Отчёт о квалификационной практике в музеи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 19:47, отчет по практике

Краткое описание

Целью музейной практики является ознакомление студентов с наследием материальной и духовной культуры разных наций и народностей и основами проектирования музейно-выставочной предметно - пространственной среды, созданием музейных экспозиций.
Задачи музейной практики:
Раскрытие специфики дизайна музейных интерьеров и выставочных экспозиций, закономерности принципов, методов и средств проектирования музейной предметно-пространственной среды.
Ознакомление с различными видами музеев и выставочными залами различного назначения, их функциями, видами музейной деятельности: фондовой, экспозиционной, экскурсионной.

Содержание

Введение 3
Глава 1 4
1.1 Определение музея. 4
1.2 Виды музеев 7
Глава 2 9
2.1 Выставочный зал "Покровка 8" 9
2.2 Нижегородский кремль 10
2.3. Музей архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья 11
Заключение 13
Список литературы 14

Вложенные файлы: 1 файл

отчёт по практике 3 курс лето.docx

— 35.95 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

"Нижегородский государственный  педагогический университет им.К.Минина"

 

 

Кафедра декоративно-прикладного  искусства и дизайна

 

 

 

 

 

 

 

Отчёт о квалификационной практике

 

 

 

 

Выполнил: студент гр. Д-10-2

Истомина Е.С.

Проверил: преподаватель Серова О.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2013г.

Содержание

Введение 3

Глава 1 4

1.1 Определение музея. 4

1.2 Виды музеев 7

Глава 2 9

2.1 Выставочный зал "Покровка 8" 9

2.2 Нижегородский кремль 10

2.3. Музей архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья 11

Заключение 13

Список литературы 14

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Музейная практика - один из важнейших этапов в профессиональном обучении студентов дизайнерского профиля подготовки, является обязательной составной частью учебного процесса в ВУЗе, самостоятельной формой обучения будущих дизайнеров.

Место прохождения практики: «Нижегородский архитектурно-строительный музей заповедник» с 1 июля по 28 июля. 

Целью музейной практики является ознакомление студентов с наследием материальной и духовной культуры разных наций и народностей и основами проектирования музейно-выставочной предметно - пространственной среды, созданием музейных экспозиций.

Задачи музейной практики:

  1. Раскрытие специфики дизайна музейных интерьеров и выставочных экспозиций, закономерности принципов, методов и средств проектирования музейной предметно-пространственной среды.
  2. Ознакомление с различными видами музеев и выставочными залами различного назначения, их функциями, видами музейной деятельности: фондовой, экспозиционной, экскурсионной.
  3. Формирование умений проектирования и организации музейно-выставочных экспозиций разного назначения.
  4. Развитие навыков конструктивного рисования при изображение интерьеров музеев.
  5. Развитие графических навыков в рисовании различных экспонатов, колористического видения при изображении предметов музейной экспозиции.

 

 

 

 

Глава 1

1.1.Определение музея. Принципы построения музейных экспозиций

Слово музей – в переводе с греческого museion означает храм, в котором живут музы – храм муз.

Современная наука определяет музей как учреждение, ведущее  научно-исследовательскую, научно-просветительскую деятельность путем хранения, систематизации, изучения и популяризации памятников материальной и духовной культуры.

Создание музейных экспозиций тесно связано с частным коллекционированием. Первоначальное накопление произведений искусств происходило в храмах, дворцах знати и правителей страны. Одной из первых музейных экспозиций, содержащейся на средства государства, принято считать Александрийский музей в Египте. Александрийский музей был своеобразным научно-образовательным учреждением, в структуру которого входили: знаменитая Александрийская библиотека, астрономическая обсерватория, высшая школа, анатомический театр и некоторые другие учреждения. Александрийская библиотека содержала уникальное собрание произведений греческой литературы и науки, переводной восточной литературы – всего около 700 тыс. свитков. Однако, во время осады Александрии Юлием Цезарем, основные фонды библиотеки погибли. Вместе с разрушением библиотеки в IV в. до н. э. Прекращает свое существование Александрийский музей.

Первые систематические  коллекции произведений науки и  искусства за рубежом появляются в эпоху Возрождения в Италии, а затем во Франции, Англии, Германии. В это же время создаются естественнонаучные музеи и собираются предметы, связанные с географическими открытиями. В XVIII в. открывается знаменитый Британский музей и Лувр в Париже.

