Нравственно-эстетическое воспитание детей средствами декоративно-прикладного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 17:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: исследовать нравственно-эстетическое воспитание детей средствами декоративно-прикладного искусства.
Задачи исследования:
1. Изучить основы нравственно-эстетического воспитания.
2. Раскрыть нравственно-эстетическое развитие личности
3. Изучить методы нравственно-эстетического воспитания.
4. Проанализировать педагогические условия нравственно-эстетического воспитания средствами декоративно-прикладного искусства
5. Изучить методики нравственно-эстетического воспитания средствами декоративно-прикладного искусства

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ 4
1.1. Основы нравственно-эстетического воспитания 4
1.2. Нравственно-эстетическое развитие детей 10
1.3. Методы нравственно-эстетического воспитания 18
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА 26
2.1 Педагогические условия нравственно-эстетического воспитания средствами декоративно-прикладного искусства 26
2.2.Методики нравственно-эстетического воспитания средствами декоративно-прикладного искусства 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЕ 44

Вложенные файлы: 1 файл

Нравственно-этетическое воспитание детей средствами декоративно-прикладного искусства_Ч-17436.doc

— 287.50 Кб (Скачать файл)

 


 


 

 

 

Тема:

 

Нравственно-эстетическое воспитание детей средствами декоративно-прикладного искусства

 

Курсовая работа / проект

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

  ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность данного исследования связана с тем, что для полноценного развития личности необходимо единство формирования интеллектуальной и эмоциональной сфер психики. Важность задачи воспитания нравственно-эстетически развитой личности ребенка объясняется несколькими факторами: сложностью современной социально-экономической ситуации в нашей стране, переходом от репродуктивной модели образования, работающей на воспроизводство и  
стабильность имеющихся общественных отношений, к продуктивной, гуманистической, культуроориентированной.

В дошкольном возрасте закладывается фундамент творческого потенциала личности, её ценностные и эстетические установки. Развитие способности к эстетическому восприятию искусства, в том числе декоративно-прикладного искусства, - способно дать тот внутренний нравственный ориентир (чувство гармонии и меры), который направляет личностное развитие по сбалансированному пути.

Цель исследования: исследовать нравственно-эстетическое воспитание детей средствами декоративно-прикладного искусства.

Задачи исследования:

1. Изучить  основы нравственно-эстетического воспитания.

2. Раскрыть  нравственно-эстетическое развитие личности

3. Изучить  методы нравственно-эстетического  воспитания.

4. Проанализировать  педагогические условия нравственно-эстетического  воспитания средствами декоративно-прикладного искусства

5. Изучить  методики нравственно-эстетического  воспитания средствами декоративно-прикладного  искусства

Объект исследования: нравственно-эстетическое воспитание детей.

Предмет исследования: нравственно-эстетическое воспитание детей средствами декоративно-прикладного искусства.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

1.1. Основы нравственно-эстетического воспитания

 

Существенный вклад в научный анализ исследуемой проблемы нравственно-эстетического воспитания детей внесли работы многих авторов.

Нравственно-эстетическое развитие личности с древних времен изучалось с философских позиций крупными исследователями прошлых веков, античными философами - Аристотелем, Конфуцием. Платоном, Эпикуром; философами Нового времени - Вольтером, Г. В. Ф. Гегелем, Р.Декартом. И. Кантом, Дж. Локком. Лессингом. Спинозой, И. Фихте: мыслителями XIX века - Ф. Ницше. В Соловьевым, Л.Фейербахом, Н.Чернышевским, А. Шопенгауэром и др.; мыслителями XX века - Н.А. Бердяевым. М. Вебером, Ж. П. Сартром, и др. Они заложили методологические основы изучения этого процесса, выявили противоречия становления нравственно и эстетически зрелой личности в различных социально - экономических условиях.

В современной отечественной литературе подходы к пониманию сущности и содержания нравственно-эстетического развития человека раскрываются в работах Л.М. Архангельского, М. В. Борева, А.Ф. Еремеева. М И. Кагана, Л.Н. Когана, И.С Кона, А.В. Меренкова и др. Они выявили сущностные характеристики процессов нравственного и эстетического развития личности в различных социально-экономических системах; исследовали основные факторы, определяющие степень овладения личностью нормами актуальной нравственной к эстетической культуры.

С педагогических позиций данная проблематика активно изучалась Ш.Амонашвили, Т. Ветровой, Т. С. Комаровой. Б.Т. Лихачевым, А.С. Макаренко, А.В. Мудриком. Н.Н. Нечаевым, Ю. М. Орловым, В.А. Сухомлинским. В.А. Черкасовым, Р. Штайнером и др. Поднимались проблемы нравственного и эстетического развития личности в психолого-педагогических исследованиях П.П. Блонского, Л.А. Венгер, Л.С. Выготского, Н.Ф. Виноградова, Л.С. Давыдова, А.В. Запорожца, С.А. Козловой и др. Они заложили основу психолого-педагогического анализа актуальных проблем овладения личностью в процессе развития нравственными и эстетическими нормами и идеалами.

