Основные черты художественной культуры 20 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 13:12, контрольная работа

Краткое описание

Характерной чертой современного искусства является разнообразие направлений, жанров и форм. Причин этому несколько, одна из них - невиданные возможности, прежде всего технические, которые изменили методы и формы творческой и созидательной деятельности практически во всех видах искусства. Поэтому иногда искусство XX в называют общим термином - авангард или стиль авангарда.
Отказ от идеалов романтизма: вызванный изменениями в мировоззрении художника.

Вложенные файлы: 1 файл

Sovremennoe_iskusstvo_VSE_OTVETY.docx

— 78.03 Кб (Скачать файл)
  1. Основные  черты  художественной  культуры 20 века.

 

Характерной чертой современного искусства является разнообразие направлений, жанров и форм. Причин этому несколько, одна из них - невиданные возможности, прежде всего технические, которые изменили методы и формы творческой и созидательной деятельности практически во всех видах искусства. Поэтому иногда искусство XX в называют общим термином - авангард или стиль авангарда.

Отказ от идеалов романтизма: вызванный изменениями в мировоззрении художника. Изменяется герой в искусстве: новая идея "маленький человек"(потеря человеческих качеств становится главным) Чувство любви представляется, как чувство эротическое (Штраус "Саломея").  Дружба обрастает цинизмом и романтизмом.

Акцент жить здесь и сейчас

Художники ищут основу потерянную в годы войны – смысловую опору

Многостилие: множество стилей с различной эстетической концепцией и платформой

Стили:

1 Импрессиони́зм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве последней третиXIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились разрабатывать методы и приемы, которые позволяли наиболее естественно запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.

2. Экспрессиони́зм (от лат. expressio, «выражение») — течение в европейском искусстве эпохи модернизма, получившее наибольшее развитие в первые десятилетия XX века, преимущественно в Германии и Австрии. Экспрессионизм стремится не столько к воспроизведению действительности, сколько к выражению эмоционального состояния автора. Он представлен во множестве художественных форм, включая живопись, литературу, театр, архитектуру, музыку и танец. Это первое художественное течение, в полной мере проявившее себя в кинематографе. Для экспрессионистов превыше всего субъективность творческого акта. Принцип выражения преобладает над изображением. Очень распространены мотивы боли и крика.

 

3 Неофольклоризм  (греч. новый и фольклор, англ. new folkloristics) — термин, иногда употребляющийся по отношению к европейской музыке 1-й трети XX века, в которой фольклор цитировался и развивался с помощью технико-стилевых приёмов современной музыки.

Идеализирование архаики, но с пониманием, что те времена были жестокие. Человек прекрасен, как детя природы.

 Для музыки  неофольклоризма характерна концентрация тех или иных особенностей фольклора, например нерегулярный метр («Байка» Стравинского), «сгущение» ладоинтонационных особенностей фольклора народов, музыкальное мышление которых отличается от классической европейской традиции (например «15 венгерских танцев», «2 румынские танцы », арабский фольклор в 3-й части фортепианной сюиты ор. 14 Бартока). Ряду произведений свойственны активность, энергичность ритмики («Allegro bаrbаrо» Бартока, 1911; «Весна священная» Стравинского, 1913), преобразование свойственных фольклору принципов формообразования. В музыкальных произведениях этого направления, помимо воспроизведения внешней красочности народной жизни («Провансальская сюита» Мийо), получают обобщенное воплощение национальный характер («7 испанских песен» де Фалья), речь, мышление («Свадебка» Стравинского, «Енуфа» Яначека) ​​и этика («Венгерский псалом» Кодая).

4 Диалог  востока и запада.

5 Технологизация

6 Массовое  искусство

7 Социализация

 

  1. Многостилье в музыке 20 века

 Двадцатый век ознаменовался  множеством нововведений в искусстве  и литературе, связанных с катастрофическими  изменениями в общественном сознании  в период революций и мировых  войн. Новые условия социальной  действительности оказали воздействие  на всю художественную культуру  в целом, с одной стороны, дав  новое дыхание классической традиции, а с другой – породив новое искусство – АВАНГАРДИЗМ.

