Особенности композиции и решения пространства во фламандском и голландском натюрморте XVII века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 01:28, курсовая работа

Краткое описание

Для выполнения поставленной задачи было необходимо найти и разобрать взаимосвязь изображенных на полотне объектов, специфику компоновки и так же основные отличительные черты используемых художниками средств. В достижении поставленной цели мне помог анализ взаимного расположения изображаемых предметов, светотени и цветовых отношений. Необходимость абстрагироваться от физической сущности предметов и воспринимать их как некие элементы композиции дала возможность увидеть общую организацию пространства картины.

Содержание

Вступление………………………………………………………..2
Фламандский натюрморт………………………………………...3
Голландский натюрморт…………………………………………5
Заключение………………………………………………………..7
Список литературы……………………………………………….8

Вложенные файлы: 1 файл

kursach.doc

— 2.13 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по теме:

 

Особенности композиции и решения пространства во фламандском и голландском натюрморте XVII века.

 

На примере 6 произведений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

Вступление………………………………………………………..2

Фламандский натюрморт………………………………………...3

Голландский натюрморт…………………………………………5

Заключение………………………………………………………..7

Список литературы……………………………………………….8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вступление

 

 

В данной работе я постаралась выявить  характерные черты композиционного строя и пространственного решения голландского и фламандского натюрморта XVII века. Для выполнения поставленной задачи было необходимо найти и разобрать взаимосвязь изображенных на полотне объектов, специфику компоновки и так же основные отличительные черты используемых художниками средств. В достижении поставленной цели мне помог анализ взаимного расположения изображаемых предметов, светотени и цветовых отношений. Необходимость абстрагироваться от физической сущности предметов и воспринимать их как некие элементы композиции дала возможность увидеть общую организацию пространства картины.

Моя работа проводилась на примере  шести картин:

  • Франс Снайдерс, «Корзина фруктов»                                                     1633г.
  • Франс Снайдерс, «Рыбная лавка»                                                            1620-е гг.
  • Франс Снайдерс, «Натюрморт с дичью, фруктами и овощами»          1614г.
  • Ян Давидс Де Хем, «Натюрморт с книгами»                                         1628г.
  • Питер Клаас, «Натюрморт с бокалом и серебряной вазой»                  -------
  • Питер Клаас, «Часть завтрака»                                                                1646г.

Но для начала разберемся, что  такое натюрморт. С точки зрения Википедии: «Натюрморт (фр. nature morte — «мёртвая природа») — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве»1. Но, как мы увидим ниже, в натюрмортах XVII века (особенно в картинах Франса Снайдерса) нередко присутствуют живые создания: люди, животные, птицы. Ответ на возникшее противоречие мы можем найти в книге Б.Р. Виппера: «…Первоначальное его содержание было<…> весьма узким. Оно определяло исключительно изображение мертвой <…> натуры <…>. Но очень скоро и незаметно значение термина распространилось сначала на все предметы неодушевленные, потом на существа органические низшего порядка, а очень скоро и на все вообще живущее, вплоть до человека».

Так же  хотелось бы указать на следующий факт: «По самому характеру своих тем <..> - натюрморт дает наиболее чистое, свободное от случайных ассоциаций содержание. И наоборот — нигде художественная форма не говорит так ясно и свободно, как именно в натюрморте, этой области живописи, наиболее близкой к самому формальному из искусств, архитектуре»2

Фламандский натюрморт

 

Приступим к анализу фламандского натюрморта. За основу я взяла картины Франса Снайдерса, работы которого отличаются невероятной динамичностью, выразительностью и богатством форм.

Я считаю, что здесь стоит упомянуть  о том, что в XVII веке в искусстве происходят большие перемены. Пространство переходит из статичного состояния в динамичное, меняется система восприятия изображаемых объектов. При анализе фламандских и голландских натюрмортов видно, как авторы пытались организовать картинное пространство, используя различные более или менее динамичные структуры. Картины Снайдерса, как было сказано выше, являются яркими представителями динамичной системы организации пространства, т.е., благодаря определенному расположению фигур в пространстве, взгляд зрителя следует по изначально задуманной автором схеме, задерживаясь взглядом на наиболее важных узлах. В качестве примера рассмотрим картину «Рыбная лавка».

Отправной точкой является фигура рыбака, точнее таз в его руках, из которого высыпаются угри и мелкая рыба. Далее взгляд скользит вниз, вдоль фигуры свесившегося угря и далее по телу крупной рыбины.  После он плавно поднимается наверх, следуя за движением тела небольшого морского котика и, наконец, упирается в правый край картины. Но здесь наш взгляд не останавливается и, следуя справа налево вдоль столешницы, вновь возвращается к фигуре рыбака. Для большей ясности все фигуры, создающие этот замкнутый круг, изображены гораздо более светлыми, чем остальные, которые только поддерживают это движение. Таким образом эта картина «может послужить примером строгой организации динамичных масс и пластического единства композиции»3. Благодаря извивающимся, S-образным фигурам рыбы создают ощущение скользкости, осклизлости, что добавляет еще больше динамизма в картину.  В то же время фигура рыбака затемнена и расположена на светлом фоне, что дает нам понять, что он не самая важная фигура из изображенных. Так же автор прибегнул к интересному способу передачи глубины картины. Делая световой акцент на правой части картины, он постепенно сгущает краски, оставляя левый верхний угол самым темным.

