Принципы революционного классицизма в творчестве Ж.-Л. Давида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 14:16, доклад

Краткое описание

В данной работе описываются основные принципы революционного классицизма в творчестве Жака-Луи Давида

Вложенные файлы: 1 файл

Printsipy_revolyutsionnogo_klassitsizma_v_tvorchestv.docx

— 22.86 Кб (Скачать файл)

Принципы революционного классицизма в творчестве Ж.-Л. Давида.

Накануне грозных событий  революции и во время самой  революции искусство Франции оказалось захвачено новой волной классицизма. Передовой мыслящей части Франции было вполне ясно в эти годы, что монархия Бурбонов окончательно разваливается. Новые требования жизни вызвали потребности и в новом искусстве, новом языке, в новых выразительных средствах. Увлечение античной культурой совпало с самыми насущными требованиями искусства героического, высокогражданственного, создающего образы, достойные подражания. Неоклассицизм проявил себя прежде всего в архитектуре, где художники-архитекторы, воплощая мечту о гармоничном мире, пытались решить грандиозные задачи идеального города, что уже видно в градостроительных проектах Клода Никола Леду. С приходом к власти Наполеона и еще ранее, с Директории, вместе с изменением исторической ситуации трансформировалось и ведущее художественное направление — неоклассицизм. Он стал более условным, холодным, более внешним. В живописи классицистические тенденции проявляются наиболее ярко. Вновь в искусстве выдвигается роль разума как главного критерия в познании прекрасного, вновь искусство призывается прежде всего воспитывать в человеке чувство долга, гражданственности, служить идеям государственности, а не быть забавой и наслаждением. Только теперь, в канун революции, это требование приобретает более конкретный, целенаправленный, тенденциозный программный характер.

Революционный классицизм явился художественным выражением идей буржуазной революции. Прогрессивное содержание революционного классицизма определило особые черты его художественной формы. Его лучшие представители  стремились к максимальной простоте и лаконичности, героической суровости  и ясности образов. Пластическая форма в творчестве сторонников  классицизма основывалась на подражании образцам античной скульптуры. Но в  идеализированные и обобщенные образы произведений ведущих мастеров революционного классицизма нередко входят существенные реалистические черты, особенно усиливающиеся  в портрете. Главой и наиболее выдающимся мастером революционного классицизма  становится крупнейший французский  живописец Давид.

Жак Луи́ Дави́д (30 августа 1748, Париж — 29 декабря 1825, Брюссель) — французский художник. В 1780-1790-е годы Жак Луи Давид стал основоположником и признанным лидером так называемого революционного классицизма – направления во францезском искусстве конца XVIII века,воспринявшего у рационалистической просветительской философии XVIIIстолетия культ разума и естественного чувства, выдвинувшего новый тип художника-борца, призванного воспитывать у зрителя высокие моральные качества и гражданские добродетели. Для произведений художника Жака Луи Давида 1780-х годов характерны публицистическая направленность, стремление выразить героические свободолюбивые идеалы предреволюционной эпохи через образы античной истории («Смерть Сократа», 1787, «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей», 1789»). Революционные события дали непосредственный толчок развитию творчества Давида.  Творчество Давида имеет ярко выраженную публицистическую направленность, художник стремится выразить героические идеалы через образы античности. Впервые принципы классицизма у Давида намечаются в картине «Велизарий, просящий подаяние».  Она изображает ослепшего и впавшего в нищету прославленного полководца Велизария, который просит подаяния, сидя у городских ворот Константинополя. В сознании современников Давида эта картина обличала неблагодарность монархического режима по отношению к людям, оказавшим неоценимые услуги государству. За ней следуют в течение десяти лет другие исторические картины Давида, все более остро выражающие общественные идеалы буржуазии, переходящей к революционному действию.

Характернейшим произведением революционного классицизма этого десятилетия является картина Давида «Клятва Горациев» (1784, Лувр). Сюжет взят из истории Римской республики. В основу положена идея гражданской доблести. Отец, благословляя своих сыновей на бой с врагами республики, проявляет высокое чувство гражданского долга так же, как и сыновья, готовые положить жизнь в битве за родину. В этой картине находят свое наиболее яркое и последовательное воплощение все основные художественные принципы Давида. Фон ее образуют три полуциркульные арки, опирающиеся на колонны. Они ограничивают глубину картины, придвигаясь близко к переднему краю композиции и симметрично делят ее на три равные части, образуя ритмическую основу построения. В каждую из арок вписана, почти не выходя за ее пределы, одна из трех групп действующих лиц. Давид совмещает смысловой и композиционный центр картины. Этим центром служат руки отца, сжимающего мечи, и тянущиеся к ним в клятве руки братьев Горациев. От этого узла симметрично в обе стороны спускаются по линиям рук, складкам одежды и по линиям ног основные направляющие линии, образующие равнобедренный треугольник. Такая математическая обнаженная схема построения, заимствованная классицистами у мастеров Возрождения, соответствовала стремлению Давида к логической ясности и архитектонической уравновешенности композиции. В трактовке формы Давид основывается на четкой моделировке каждой детали, стремясь к рельефной пластической характеристике объема. Светотеневая система тоновых черно-серо-белых отношений составляет основу живописи Давида. Цвет наносится на картину так, чтобы не скрыть или не исказить этих отношений, и применяется более всего для определения различия отдельных изображенных предметов. И в дальнейшем Давид продолжает настойчиво работать над созданием картин на сюжеты из древней истории, призывающих французов подражать гражданской доблести республиканцев античного мира. 

