Орнаментальные мотивы народов Севера. Сравнительная характеристика по видам декоративно-прикладного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 18:02, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность изучаемой темы очевидна. Во-первых, на сегодняшний день Русский Север обладает большим культурным наследием, архитектурными комплексами старинных монастырей, деревянными церквями и часовнями, мельницами, избами, которые привлекают внимание не только ученых и художников, но и многочисленных любителей искусства. Во-вторых, интерес к продукции традиционных художественных промыслов и ремесел отличается своей стойкостью. Туристов, посетивших прославленные народными ремеслами места, особенно интересуют изделия, выполненные в традициях народного искусства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
1 ОРНАМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО, КАК ЭЛЕМЕНТ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ 5
1.1 Понятие, функции и принципы орнамента. 5
1.2 Зарождение и развитие орнаментального искусства на Руси. Орнаментальные мотивы в промыслах и народных ремеслах народов Русского Севера 9
2 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИЗДЕЛИЙ ПИЖЕМСКОГО И МЕЗЕНСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА 17
2.1 История и наиболее известные мастера промысла 17
2.2 Современное состояние промыслов 19
2.3 Ассортимент выпускаемых изделий. Используемое сырье и технологический процесс изготовления изделий 21
2.4 Формообразование изделий и композиционные особенности орнаментальных мотивов. Сравнительный анализ изделий. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
32

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya.doc

— 798.00 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное  автономное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

 

     
 

(наименование кафедры)

 
     
     
 

(фамилия, имя, отчество  студента)

 
     
 

Институт

 

курс

 

группа

     
     
     
     
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 
     
 

По дисциплине

Декоративно-прикладное искусство

 
                 
 

На тему

«Орнаментальные мотивы народов Севера. Сравнительная характеристика по видам декоративно-прикладного искусства».

 
   

(наименование темы)

 
     
                 
                 
 

Работа допущена к  защите

       
     

(подпись руководителя)

 

(дата)

 
                 
                 
                 
 

Признать, что работа

     
 

выполнена и защищена с оценкой

     
         
         
 

Руководитель 

ст.преподаватель

         
     

(должность)

 

(подпись)

 

(и.,о., фамилия)

 
               
     

(дата)

         
                 
                 
     
     

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

1

ОРНАМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО, КАК ЭЛЕМЕНТ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

5

 

1.1

Понятие, функции и  принципы орнамента.

5

 

1.2

Зарождение и развитие орнаментального искусства на Руси. Орнаментальные мотивы в промыслах и народных ремеслах народов Русского Севера

9

2

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИЗДЕЛИЙ  ПИЖЕМСКОГО И МЕЗЕНСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

17

 

2.1

История и наиболее известные мастера промысла

17

 

2.2

Современное состояние промыслов

19

 

2.3

Ассортимент выпускаемых  изделий. Используемое сырье и технологический процесс изготовления изделий

21

 

2.4

Формообразование изделий и композиционные особенности орнаментальных мотивов. Сравнительный анализ изделий.

23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

30

ПРИЛОЖЕНИЯ

32


 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современная мировая  культура является обладательницей  огромного наследия в сфере всех видов изобразительного искусства. Изучая величайшие памятники архитектуры, живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, нельзя оставить без внимания еще одну область художественного творчества. Речь идет об орнаменте. 

Тема орнаментальных мотивов, изучение их структурных особенностей, системный анализ аспектов культуры того или иного этноса, изучение таких источников как фольклор, обряды, традиции и других элементов народной культуры позволяет получить системные знания об орнаментальном традиционном искусстве, наиболее полную картину, раскрывающую внутреннюю связь тех или иных явлений, их специфику и обусловленность. Следует отметить, что развитие исследовательской мысли о проблемах возникновения, формирования и целесообразности данного компонента культуры началось сравнительно недавно. В различных сферах знаний поиск исследовательских подходов велся от описательных методик, коллекционирования и формального сопоставления мотивов до научных классификаций, осмысления семантики, сакрального наполнения орнамента.

