Портреты литературных героев в прозе Л.Н.Тостого: принципы портретирования в литературном произведении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 01:33, реферат

Краткое описание

Актуальность данной темы состоит в том, что образы созданные Толстым актуальны и в наше время, мы в праве называть его книги «Золотой классикой» покорившие мир.
Вспоминая лучшие отрывки из учебного процесса школьной жизни, хотелось бы отметить одно событие, которое является для меня переломом в моей юности. Тогда, многие вещи казались обыденными и непонятными, я не понимала самой сути слово «классика», которое изо дня в день повторялось учителем литературы и моими родителями.
Знакомство Л.Н.Толстым, полностью перевернуло мое отношение к книгам. Читая его произведения, я до сих пор задаюсь одним и тем же вопросом: «Как человек, может так тонко описывать и передавать человеческие чувства?».

Содержание

Сила мудрости великого писателя…………………………………….….4
Принципы портретирования литературных героев………………...…...5
Заключение…………………………………………………………………9
Литература……………………………………………………………..….10

Вложенные файлы: 1 файл

Obrazy_Tolstoy.doc

— 58.00 Кб (Скачать файл)

 

Государственный Институт Управления и Социальных Технологий

Кафедра искусств

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по дисциплине визуальные и тактильные практики в мировой культуре на тему:

«Портреты литературных героев в прозе Л.Н.Тостого: принципы портретирования в литературном произведении»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 4 курса

Нестерова Е.С.

 

Проверил:    профессор

Ренанский  А.Л.

 

 

 

 

 

Минск

 

2013               

Содержание

 

  1. Сила мудрости великого писателя…………………………………….….4
  2. Принципы портретирования литературных героев………………...…...5
  3. Заключение…………………………………………………………………9
  4. Литература……………………………………………………………..….10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность данной темы состоит в том, что образы созданные Толстым актуальны и в наше время, мы в праве называть его книги «Золотой классикой» покорившие мир.

Вспоминая лучшие отрывки из учебного процесса  школьной жизни, хотелось бы отметить одно событие, которое является для меня переломом  в моей юности. Тогда, многие вещи казались обыденными и непонятными, я не понимала самой сути  слово «классика», которое изо дня в день повторялось учителем литературы и моими  родителями.

Знакомство  Л.Н.Толстым,  полностью перевернуло  мое отношение к книгам. Читая  его произведения, я до сих пор  задаюсь одним и тем же вопросом: «Как человек, может так тонко описывать и передавать человеческие чувства?».

Исследуя портреты литературных героев в прозе Л.Н.Толстого, найдем основные задачи, на что опирался и чем руководствовался писатель, создавая свои шедевры литературы. Проанализируем характер героев и построение его литературных образов и портретов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сила мудрости великого писателя

 

Каждое произведение творца, отражает его собственное  состояние души. Лев Николаевич Толстой принадлежал к знатному роду занимавшее хорошее положение во времена Петра I. По материнской лини он был связан родственными связями с А.С.Пушкиным. Его прадеду довелось участвовать в войне 1812 года. Благодаря этому Толстой является творцом великого шедевра  собравшего целый мир чувств и образов, гармонии и искренности души героев в произведении «Война и мир».

Вдохновение, труд, самоанализ, самосовершенстовование, необыкнавенная взыскательность и требовательность к работе позволяла Толстому точно излагать свой алгоритм  мыслей на бумаге.  Собственный мир Толстого и поведение героев сопровождается искренностью и духовной  силой характера, мудростью и  размышлением, эйфорией и радостью.

У Толстого красота окружающего мира открывается человеку духовному, она есть свидетельство истинности его жизнепонимания.  Красота в гармонии с истиной и добром, образуют самую сердцевину, изложенную в сути мира Толстого. И проявляется эта суть везде, во всех ипостасях запечатленной действительности. Она придает значение и смысл всему, о чем говорит писатель.

