Рембрандт. Картины на библейские темы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 17:27, реферат

Краткое описание

«Живя в Лондоне, я часто посещал Национальную галерею, и моими любимыми картинами были полотна Рембрандта. Я верю, что Рембрандт был праведником. Когда я впервые увидел его работы, они напомнили мне предание о сотворении света. Согласно ему, когда Всевышний создал свет, он был таким мощным и ярким, что можно было отчетливо увидеть весь мир, во всех его деталях. Однако Бог боялся, что этим могут воспользоваться во зло. Что же Он сделал? Он приберег этот свет для праведников, к приходу Мессии. Но время от времени появляются великие люди, которые удостаиваются счастья видеть его. Думаю, Рембрандт был одним из них, и свет его картин – это тот самый изначальный свет, сотворенный Всевышним» («Еврейские хроники Лондона», сентябрь, 1935).

Содержание

Введение 3стр.
Библейские мотивы в творчестве Рембрандта 4стр.
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

рембрандт.docx

— 42.97 Кб (Скачать файл)

В картине кроме силы чувств, выраженных так сдержанно и так  мощно, поражает больше всего красота  цвета, поэтическое сочетание на редкость богатого серо-голубого с  солнечно-розовым, в котором есть оттенки золотистого, нежно-фиолетового, голубого, зеленоватого, сероватого и  коричневого, и все это передает нежное богатство главного тона.

Вернемся к мысли о  литературной основе. Уже одно то, что библейский смысл картины нужно расшифровывать, приводить сложные, тонкие доказательства той или иной версии, является свидетельством, что Рембрандт все дальше уходит от изобразительного пересказа библейских эпизодов, что литературная основа теряет для него самодостаточное значение, что, рисуя это прекрасное полотно, он думал о чем-то очень далеком от религиозного сюжета с его конкретикой. Не случайно некоторые из ученых разделяют мысль о том, что это произведение, созданное вскоре после смерти Саскии, в условной форме передает трагедию прощания Рембрандта с любимой женой. Быть может, именно потому у человека в тюрбане лицо самого художника, а у юноши в розовом кафтане волосы так напоминают белокурые кудри Саскии.

 

Картину «Падение Амана» называют еще иначе — «Давид и Урия». Перед нами всего три фигуры. Доминантный образ на картине — образ человека в красном плаще и тюрбане на переднем плане. Этот тяжелый красный плащ, необыкновенно богатый по цвету (тут есть охристые, оранжевые, алые, пурпурные оттенки, а также коричневый и черный в тенях), занимает почти половину полотна. Контрастом к насыщенным краскам одежды выступает поразительно бледное лицо мужчины, все равно — Урии ли, Амана ли. Художник и искусствовед Н. Волков отметил, что на этом лице нет рефлексов от красной одежды (хотя это невозможно в реальности), потому что у Рембрандта было намерение подчеркнуть мертвенную бледность человека, понимающего, что судьба его решена, что его посылают на смерть. Две другие фигуры на заднем плане картины гораздо мельче по масштабу. Образ царя (Давида или Асура) задуман так, будто он, вынеся приговор, погрузился в раздумья о смысле своего деяния. Если это Давид, то речь может идти о преступном, коварном и подлом деянии, которое вызывает угрызения совести. Лицо старика, третьего персонажа, скорбно — он понимает трагичность того, что произошло перед его глазами. Обреченный опустил глаза, они полузакрыты веками, глубокая тень от золотого тюрбана закрывает верхнюю часть лица. Губы полуоткрыты, словно дрожат от сдавленного рыдания. Правую руку он прижимает к груди, подавляя сердечную боль.

Это произведение — один из наиболее блистательных в истории  искусства образцов того, как сдержанно  и одновременно мощно можно передать трагедию средствами живописи, цветом, колоритом.

 

Подобное же можно сказать  о еще одной живописной жемчужине  Рембрандта, которая также хранится в Эрмитаже,— «Асур, Аман и Эсфирь».