Вопросы эстетического воспитания дошкольников в процессе их приобщения к изобразительному искусству освещены в трудах Е.А.Флериной, Н.П.Сакулиной, В.Л.Езикеевой, Т.Г.Казаковой, Т.С.Комаровой, Л.В.Пантелеевой, Т.А.Копцевой и др.

Теория и методика эстетического развития дошкольника являются предметом исследований Е.М.Торшиловой. Автор считает, что проблема развития – психологическая и педагогическая проблема. А трактовка эстетического развития связана, кроме того, с выбором некоторых философских и культурологических позиций.

Анализ литературных источников показал, что, по мнению многих ученых, в настоящее время наблюдается духовный кризис общества, утрачиваются нравственные идеалы в сознании подрастающего поколения, поэтому, начиная с детского возраста, необходимо обязательно проводить работу по нравственно-эстетическому воспитанию.

Все авторы подчеркивают, что нравственно-эстетическое воспитание, наряду с физическим и умственным, является фундаментом, на котором основывается формирование всесторонне-развитой личности.

Воспитание (в широком смысле) – это процесс передачи социального опыта от старшего поколения к младшему (нет четко обозначенных субъектов и объектов). Воспитание (в узком смысле слова) – это специфический целенаправленный процесс, целью которого является формирование у воспитанников совокупности социально значимых качеств и свойств развитых взглядов и убеждений. Ценностный подход позволяет выбрать научные, этические и эстетические критерии оценки жизненных явлений, сформировать жизненную позицию растущего человека, ищущего ответ на извечные проблемы: что есть истина? что есть добро и зло? что есть прекрасное и безобразное? [3, с.18].

В. Ф. Ломова показывает связь эстетического и художественное, выделяя общее между ними, а также то, что отличает одно от другого [13]. Эстетическое, как и художественное, рассматривается автором с позиций аксиологии, что позволяет рассматривать сам процесс развития личности под влиянием искусства как изменение в системе ценностей человека. Поскольку искусство показывает человека во всем разнообразии его взаимодействии его с окружающим миром, то оно всегда выявляет ту или иную систему нравственного отношения человека к окружающей его действительности. Поэтому в любом произведении искусства можно выделить как пласт нравственного, так и эстетического.

При этом эстетическое отношение обеспечивает гармонизацию среды существования человека и различных форм его жизнедеятельности, а художественное служит сохранению, развитию передаче богатства общественно-необходимой жизнедеятельности, опыта освоения человеком мира. Эстетическое, являющееся элементом любой человеческой жизнедеятельности, не несет в себе художественного образа, а художественное всегда несет в себе образ человека, реализуемый через миропонимание, мироощущение и другие формы развертывания человеческой жизни. Художественное дает некие идеальные образцы возможного поведения человека в тех или иных ситуациях, но это не значит, что оно изначально дает некий пример для конкретного зрителя, слушателя, читателя. Само восприятие художественного определяется уровнем эстетического развития личности, что и обуславливает многообразие художественных вкусов и предпочтений.

В. Ф. Ломова делает вывод о том, что не существует некой единой для всех системы нравственного и эстетического сознания и поведения, которое должны освоить все дети в процессе первичной социализации. Однако можно четко выделить две направленности развития: одно обеспечивает постепенное возвышение личности до нравственно-эстетических ценностей человечества в целом, другое превращает личность в обособленного, живущего только узкоэгоистическими интересами, индивида.

Соединение нравственно-эстетического в единый процесс развития личности обеспечивается, с одной стороны, раскрытием нравственного содержания самой эстетической деятельности, с другой выделением прекрасного, возвышенного в самой жизни. Целостное восприятие личности, различных общностей в системе единой нравственно-эстетической деятельности обеспечивает соответствующее нравственно-эстетическое развитие человека.

Таким образом, можно дать следующее определение центрального понятия работы – «нравственно-эстетическое развитие личности». Это понятие обозначает процесс превращения личности из преимущественно объекта развития в субъект саморазвития в результате постоянного взаимного воздействия нравственного и эстетического на сознание и поведение человека, что ведет к движению личности к идеальным, возвышенным, либо к дегуманизирующим, низменным формам ее жизнедеятельности.

В этом определении фиксируется двоякая особенность нравственно-эстетического развития. С одной стороны, каждая ступень в нравственном развитии личности создает новые возможности для овладения ею эстетическим. Так, человек, которому в повседневной жизни свойственны доброжелательность, чуткость, доброта, в большей степени готов для положительного восприятия героев художественных произведений, ведя себя таким же образом.

С другой стороны, определенная эстетическая ориентация дает (пусть не всегда прямо, а чаще косвенным путем) соответствующие моральные установки.