Еще стоит обратить внимание на характерную для Снайдерса особенность: задний план не обрубается стеной, он развивается дальше, показывая нам небо, побережье, линию горизонта, корабли.

В остальных выбранных мной картинах  прослеживаются те же основные пространственные приемы, что и в «Рыбной лавке»: замкнутое движение, задаваемое изображенными объектами, наличие нескольких ярусов, четко прослеживаемая динамика в расположении фигур:

 


 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Голландский натюрморт

 

По своему композиционному строю  голландский натюрморт отличается от фламандского. В нем нет той вольности и размаха, что присуща фламандскому натюрморту. Символ «Still life» для голландского натюрморта не соотносится по смыслу с «мертвой природой». Это, скорее, тихая, размеренная жизнь. Большая часть голландских натюрмортов небольшого размера, т.к. « они являлись в основном предметом украшения скромных бюргерских домов»4.  Для этого им не требовалось расширять пространство при помощи отсутствия стен, не нужен был яркий, завораживающий сюжет. Лаконичность, организация, выдержанность в общей цветовой гамме – вот их главные отличительные черты.  В качестве примера рассмотрим картину Питера Клааса «Натюрморт с бокалом и серебряной вазой».

 В данном натюрморте используется относительно мало предметов, но: «Натюрморт, т. е, изображение предмета, есть один из двух главных обликов художественной формы, другой облик которой мы называем изображением пространства. Предмет и пространство — два рычага изобразительного искусства. Изучая один, мы неизбежно приводим в движение другой. Вот почему проблема пространства занимает такое широкое место в настоящем исследовании»5. Здесь идет интересное сочетание пространственной композиции фигур  и светотени. Развитие изображенных предметов по высоте начинается в нижнем левом углу и идет по диагонали, но во второй трети картины снова начинает опускаться, приостановленное положенной в сложном ракурсе вазой. Свет же падает по второй диагонали, пересекая нашу воображаемую линию. В отличие от фламандских натюрмортов, здесь мы точно можем определить, где находится источник света (который находится в правом верхнем углу и светит со стороны зрителя), лучи которого, попадая на серебряную вазу, выбеливают ее и, вкупе со сложным ракурсом, при котором ножка вазы повернута на зрителя, еще сильнее выдвигает ее вперед.

В связи с уменьшением количества элементов в натюрморте, пропала  необходимость отодвигать картинную  плоскость как можно дальше, чтобы  охватить все. Но не пропала та самая цепочка, по которой мы смотрим на предметы. Здесь отправной точкой является ваза, точнее ее ножка. Далее мы плавно поднимаемся выше,  вплоть до ее чаши. Здесь наш взгляд поворачивает налево, стремясь к вершине бокала. Но затем он падает по диагонали вниз, к грецкому ореху, а после поворачивает направо и снова возвращается к вазе, точнее к оливке возле вазы. В отличие от фламандских натюрмортов, где движение двигалось по плавной кривой линии, здесь мы получаем что-то вроде треугольника. В остальных, приведенных мной в пример картинах, так же прослеживается большая угловатость формы контура, вдоль которого скользит взгляд:

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Благодаря проведенному анализу, основанному  на работах мастеров, мне удалось  выявить основные отличительные черты пространственного решения и композиционного строя голландского и фламандского натюрмортов. В итоге я пришла к выводу, что голландский и фламандский натюрморты являются полными противоположностями как и с идейной, так и с композиционной точки зрения.  Голландские мастера стремились передать на своих картинах именно отношение к повседневной жизни человека изображенного объекта или группы. Их картины, выдержанные в общем тоне, побуждали к спокойному созерцанию, в них нет динамики и многоярусности, которая присуща работам фламандских мастеров. Полные света и воздуха, они гораздо более цельные. Так же «голландец не любил сочетания живого существа с натюрмортом»6. Среди голландцев была крайне популярна тема обыденности, повседневной суеты, «vanitas». У фламандцев же все иначе – буйство форм и красок, открытое пространство, словно приглашающее в свой утопический мир, ярко выявленное движение, которое подчеркивается при помощи игры со светом и контрастом. Предметы, изображенные на картинах, находятся дальше от зрителя, чем у голландцев, поскольку им нужно больше места, чтобы охватить все то изобилие, которое он хотят передать. Первая ассоциация с фламандскими натюрмортами – богатство, барокко. С голландскими натюрмортами же больше ассоциируется сдержанность, аристократичность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

Книги:

 

Даниэль С.М. Картина классической эпохи. – М.. 1986

Виппер Б.Р. Проблема и развитие натюрморта. – М., 2005

 

Сайты:

 

http://www.art-katalog.com/russian/73/30/2

http://ru.wikipedia.org/wiki/

1 http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%82%D1%8E%D1%80%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%82

2 Виппер Б.Р. Проблема и развитие натюрморта. – М., 2005, с.28

3 Даниэль С.М. Картина классической эпохи. – М.. 1986

4 http://www.art-katalog.com/russian/73/30/2

5 Виппер Б.Р. Проблема и развитие натюрморта. – М., 2005, с.25

6 Виппер Б.Р. Проблема и развитие натюрморта. – М., 2005




Информация о работе Особенности композиции и решения пространства во фламандском и голландском натюрморте XVII века