Основные черты и этапы развития готической архитектуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 13:27, реферат

Краткое описание

Родиной готического стиля считается Франция, а его основой – церковное зодчество. В 1137г. Сугерий, настоятель монастыря Сен-Дени, начал перестройку церкви аббатства, служившего со времён Меровингов усыпальницей королей, в связи с необходимостью увеличения её внутреннего пространства. Для облегчения сводов и уменьшения нагрузки на стены в обходе и капеллах строители возводили каркасные арки – нервюры (от фр. nervur – ребро). Эта конструкция представляет собой две выступающие, диагонально пересекающиеся арки и четыре боковые.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат на тему.docx

— 22.76 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Реферат на тему: «Основные черты и этапы развития готической архитектуры».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка гр 351

ИИ и МО

Шумаева Екатерина

 

 

 

 

Родиной готического стиля  считается Франция, а его основой  – церковное зодчество. В 1137г. Сугерий, настоятель монастыря Сен-Дени, начал перестройку церкви аббатства, служившего со времён Меровингов усыпальницей королей, в связи с необходимостью увеличения её внутреннего пространства. Для облегчения сводов и уменьшения нагрузки на стены в обходе и капеллах строители возводили каркасные арки – нервюры (от фр. nervur – ребро). Эта конструкция представляет собой две выступающие, диагонально пересекающиеся арки и четыре боковые.

Вместо доминирующей раньше полуциркульной стали применять  стрельчатую арку, которая позволяла  перекрывать любой в плане  пролёт. Применение нервюрного стрельчатого свода позволило предельно облегчить стены и почти вытеснить их, заменив высокими окнами, отделёнными одно от другого лишь узким перемычками опор. По замыслу Сугерия, яркий свет в алтарной части должен был символизировать «священный свет религии». Окна капелл украсили цветными витражами, через которые солнечные лучи наполняли хор радужным мерцанием.

Чтобы снять нагрузки со стены, боковой распор сводов «гасили» за счёт выступающих из стен «лопаток», либо вынесенного за пределы стен подпорного уступчатого столба – контрфорса. Поскольку в готическом культовом зодчестве сохранилась базиликальная форма здания, где средний неф возвышался над боковыми, использовали специальную соединительную арку –аркбутан, которую перебрасывали от пяты свода главного нефа на контрфорс бокового. Таким образом, фасад расчленялся по вертикали на три части посредством контрфорсов или выступающих «лопаток», что символически соотносилось с идеей Троицы.

Такие архитектурные приёмы позволили увеличить собор в  высоту до 154 м, что было выше даже египетских пирамид. Стена, которая более не являясь несущей конструкцией, заменялась окнами с цветными вставками – витражами.

Западный фасад также  членился на три части, но уже по горизонтали. Нижнюю часть составляли входные двери – порталы. Они оформлялись либо в виде крылец (Реймсский собор), либо как уходящая внутрь паперть (площадка перед входом в храм) – «перспективный портал»  (Нотр-Дам в Париже). Над порталами во втором ярусе располагалась аркадная галерея либо три окна. Выше опять галерея, и фасад завершался либо щипцом(фронтоном, который не отделён от стены карнизом, а является как бы её продолжением), либо пинаклем (декоративной башенкой). Пинаклями украшались также контрфорсы. По обеим сторонам из общей массы нартекса вырастали две башенки. На шпиле башни, расположенной надсредокрестием, помещали петуха – символ христианского бодрствования либо фиал (декоративное завершение в виде распустившегося крестоцвета, фигурной пирамидки).

Рёбра пирамидальной крыши  и рёбра пинаклей украшали фигурными крючками – краббами, или кроссами. Порталы и окна имели высокие остроконечные щипцы – вимперги. Для оконных проёмов использовали стрельчатую форму дуги, но чтобы сделать окно более красивым, применялигорбыли – каменные вертикальные перегородки, в верхней части переходящие в причудливый каменный узор, главным мотивом которого служили трилистник, роза, качающееся пламя.

Концы трансепта обыгрывались как самостоятельные фасады с великолепными порталами и окнами-розами.

Внутреннее пространство готического храма также членилось  на три зоны: нижнюю составляла аркада, среднюю – трифорий (галерея над средними нефами, аркада которой выходит в центральный неф), верхнюю – окна.

Большое значение придавали  оформлению порталов. Соборы наполняли  скульптурой снаружи и изнутри. Перспективные стрельчатые порталы  украшали статуями королей, святых, ангелов, ветхозаветных царей. Тимпаны богато декорировали, как и в романских  храмах, но в отличие от романской  малой пластики в готике произошёл  переход от барельефа к горельефу. Ясно обозначились основные темы декора: Страшный суд, цикл сюжетов, посвящённых Марии, и цикл, связанный со святым, которому посвящён храм,– патроном храма, или с наиболее почитаемыми святыми.