К музыкальному авангардизму относят обычно так называемую конкретную музыку, основанную на свободе тоновых созвучий, а не на гармоническом ряде: соноризм, электронную музыку.

Первые поиски в данном направлении были предприняты еще в самом начале  ХХ века русским композитором А.Н. Скрябиным.

В настоящее время к музыкальному авангарду принадлежат крупнейшие композиторы ряда стран – К. Штокхаузен, Я. Ксенакис, П. Булез, Л. Ноно, Д. Кейдж, Д. Лигети, Х. В. Хен, Л. Берно, К. Пендерецкий.

Трудность исполнения, отсутствие мелодии, новаторский музыкальный язык композитора, недоступность восприятия, какофония – вот лишь часть постулатов, относящихся к музыке ХХ века.

Музыкальное искусство ХХ века наполнено новаторскими идеями. Оно знаменует собой коренной перелом во всех аспектах музыкального языка. В ХХ столетии музыка часто служила источником отображения страшных эпохальных исторических событий, свидетелями и современниками которых были большинство великих композиторов этой эпохи, ставших новаторами и реформаторами. Знаменосцами этих новаторских направлений стали такие композиторы, как Арнольд Шенберг, Пауль Хиндемит, Оливье Мессиан, Пьер Булез, Антон Веберн, Карлхейнц Штокхаузен. Одной из особенностей музыкального языка 20-ых гг. нового века    стало обращение к принципам музыкального мышления и жанрам, характерным для эпохи барокко, классицизма и позднего Возрождения. Неоклассицизм стал одним из противопоставлений романтической традиции ХТХ века, а также течениям, связанным с ней (импрессионизму,  экспрессионизму, веризму и т. д.). Кроме того, усилился интерес к фольклору, который привел к созданию целой дисциплины – этномузыкологии, занимающейся изучением развития музыкальной фольклористики и сравнением музыкально- культурных процессов у различных народов мира.

Воплощение новых идей в музыке  не всегда воспринималось публикой с энтузиазмом. Краткая характеристика ведущих музыкальных направлений и их ярких представителей.

Поздний романтизм.

Начало 20-го века (1900-1910-е гг.) прошло под знаком последнего расцвета и одновременно кризиса романтической музыкальной культуры.  Признаки его особенно заметны в австро-немецкой культуре, историческом центре музыкального романтизма. Рихард Штраус (1864-1949), Густав Малер (1860-1911).

восточными, мистической философией также весьма свойственно художникам этого исторического типа.          

 

          Экспрессионизм.

 

            Арнольд Шенберг (1874-1951) стал одним из композиторов, кардинально повлиявших на музыкальные направления ХХ века. Его первые произведения –струнный секстет «Просветленная ночь» (1899) и симфоническая поэма «Пеллеас и Мелизанда» (1903) –еще несут в себе тенденции постромантизма.        

 

Многостилье: множество стилей с различной эстетической концепцией и платформой

Стили:

1 Романтизм

В качестве основной проблемы романтической музыки выдвигается проблема личности, причем в новом освещении – в ее конфликте с окружающим миром. Романтический герой всегда одинок. Тема одиночества – едва ли не самая популярная во всем романтическом искусстве. Артист, поэт, музыкант – излюбленные герои в произведениях романтиков («Любовь поэта» Шумана, «Фантастическая симфония» Берлиоза с ее подзаголовком– «Эпизод из жизни артиста», симфоническая поэма Листа «Тассо»).

2 Неоклассицизм

          3 Неофольклоризм 

Для музыки неофольклоризма характерна концентрация тех или иных особенностей фольклора, например нерегулярный метр («Байка» Стравинского), «сгущение» ладоинтонационных особенностей фольклора народов, музыкальное мышление которых отличается от классической европейской традиции (например «15 венгерских танцев», «2 румынские танцы », арабский фольклор в 3-й части фортепианной сюиты ор. 14 Бартока).

4 Современный ( Технологизация)

 

 

 

 

3. «Центры» искусства «третьего  пласта» до 20 века.