В России богатейшие собрания книг, произведений искусства, достижений науки сосредотачиваются в руках князей и священнослужителей при монастырях и церквах. Широко известны коллекции Киево-Печерской лавры, Софийского собора в Новгороде. В оружейной палате Московского Кремля с XVI века ведется систематическое коллекционирование оружия и драгоценностей. Первый русский научный музей был основан в 1714 году Петром I в Санкт-Петербурге. Петербургская кунцкамера приняла первых посетителей в 1719 г. В экспозициях музея были собраны редкие и диковинные вещи, а сотрудники этого музея должны были вести образовательную работу. Постепенно стали образовываться музеи, посвященные военным доблестям Русского оружия. К таким музеям относятся музеи в Феодосии и в Одессе. Музейная сеть постепенно совершенствовалась и развивалась. Большинство крупнейших современных музеев мира были созданы в XIX веке.

Функциями музея являются: научно-просветительская; научно-исследовательская, реставрационная. Все эти функции реализуются через различные виды музейной деятельности: фондовую, экспозиционную, экскурсионную.

Собрания музейных предметов  классифицируют по типам музейных источников. Выделяют: вещевые (орудия труда, оружие, военное снаряжение, предметы быта, предметы декоративно-прикладного искусства, образцы сырья и продукции производства), изобразительные (живопись, графика, скульптура, литография, рисунки, фотографии), письменные источники (рукописные и печатные документы, прокламации, законадательные акты) и документальные видео- и аудиоматериалы (запись разнообразных шумов, выступлений известных политических деятелей и мастеров искусства).

Музейные материалы оформляются  в тематические экспозиции. Создание музейной экспозиции процесс длительный, требующий кропотливой творческой работы. В целом выделяют три основных принципа построения музейной экспозиции.

  1. Принцип научности. Любая экспозиция должна строиться на основе научной концепции, которая ориентирована на общественное развитие.
  2. Принцип предметности. Основу экспозиции составляют подлинные предметы, которые ярко характеризуют эпоху, образ жизни и деятельности людей и пр. 
  3. Коммуникативно-информационный принцип. Учет данного принципа предполагает, что дизайн экспозиции будет продуман таким образом, чтобы заключенная в ней информация легко воспринималась посетителями различного возраста и различных социальных групп.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Виды музеев

Выделяют три типа музеев: научно-просветительские, исследовательские, учебные. В соответствии с содержанием коллекций выделяют музеи отраслевые, комплексные, мемориальные.

Виды музеев:

1.Отраслевые (Исторические, художественные, литературные, музыкальные, этнографические, технические, естественно - научные)

2. Комплексные (Краеведческие)

3. Мемориальные (Музеи-заповедники,  музеи-усадьбы, дома-музеи)

Работа исторических музеев связана с изучением исторических событий, памятников, археологических находок.

Художественные музеи собирают и изучают произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Ярким примером является Третьяковская галерея – музей, в экспозициях и запасниках которого собрана богатейшая коллекция художественных произведений (живопись, скульптура, графика, миниатюра и пр.).

Сотрудники литературных музеев хранят память о жизни и деятельности великих писателей, занимаются установлением закономерностей в развитии литературы. 

Музыкальные музеи могут быть музеями музыкальных инструментов; музыкальной культуры и мемориальными. Музеи музыкальных инструментов хранят уникальные коллекции инструментов разных эпох и народов, а также изготовленных великими мастерами. Музеи музыкальной культуры имеют архивно-рукописные материалы, музыкальные инструменты, изобразительные материалы, фонотеку. Музыкально-мемориальные музеи создаются, как правило, в домах и усадьбах, где жили и работали широко известные композиторы.

Коллекцию музыкальных инструментов могут содержать и этнографические музеи, которые отражают в своих экспозициях и фондах наследие материальной, духовной культуры разных наций и народностей, а также условия их общественной жизни.

Технические музеи собирают и экспонируют предметы, связанные с достижениями технической культуры на всех стадиях развития человечества.

Музеи естественноисторические опираются на естественные науки и демонстрируют экспонаты, раскрывающие достижения в области изучения флоры и фауны, отдельных областей сельского хозяйства и землепользования.