Три портала храма объединялись так называемой «галереей королей» – ярусом фасада, где помещали изображения библейских царей. Характерной чертой готической пластики становится S-образный изгиб фигур, чрезвычайно мягкая, пластичная линия, получившая название «готической кривой». Причём эта «готическая кривая» удивительно точно воспроизводит душевное состояние образов. Так, например, на южном портале собора в Страсбурге есть аллегорические статуи Церкви и Синагоги. S-образный силуэт Церкви с гордо откинутой головой передаёт уверенность и правоту; ниспадающий прямыми складками плащ придаёт фигуре устойчивость. В позе Синагоги отражены горечь поражения и бессилие; абрис Синагоги зыбок, сломанное копьё как бы резонирует в изгибе тела, в линии левой руки, из которой выпадают скрижали Завета.

Цокольная зона, свободная  в романских храмах, в готических украшена разнообразными композициями в квадрифолиях (четырёхлистник, представляющий собой в орнаменте крест, вписанный в квадрат).  В Амьенском соборе, к примеру, в квадрифолиях даны аллегорические изображения месяцев. В Шартрском соборе в цоколе поместилось около ста сюжетов из жизни ремесленников, изготовивших и передавших витражи в собор.

Водосточные желоба, гаргули, делали в виде фигурок драконов, гномов и фантастических чудовищ.

Нововведением готической скульптуры явилась капитель с растительным орнаментом. На смену причудливым  романским существам пришли мотивы местной флоры: дубовые листья, листья плюща, земляничные кустики, чертополох, виноградные лозы, плети хмеля.

Особое внимание уделялось  скульптуре внутри соборов, которая  наряду с рельефами и ажурными орнаментами раскрашивалась, производя  в полумраке собора неизгладимое впечатление. Созвучными каменной готической скульптуре были деревянные скульптурные композиции, ярко раскрашенные и вызолоченные, украшающие внешние стенки хора. Интерьер дополнялся ажурными, из-за сплошь покрывающей  их скульптуры, живописными алтарями.

Главной составляющей готической скульптуры стала мемориальная пластика: значительное место в оформлении интерьеров соборов заняли надгробия. Они представляли собой довольно простые композиции, центром которых  являлась лежащая фигура усопшего в  полный рост со сложенными на груди  руками.

Ведущее место в интерьере  храма отводилось алтарному образу – иконе или статуе Божьей Матери – и фигурам святых, заключенным  в архитектурно оформленную нишу.

Полихромная роспись стен, колонн и скульптур усиливалась  красочностью развешанных вдоль  нефов шпалер-мильфлёров (от фр. mille fleurs – тысяча цветов), в которых изображения фигур изображались на тёмном фоне, сплошь усеянном цветами.

Место стенных росписей в готических храмах заняли витражи. По мнению аббата Сугерия, картины в окнах предназначались единственно для того, чтобы показывать простым людям, не умеющим читать Священное Писание, во что они должны верить. По разнообразию тематики витражи готического собора соперничали со скульптурой. Помимо композиций на библейские и евангельские сюжеты, отдельных фигур Христа, Марии, апостолов на них помещались эпизоды из легенд о святых, изображения исторических событий, назидательных притч, занятых работой по украшению храма ремесленников. Никогда ранее цвет и свет не играли такой символической роли. Считалось, что цветом готики является фиолетовый – цвет молитвы и мистического устремления души, как соединение красного цвета крови и синего цвета неба. Синий цвет считался также символом верности. Поэтому в витражах преобладали красные, синие и фиолетовые краски. Наряду с ними особой любовью пользовались оранжевый, белый, жёлтый, зелёный.

Готика, как никакой другой стиль, предоставила христианской церкви новые возможности для своего утверждения. Во всех чертах готического  искусства, в особенностях католического  обряда виден расчет на натиск, на использование  захватывающих театральных эффектов, на усиление эмоционального начала. Торжественно-театральный  ход богослужения, сопровождаемый духовной музыкой, нашёл эффективную поддержку  в архитектурном облике храма, и  вместе они достигали основной цели – привести верующих в состояние  религиозного экстаза.

Вместе с тем именно в готике появилось личностное начало и черты реализма. К примеру, у подножия готической кафедры проповедника в Страсбургском соборе, украшенной статуями святых, Девы Марии, кружевными пинаклями и виноградными лозами, скульптор изобразил маленькую трогательную собачку: этот верный пес прославленного священника Гайлера всегда поджидал своего хозяина во время его длинных проповедей и нередко засыпал под монотонное звучание голоса патера, громко при этом похрапывая.

