Пейзажная живопись на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе как средство обучения и воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 20:22, курсовая работа

Краткое описание

Формирование у учащихся эстетических представлений, понятий и вкусов посредством пейзажной живописи – это весьма сложная педагогическая задача. Данная тема является актуальной, потому что уроки русского языка, литературного чтения, на которых используется живопись, способствуют более полноценному и разностороннему эстетическому воспитанию, обучению средствами изобразительного искусства; на них учащиеся имеют возможность полнее проявить свои творческие способности, углубить познания в области изобразительного искусства, приобщиться к русской культуре.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 5
1.1.Психолого-педагогические особенности эстетического воспитания учащихся посредством искусства 5
1.2.Развитие чувств и эмоций в общении с пейзажной живописью 9
1.3.Эстетическое воспитание учащихся на уроках русского языка, литературного чтения с использованием пейзажной живописи и с учётом психологических особенностей школьника 11
ГЛАВА 2. методика обучения в содружестве с пейзажной живописью 14
2.1.Анализ школьной программы по русскому языку и литературному чтению 14
2.2. Методика уроков литературного чтения с применением живописи 17
2.3. Живопись и методика уроков русского языка 21
2.4. Методические рекомендации к урокам развития речи 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Чудаевой Ольги(переделанная)..docx

— 68.20 Кб (Скачать файл)

Исключительно большое значение придавали “прочувствованию” природы такие известные русские пейзажисты, как А. К. Саврасов, И.И.  Левитан, В. Д. Поленов. Они справедливо считали, что эмоциональное переживание, вызываемое родной природой, просторами русских полей и лугов, разливами рек, является необходимым условием успеха воспитания гармонической личности. Часто Левитан говорил, что картина – это кусок природы, профильтрованный через темперамент художника.

Богатство, глубина и сила эмоциональных переживаний  растёт в процессе общения с изобразительными средствами. Ученики должны уметь выражать свое отношение к изображаемому. Поэтому развитие чувств и эмоций  с самого начала их обучения является важной задачей педагога.

Любое произведение изобразительного искусства рассчитано на восприятие его многими людьми. Поэтому художник стремится в своих произведениях донести до других свои мысли, идеи, взгляды через наглядные образы предметов и явлений действительности. Посредством восприятия картины зрители знакомятся с мировоззрением художника, его идеями, переживают те же чувства, которые переживал он сам. Таким образом, развитие эстетических чувств учащихся,  является совершенно необходимым условием для успешной работы с живописью.[9, c.73]

Рассматривая значение эстетических чувств на уроках русского языка, литературного чтения с использованием искусства, следует иметь в виду, что в их возникновении и проявлении значительную роль играют особенности чувственного облика объектов – цвет, форма, силуэт, изящество линий. Но форма предметов не существует изолированно от их содержания. Поэтому необходимым условием формирования эстетических чувств является воспитание умения воспринимать форму как материальную оболочку определенного содержания. Переживание предметов и явлений действительности как прекрасное, которое обогащает духовный мир человека, делает его жизнь богаче, ярче. Это объясняется тем, как говорил   Н. Г. Чернышевский, что эстетические чувства переживаются человеком как светлая радость. Прекрасное постоянно привлекает к себе внимание человека, ласкает его взор, пробуждает потребность еще и еще раз посмотреть, доставляет человеку эстетическое наслаждение. Художественное искусство играет большую роль в воспитании людей, особенно в воспитании их чувств и художественного вкуса. [24, c.114].

Итак,  для успешного развития чувств в педагогическом процессе могут применяться самые различные способы и приемы. Основным является непосредственный процесс работы. Эффективное средство – эмоциональный рассказ учителя,  анализ произведений мастеров, беседа, сообщение об истории картины. Большое воздействие на формирование чувств учеников оказывают похвала, следует всегда с тактом относиться к результату творческой работы ученика с использованием картины, учитывая его старание, любовь к искусству. 

