Понятие этнической общности, ее структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 15:15, контрольная работа

Краткое описание

Совершенно очевидно, что невозможно дать научное объяснение многообразию личностных проявлений в общественной жизнерадостности без раскрытия социально-психологического контекста, который представляет собой социальную микросреду рождения и формирования человека. Именно такой средой жизнедеятельности личности являются социальные группы. Поэтому выявления закономерностей формирования и функционирования различного рода социальных групп помогает научному объяснению процессов, происходящих как на уровне микросреды, так и на уровне всего общества, так как малые группы представляют собой социетальные микросистемы.

Содержание

Введение 2
Понятие этнической общности, ее структура 3
2.Исторические типы этносов 4
Этнические процессы в современном мире 7
4.Национально-этнические отношения. Межнациональные
конфликты 12
Заключение 14
Список использованной литературы 15

Вложенные файлы: 1 файл

СОЦИОЛОГИЯ КОНТРОЛЬНАЯ 2010готовыйДокумент Microsoft Word (2).doc

— 157.00 Кб (Скачать файл)

 


 


Содержание

Введение  2

  1. Понятие этнической общности, ее структура  3

2.Исторические типы этносов  4

  1. Этнические процессы в современном мире  7

4.Национально-этнические отношения. Межнациональные

конфликты  12

Заключение                    14

Список использованной литературы                                          15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

уже несколько десятилетий проблема взаимодействия людей в рамках небольших объединений, возникающих формальным или неформальным образом, находится в центре внимания исследователей различных наук и школ, но особенно социологов и психологов. В современной социологии существуют .. многообразные теории социальных групп. В некоторых из них, в частности социометрической, общество рассматривается как совокупность различных пересекающихся групп людей, которые являются разновидностями какой-то одной доминирующей группы. В этом случае говорят, например, о народном обществе, что обозначает совокупность разнообразных групп в рамках одной

народности.

Этот подход отличается от "атомистической", или "сетевой" концепции,

существенным компонентом, которой при определении общества выступают типы общественных отношений. В теории социальных групп таким компонентом являются человеческие группы, которые выполняют роль промежуточного звена в системе «общество -группа - личность».

Совершенно очевидно, что невозможно дать научное объяснение многообразию личностных проявлений в общественной жизнерадостности без раскрытия социально-психологического контекста, который представляет собой социальную микросреду рождения и формирования человека. Именно такой средой жизнедеятельности личности являются социальные группы. Поэтому выявления закономерностей формирования и функционирования различного рода социальных групп помогает научному объяснению процессов, происходящих как на уровне микросреды, так и на уровне всего общества, так как малые группы представляют собой социетальные микросистемы.

Тема 10 - Этнические общности.

 

1.  Понятие этнической общности, ее структура

Видное место в общественной жизни занимают этнические общности - этнос, которые могут быть представлены различными социальными образованиями: племенем, народностью, нацией. Этнос - это исторически сложившаяся на определенной территории, устойчивая совокупность людей, обладающая общими чертами и стабильными особенностями культуры и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием). Внешней формой выражения этноса является этноним - самоназвание (русские, немцы и т. д.). Естественной предпосылкой формирования того или иного этноса является общность территории, поскольку именно она создает условия для тесного общения и объединения людей. Но впоследствии, когда этнос сформировался,

этот признак приобретает второстепенное значение и может совсем

отсутствовать. Например, еврейский этнос в условиях диаспоры (рассеяния)

сохраняет свою идентичность по всему земному шару, хотя долгое время, до создания в 1948 г. государства Израиль, он не имел единой территории.

Другим важным условием формирования этноса является общность языка. Но и этот признак этноса не имеет абсолютного значения. Так, например, в США американский этнос, прежде всего, складывался в ходе развития хозяйственных, политических и других связей. Общность языка

явил ась результатом этого процесса. Наибольшее влияние в этнической

общности имеет единство таких компонентов духовной культуры, как ценности, нормы и образцы поведения, а также связанные с ними социально-

психологические характеристики сознания и поведения людей.