Актуальность изучаемой  темы очевидна. Во-первых, на сегодняшний день Русский Север обладает большим культурным наследием, архитектурными комплексами старинных монастырей,  деревянными церквями  и часовнями,  мельницами,  избами, которые привлекают внимание не  только  ученых  и художников,  но и многочисленных  любителей искусства. Во-вторых, интерес к продукции традиционных художественных промыслов и ремесел отличается своей стойкостью. Туристов, посетивших прославленные народными ремеслами места, особенно интересуют изделия, выполненные в традициях народного искусства. Промышленно развитые страны все чаще обращаются к продукции из экологически чистых материалов, одним из которых является древесина, которой богаты таежные зоны нашей страны. В-третьих, использование орнаментальных мотивов народов Севера в декоре интерьера, домашней мебели или одежды станет не только вкладом в развитие традиционного искусства, но и позволит привнести в изделие местный колорит, отражающий богатый опыт вековых традиций.

Цель работы – выявить  особенности орнаментальных мотивов народов Русского Севера. Для реализации цели проведем сравнительный анализ орнаментальных мотивов, характерных определенным территориям. Рассмотреть орнаментальные мотивы необходимо через призму декоративно-прикладного искусства. В данной работе основное внимание автора будет уделено декоративно-прикладному искусству и орнаментальным мотивам Европейского Севера, поскольку именно на  территориях  Карелии,  Архангельской  и  Вологодской  областей  больше,  чем  где  либо,  сохранились  традиции русской  народной  культуры.  Стоит отметить, что декоративно-прикладное искусство народов Севера принято рассматривать как единый историко-культурный элемент, в силу сформировавшихся здесь исторических и климатических особенностей, традиционной самобытности, сложившегося уклада, установлений, обычаев и обрядов северных народов.

Для изучения орнаментальных мотивов в данной работе необходимо рассмотреть систему формообразования изделия, систему построения орнамента. Более детально мы сможем рассмотреть особенности орнамента на примере конкретных изделий декоративно-прикладного искусства, относящихся к различным по своему географическому расположению промыслам, а также определим их сходства и различия в процессе изготовления. Эти изделия будут представлены графически и проанализированы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ОРНАМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО, КАК ЭЛЕМЕНТ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

 

1.1 Понятие, функции и принципы орнамента

 

Орнаментальное искусство  является одной из наиболее художественно  и интеллектуально насыщенных форм традиционной культуры. Устойчивость, консервативность, постепенное развитие и преобразование всегда привлекало и продолжает привлекать внимание исследователей различных сфер знаний. Знание особенностей и закономерностей формообразования, построения орнамента, декора необходимы всем, кто имеет дело с оформлением или формированием художественного облика предметов и сооружений.

Обратимся к понятию  «орнамента». В Большой Советской  Энциклопедии определено, что слово «орнамент» произошло от латинского слова «ornemantum», что дословно переводится, как украшение. Орнамент – это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т.д.), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка). Связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует. Орнамент, как правило, выявляет или акцентирует архитектонику предмета, на который он нанесён. Орнамент либо оперирует отвлечёнными формами, либо стилизует реальные мотивы, зачастую схематизируя их до неузнаваемости1.

Орнамент, как способ художественного проектирования и жанр декоративно-прикладного искусства, имеет следующие характеристики:

-содержание орнамента  раскрывается в системе художественных  приемов; 

-орнамент обладает  собственной структурой и, в  то же время, структурно связан с несущей его предметной плоскостью; 

-орнамент раскрывается  только в образе самого художественного  произведения, которому он принадлежит.   

Таким образом, мы называем орнаментом узор, состоящий из повторяющихся элементов. Орнамент связан с поверхностью, которую он украшает и, как правило, выявляет или акцентирует композицию предмета, на который он нанесён. Орнамент – сложное явление. Емкие образы орнамента не поддаются однозначной интерпретации и часто являются вербально непереводимыми. Этот факт подтверждает и то, что исследования традиционного орнамента проводятся специалистами разных областей знаний искусствознания, истории, археологии, этнографии, философии, культурологии и других областей знаний.

