Портрет как средство познания внутреннего мира человека в условиях пространственной среды общеобразовательной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 20:43, курсовая работа

Краткое описание

В соответствии с проблемой, целью, предметом и гипотезой были определены задачи исследования:
- проанализировать психолого- педагогическую и методическую литературу с целью определения сущности творчества и творческих способностей;
- разработать методическую систему, направленную на развитие художественно-творческих способностей в процессе рисования портрета.
- разработать систему упражнений и заданий, направленную на развитие художественно-творческих способностей учащихся посредством рисования портрета.
- проанализировать особенности развития творческих способностей учащихся старших классов на уроках изобразительного искусства.

Содержание

Введение.
Глава 1. Психолого-педагогическая диагностика развития художественно-творческих способностей школьников в процессе выполнения портрета.
1.1Методы психолого-педагогической диагностики построения портрета.
1.2Рисование с натуры как один из видов занятий по изобразительному искусству и средство эстетического воспитания старшеклассников.
1.3Урок как основная форма обучения портретному жанру в условиях общеобразовательной школы.
Глава 2. Теория и технология выполнения портрета акварелью в условиях учебного процесса общеобразовательной школы.
2.1История становления портретного жанра.
2.2 Методика изображения портрета на уроках изобразительного искусства.
3.2 Техника акварельной живописи.
Заключение.
Список сносок.
Список использованной литературы.
Приложение.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по педагогике натальченко н.в..doc

— 235.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное Государственное  бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

«Курский государственный  университет»

Художественно-Графический  факультет

Кафедра ХО и ИИ

Направление 050600  Художественное образование

Профессионально-образовательный  профиль подготовки

 

Изобразительное искусство

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

«Портрет как  средство познания внутреннего мира  человека в условиях пространственной среды общеобразовательной школы»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студентка 4 курса гр.41

Заочное отделение

Натальченко. Н.

 

 

Проверил:

канд.пед.наук,

доцент Воробьева Н.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курск

2012

 

 

 

 

Содержание.

Введение.

Глава 1. Психолого-педагогическая диагностика развития художественно-творческих способностей школьников в процессе выполнения портрета.

1.1Методы психолого-педагогической  диагностики построения портрета.

1.2Рисование с натуры как один из видов занятий по изобразительному искусству и средство эстетического воспитания старшеклассников.

1.3Урок как основная форма обучения портретному жанру в условиях общеобразовательной школы.

Глава 2. Теория и технология выполнения портрета акварелью  в условиях учебного процесса общеобразовательной школы.

2.1История становления  портретного жанра.

2.2 Методика изображения портрета на уроках изобразительного искусства.

3.2 Техника акварельной  живописи.

Заключение.

Список сносок.

Список использованной литературы.

Приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Портрет - один из сложнейших жанров изобразительного искусства. Рисование портрета, в условиях пространственной среды общеобразовательной школы, представляет собой художественно-творческий и учебно-познавательный процесс, который позволяет развивать наблюдательность, воображение координацию руки и глаза, кроме того приобрести особенное видение мира и утонченность восприятия, а также теоретические знания и практические навыки.

Важное место в системе  развития художественно-творческих способностей школьников занимает рисование с  натуры. В портрете всякое уклонение от натуры, всякая ошибка в пропорциях заметны. Необходимо сформировать у школьника способность видеть ту индивидуальную особенность, которая отделяет одного человека от другого, делает его особенным, единственным, неповторимым. Но не менее важно изучить все то, чем человек похож на другого человека, все то, что имеется в каждом человеке. Основу этого изучения составляют знания о конструкции головы человека, ее пропорциях, внешней анатомии, знакомство с натурой через наброски и этюды. В связи со своей сложностью этот вид деятельности дается школьникам в старших классах, когда они уже имеют необходимые знания в работе с натуры.

В портрете конкретного  человека с помощью рисунка и  живописи художник стремится передать психологическое состояние портретируемого, всю индивидуальность его характера, внешности, мимики, жестикуляции, принадлежность определенной категории социального общества. Школьники должны усвоить, что рисунок и живопись – это основа художественного отображения действительности, главные выразительные средства передачи мысли, чувств.