 

Автор теории «трех пластов» В.Д.Конен.

«Первый пласт» – фольклор.

«Второй пласт» – музыка профессиональных композиторов европейской традиции.

«Третий пласт» – музыка городского среднего класса.

Значение того или иного «пласта» в жизни общества век от века менялось.как видно из истории музыкального искусства, жанры «третьего пласта» достаточно активно развивались в странах, имеющих своеобразное историческое и социально-политическое развитие – Англии и США – центры музыки третьего пласта до 20 века. Достаточно вспомнить джаз и рок, которые возникли именно в этих странах.

Основой музыкальных интересов английского общества с 17 до 20 века становятся жанры «третьего пласта». В рамках данной работы представляется целесообразным осветить следующие жанры:

- английская баллада –  «однодневная» популярная песенка, лирико-бытового, любовного, юмористического  или сатирического содержания;

- балладная опера –  музыкальной основой этого представления  становились популярные балладные  песенки того времени. Основой  служили известные произведения

- мюзик-холл – представление, основанное на череде развлекательных  номеров. Эти представления игрались  в гастрономических заведениях, ресторанах, пабах, тавернах и др. Владельцам было чрезвычайно  выгодно организовывать подобные  шоу, так как они получали двойную  прибыль за представление и  за кулинарные изыски. В дальнейшем  эта тактика с успехом применялась  и в США.

Музыкальная культура США формировалась также под воздействием исторических факторов образования этого государства. Особенностью ее является соединение в музыкальной палитре страны разнообразных культур европейского и неевропейского происхождения. Особое значение сыграли английская и африканская музыкальные культуры. Большинство жанров, бытовавших в Англии с XVII столетия, вросло и в американскую музыкальную культуру (балладная опера, мюзик-холл и т. п.) основой которой, как и в Великобритании, становятся жанры музыки сферы «третьего пласта».

Специфичность американской музыкальной культуры, как уже говорилось, в соединении европейского художественного мышления и неевропейского (африканского). В результате большинство жанров в США имеет синтезированный характер( джаз, блюз, регтайм)

 

 

4. Диалог Востока и Запада в  культуре 20 века.

 

Отличительные особенности культуры 20 века:

- отказ от идеалов романтизма;

- многостилие (полноценное сосуществование нескольких стилей одновременно);

- диалог Востока и Запада (отсюда ориентализм).

Ориентализм – диалог В - З, приводит к взаимообогащению культур. Появляется тема Востока в Западной культуре.

  Ориентализм — определённая тенденция в проявлениях той или иной культурной традиции (литература, живопись, исторические и этнографические концепции, и т. д.), опирающаяся по ряду признаков на экзотические относительно самой этой традиции особенности, свойственные восточному мировоззрению в тех или иных его формах. К ориентализму, благодаря этнографическим реалиям относят и следование североафриканским образцам (Магриб, к которому принадлежат все североафриканские страны западнее Египта, для арабского мира — Запад, по определению).

Уникальным явлением предстаёт ориентализм в России, географически, исторически и этнографически сочетающей многие культурные традиции в своём общем, едином развитии, что выражается в тех или иных интегрированных или самостоятельных их проявлениях: от лингвистики — до архитектуры. Россия занимает огромные территории на Западе и Востоке. Логично, что здесь объединены традиции В и З.

Одним из примеров ориентализма могут быть направления в живописи с использованием тематики, символики, мотивов, скажем, Ближнего Востока или Китая (шинуазри) . Засилью восточного влияния нередко противопоставлялись ценности европейских культурных традиций, имеющие самостоятельное происхождение. Поэтому излишнее увлечение экзотикой, каковой, в конечном счёте, является ориентализм, в Европе и в России, в частности, подвергалось критике. С этой критикой соглашаются и некоторые восточные искусствоведы, культурологи и историки, поскольку увлечение экзотизмом, по их мнению, ничего общего с истинным пониманием культуры Востока не имеет — это лишь копирование внешних признаков, при таком же поверхностном представлении о скрытом за формами и символами смысле.

Информация о работе Основные черты художественной культуры 20 века