Блестящим примером индивидуализации образа и проявления мирского духа во множестве бытовых и конкретных деталей являются двенадцать статуй феодалов – основателей собора в  Наумбурге. Здесь вряд ли можно говорить о портретности в подлинном смысле слова, ведь основатели храма умерли за сто пятьдесят лет до того, как появились их изображения. Тем не менее, донаторов давно прошедших времен скульпторы изобразили как своих современников, облачив в одежды эпохи и наделив индивидуальными характеристиками: страдание написано на лице донатора Дитмара, «убитый» начертано на его щите; суровый, мужественный и хладнокровный Экехард противопоставлен безвольному Герману, изображённому юношей, потому что он умер раньше брата. Одним из самых глубоких и многогранных образов во всей немецкой готической пластике является образ Уты, супруги маркграфа Экехарда, глубоко чувствующей, трепетной и вместе с тем величественной и гордой. Индивидуальные характеристики каждого подчёркивают также мечи, щиты, движение драпировок, жесты рук.

Готика зародилась в Северной Франции (Иль-де-Франс) в середине 12 века. К  ранней готике относятся также соборы в Лане, Париже, Шартре. Середина 13 века – время расцвета готической архитектуры. В это время готические соборы строились и в других европейских  странах – Германии, Нидерландах, Испании, Великобритании, Швеции, Чехии. Особое место занимают готические соборы с их огромными пространствами, показывающими  ничтожность человека перед Богом, сияющими витражами, показывающими  величие божественных сил. Собор  был средоточием, центром жизни  всего средневекового города. Не утратил  он своего значения и по мере ослабления догм церкви, развития архитектуры  городов. В соборах помимо богослужений проводились богословские диспуты  и собрания горожан. Готический собор  – пример работы инженерной мысли  человека. Классические готические соборы можно увидеть во Франции — 3-5-нефные базилики с поперечным нефом —  трансептом и полукруговым обходом  хора, к которому примыкают радиальные капеллы. Интерьер соборов высок, освещен  цветными витражами, поднят к самому небу высокими, летящими вверх стрельчатыми арками. Присутствует ощущение практически необъятного космического пространства, полета. Статуи, рельефы воплощают единую библейскую сюжетную линию. Декор собора ритмичен, созвучен с архитектурным решением фасадов, торжественен.  В отличие от застывших форм предшествующего романского стиля в готике появляется динамика, расширение сюжетной линии, развитость пластических форм, обращение к человеку, формам природы.

С конца 13 –начала 14 века строительство  готических соборов во Франции переживает некоторый кризис, в градостроительстве развиваются архитектурные решения городских и монастырских зальных церквей, дворцовых и замковых капелл, городских ратуш, замков, особняков знати. Для поздней готики характерно распространение алтарных скульптур, экзальтированных эмоциональных сюжетов о страданиях Христовых. В 14-15 веках появляются росписи на светские темы, миниатюры, стремление передать пространство и одухотворенность образа человека.

В разных странах готика развивалась  со своими особенностями. Так, например, в Великобритании, готический стиль  мог бы развиться раньше европейских  стран, но развитие страны, обуреваемое  внутренними противоречиями, было замедленным. В Германии готика расцвела к середине 13 века и дала мировой культуре шедевры  зальных церквей, соборов, светских построек (Бамберг, Магдебург, Наумбург). Поздняя готика Германии это прежде всего зальные церкви в Аннаберг-Буххольце и дворцовые залы в в Майсене. Готические соборы принесли славу культуре Нидерландов (Антверпен, Мехелен). Норвегия, Дания, Швеция испытывали влияние готики Франции, Германии, Великобритании. В Италии готика наиболее проявилась в строительстве гражданских зданий — в ратушах (Палаццо Публико в Сиене, Палаццо дель Подеста во Флоренции). Культура раннего Возрождения в Италии сдерживала развитие готики. Обращаясь к готическому искусство Восточной Европы, мы видим лаконизм и суровые внешние формы вместе с праздничным декором башен и окон. Это готика Венгрии, Чехии, Словакии, Трансильвании, Словении, Польши, Прибалтики.

14 век – время, когда готика  стала сдавать свои позиции,  уступать место тенденциям Возрождения.   Человечество накапливало жизненный опыт, все более интересовалось реальностью, устройством природы, и человеку все более отводилась роль творца, и в 16 веке ренессанс пришел на смене готике практически во всех странах.


Информация о работе Основные черты и этапы развития готической архитектуры