Портрет в живописи Леонардо и Рафаэля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 20:12, реферат

Краткое описание

Леонардо да Винчи родился в 1452 г. в селении Анкиано, около городка Винчи, у подножия Альбанских гор, на полпути между Флоренцией и Пизой.

Содержание

1. Леонардо да Винчи......................................................................................................3
2. “Мадонна Бенуа”.........................................................................................................3
3. «Дама с горностаем»...................................................................................................5
4. «Мадонна Литта»........................................................................................................6
5. «Джоконда»................................................................................................................7
6. Автопортрет................................................................................................................9
7. Путь и тайна гения……………………………………………………………........10
8. Рафаэлло Санти.........................................................................................................10
9. Портреты…………………………………………………………………………….12
10. Портреты пап………………………………………………………………………12
11.Портрет Бальдассаре Кастильоне…………………………………………………12
12.«Мадонна Конестабиле»...........................................................................................13
13.«Автопортрет» ..........................................................................................................14
14.«Форнарина»..............................................................................................................14
15.«Донна Велата» …....................................................................................................14
16. Флорентийские мадонны………………………………………………………….15
17. «Сикстинская Мадонна» ….....................................................................................16
18. Мастер Высокого Возрождения…………………………………………………..17
19. Список использованной литературы……………………………………………..18

Вложенные файлы: 1 файл

Портрет в живописи Леонардо и Рафаэля».doc

— 103.00 Кб (Скачать файл)

 

   

министерство  образования

МКОУ открытой (сменной) общеобразовательной школы  гю Туймазы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ по «М.Х.К.»

 

На тему: «Портрет в  живописи Леонардо и Рафаэля»

 

 

 

 

 

 

   Выполнил: Латыпова К. Р         .         

Проверил: Шарафутдинова  Г. М.

 

 

 

 

 

 

 

 

Туймазы 2012

Оглавление.

1. Леонардо  да Винчи......................................................................................................3

2. “Мадонна Бенуа”.........................................................................................................3

3. «Дама с горностаем»...................................................................................................5

4. «Мадонна  Литта»........................................................................................................6

5.   «Джоконда»................................................................................................................7

6.  Автопортрет................................................................................................................9

7.  Путь  и тайна гения……………………………………………………………........10

 8. Рафаэлло Санти.........................................................................................................10

9. Портреты…………………………………………………………………………….12

10. Портреты пап………………………………………………………………………12

11.Портрет  Бальдассаре Кастильоне…………………………………………………12

12.«Мадонна Конестабиле»...........................................................................................13

13.«Автопортрет» ..........................................................................................................14

14.«Форнарина»..............................................................................................................14

15.«Донна Велата» …....................................................................................................14

16. Флорентийские  мадонны………………………………………………………….15

17. «Сикстинская Мадонна» ….....................................................................................16

18. Мастер  Высокого Возрождения…………………………………………………..17

19. Список  использованной литературы……………………………………………..18

 

 

Леонардо да Винчи.

Леонардо да Винчи  родился в 1452 г. в селении Анкиано, около городка Винчи, у подножия Альбанских гор, на полпути между  Флоренцией и Пизой.

Леонардо был внебрачным сыном нотариуса Пьеро да Винчи, который сам был внуком и правнуком  нотариусов. Отец, по-видимому, позаботился  о его воспитании.

Исключительная одаренность  будущего великого мастера проявилась очень рано. По словам Вазари, он уже  в детстве настолько преуспел в арифметике, что своими вопросами ставил в затруднительное положение преподавателей.Леонардо да Винчи был наделен редким здоровьем, прекрасен собою, высок, синеглаз. В юности носил белокурые локоны. Обладал неслыханной и отважной силой, мужской доблестью. Дивно пел, на глазах слушателей сочинял мелодии и стихи. Играл на любом музыкальном инструменте, более того сам их создавал.  Леонардо да Винчи творил в разных видах и жанрах искусства, однако наибольшую славу ему принесла живопись. Еще в детстве отец отнес его рисунки своему давнишнему другу Андреа Верроккьо. Тот изумился и сказал, что юный Леонардо должен всецело посвятить себя живописи. В 1466 г. Леонардо поступил в качестве ученика во флорентийскую мастерскую Верроккьо.

Сейчас известно только шестнадцать живописных работ, сохранившихся до наших дней. Немногие скульптуры. Но множество рисунков, закодированных чертежей: как герои современной фантастики, он менял деталь в своей конструкции, словно бы затем, чтоб другой не мог ею воспользоваться.

      Для  искусства Леонардо да Винчи  современники и потомки никогда  не находили иных определений,  чем «гениальное», «божественное», «великое».

 Уже в ранних  работах Леонардо обнаруживаются  черты, каких не было в искусстве  кватроченто.Уже здесь художник выступает как подлинный новатор.

“Мадонна Бенуа”

Вот маленькая картина -  “Мадонна Бенуа” или “Мадона  с цветком”, но как много она  в себе несет! Мария с младенцем-Иисусом  на руках до Леонардо изображались многократно, и тема прошла долгий путь гуманизации: Мария у художников xv в. уже не восседает на троне, с ее головы исчезает корона, нимбы лишь угадываются - богоматерь и богочеловек утратили большую часть божественности, превратились в человеческую мать с ребенком.