Таким образом, Толстой, может быть, как никто другой обладал даром воссоздавать жизненные воззрения в той форме, в которой они представляются нам читателю. Автор как бы входит внутрь чуждого мира, разоблачая, показывая его видимость и скрываемую сущность.

 

 

 

 

 

  1. Принципы портретирования литературных героев

 

Важная роль в раскрытии характера литературного персонажа в произведениях Л.Н.Толстого принадлежит к несловесным единицам – описание взгляда, жеста, позы, это свидетельствует о переживаемых персонажем чувствах. Художественное описание знаковости, заключается также в том, что оно представляет собой «не телодвижения, не взмахи руки и кивания головой, а духовный мир персонажа». Именно поэтому при анализе художественного образа и с речевыми характеристиками персонажей следует обращать особое внимание на их пантомиму: жесты, мимику, движения.

Исключительна важность поведения Наташи Ростовой, выраженная с помощью образного  словосочетания «лицо говорило», видна  из следующего авторского комментария  к ситуации любовного объяснения: Князь Андрей подошел к ней, опустив глаза. «Я полюбил вас с той минуты, как увидел вас. Могу ли я надеяться?». Он взглянул на нее, и серьезная страстность выражения ее лица поразила его. Лицо ее говорило: «Зачем спрашивать? Зачем сомневаться в том, чего нельзя не знать? Зачем говорить, когда нельзя словами выразить того, что чувствуешь?». Обращенные к собеседнику через мимику риторические вопросы являются важным средством создания экспрессивности текста.

На комплимент Наташины глаза отвечали: «Что, узнаешь свою маленькую  приятельницу-шалунью?», - сказала графиня. Борис поцеловал руку Наташи и сказал, что он дивлен происшедшей в ней переменой. « Как вы похорошели!». «Еще бы!», - отвечали смеющиеся глаза Наташи. В данном случае выраженный ответ прозвучал бы не скромно, и поэтому, проявляя кокетство, героиня прибегает к «игре глазами».

Мимика, жесты, взгляды и прикосновения – позволяют более глубоко  и полно понять внутренний мир литературных персонажей, прежде всего во взаимодействии с другими героями. С помощью общения пантомимы происходит передача друг другу всей необходимой информации.

Осмысливая глубинные процессы своего воображения, Толстой с легкостью мог передавать  состояние души человека, описывая мелкие детали интерьера самого героя. Психологический портрет героев является основной задачей передачи переживаний человека, его мимики и чувств. Основным способом описания своих героев, Толстой отдает предпочтение сопоставление героев с животными, так, например, в «Войне и мир» Болконская Лиза описана так: «Маленькая княгиня, как старая полковая лошадь, услыхав звук трубы, бессознательно и забывая свое положение, готовилась к привычному галопу кокетства».  Толстой обращает внимание зрителей на взгляды героев. Взгляд Андрея Болконского то «усталый и скучающий», то «радостный и дружелюбный». А у княжны Мари «прекрасные глаза», которые смотрят «со спокойствием и лучистостью». На протяжении всего романа, Толстой описывает изменения внешности Наташи. В 15 лет маленькая «жизнерадостная и живая», в 18 лет «грациозная и черноглазая», в 20 лет «дама в черном платье» с еще сохранившимся ласковым и нежным взглядом. А вот описание одного из моих любимых героев: «Соня была тоненькая, миниатюрная брюнетка с мягкими, оттененным длинными ресницами взглядом, густою черною косою, два раза обвивавшею ее голову, и желтоватым оттенком кожи на лице и в особенности на обнаженных худощавых, но грациозных мускулистых руках и шее». Толстой подчеркивает основные достоинства героини, стараясь передать нам точный образ задуманного портрета.