Комплексные музеи, к которым относятся краеведческие, сочетают в себе несколько направлений сбора, коллекционирования и изучения экспонатов. Краеведческие музеи составляют самую широкую сеть и включают отделы истории, природы, декоративно-прикладного искусства, небольшие картинные галереи.

Мемориальные музеи создаются на базе выдающихся памятников архитектуры, живой природы или на базе краеведческих, литературных, музыкальных и других музеев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2

2.1. Выставочный  зал «Покровка 8»

Выставочный зал «Покровка, 8» расположен на центральной и одной из старейших улиц Нижнего Новгорода – Большой Покровской, в трех-этажном здании, являющимся памятником архитектуры 19 века.

Здесь в 1885 г. родился Яков Михайлович Свердлов – видный деятель, революционер, первый президент Советской Республики. С 1947 г. в этом здании располагался музей, рассказывающий о его жизни и деятельности. 1970 г.

С 1991г. музей преобразовался в Выставочный зал «Покровка, 8» с сохранением мемориального  комплекса, посвященного Я.М. Свердлову.

В выставочном зале работали выставки различного направления из собрания Музея-заповедника: исторические, декоративно-прикладные, художественные.

Богатая и многоликая история  улицы Большой Покровской легла  в основу постоянно действующей  выставки «Главная улица города». Подлинные экспонаты (одежда и аксессуары, документы, фото, дамские шляпки, зонты, перчатки и веера, часы, канделябры, подсвечники предметы интерьера) свидетельствуют о дворянской, купеческой, деловой, торговой и светской жизни улицы.

На втором этаже выставочного зала в трёх комнатах воссозданы интерьеры 19-начала 20 веков. Первая комната представляет собой убранство кабинета. Переход между комнатами представляет экспозицию различных мелких предметов быта, скульптуру и элементы канцелярии того времени. Вторая комната разделена на две секции, одна из которых оборудована как столовая, другая как часть гостиной комнаты.

В приложениях представлены зарисовки элементов интерьера части гостиной комнаты и несколько предметов интерьера кабинета из  экспозиции «Люди и время. Нижегородская интеллигенция».

2.2. Нижегородский  кремль

Дмитровская башня — названа по имени великого князя нижегородского Дмитрия Константиновича. По другой версии название связано с церковью во имя святого великомученика Димитрия Солунского, построенная князем Дмитрием перед башней в 1378 году. Впервые упоминается в 1372—1374 годах, считаясь самой старой башней, но современный облик получила в 1895 при приспособлении под Художественный музей (в настоящее время в ней расположен выставочный зал).

Первый этаж выставки имеет  постоянную экспозицию «Несокрушимый щит России». Она примечательна спиральным расположением установленным в соответствии временной линии. Самые древние предметы, обнаруженные при археологических раскопках расположены в центре зала. Обойдя вокруг центральную часть зрители переходят к осмотру самого зала двигаясь так же по часовой стрелке, где представлены материалы по истории создания Нижегородского кремля, оружие, макеты, планы застроек, фотографии, предметы быта. Завершается экспозиция предметами второй половины XX века.

В Зачатьевской башне так же представлена экспозиция археологических находок. Большую часть коллекции составляет глиняная утварь, архитектурные элементы, орнаменты, а так же интерактивные пособия - карты, рисунки.

В приложениях представлены зарисовки бронзового подсвечника 18 века, телефонного аппарата нижегородской  сети начала 20 века, женский костюм 20 века - Дмитровская башня, а так же архитектурный элемент капители пилястры Спасо-Преображенского собора в кремле - Зачатьевская башня.

 

 

 

2.3. Музей архитектуры  и быта народов Нижегородского  Поволжья

Музей архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья, был основан в 1969 г. в районе Щелковского хутора. Генеральный проект создания музея был разработан доцентом ГИСИ архитектором Ю.Г.Самойловым. 3 июня 1973 г. музей принял первых посетителей. К музейному показу были подготовлены 6 объектов первой очереди музея быта.

Экспозиция под открытым небом рассказывает о характерных  постройках, особенностях жизни, промыслах северо-западного Поволжья. Экспозиция состоит из памятников деревянного зодчества, таких как :

Информация о работе Отчёт о квалификационной практике в музеи