 Ни мать, ни младенец не развернуты к зрителю, на него они не смотрят. Они заняты своим делом: перед нами живая сцена игры юной матери, простой девушки, почти девочки, с ее первенцем. Игра полностью захватила обоих. Мать весело улыбается, даже смеется, восхищаясь своим малышом; в первой радости этой игры раскрывается ее бесхитростная душа, ее внутренняя свобода, ее юная материнская любовь. Священный смысл фактически полностью устранен.

Никогда еще художник до такой степени не сосредоточивал внимания на самой трудной для  изображения стороне натуры - на внутренней жизни человека, на его душевных движениях.Он преодолевает рамки традиционного сюжета и придает изображению более широкий, общечеловеческий смысл, каковыми являются материнская радость и любовь. В этом произведении отчетливо проявились многие особенности искусства художника: четкая композиция фигур и объемность форм, стремление к лаконичности и обобщению, психологическая выразительность.« И это - одно из важнейших новшеств, какие принесло в ренессансное искусство Высокое Возрождение. “Задача художника, - писал Леонардо, - изобразить то, что граничит почти с недостижимым: показать внутренний, духовный мир человека”. Вот важнейшее программное требование к качественно новому состоянию гуманистического искусства, одна из определяющих черт Высокого Возрождения.

Предположительно картина  осталась незавершённой. В 1914 году она  была приобретена Императорским  Эрмитажем у Марии Александровны, жены придворного архитектора Леонтия  Николаевича Бенуа.

 

В 1912 году владельцы решили продать «Мадонну с цветком» и с этой целью вывезли её в Европу для проведения экспертизы, где лондонский антиквар Джозеф Дювин оценил её в 500 тыс. франков. Атрибуцию полотна Леонардо неохотно подтвердил крупнейший авторитет того времени — Бернард Беренсон:

«  В один несчастный день меня пригласили освидетельствовать «Мадонну Бенуа». На меня смотрела молодая женщина с лысым лбом и опухшими щеками, беззубой усмешкой, миопическими глазами и морщинистой шеей. Жутковатый призрак старухи играет с ребёнком: его лицо напоминает пустую маску, а к ней приделаны раздувшиеся тельце и конечности. Жалкие ручонки, бестолково-суетные складки кожи, цвет словно сыворотка. И всё же мне пришлось признать, что это ужасное создание принадлежит Леонардо да Винчи »

 

Общественность хотела, чтобы картина осталась в России. М.А. Бенуа желала того же, а потому уступила «Мадонну» за 150 тыс. рублей. Сумма уплачивалась частями, и последние платежи были совершены уже после Октябрьской революции.

 

М.А. Бенуа, в девичестве Сапожниковой, картина перешла по наследству. В семье ходило предание, будто картина была куплена у бродячих итальянских музыкантов в Астрахани.Лишь в 1974 году были обнародованы документальные данные о том, когда и при каких обстоятельствах «Мадонна с цветком» попала к Сапожниковым. В Государственном архиве Астраханской области был обнаружен «Реестр картинам г-на Александра Петровича Сапожникова, составленный в 1827 году». В описи за первым номером числится «Божья Матерь, держащая предвечного Младенца на левой руке... Вверху с овалом. Мастер Леонардо да Винчи... Из коллекции генерала Корсакова». Таким образом, выяснилось, что картина поступила из коллекции коллекционера и сенатора Алексея Ивановича Корсакова .

        «Дама с горностаем»

Портрет «Дама с горностаем», который Леонардо рисовал с любовницы Лодовика Цецими Галлерани, был написан, очевидно, в 1484 году. «Дама с горностаем» превосходно отражает те качества, которыми эта женщина, по свидетельствам современников, обладала: выражение её интеллигентного лица проницательное и сосредоточенное, пальцы у неё длинные и чувствительные – такие бывают у музыкантов. Задний фон переписан, возможно, не слишком опытным миланским художником Аиброджо да Предисан, с которым Леонардо сотрудничал; в результате лицо резко контрастирует с чёрным фоном без всякого сфумато или светотени Леонардо. Однако моделировка лица и особенно горностая выдают авторство: сложный поворот головы дамы, змеевидная поза зверька могли быть изображены только Леонардо. Величина горностая и близость его острой , недоброй мордочки к шее дамы вызывают чувство тревоги. Возможно, Леонардо проводит параллель между характерами дамы и животного – лицо дамы и мордочки горностая и их одинокие холодные глаза обращены в одну сторону. Не вызывает сомнений, почему он изобразил именно это животное на картине. В одной старинной книге горностай описан как невероятно чистоплотное животное. Сфорца сделал горностая своим символом.

 «Мадонна  Литта» 

Немного раньше этой работы Леонардо начал писать ещё одну картину  – “Мадонну Литта”  (1478-1784гг).