Уроки изобразительного искусства не должны быть однообразными, цели и задачи не должны сводиться  к передаче знаний, формирования умений и навыков – необходимо передать опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к миру. Для эффективности образовательного процесса необходимо сформировать осознанную, плодоносную самостоятельность мышления школьников. Воздействуя на личность, изобразительное искусство способствует формированию духовных, нравственных качеств, интеллекта, ассоциативного мышления, внутреннюю свободу.

Более полное рассмотрение проблемы развития художественно-творческих  способностей школьников в процессе рисования портрета, передачи внутреннего  мира человека составляет  цель исследования.

Актуальность  данной темы состоит в том, что этот вид деятельности присутствует в образовательной программе общеобразовательной школы в старших классах, способствует развитию способностей учащихся к анализу формы, пространственному мышлению, умению через внешность передавать характер человека, использовать в своей работе влияние света и цвета на  восприятие портретируемого.

Объект исследования – процесс развития художественно-творческих способностей учащихся, знаний, умений, навыков на уроках изобразительного искусства при рисовании портрет, передаче внутреннего мира человека.

Предмет исследования: содержание, методы, формы и приемы развития художественно- творческих способностей школьников на уроках изобразительного искусства при рисовании портрета, передаче  внутреннего мира человека.

Гипотеза исследования – развитие художественно-творческих способностей школьников на уроках изобразительного искусства при рисовании портрета, передаче внутреннего мира человека будет более эффективным если:

    • Процесс обучения выстраивать на основе методической системы включающей в себя:
    • Цели, задачи и содержание уроков при рисовании портрета, доступное освоению школьниками старших классов;
    • Принципы, формы, методы и методические приемы, направленные на развитие художественно-творческих способностей школьников;
    • Наглядные пособия и технические средства обучения на уроках изобразительного искусства при рисовании портрета, обеспечивающие высокий уровень обучения и развития художественно-творческих способностей учащихся. 

В соответствии с проблемой, целью, предметом и гипотезой были определены задачи исследования:

- проанализировать психолого-  педагогическую и методическую  литературу с целью определения  сущности творчества и творческих  способностей;

- разработать методическую систему, направленную на развитие художественно-творческих способностей в процессе рисования портрета.

- разработать систему  упражнений и заданий, направленную  на развитие художественно-творческих  способностей учащихся посредством рисования портрета.

- проанализировать особенности развития творческих способностей учащихся старших классов на уроках изобразительного искусства.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы применялись  следующие методы исследования: теоретическое изучение и анализ научных трудов по психологии, педагогике, искусствоведению, изобразительному искусству; изучение передового педагогического опыта преподавания изобразительного искусства школьных программ и учебных пособий; анализ детских работ, направленный на выявление художественно- творческих способностей школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Психолого-педагогическая диагностика развития художественно-творческих способностей школьников в процессе выполнения портрета.

 

1.1Методы психолого-педагогической диагностики построения портрета.

 

Известно, что  начальной формой любого познания (логического  и образного) является чувственное  познание, в основе которого лежат  ощущения. В процессе максимального  развития всех видов ощущений формируется  высокая чувствительность организма  к внешним воздействиям, стимулируется возникновение сложных эмоций, складывается восприятие внешнего мира, представляющего собой не что иное, как «живое созерцание», органически связанное с осмыслением воспринимаемого. Переход от ощущений к восприятию совершается по мере того, как чувственные впечатления (ощущения) начинают функционировать не только в качестве сигналов, но и в виде образа предмета, т. е. как целостные предметы или объекты познания.

 Необходимым  компонентом любого творчества  является воображение. Запас образов воображения облегчает процесс изображения, поскольку они способствуют выявлению «невидимых» признаков и свойств изучаемой модели, помогают формировать различные системы образов и умение оперировать ими. Для создания нового образа необходимо отвлечься от целого ряда подробностей, характерных для представлений. Формирующийся в воображении общий образ заставляет художника искать опору уже в качественно новых восприятиях, пропущенных через воображение художника.

Для воплощения замысла художнику недостаточно иметь представление о законченном портрете и творческое воображение, необходимы еще знания и практические умения работы с живописным материалом, которые вносят существенные коррективы в процесс воплощения замысла. Известно, что самый лучший замысел не может реализоваться, если художник не владеет всем разнообразием средств изображения.