1.3.Эстетическое воспитание учащихся на уроках русского языка, литературного чтения с использованием пейзажной живописи и с учётом  психологических особенностей  школьника

У младшего школьника есть  психологические предпосылки, есть внутренний мир, есть уже сложившиеся способы понимания окружающего мира. Психологи считают, что развитие в этом возрасте определяется общением ребенка с людьми. Но ему не хватает устойчивых координат – той системы жизненных ценностей, которая позволяет ему давать настоящую оценку происходящему. Именно поэтому учащимся в школьную программу включают  уроки эстетического цикла – изобразительное искусство, музыка, литературное чтение. Эстетическое воспитание формирует чувства в области прекрасного. В эстетике это прекрасное связано с искусством, с художественным отражением действительности в сознании и чувствах человека. [13, c.28]

В школьном возрасте продолжают развиваться и совершенствоваться все качества внимания: объем, концентрация, распределение, устойчивость внимания. Особенное развитие получает произвольное внимание. Ответственность за учение, свои поступки, интерес к учебным знаниям, увлеченность той или иной деятельностью, осознанность своих решений – все это способствует развитию произвольного внимания, формированию умения самостоятельно воспитывать внимание. Поэтому в этом возрасте  школьники наиболее хорошо поддаются эстетическому воспитанию посредством обращения к пейзажной живописи. На уроках ребятам обеспечивается активность и самостоятельность в выполнении учебного задания, в связи с этим происходит воспитание чувства, формируется умение преодолевать трудности, развивается наблюдательность, интерес к учебной работе. [18, c.174]

В живописи отражение действительности начинается с ощущений. Ощущение – отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств. Отражение предметов и явлений в многообразии их свойств и особенностей представляет собой восприятие. В процессе восприятия, наряду с ощущениями, включается прошлый опыт в виде знаний, представлений. Восприятие является связующим звеном между ощущением и мышлением в едином процессе познания. Глубокое и всестороннее познание действительности возможно лишь при участии мышления. С помощью мышления человек познает то общее в предметах и явлениях, те закономерные, существенные связи между ними, которые недоступны непосредственному познанию. В психологии восприятия различают непреднамеренное и преднамеренное. Такое восприятие обычно вызывается яркой внешностью объекта, наличием интереса у человека к воспринимаемому объекту. В этом случае человек не просто смотрит, а разглядывает. Преднамеренное восприятие, как правило, бывает обусловлено задачами, спецификой деятельности, интересами, потребностями человека. Уроки знакомства развивают восприятие, посредством развития чувствительности глаза к максимальным изменениям величины, направлениям формы, определение направления контура линий и их соотношение по величине. В пейзажной живописи важное значение имеет изучение законов перспективы. Целостное восприятие действительности – основной принцип изобразительного искусства. [16, c.352]

В школьном возрасте развитие эмоций и чувств тесно связано с особенностями взросления. В этом возрасте наблюдается стремление школьников к острым переживаниям. Этим объясняется тяга учащихся к подражанию успешно сложившимся личностям. Сопереживание – характерная черта этого возраста. Оно способствует развитию чувств, обусловливает устойчивость, глубину, силу отдельных эмоциональных переживаний и чувств. [19,48]

Итак, обостренная чувствительность в этом возрасте вызывает повышенную требовательность к своим поступкам, это может способствовать успешному обучению на уроках  с использованием пейзажной живописи. В этом возрасте можно наиболее успешно повлиять на формирование у школьников моральных чувств и воспитать нравственность.

 

ГЛАВА 2                                                                                                     методика обучения  в содружестве с пейзажной живописью      НА  УРОКАХ         РУССКОГО ЗЫКА  И ЛИТЕРАТУРНОГО   ЧТЕНИЯ                                                                                                                                                                                                                                  2.1.Анализ школьной программы по русскому языку и литературному чтению

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  программы В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина, А.Ф.Шанько «Обучение грамоте», программы Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой «Русский язык»,  приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.12.2008 года № 379. [6, 24]

Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по русскому языку, возрастных особенностей младших школьников. При этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания. [11, 28]

Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников учебно-познавательных мотивов, формированию учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, умений организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность, принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением. При изучении курса «Русский язык» осуществляется становление таких общеучебных интеллектуальных умений, как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.[15, c.74]

Курс литературного чтения является одним из основных предметов в системе начального общего образования, закладывающим основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников, их умения пользоваться устным и письменным литературным языком. Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных, предметных и межпредметных результатов освоения программы литературного чтения, а также успешность изучения других предметов в начальной школе.[2, c.58]

Характерной чертой данной программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» обучения работе с произведением и книгой. При изучении произведений постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению. В программе не выделяются отдельно уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых комплексно решаются все задачи литературного образования младших школьников: формируются читательские умения, решаются задачи эмоционального, эстетического и литературного развития, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Школьная программа по русскому языку и литературному  чтению рассчитана на 4 года обучения. Она ставит перед педагогом следующие учебно-воспитательные задачи:

-обогащать речь  учащихся, развивать их эстетический вкус, способствовать повышению уровня нравственного воспитания учащихся;

- развивает в детях умение эстетически воспринимать прекрасное в окружающей  природе, видеть красоту, пробуждает эмоциональную отзывчивость  учащихся на увиденное. [12, c.146]

Уроки чтения тесно связаны с такими предметами эстетического цикла, как музыка и изобразительное искусство, которые способствуют пробуждению в детях чувства прекрасного, чувство радости и доброты,  развитию ума, воображения, воспитанию эстетического вкуса ребёнка. Взаимосвязь уроков чтения, музыки и изобразительного искусства формирует  в детях умение понимать и ценить   произведения  искусства, содействует гармоническому развитию личности.

Итак, в программе только упоминается о развитии эстетических чувств  ребёнка в процессе обучения, учитель должен сам творчески подходить к разработке  уроков русского языка и литературного чтения с использованием живописи, чтобы они способствовали эстетическому воспитанию детей.

 

2.2. Методика  уроков литературного чтения  с применением живописи

Чтобы разобраться в эстетической стороне действительности, ребенку необходимо понять язык разных видов искусства. А язык живописи и литературы различен, имеет свою специфику. Н.Н. Светловская в книге «Основы науки о читателе» пишет, что главный значимый знак текста – это не слово, как принято считать в традиционной методике обучения чтению, а поэтический образ, существующий в разных проявлениях: образ-картина (пейзаж, интерьер), образ-сцена (ситуация, эпизод), образ-объект и образ-персонаж. [14, c.75]

Главная задача читателя «состоит в том, чтобы научиться, воспринимая художественный текст, мыслить образами. В этом проявляется искусство читательского сотворчества, соответствующее искусству писательского творчества».  «Восприятие литературы как искусства и явления художественной культуры» – таково единое методологическое основание курса литературного чтения по системе развивающего обучения                           Л.В. Занкова. Изучение литературных произведений мыслится именно в аспекте присущей им художественной образности. [8, c.26]

Эстетическое осмысление действительности в произведениях художественной культуры осуществляется посредством образов, а не понятий. Специфика литературы – в словесной образности. Поскольку слово – это доступный бытовой материал общения, требуются специальные усилия со стороны учителя для формирования чувства удивления перед красотой слова и способностью в сочетании с другими словами создавать неповторимые художественные образы. Нужно отметить, что все учебники для литературного чтения на протяжении всего курса снабжены интереснейшими иллюстрациями, благодаря  которым становится возможной работа по сопоставительному анализу произведений изобразительного и словесного искусства почти на каждом уроке.[18, c.63]

Уже в 1-м классе основное внимание уделяется формированию интуитивного понимания специфики художественного образа на основе практического сравнения отрывков из художественной и научной литературы. В учебнике «Литература» В. Ю. Свиридовой задание такого характера дано на примере необычных произведений Г. Остера. Восприняв словесный образ, дети передают его через рисунок. Например, после работы над рассказами Г. Остера «Середина сосиски», «Хорошо спрятанная котлета» учащимся предлагается следующее задание: «Закрой глаза, представь, как держишь в руках пушистый комочек. Теперь нарисуй, какой он». Или другой пример: прочитав стихотворение, определить настроение поэта и нарисовать его. Предлагается два противоположных по настроению стихотворения: «Дерево-жираф» Н. Орловой и «Там ива, опираясь на костыль…»                    Л. Друскина. Дети выясняют, что и слово, и рисунок способны передать чувства, состояния. Заданий подобного вида очень много. Работа над особенностями изобразительного и словесного образа ведется, к примеру, при изучении стихотворений И. Бунина («Листопад»), Н. Чапуриной («Ландыш»), С. Пшеничных («Прощание», «Рассветает»). Надо давать задания по соотнесению картинок с фрагментами текста, по составлению рассказа, сказки по иллюстрациям, применяется прием словесного рисования. Таким образом, начиная с 1-го класса у детей формируется осознанное восприятие художественного изобразительного и словесного образа. Во 2-м классе программа предусматривает дальнейшее формирование отношения к литературе как к искусству, включение литературы в контекст других видов искусства на основе постоянного сравнения произведений литературы, живописи, музыки. Поэтому в учебнике 2-го класса по программе В. Ю. Свиридовой можно обнаружить тему «Пейзаж в литературе».[7, c.83]

Информация о работе Пейзажная живопись на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе как средство обучения и воспитания