На закате своих дней художник создал картину «Возвращение блудного сына». Эта библейская притча была очевидно особенно интересна для него. Возможно он воспринимал ее как емкое воплощение доли людской, борений добра и зла в человеческой натуре. И конечно же, его волновали отношения отцов и детей, отцовская и сыновняя любовь, покаяние и прощение. К истории блудного сына Рембрандт обращался неоднократно. Его прославленный портрет с Саскией на коленях не случайно называется еще и так: «Блудный сын у потаскухи». Есть в наследии художника рисунки, которые графическими средствами повествуют о разгульной жизни и испытаниях, выпавших на долю молодого человека, покинувшего отцовский дом. В своих скитаниях он растратил деньги и здоровье, измученный, больной, в рубище вернулся к родному порогу, чтобы вымолить прощение у отца. Рембрандт рисовал эпизоды его неправедного существования начиная с того момента, когда с золотыми в кошельке, самоуверенный и дерзкий он пускается в путь-дорогу, и до встречи в конце пути с отцом. Но главным для художника был последний эпизод притчи — встреча и прощение. На рисунках, сделанных ранее эрмитажного полотна, Рембрандт по-разному трактует и решает волнующий его сюжет. В первом варианте еще много подробностей, повествовательного элемента, как в типичной голландской жанровой сцене. Постепенно все это уходит, и остается единственное великое трагическое мгновение встречи. Слепой старик ласково и нежно прикасается к вновь обретенному сыну. Его лицо написано Рембрандтом с тем удивительным мастерством, с которым он писал своих стариков, но в этом запрокинутом к небу лице с незрячими глазами передано такое огромное чувство любви, которого мы не найдем ни в одном из других творений мастера.

 

Все испытания жизни, все  скорби мира как будто слились  в жалкой фигуре сына в рваной одежде с разбитыми ногами, израненными  о камни бесконечных дорог. Мы почти не видим его лица, лишь какое-то желтоватое с серыми тенями пятно. Этот сын напоминает Лазаря, восставшего из гроба. Его голова обрита, как у каторжника. Грязные  лохмотья кажутся истлевшими и распадающимися. Такое ощущение, будто от него идет смрад. Вид блудного сына ужасен! Но он тоже имеет право на милосердие; он — человек, родная кровь старика. Чем страшнее предстает перед  нами образ скитальца, тем более  сияющим внутренним светом кажется  изборожденное морщинами лицо отца. На нем оставили свои следы все  тяготы разлуки, разочарование, обида, но вместе с тем оно озарено  надеждой и тихой верой. Гуманистическая  сила этого полотна остается непревзойденной  в мировой живописи.

 

Поскольку картина «Возвращение блудного сына» находится в ленинградском  Эрмитаже, она особенно хорошо изучена  советскими искусствоведами. Кажется, каждый штрих разобран, описан, не осталось никаких тайн, хотя, конечно, лишь кажется. Все, кто писал об этой картине, обязательно останавливаются на столь характерном для Рембрандта приеме выделения главного светом. Этот свет падает на старика и сына, оставляя три фигуры других людей во все более густеющей от переднего ' к заднему плану тени. Они наблюдатели, их лица выражают только внимание к тому, что происходит. Никаких резких движений, жестов. Рембрандт специально отказывается от динамики, чтобы не отвлекать зрителя от самого важного. Колорит картины теплый и темный. Главные краски — умбра, охра, оттенки светло-желтого и рембрандтовский красный (в плащах старика-отца и бородатого человека у правого края картины). Н. Волков пишет о цвете плаща: «Это коричнево-красный тяжелый цвет, цвет корпусно положенной красной охры. Он и силен (бросок) как цвет и сравнительно далек от соответствующего ему спектрального цвета, он пониженной насыщенности. Вместе с тем он сильно выступает вперед, это цвет первого плана»

 

За долгие годы своей жизни  картина потемнела, белила обрели теплый солнечный оттенок. Но эти изменения  не столь существенны, чтобы только к ним сводить общую темную гамму картины, ее колористическую  цельность. Все краски полотна —  это истинно рембрандтовские краски, столь важные для позднего периода его творчества, столь гармоничные в своем общем звучании. Но когда стоишь перед «Возвращением блудного сына» в нешумном музейном зале, .уходят все «как» и «каким образом». Остается только эмоциональное потрясение, раздумье над смыслом жизни, смыслом человеческих отношений, над вечным, непреходящим в бытии.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. "Рембрандт", Гледис Шмидтт, Нью-Йорк, 1963 год, перевод П. В. Мелковой, издательство "Искусство", Москва, 1970 год.

2. "Рембрандт", Ю. И. Кузнецов, издательство "Изобразительное искусство", Москва, 1982 год.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ar-kak.nm.ru/

http://bibliotekar.ru/Krembrandt/index.htm

http://rembr.ru/

 


Информация о работе Рембрандт. Картины на библейские темы