Значительную роль в формировании этнической общности играет совпадение с другими видами общностей: расовой, религиозной и т. Д. Примером расовой этнической общности можно назвать негроидный этнос. Исследования социологов показывают, что негры Африки и США осознают себя как единая общность. Религия же, как комплексное социокультурное и духовное образование оказывает огромное влияние на формирование всех этносов. Более того, она может служить главным системообразующим признаком  в формировании  определенного типа этноконфессионалъных образований. Ярким примером таких этносов являются католики и протестанты Северной Ирландии, мусульмане Боснии и Герцеговины и т.д.

Интегративным же показателем сформировавшейся этнической общности служит этническое самосознание - чувство принадлежности к определенному этносу. Видную роль в этническом самосознании играет представление об общности происхождения и исторических судьбах входящих в этнос людей, опирающееся на общие генеалогические предания (в сказках, былинах, песнях), участие в исторических событиях (особенно в борьбе против иноземных врагов), на связь с «родной землей», с «родным языком».

Сформировавшийся этнос функционирует как целостный социальный организм и постепенно воспроизводится путем внутренних браков и через систему социализации. Для более устойчивого существования этнос стремится к созданию своей социально-территориальной организации племенного или государственного типа.

2. Исторические типы этносов

С течением времени отдельные части сформировавшегося этноса могут быть разделены политико-государственными границами. Но и в этих условиях они могут сохранять этническую идентичность. Например, сейчас, после распада СССР, существуют отдельно Россия, Украина, Белоруссия, но русские, украинцы н белорусы принадлежат к одному русскому этносу.

Русский этнос формируется на базе славянского этноса. Посылкой его формирования служит территория Северного Причерноморья, куда в результате миграции переселилась значительная часть славянских племен.

 

Формирование русского этноса подчиняется всем вышеописанным закономерностям. Важнейшим элементом формирования и функционирования любого этноса является такой элемент духовной культуры, как мировоззренческий, включающий в себя мифологические и религиозные представления. В этих представлениях происходило единение природного и духовного начала, природного и духовно-нравственного мира человека. Мировоззрение русского этноса начало складываться на основе языческих верований славян, которые нашли свое отражение в мифах, сказаниях, былинах в догосударственный период его существования. Наиболее значительным в языческих верованиях древних славян был культ бога Рода, олицетворяющего начало жизни, продолжение рода. Род в этих верованиях представлялся в качестве вселенского божества, носящего космический характер. Наряду с Родом древние славяне выделяли три сферы: небесную, земную и подземную. Небесная сфера была представлена Даждь-богом - божеством света, солнца, подателем благ, родоначальником русских людей, а также Перуном ~ богом грозы и молнии, покровителем волков. Земная сфера включала Мокошь - мать урожая, хозяйку «рога изобилия», и Ладу - покровительницу весенней, пробуждающей силы. Подземный мир, в котором покоятся предки, представлен богом Велесом. Верования древних славян воплощались в обрядах, праздниках и т. д.

Коренной сдвиг в формировании русского этноса произошел в середине 9 в. С этого времени начинает формироваться, считают исследователи, высшая форма русского этноса - русская нация. Оригинальную концепцию основных черт и условий формирования русской нации предложил П.А.Сорокин. Согласно  Сорокину,  нация является многообразной (многофункциональной) солидарной, организованной, полузакрытой социально-культурной группой, по крайней мере, отчасти осознающей факт своего существования и развития. Эта группа состоит из индивидов, которые: 1) являются гражданами одного государства: 2) имеют общий или похожий язык и общую совокупность культурных ценностей, происходящих из общей

 

 

прошлой истории этих индивидов и их предшественников; 3) занимают общую территорию, на которой живут они или жили их предки. П. А. Сорокин подчеркивает, что сами по себе государственные, языковые, культурные и территориальные общности еще не дают нации. Только тогда, когда группа индивидов принадлежит к единому государству, связана общим языком и территорией, она действительно образует нацию.

Русская нация в указанном смысле возникла как нация с момента образования Русского государства в середине IX в. Совокупность основных черт русской нации включает ее сравнительно длительное существование, огромную жизнеспособность, замечательное упорство, выдающуюся готовность ее представителей идти на жертвы, а также необычайное территориальное, демографическое, политическое, социальное и культурное развитие в течение ее исторической жизни.