Специфика явления выработала несколько исследовательских направлений  к его изучению. Постепенно сформировалось два основных исследовательских направления – формальное и содержательное, которые заключают в себе различные подходы, и в некоторой степени дискутируют друг с другом. В рамках формального направления орнамент изучался по народному названию, применялась технологическая или плектогенная концепция (изучение геометрических узоров), симметрический и стилистический метод анализа орнаментальных материалов, определялось отношение орнамента к этносу и пр. Направление содержательного анализа включает в себя разные подходы, ориентированные на выяснение смыслового значения традиционного искусства. Сторонники эволюционного подхода стали разрабатывать религиозно-магическую концепцию, согласно которой истоки современных орнаментов следует искать в культе животных. Под влиянием концепции было разработано множество теорий: орнамент рассматривался как магическая разновидность речи; как пиктографические знаки; как племенные знаки (некоторые исследователи стали видеть в современных узорах наследие древних тотемно-родовых и индивидуальных тамговых знаков («знамен», «пасов», «клейм»). Эти подходы также использовались при исследованиях особенностей орнаментальных мотивов народов Севера.

Противоречивость взглядов исследовательских направлений на особенности искусства орнамента, природу его образности во многом обусловлены спецификой самого феномена, многообразием его проявлений. Орнаментальные изображения отличаются смыслосодержащей и смыслообразующей формой выражения, и передача смысла другими средствами чаще всего затруднена или невозможна, что значительно осложняет любое исследование.

Издавна орнаментальные мотивы несут в себе символический  смысл, знаковость. Это и есть основная функция орнамента – семантическая  функция, которая  предполагает, что фигура орнамента – это своего рода знак или символ, который несет в себе смысловую нагрузку. Например, круг — солнце, квадрат — земля, треугольник — горы, свастика — движение солнца, спираль — развитие, движение и т. д. (Рисунок 1). При использовании в своей деятельности орнаментальных мотивов, дизайнеру необходимо учесть, что орнамент, выполняя функцию украшения, несет в себе образное начало, которое раскрывается в его сюжетном и символическом содержании, в способах построения изображения. Хотя, существует предположение, что ранние декоративно-орнаментальные элементы могли и не иметь смыслового значения, а являться лишь отвлеченными знаками, в которых выражали чувство ритма, формы, порядка, симметрии. Вероятно, что эти знаки в те времена еще не обладали для предметов декоративными качествами (часто покрывались орнаментом скрытые от глаз человека части предметов — днища, оборотные стороны украшений, оберегов, амулетов и др.).

Следует отметить, что смысловая нагрузка орнамента целостно прочитывается только в том случае, когда достигается его сопряжение с декорирующей функцией. Его содержание раскрывается в системе художественных приемов проектирования. Орнамент - это специфическая структура, которая обладает собственной эстетической целостностью и неразрывно связана с несущей предметной плоскостью.

Таким образом, выделим  две основные функции орнамента  – семантическую и декорирующую. В литературе можно встретить  еще ряд функций, вот некоторые из них: 1) конструктивная — она поддерживает тектонику предмета и влияет на его пространственное восприятие; 2) эксплуатационная — она облегчает пользование предметом; 3) репрезентационная — она увеличивает впечатление ценности предмета; 4) психическая — она действует на человека своим символизмом и, таким образом, волнует или успокаивает его2.

Среди наиболее важных формообразующих  принципов орнамент включает в себя два основных: чередование повторяющихся  элементов-мотивов и ритм, который  определяет порядок чередования  этих элементов между собой, создавая орнаментальный ряд (меандр, ионик). Чередование и ритм являются важнейшей частью организации орнаментальной композиции, но не являются обязательными, определяющими для всего орнаментального наследия (орнаменты кельтов, викингов). Симметрия в орнаменте является организующим принципом гармонии. Она заключается в подобии и равенстве элементов внутри мотива, в их соответствии друг другу, а также в количественном соотношении элементов орнамента, в равновесии его композиции мотивов внутри орнамента в целом.

Информация о работе Орнаментальные мотивы народов Севера. Сравнительная характеристика по видам декоративно-прикладного искусства