украшать вечнозелёные деревья на Рождество появилась в Германии в 16 веке. Рождественские ели часто очень богато украшены . 
Происхождение ели согласно христианскому закону, Рождественское древо ассоциируется со Святым Бонифацием и немецким городом Гейсмаром. Святой Бонифаций (672-754 г.) срубил Древо Тора чтобы, поправ силу Северных богов, доказать местным племенам германцев, что асы и ванны (т.е. германские языческие боги) не существуют. Святой Бонифаций увидел пихтовое дерево, растущее в корнях старого дуба. Восприняв это как символ христианской веры он сказал: «…да будет Христос центром вашего дома…»,- используя пихту как символ христианства. Традиция использовать рождественскую ель не такая древняя, как может показаться. Она появилась благодаря Мартину Лютеру как противопоставление традициям католического Рождества. Лютер представлял его как символ Древа Жизни в Эдеме. 
 
Первое упоминание о выборе рождественской ели, как символа праздника, может быть отнесёно к 16 веку в северной Германии и Ливонии (колонии Ливонского ордена, которая сейчас представляет из себя Эстонию и северную часть Латвии). Судя по первым документированным использованиям рождественской елки в Эстонии в 1441, 1442 и 1513 годах, некое Братство Черноголовых (неизвестно как, ибо письменных свидетельств не сохранилось) выбрало дерево для использования на празднествах в обители братства и Ривеле (сейчас Таллинн). В последнюю ночь перед праздником дерево выставлялось на главной городской площади, где члены братства танцевали вокруг него. В 1584 пастор и летописец Бальтазар Руссов написал об установившейся традиции установки украшенной ели на торговой площади, где молодые люди «шли с толпой девушек и женщин, сначала пели и плясали вокруг ели, а потом поджигали дерево». В тот период гильдии начали выставлять рождественские ели перед местами, где собирались гильдии: Ингеборг Вебер-Келлерманн (Маргбургский профессор европейской этнологии) нашёл хроники гильдий города Бремена за 1570 год, описывающие, как маленькие елочки украшались «яблоками, орехами, финиками, крендельками и бумажными цветами» и выставлялись у ратуши на радость всем детям членов гильдии, которые собирали деликатесы на Рождество. 
 
В начале XVIII века эта традиция стала обыденной в городах Рейнской области, но ещё не распространилась на сельскохозяйственные районы. Восковые свечи начали применять с конца XVIII века. Рождественская ель, а точнее традиция украшать его на Рождество, свидетельствует об изолированности Рейнской области в течение сравнительно долгого периода, так как оттуда традиция никуда не распространялась. Католики не уделяли этой традиции внимания, так как она была протестантской, и обычай был популяризован уже прусскими властями. Как и германский Йоль, лишь слегка «замаскированный» под каноническое Рождество, рождественская елка была более ли менее одобрена Римской католической Церковью, так как та не могла пресечь использование дерева в качестве символа. 
 
Традиция пришла в Канаду зимой 1781 года благодаря Брунсвикским солдатам, расположенным в провинции Квебек для несения гарнизонной службы в колонии на случай атаки американцев. Генерал Фридрих Адольф Риедесель и его жена, баронесса фон Риедесель, провели рождественскую вечеринку в Сореле, развлекая гостей украшенной пихтой с конфетами и фруктами. 
 
В начале XIX века эта традиция стала популярна в высших кругах общества и распространилась на восток Европы, включая Россию. Позже принцесса Хенриета из Нассау-Вайльдбурга представила рождественскую ель в Вене в 1816 году, и традиция распространилась по всей Австрии в последующие годы. Во Франции первая елка появилось в 1810 году благодаря герцогине Орлеанской. 
 
В Британии рождественская елка появилась во времена правления короля Георга Третьего благодаря королеве Шарлотте из Мекленбург-Штрайлица в начале XIX века, но традиция не распространилась вне кругов королевской семьи. Королева Виктория как ребёнок радовалась традиции. В своём дневнике 13-летняя принцесса сделала запись: « После обеда мы вышли в гостиную рядом со столовой… Там было два больших круглых стола, на которых стояло два дерева, увешанных огоньками и орнаментами из сахара. Все подарки лежали под этими деревьями…». После её свадьбы со своим немецким кузеном принцем Альбертом в 1841 году традиция начала распространяться по Британии. В 1847 году принц Альберт написал: «Сейчас я должен искать в детях отражение того, кем Эрнест (его брат) и я были в старые времена или того, что мы чувствовали и думали; чтобы их радость рождественской елке так же была велика как и наша». 
В среднем и высшем классах викторианского общества нужно было озаботиться и приобретением к Рождеству елки. 12 декабря 1848 "Лондонские иллюстрированные новости" опубликовали гравюру "Рождественское дерево в Виндзорском замке", изображавшую королевское семейство, собравшееся вокруг елки. Эта сцена помогла популяризировать устанавливавшееся на столе рождественское дерево в Англии. Вскоре новый обычай стал теснить более старые традиции рождественских украшений: например, специально приготовлявшиеся букеты или шары из вечнозеленых растений - лавра, самшита, сосны, омелы, падуба, - а также свечей и яблок.

Информация о работе Рождество в Англии в викторианский период