В канун революционного взрыва он пишет новый образец гражданской  добродетели — «Брута, которому ликторы приносят тела его сыновей, казненных за измену республике» (1789, Лувр). Луций Юний Брут — согласно древнеримскому преданию, патриций, возглавивший в 509 г. до н. э. восстание римлян против этрусского правителя Тарквиния Гордого и основавший в Риме республиканский строй. Брут приговорил к смерти двоих своих сыновей за участие в монархическом заговоре. В густой тени колоннады с суровым и беспристрастным видом сидит Брут. Ликторы (служители, сопровождавшие и охранявшие высших должностных лиц государства) несут на носилках тела сыновей Брута. В правой части картины женщины бурно оплакивают казнённых сыновей и братьев. 

Давид откликается рядом  своих картин на события современной  жизни. Первой большой работой Давида в эти годы явилась композиция «Клятва в зале для игры в мяч» (1789, не закончена). Бурное развитие революционных событий смело с политической арены многих действующих лиц, представленных в этой композиции, и не дало Давиду возможности закончить картину. Сохранился рисунок, на котором изображен момент клятвы депутатов Национального собрания бороться за осуществление конституционных прав, сопротивляясь насилию королевской власти. Давид собрал громадный материал для этой картины, в том числе десятки портретных рисунков, отличающихся необычайной верностью натуре, как, например, известный рисунок головы Лепельтье де Сен-Фаржо (Париж, Национальная библиотека). 
После принятия решения о казни Людовика XVI Лепельтье де Сен-Фаржо был убит монархистами, и Давид написал картину, прославляющую его гибель на боевом посту представителя нации. Картина впоследствии погибла и известна нам по рисунку Девоже (Дижон) и по сделанной с него гравюре, единственный экземпляр которой хранится в городском музее Парижа—Карнавале. Давид старается приблизить образ своего героя-современника к античным образцам. Он выбирает такой поворот головы, который позволяет ему скрасить характерную неправильность черт лица Лепельтье и придает его фигуре классические пропорции и развитую мускулатуру античных статуй.

В 1793 г. Давид пишет картину «Смерть Марата». Марат – член Национальной Ассамблеи, журналист, друг Давида, был убит приверженкой оппозиционной партии Шарлоттой Корде ножом. Художник достаточно быстро выполнил эту картину, но образ убитого республиканца получился простым и мощным. В картине Давид по-иному подошел к изображению убитого, хотя задача оставалась та же - воздействовать на чувства зрителя, дать ему урок патриотизма. Но с этой задачей здесь органически сочеталась другая тенденция искусства Давида: стремление к конкретной, индивидуальной характеристике, которая была присуща его портретам. Давид точно изобразил обстановку события: Марат лежит в ванне, в руке еще зажато письмо-прошение, с которым к нему и проникла Шарлотта Корде (виден даже текст: «Достаточно быть несчастной, чтобы иметь право...»); голова, обернутая полотенцем, и рука, которая еще держит перо, бессильно свесились; на тумбе, где лежат письменные принадлежности, крупно, как на античной стеле, написано «Марату — Давид». Большие цветовые пятна серо-желтого (лицо и простыня), ярко-охристого (тумба) и зеленого (ванна), статуарно-пластическая, линеарная трактовка формы — все делает картину Давида произведением сурового, чисто классицистического стиля и придает ему мемориальный характер. «Смерть Марата» была воспринята зрителем, участником революционных событий, как подлинный реалистический жанр. Но сюжет большого исторического значения при живой современной форме превратил ее в историческую картину.

После разгрома наполеоновских армий и реставрации на французском  королевском троне династии Бурбонов Давид как бывший член конвента и «цареубийца» подвергся изгнанию из Франции. Бурбоны не могли простить Давиду преданности Наполеону и особенно того, что во времена революции якобинец Давид был другом Робеспьера и голосовал за казнь Людовика XVI. Художник Жак Луи Давид был вычеркнут из списков Академии художеств и Почетного легиона и поселился в Брюсселе, где продолжал руководить образованием молодых художников и писать картины. Из произведений, относящихся к этой последней поре деятельности Давида, наиболее достойны внимания: «Купидон, покидающий Психею», «Марс, обезщоруживаемый Венерой, Амуром и Грациями» .

Искусство классицизма эпохи  буржуазной революции было строго рационалистичным, т. е. требовало полного логического  соответствия всех элементов художественной формы предельно ясно выраженному  замыслу. Характерной для классицизма  чертой была незыблемость определенных эстетических норм. Они основывались на четко различимых представлениях о возвышенном и низменном, прекрасном и уродливом. При этом решительно исключалось смешение разнородных элементов, таких, например, как трагическое и комическое, пафос и шутка, значительные — исторические или мифологические — и незначительные, т. е. личные, частные события и проблемы. Во всех областях художественного творчества классицистов преобладали сюжеты, в которых воплощалась идея о необходимости подчинения частных, индивидуальных интересов отдельных лиц интересам государства, общества, политического или религиозного движения.

Пафос борьбы, стремление воплотить  революционный дух народа, присущие прогрессивному искусству, развивавшемуся при жесточайшем сопротивлении  со стороны официальных кругов, в  значительной мере определили своеобразие  французского искусства и его  национальный вклад в историю  мирового искусства.

 


Информация о работе Принципы революционного классицизма в творчестве Ж.-Л. Давида