Картина, написанная составом красок, близким к традиционной темпере, и сейчас, несмотря на неудачные  реставрации, производит сильное впечатление.

Фон картины — стена  с двумя арочными окнами, свет из которых падает на зрителя и делает стену более тёмной. В окнах просматривается пейзаж в голубых тонах. Сама же фигура Мадонны освещена светом, идущим откуда-то спереди. Женщина смотрит на ребёнка нежно и задумчиво. Лицо Мадонны изображено в профиль, несколько смугловатое, пленяющее своей удивительной, тонкой красотой, моделировано с той  лёгкой, почти неуловимой светотенью, на губах нет улыбки, лишь в уголках притаился некий её образ. Младенец рассеянно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери. В левой руке ребёнок держит щегла, являющегося в христианской традиции одним из символов Сына Божьего и Его детства. Однако некоторая неестественность позы ребенка и слишком четкие контуры рисунка заставляют многих специалистов предположить, что один из учеников Леонардо принимал активное участие в создании картины.

Яркая образность, произведения раскрывается в мелких деталях, которые  много рассказывают нам о матери и ребенке. Мы видим ребенка и  мать в драматический момент отлучения  от груди. На женщине красная сорочка  с узкой горловиной. В нём сделаны специальные разрезы, через которые удобно не снимая платье кормить младенца грудью. Оба разреза были аккуратно зашиты (то есть было принято решение отлучить ребенка от груди). Но правый разрез был торопливо разорван — верхние стежки и обрывок нити отчетливо виден. Мать по настоянию ребенка, изменила свое решение и отложила этот нелегкий момент.

 

Это необыкновенно лирический, волнующий материнский образ. Идеальная  красота! Между тем, вооружившись лупой, вы обнаружите, что у прекрасной мадонны… обгрызенные ногти (обгрызенные или обломанные ногти встречаются и у некоторых других итальянских мадонн той же эпохи, когда маникюр был, вероятно, распространен лишь в аристократическом кругу).

 Работа была написана для правителей Милана, потом перешла к семье Литта, и несколько столетий находилась в их частной коллекции. Первоначальное название картины — «Мадонна с младенцем». Современное название картины происходит от имени её владельца — графа Литта, владельца фамильной картинной галереи в Милане. В 1864 году он обратился в Эрмитаж с предложением купить её вместе с несколькими другими картинами. В 1865 году вместе с другими тремя картинами. Мадонна Литта была приобретена Эрмитажем за 100 тысяч франков.             

                

       “Джоконда”

Леонардо да Винчи считал, что “хороший живописец должен писать две главные вещи: человека и представления его души”.Вершиной творчества Леонарда стал знаменитый портрет Моны Лизы, или «Джоконда». Это произведение положило начало жанру психологического портрета в европейском искусстве. При его создании великий мастер с блеском использовал весь арсенал средств художественной выразительности: резкие контрасты и мягкие полутона, застывшая неподвижность и всеобщая текучесть и изменчивость, тончайшие психологические нюансы и переходы. Весь гений Леонардо заключен в удивительно живом взгляде Моны Лизы, ее таинственной и загадочной улыбке, мистической дымке, покрывающей пейзаж. Это произведение относится к числу редчайших шедевров искусства.

        Вот  уже без малого пятьвеков как миллионы людей любуются этим шедевром мирового искусства.

Джоконда - эта добродетельная, в скромной одежде дама - скрывает за улыбчивой маской душу трепетную, глубокую, ум острый, все постигающий.

      Невозможно  описать словами состояние, которое  придал Моне Лизе Леонардо: настолько неуловимы, зашифрованы трепетные движения её души. Мы не знаем, что будет через миг с Моной Лизой - рассмеется она или заплачет, разгневается или будет продолжать улыбаться.

      Джоконда  предельно простая, почти вдовьей одежде, об этом говорит прозрачная вуаль на ее голове. Такая доступная и непостижимая в этой своей открытости.

Лицо Моны Лизы отражает богатство оттенков её духовной жизни. Улыбка слегка трогает губы женщины, но  особенность этой улыбки в  том, что она показана не как факт, а как процесс: еле заметные движения, приподнимающее уголки губ, меняющее мимику лица. Одухотворенному образу, созданному Леонардо, удивительно соответствует необыкновенно поэтичный пейзаж, рассмотренный сверху, теряющийся в голубой дали. Женщина, изображенная на портрете, является частью этой природы, что в полной мере соответствовало взглядом эпохи Возрождения: ''Человек -  часть природы''.

           Множество научных трудов посвящено  этому портрету, и все же история  его до конца не разгадана. Прежде всего остается загадкой, кто позировал художнику: была ли это молодая жена богатого флорентийского купца дель Джокондо или флорентийка, жившая по соседству с Леонардо да Винчи, имя которой осталось неизвестно. Возможно, образ, который мы видим на портрете, - собирательный, идеальный образ молодой женщины той эпохи. Бесспорно лишь одно – для нас она навсегда останется  «Джокондой», такое имя носит портрет уже не один век.

Информация о работе Портрет в живописи Леонардо и Рафаэля