 

  Весь процесс портретной живописи слагается из двух взаимосвязанных сторон - формирования гармоничного живописного образа портретируемого и его реализации в конкретной живописной композиции. В этом процессе очевидны следующие узловые моменты: способность формировать замысел будущего изображения умение выделять пространственные особенности натуры, знание изобразительных возможностей живописи, умение абстрагироваться от несущественных деталей, умение использовать выразительные возможности живописных материалов в зависимости от конкретного замысла.

Творчество  начинается с непредвзятого взгляда  на мир, с внутренней свободы, с нестандартного мышления. Искусство должно организовывать, формировать, выявлять закономерности возникновения тех или иных факторов действительной жизни и психологических типов, которые были бы характерны для данного исторического времени.

Творчество  начинается с непредвзятого взгляда  на мир, с внутренней свободы, с нестандартного мышления. Искусство должно организовывать, формировать, выявить, вскрыть закономерности возникновения тех или иных факторов действительной жизни и психологических типов, которые были бы характерны для данного исторического времени.

Структуру творчества можно определить как оптимальное  развитие всех потенциальных возможностей индивидуальности и личности, которая  определяется по трем основным направлениям: что хочет, что может и что  есть в реальности.

Таким образом, структура творческого процесса состоит из трех основных составляющих:

 

1.  обладания  необходимыми качествами интеллекта  и творческими операциями для  осуществления поиска способов  передачи того нового, что художник  стремиться передать зрителям;

 

2.  умения  контактировать, взаимодействовать с миром и самостоятельно видеть и ставить проблемы и темы в искусстве; от интеллектуальной инициативы;

 

3.  умения  опираться на свои индивидуальные  особенности, находить способы  воплощения задуманного в конкретной  деятельности.

Таким образом, специальные способности тесно переплетаются с творческими и личностными образованиями. [13].

Исследования  среди детей подросткового возраста показывают, что достижения при решении  творческих задач оказывались хуже, если они были мотивированы только внешне, через вознаграждение.

Оказавшись  в ситуации поощрения их собственных  мнений, подростки охотно высказывают  свои суждения - стремятся выразить себя, стремятся к собственным  результатам, часто намеренно отчуждаясь от мнения других учеников. Они учатся задавать вопросы об изучаемом объекте, практически всегда могут выдвинуть собственную версию ответа.

Говоря о  мотивационной готовности подростков к развитию творческих способностей, следует также иметь в виду потребность в достижении успехов, соответствующие самооценку и уровень притязаний. Потребность достижения успехов у ребенка, безусловно, должна доминировать над боязнью неудачи. В учении, общении и практической деятельности, связанной с испытаниями способностей, в ситуациях, предполагающих соревнование с другими людьми, дети должны проявлять как можно меньше тревожности. Важно, чтобы их самооценка была адекватной, а уровень притязаний был соответствующим реальным возможностям, имеющимся у ребенка.

Положения, способствующие развитию творческих способностей подростков:

 

1. уровень развития  способности целепологания ученика  включается в обязательные стандарты,  подлежащие контролю и оцениванию. Индивидуальное целепологание учащихся  и соответствующая их деятельность  в изучаемых областях занимает  не менее 20% общего объема.

2. к обязательным  видам деятельности, планируемым  и контролируемым учителем, относится:  творческие, когнитивные и методологические.

3. оптимальными  требованиями объема творческой  деятельности и продукции ребенка  являются следующие: 

а) объектами творческой деятельности ученика выступают дополнительные образовательные объекты;

б) объем личного  творчества ученика должен составлять не менее 20% 25%.

4. внутренняя  образовательная деятельность и  продукция ученика отличается  от предлагаемого ему стандарта.

Опыт показывает, что самостоятельно добываемые учениками  знания усваиваются лучше. Собственное  творчество детей помогает прочнее  запоминать культурно-исторические сведения. Легче решаются проблемы мотивации, делать что-то самому интересней, чем заучивать то, что предлагается со стороны.

При занятиях творческой деятельностью развиваются творческие способности. Основное требование к  деятельности, развивающей способности  – творческий характер деятельности. Термин «способности», несмотря на его  давнее и широкое применение в психологии, определяется в литературе неоднозначно. Ученые-психологи, исследуя природу творчества, предлагают называть творческими те способности, которые соответствуют творческой деятельности.

Информация о работе Портрет как средство познания внутреннего мира человека в условиях пространственной среды общеобразовательной школы