Распределение авторских симпатий и антипатий  Л.Толстого в романе очевидно, и хочется обратить внимание на одно важное обстоятельство. Толстой рисует Наполеона и Кутузова не в разных «манерах». Он пошел трудным для себя путем, применяя известный параллелизм в строении эпизодов, в портретных моментах. Писатель зорко и беспощадно обрисовал жирную фигуру Наполеона. Но и на портрет Кутузова не наложил никакого «грима». Л.Толстой  не маскировал его возраст, его оплывшую фигуру, старческую сентиментальность, частые «слезы».  Кутузов проявляет заботу о войсках, но и Наполеон тревожиться о своих гвардейцев. Краски употребляются как будто одни те же, но они резко меняются от общего освещения. В тех положениях, в которых герои не раз ставятся в романе, кажется немало внешнего сходства. Но в сходных обстоятельствах они по-разному себя проявляют.

Рисуя внешний  облик своих героев, Толстой никогда  не дает развернутых портретных описаний, а расщепляет портрет на характерные, психологические точные детали, подчеркивая  неоднократным повтором. В этом психологическом потрете главное - выражение и улыбка, душевная жизнь, просвечивающая в них.

Еще один интересный подход Толстого: некоторые части текста написаны на французском языке, чтобы не потерять смысл написанного, то и дело приходилось  читать сноски. Тем самым писатель вызывал ощущение раздражения к французскому языку.

Поразительно, как идеал Толстого – единение людей – присутствует в каждой строчке романа «Анна Каренина». «Войдя в маленький кабинет Кити, хорошенькую, розовенькую, с куколками vieux saxe, комнатку, такую же молоденькую, розовенькую и веселую, какою была сама Кити…», автор сочетал комнату с розовым цветом для того, чтобы показать ее чувственность, чистоту, девственность и молодость героини.

Мир человеческих отношений у писателя чрезвычайно чуток и отзывчив: чувства одного человека не остаются только в нем, но влияют на окружающих, отражаются на них. В вагоне Вронский своим видом вызывает у попутчика чувство ненависти, и тот «теряет самообладание под давлением этого непризнавания его» человеком. Левин, напротив, заражает окружающих добрыми и светлыми чувствами – старший брат, глядя на него, «засмеялся веселым смехом, что с ним редко бывало»

Для внутренней жизни героев «Анны Карениной» – это отличительная их черта - характерен напряженный драматизм. Контрасты душевных проявлений, соединение в душевном мире одного человека крайностей добра и зла создают этот драматизм. В жанре романа, была создана глубоко оригинальная художественная форма, сочетающая эпос и трагедию.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что Лев Николаевич Толстой  человек огромной силы чувства, без которой не мыслил себе никакой художественной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Лев Николаевич Толстой обладал необычайной силой воли, ярким проявлением который послужил последний крупный акт его жизни.

 Благодаря  этому великому писателю, мы открываем для себя новый мир искренности, мудрости и философии. Читая Л.Н.Толстого,  мысли и чувства постоянно находились в напряжении и возбуждении, четкое воображение окружаемого не дает покоя и постоянно вызывает всплески бурных переживаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1. С.Бочаров « «Война и мир» Л.Н. Толстого». Москва: «Художественная Литература» 1971 г..

2. В.Я.Линков «Мир и человек в творчестве Л.Толстого и И.Бунина». Москва: «Издательство московского университета» 1989 г.

3.  Л.Д.Опульская «Роман - эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир». Москва: «Просвещение» 1987г..

4. Н.Н. Гусев «Два года с Л.Н. Толстым». Москва: «Художественная литература» 1973г..

5.   Г.И.Беленький «Учебная хрестоматия». Москва: «Просвещение» 1995г..

6.   Е.А.Подрубная «Уроки русской литературы». Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер» 2006 г..

7.   Р.Роллан «Жизни великих людей». Минск: «Вышэйшая школа» 1986г..

8.   Л.Н.Толстой «Война и мир». Минск: «Мастацкая литература» 1987г..

9. Л.Н.Толстой «Анна Каренина». Минск: Главная редакция Белорусской Советской энциклопедии 1978г..


Информация о работе Портреты литературных героев в прозе Л.Н.Тостого: принципы портретирования в литературном произведении