Огромное влияние на формирование русской нации оказало принятие в конце Х века православия в качестве государственной религии Киевской Руси (знаменитой крещение на Днепре в 988г. князем Владимиром своих подданных). По мнению П. Л. Сорокина, основные черты русского сознания и все компоненты русской культуры и социальной организации представляли собой идеологическое, поведенческое и материальное воплощение установок православия с конца ТХ до XVТII века. Позднее на формирование РУССКОЙ нации начали оказывать влияние различные моменты светской сферы жизни, в ТО\1 числе и западной культуры.

Основополагающей идеей национальной духовности русской нации на протяжении многих веков ее существования была идея единения русских земель. Первоначально эта идея рассматривалась как идея возвышения национально-государственного начала, преодоления феодальной раздробленности. Эта идея слилась с идеей противоборства иноземным захватчикам, татаро-монгольским завоевателям, ослаблявшим экономику, торговлю, разоряющим русские города и села. уводившимв неволю родных и близких, оскорбляющих нравственное достоинство русских людей. Позднее

7

 

развитие духовно-нравственных основ русской нации тесно связано с собиранием русских земель вокруг Москвы, преодолением зависимости от ига Золотой Орды, формированием могучего самостоятельного государства.

История свидетельствует, что становление и развитие русской нации не было гладким. Случались подъемы и падения. В родной истории были периоды, когда она на время утрачивала свою государственную самостоятельность (татаро-монгольское завоевание), переживала глубокий духовно-нравственный кризис, падение нравов, всеобщий разброд и шатание (как в «Смутное время» ХУI в. или период революции и гражданской войны начала ХХ в.). Но все же русская нация находила в себя силы преодолеть эти трудности и выйти из них с честью. Имеющая более чем тысячелетнюю историю нация сохраняет высокий потенциал для своего развития.

3. Этнические процессы в современном мире

Государство - это сложное конструктивное, многофункциональное общественное образование. Его исследование возможно в разных аспектах. С точки зрения основных составляющих компонентов, государство может быть рассмотрено как организация политической власти, существующая в определенной стране (Англия, Франция, Россия и т. д.), С этих позиций основными элементами государства являются: территория, население и политическая власть.

Территория - это географическое пространство, физическая основа государства. Территорию составляет та часть пространства, земли, на которой реально действует власть данной правящей политической элиты. Кроме поверхности суши, в понятие «государственной территории» входят недра. воздушное пространство, территориальные воды. В указанной природной среде государство осуществляет свою суверенную власть и имеет законное право защищать их от посягательств других государств. Государство должно иметь четко обозначенные границы своих, территориальных владений. Нарушение

 

границы угрожает территориальной целостности и безопасности государства, является агрессией. С территорией связан вопрос возникновения, существования и исчезновения государства. В случае потери территории, в результате агрессии государство прекращает существование. Именно поэтому часто с вопроса о контроле над той или иной частью территории начинают развиваться большинство внутренних и внешних конфликтов. Таким образом, одной из главных целей правящих политических групп, стоящих на страже национальных интересов своей страны, является гарантирование территориальной целостности государства всеми законными средствами __ от дипломатических до военных.

Население - это сообщество людей, проживающее на территории государства, подчиняющееся его власти и составляющее народность или нацию. Население государства может состоять из одной народности. Тогда государство является моноэтническим. Если на территории государства проживает несколько народностей, наций, то такое государство полиэтническое. В то же время, в соответствии с международными традициями, моноэтническим считается и такое государство, в котором государствообразующая народность составляет более половины его населения. Такими государствами являются в Европе Франция, Германия, Италия, Швеция, Англия, Испания, Греция и т. д. В России около 80% населения--русские, однако, по Конституции 1993 года, наша страна считается многонациональной, т. е. полиэтнической. Следует подчеркнуть, что властные полномочия государства над населением носят всеобщий характер. Каждый гражданин государства, а также иностранные граждане обязаны подчиняться единой государственной власти, В то же время население государства, как правило, не является единым в экономическом, политическом, социальном, национальном, культурном отношениях. Государство поэтому обязано проводить правильно сбалансированную политику в интересах всего населения, бороться с сепаратизмом, не допускать попыток раскола страны. Целостность государства и взаимосвязь всех его членов обеспечивают институт гражданства

 

или подданства. Таким образом, население в государстве предстает как подданные государства или его граждане.                                               

Информация о работе Понятие этнической общности, ее структура