Петроглифы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 12:32, доклад

Краткое описание

Немного энциклопедической информации: слово само по себе имеет греческие корни и произошло от слов: pétros – камень и glyphé – резьба, вырезывание. Петроглифы – это древние изображения, высеченные на стенах и потолках пещер, на открытых скальных поверхностях и отдельных камнях. Чаще всего они изображают животных, человека и божеств. Это памятники монументального искусства эпохи нового каменного века - неолита (IV - II тысячелетия до нашей эры).

Вложенные файлы: 1 файл

петроглифы.doc

— 1.95 Мб (Скачать файл)

    Министерство  образования и  науки Республики Казахстан 

    Казахстанско-Российская гимназия имени М.В.Ломоносова № 38 
 
 

    Доклад

    по  дисциплине «Изобразительное искусство»

    НА  ТЕМУ:

    «Петроглифы»

    

 
 
 
 
 

                                         Выполнил: ученик 6 «В»  класса,

                   Ильянок Владислав

                                     Проверила: Алла Викторовна

                        

                                                  
 

                                                     

                                            
 
 

    Алматы, 2010 г.

    Понятие петроглифа 

          Немного энциклопедической  информации: слово само по себе имеет  греческие корни и произошло  от слов: pétros – камень и glyphé –  резьба, вырезывание. Петроглифы – это древние изображения, высеченные на стенах и потолках пещер, на открытых скальных поверхностях и отдельных камнях. Чаще всего они изображают животных, человека и божеств. Это памятники монументального искусства эпохи нового каменного века - неолита (IV - II тысячелетия до нашей эры).

    Могут иметь самую разную тематику — ритуальную, мемориальную, знаковую со всеми возможными взаимопересечениями.

    Традиционно петроглифами называют все изображения  на камне с древнейших времён (палеолита) вплоть до средневековья, за исключением тех, в которых достоверно присутствует хорошо разработанная система знаков. Абсолютно однозначного определения не существует. Петроглифами называют как первобытные пещерные наскальные тёсаные рисунки, так и более поздние, например, на специально установленных камнях, мегалитах или «диких» скалах.

    Подобные  памятники не сконцентрированы где-нибудь в одном месте, а широко разбросаны по лицу нашей планеты. Их находили в Казахстане (Тамгалы), в Карелии, в Испании (пещера Альтамира), во Франции (пещеры Фон-де-Гом, Монтеспан и др.), в Сибири, на Дону (Костёнки), в Италии, Англии, Германии, в Алжире, где недавно были открыты и произвели сенсацию во всём мире гигантские многоцветные росписи горного плато Тассилин-Аджер в Сахаре, среди песков пустыни.

    В основном, это изображения  животных — олени, бизоны, кабаны, дикие кони; среди них и такие, которые ныне на земле уже не водятся — длинношерстые мамонты, саблезубые тигры. Лишь изредка попадаются абрисы человеческих фигур и голов, вернее, ритуальных масок. Только позднее, в эпоху неолита, стали изображать сцены из жизни первобытного племени — охоты, сражения, пляски и какие-то малопонятные обряды. Такие композиции приблизительно датируются VIIV тысячелетиями до н. э.. А самые ранние изображения, где преобладают «портреты» зверей, относятся к верхнему палеолиту, то есть были созданы сорок — двадцать тысяч лет тому назад.

          Конечно, про наскальные рисунки известно всем. Но тот факт, что у них есть специальное название и то, что стоит лишь сделать пару шагов, чтобы увидеть эти “завораживающие взгляд картины” знают немногие.

          Что же такое петроглиф  по замыслу изобразившего его  художника? Или может просто писаря. Петроглифы можно рассматривать как первую попытку сбора, осмысления, кодирования и передачи информации в доступной для людей того времени форме. Как послание древними своих мыслей нынешним обитателям планеты. Понять эти рисунки, выяснить внутренний смысл и функции дошедших до нас образов очень непросто, но заманчиво и необходимо.

          Понять смысл изображенного  – значит проникнуть в духовный мир людей, живших пять тысяч лет назад. Несомненно, что петроглифы – не просто картинки с натуры, что они связаны с верованиями людей эпохи неолита, их мироощущением в целом. По мнению современного исследователя петроглифов Юрия Савватеева, наскальные полотна – ключевые точки святилищ, которые формировались в обособленных местах побережья, на самой границе воды и суши. Тут как бы сходятся три основные сферы мироздания: подводный, наземный и небесный миры. Возможно, что священными эти участки становились еще до появления петроглифов. С помощью изображений древние колдуны сумели выделить центральные участки святилищ, сделать зримыми и доступными главные объекты поклонения. Сначала сами образы могли наноситься углем, охрой, или кровью, но вода, ледоходы быстро стирали их. Желание придать рисункам долговечность привело в конце концов к появлению выбивки. 

    Петроглифы  Казахстана

    Обоснование:

    Петроглифы  Казахстана - великолепные памятники первобытного и средневекового искусства. Специфика казахстанского рельефа, особенности пород камня, слагающего горные массивы, обусловили широкое распространение петроглифов.

    Благодаря отсутствию техногенного воздействия на большей части территории Казахстана сохранилось множество памятников, которые изучаются специалистами.

    Описание:

    Доминирующая  сфера сосредоточения петроглифов - положительные формы рельефа. Это  в основном скальные гряды и гривы, глубокие узкие ущелья, каньоны.