В результате в конкретных жизненных ситуациях человек сознательно или бессознательно может ориентироваться на поведение героев понравившихся ему художественных произведений. Например, постоянно взаимодействуя с искусством определенной направленности, допустим, показывающим насилие, жестокость, унижение человеческого достоинства, человек постепенно усваивает подобную же форму поведения как естественную, обычную, не вызывающую нравственного протеста.

Первые нравственные представления и понятия детей формируются наиболее успешно под воздействием произведений искусства, поскольку без эстетического отношения к действительности значительно снижается действенность нравственных уроков, преподаваемых взрослыми.

Какие же задачи ставит перед собой нравственно-эстетическое воспитание? Глобальная цель - это формирование творческого отношения ребенка к действительности, так как сама суть эстетического - в творчестве и сотворчестве при восприятии эстетических явлений [14].

 Среди более  конкретных задач одна из важнейших - формирование нравственно-эстетической потребности, которую можно определить как потребность человека в красоте и деятельности по законам красоты.

Как представляется, надо обращать внимание на два важных компонента: широту нравственно-эстетической потребности, то есть способность личности эстетически относиться к возможно большему кругу явлений действительности; и качество нравственно-эстетической потребности, которое выявляется на уровне художественного вкуса и идеала. Также нужно обращать внимание на активную творческую деятельность, как исполнительскую, так и авторскую, касающуюся не только искусства, но и всех форм деятельности ребенка.

Перечисленные признаки можно считать критериями воспитанности личности [3, с.21].

В настоящее время главным принципом прогрессивной педагогики является гармоническое развитие личности, ее духовное обогащение, создающее необходимое равновесие в развитии эмоциональной сферы, обусловливающее трудовую и творческую активность личности [7, с. 8].

Воспитать в подрастающем человеке человеческое достоинство, душевную теплоту и внимание к близким, развить способность воспринимать жизнь в ее красоте и гармонии, относиться к окружающему миру с любовью и заботой – вот основные задачи, которые необходимо в первую очередь решить в процессе нравственно-эстетического воспитания детей.

В условиях детского образовательного учреждения решить их можно через усиление социально-гуманитарной направленности образовательного процесса, включая детей в процесс художественного творчества, приобщая к искусству, в котором аккумулирован эмоционально-оценочный опыт человечества. Диалог с искусством таит в себе богатейшие возможности для «проживания» этого опыта.

Нравственно-эстетическое воспитание, по мнению многих педагогов и деятелей культуры (Б. Т. Лихачева, В. А. Сластенина, В. С. Харламова и др.), формирует личность, поэтому общение с произведениями искусства должно пронизывать всю жизнь ребенка.

Произведения искусства воздействуют на чувственную сферу человека, расширяют его кругозор, активизируют духовный потенциал личности. Уникальным качеством искусства является отсутствие в нем каких-либо готовых рецептов правильного поведения человека. Но нравственный потенциал, заключенный в произведениях искусства, открывает путь к размышлению о смысле жизни.

В педагогическом процессе велико эстетическое воздействие изобразительного, в том числе - декоративно-прикладного, искусства. Оно способно активизировать и развивать глубокие человеческие эмоции и чувства. Используя возможности и средства разных видов искусства, можно успешно влиять на формирование личности ребенка, вкладывая в его душу ростки прекрасного и доброго, развивая его воображение, фантазию, пробуждая стремление к творчеству.

Прививая детям чувство прекрасного, когда они приобретают первые нравственные представления, педагог нацеливает их иметь свое собственное отношение к тому или иному явлению действительности, искусства. В ходе формирования этого нравственно-эстетического отношения ребенок приобретает первоначальный эмоциональный опыт, помогающий ориентироваться в художественных произведениях; способность к эмоциональному сопереживанию, одобрению прекрасного, доброго и осуждению безобразного, злого в жизни и искусстве как способе ее отображения; первоначальные морально-нравственные понятия, основу для последующего формирования ценностных ориентаций; возможность применения полученных знаний, что проявляется в поступках, культуре поведения в конкретных жизненных ситуациях.

Таким образом, значение нравственно-эстетического воспитания в становлении личности огромно. В то же время, нравственно-эстетическое воспитание средствами искусства - это лишь подсистема реализации принципов целостной системы.

Выводы. Изучение литературных источников показало, что нравственно-эстетическое воспитание, наряду с физическим и умственным, является фундаментом, на котором основывается формирование всесторонне- развитой личности. Подлинное нравственно-эстетическое развитие личности — результат длительной и глубокой творческой работы по освоению прекрасного в искусстве и действительности. Нравственно-эстетическое воспитание, однако, не ограничивается сферой прекрасного. Оно формирует в человеке творческое отношение к любой деятельности, окружающему миру, ответственность перед обществом и перед его будущим.

Информация о работе Нравственно-эстетическое воспитание детей средствами декоративно-прикладного искусства