    Не  всегда петроглифы связаны с другими  археологическими памятниками. Любое  местонахождение петроглифов оригинально  и эстетически активно. Конфигурация скал, цвет, характер плоскости никогда  не повторяются. При этом многообразии можно выделить две основные тенденции глобального порядка. В идеальном выражении это каньон, вторая - останец, сопка, одним словом, "гора". Каньон соотносится с пещерой, гора - с концептом мирового столба.

    В техническом отношении  петроглифы характерны двумя приемами: выбивка (точечная) и прочерчивание. Интенсивность частоты и глубины выбивки корректировались цветом горной породы и цветом патины фона, углом падения и позицией по отношению к странам света изобразительной плоскости.

    Как вид искусства петроглифы возникли в Казахстане еще в глубокой древности, сохранившись и до наших дней. 

    Семиречье является местечком, где находятся  самые известные центры изобразительного наскального творчества. История  изучения и исследования этих памятников исчисляется  десятках лет, однако известно о них не так уж и много.

    Неповторимое  святилище с наскальной живописью Тамгалы было обнаружено в конце пятидесятых годов, а изучение его началось лишь в семидесятые-восьмидесятые годы. Святилище Ешкиольмес – не менее яркий культурный памятник, что расположен в долине речки Коксу, был обнаружен только в 80-х годах.

    Сегодня в Семиречье открыто уже более  чем 50 памятников, в которых сосредоточены  петроглифы - наскальные рисунки. Причем, наряду с крупными открытиями насчитывают  несколько тысяч наскальных рисунков, маленькие группки петроглифов  в различных ущельях и прочее.

    Чаще  всего, вблизи петроглифов располагаются  и другие археологические находки: могильники, поселения, культовые сооружения, жертвенники и др. Все эти места  делают значительно шире и полней представление о культуре Семиречья.

    В 170 километров к северо-западу от города Алматы расположено урочище Тамгалы. Большая часть петроглифов находится к низу от главного ущелья, а также в боковом ущелье, примыкающем к нему с запада. Поразительно, но количество рисунков по всему урочищу составляет около 2 тыс.! Они все условно подразделяются на семь групп. А именно: солнцеголовых божеств, рожениц, ряженых, брачных пар, воинов-полиценосцев, а еще многофигурные рисунки, изображающие животных и людей, фрагменты охоты и жертвоприношений быков.

    Петроглифы  являются разновременными, однако большую их часть можно отнести к эпохе бронзы. Выполненные в зверином стиле рисунки размещаются в основном отдельно от других, более древних изображений. В целом, это урочище – один из наиболее ярких и древних памятников изобразительного наскального искусства в Семиречье.

    Юго-западным отрогом прекрасного Джунгарского Алатау являются горы Шолак. В хозяйственном  применении эти горы наиболее полезны  для скотоводства кочевых форм. Наскальные рисунки гор Шолак не являют собой единое крупное скопление петроглифов. Наиболее интересные из них были найдены в ущельях Тайгак, Теректы, Кезень, Кызыл-Ауыз.

    Проанализировав многие сюжеты понимаешь, что в подобном святилище, как Тамгалы, петроглифы были специальной знаковой комбинацией, системой для сообщения информации.

    Петроглифы  эпохи бронзы в Семиречье отражают культ плодородия, изображенный в  рисунках брачных пар, в фрагментах сцен с роженицами и т.д. Тесно  с культом плодородия переплетается  и культ солнца. В фрагментах сцен обоих культов можно проследить идею жертвоприношения, что выражено в изображении убийства быка или же охоты на любого другого животного.

    А самым ярким сюжетом наскальной росписи того времени остается изображение  сцен терзания беззащитных травоядных животных хищными. Достаточно выразительно выглядят на скалах изображения крупных животных – кабанов, оленей, верблюдов. По своей форме довольно зооморфное искусство кочевников-саксов отражало такие же идеи, сто и в предыдущую эпоху.

    Так или иначе, а эти прекрасные наскальные рисунки несут нам знания об устройстве мира, так как, вполне возможно, были фоном для совершения различных обрядов. Светлые рисунки и темные скалы, освещенные небом, вызовут у Вас ощущение величественности и перспективы нашего мира. 

    АРПА-УЗЕНЬ 

    Географическое  положение:

    Хребет  Каратау, 25 км на запад от с. Чулак-Корган

    Южно-Казахстанская  область

    Впервые петроглифы были обнаружены в 1972 году М. Кадырбаевым и А. Марьяшевым и  обследованы Каратауским отрядом  ЮКАЭ в 1974-1975 гг. Было выявлено более 3000 изображений. Наскальные изображения сгруппированы по склонам гор, у подножья хребта Каратау, на высоте около 900 м над уровнем моря. Изображения высечены на больших скальных блоках и плитах, сложенных из алеврито-песчаниковых сланцев.

    Основная  часть петроглифов представлена древними изображениями. На одной из плит сцена с участием верблюдов и людей. В центре высечена большая фигура верблюда-бактриана, достигающая в длину 1,85 м; у верблюда спутаны ноги. Рядом размещены другие фигуры этих же животных, люди в позе адорации с поднятыми вверх руками. Возможно, это сцена, связанная с поклонением верблюду. На плитах урочища запечатлено большое количество лошадей и куланов. Лошади изображались на поводу, с седоками и запряженными в колесницы.

    Распространенным  сюжетом во время создания ранних петроглифов является преследования  козлов собаками. Эти петроглифы отличаются удивительной экспрессией. Изображения  лишены условности и декоративности, однако черты "звериного стиля" уже угадываются в гравировках.

Информация о работе Петроглифы