К. Брюллов. Компромисс между классицизмом и романтизмом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 12:59, курсовая работа

Краткое описание

Основные задачи данной курсовой работы:
1. Изучить творческий и жизненный путь великого художника К.П. Брюллова.
2. Раскрыть истоки его дарования и вдохновения, побудившие создать полотна высочайшей культуры (а именно – его портреты).
3. Описать его творческие искания и стремления в ходе выполнения своих знаменитых шедевров.
4. Определить тот колоссальный вклад, который внес К.П. Брюллов в развитие русского искусства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Краткая биография…………………………………………………………...4-6
Стили и направления в творчестве художника…………………………….7-8
Картина «Последний день Помпеи»………………………………………9-11
Галерея Карла Брюллова………………………………………………….12-19
Заключение…………………………………………………………………20-21
Список литературы……………………………………………………………22

Вложенные файлы: 1 файл

К. Брюллов. Компромисс между классицизмом и романтизмом.docx

— 337.10 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Санкт-Петербургский  государственный университет технологии и дизайна»

ИНСТИТУТ  БИЗНЕС-КОММУНИКАЦИЙ


Специальность: Связи с общественностью в сфере управления

КАФЕДРА: Рекламных технологии

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине:  Русское искусство.

на тему:

К. Брюллов. Компромисс между  классицизмом и романтизмом.

 

Исполнитель  студент (ка) Калашян М.А.

учебной  группы  3-СЗ-3    

Шифр 1235233 зачетной книжки                     

Руководитель   Иванов Н.А.

 

Оценка ________________________________________

 

Санкт-Петербург

2012

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

Краткая биография…………………………………………………………...4-6

Стили и направления в творчестве художника…………………………….7-8

Картина «Последний день Помпеи»………………………………………9-11

Галерея Карла Брюллова………………………………………………….12-19

Заключение…………………………………………………………………20-21

Список  литературы……………………………………………………………22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Карл Павлович Брюллов - талантливый  художник 19 века, подаривший миру великие  творения. Его картины хранятся в  Русском музее Петербурга, во Франции, Италии, Германии. Во время своего жизненного пути он познал славу и триумф. Он был современником великих людей. Это и Пушкин, и Тропинин, Крылов, Гоголь, Шевченко. Сам Пушкин посвятил ему стихи. Брюллов ушел работать как одержимый. Именно благодаря  труду и таланту появились  на свет его полотна: «Последний день Помпеи», «Всадница», «Нарцисс», «Ночь  над Римом», «Вечер», «Итальянское утро»  и другие. Благодаря своему своенравному характеру, он смог отказать в заказе на портрет самому Николаю I, отказался  писать портрет жены А.С. Пушкина  Натальи Гончаровой. Его жизнь наполнена творческими взлетами и исканиями, неудачами в личной жизни и бурными страстями, и колоссальным трудом, без которого данный ему талант от природные обрел бы той грани дарования, которая позволила сотворить произведения высочайшего искусства.

Искусство художника остается существовать столетия. Сменяются поколения, политические режимы, власть, а картины существуют. В них хранится мысль художника, чувствуется его нетленная душа. Именно это и привлекает тысячи людей  в галереи и музеи. Каждый человек  стремится познать гармонию мира, созерцая полотна великих художников.

Основные задачи данной курсовой работы:

  1. Изучить творческий и жизненный путь великого художника К.П. Брюллова.
  2. Раскрыть истоки его дарования и вдохновения, побудившие создать полотна высочайшей культуры (а именно – его портреты).
  3. Описать его творческие искания и стремления в ходе выполнения своих знаменитых шедевров.
  4. Определить тот колоссальный вклад, который внес К.П. Брюллов в развитие русского искусства.

 

 

 

 

 

 

Краткая биография

Карл Павлович Брюллов - русский  живописец и рисовальщик. Творчество художника внесло в живопись русского классицизма струю романтизма, жизненности. Блестящий мастер парадного портрета.

Родился Карл Брюллов 12 (23) декабря 1799 году в Петербурге. Братья Карла, старшие  и младшие, все учились в петербургской  Академии художеств.

К. Брюллов, как и его старшие  братья, первые уроки рисования получил  от отца, скульптора-орнамента листа  Павла Брюллов, а в 1809 г. был зачислен в Воспитательное училище при АХ. Учился он блестяще и в 1822 г. закончил обучение с золотой медалью. В том же году, вместе с братом Александром, он отправился в Италию как пенсионер ОПХ. Еще в годы учебы он успел приобрести репутацию отличного портретиста и подтвердил ее в Италии, исполнив ряд прекрасных произведений. В их числе были портреты М. Ю. Виельгорского, великой княгини Елены Павловны с дочерью, автопортрет (ок. 1833 г.) и др. Он блестяще выступил в жанре парадного портрета-картины, в котором впоследствии не знал себе равных. Картины "Всадница" (1832), запечатлевшая Джованину Паччини, воспитанницу графини Ю. П. Самойловой, и "Ю. П. Самойлова с воспитанницей и арапчонком" (1832-34 гг.) - след его длительного увлечения графиней, которую он писал неоднократно. Кроме того, Брюллов работал над эскизами и картинами на мифологические и исторические темы, а также исполнил несколько небольших композиций, посвященных жизни итальянских крестьян. Наиболее известная среди них - "Итальянский полдень" (1827 г). На выбор сюжета для нее художника натолкнуло посещение в 1827 г. Помпеи, погибшей при извержении Везувия в I в. н. э. Работа над огромным полотном заняла у него три года (1830-1833 гг.). "Последний день Помпеи" стал и остается по сей день самым известным произведением Брюллова, и вполне заслуженно. Здесь ему удалось поддержать традицию клонящегося к упадку академизма - не изменяя его по существу, но лишь умело и эффектно подправляя приемами живописи романтизма. Вот почему "Последний день Помпеи" с успехом демонстрировался в Риме (1833 г.) и без успеха в Париже (1834): для французов такой компромисс между романтизмом и академизмом был уже вчерашним днем. Зато в Петербурге картина, показанная в АХ, произвела на публику ошеломляющее впечатление. Сам Брюллов в Россию вернулся позднее, осенью 1835 г., совершив на обратном пути небольшое путешествие по Малой Азии и Греции, давшее ему материал для ряда последующих работ. Его с восторгом встречали в Одессе, потом в Москве и, наконец, в мае 1836 г. в Петербурге. Его называли лучшим художником России (что тогда было справедливо) и даже гением. Николай I удостоил его аудиенции. Осенью того же года, по распоряжению императора, Брюллов получил звание профессора 2-й степени (в 1846 г. - 1-й) и начал преподавать в АХ. От художника ждали новых больших картин. Он было приступил к историческому полотну об осаде Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 г., посетил Псков, пытаясь найти, как некогда в Помпее, вдохновляющие впечатления, но работал вяло, а с 1847 г. вообще забросил картину. Давний замысел, который он долго вынашивал, - "Нашествие Гензериха на Рим" - остался в эскизе, а замысел картины, посвященной Отечественной войне 1812 г., - в черновых набросках. Художник увлекся еще одним, уже совсем грандиозным замыслом - "Всеразрушающее время", но и тут дело ограничилось эскизом. Брюллова теперь хватало только на небольшие композиции, связанные с восточными темами, вроде "Бахчисарайского фонтана" (1838-1849 гг.) по мотивам пушкинской поэмы. Зато художнику по-прежнему не изменяло великолепное мастерство портретиста. Он выполнил портреты Н. В. Кукольника (1836 г.), В. А. Жуковского (1837- 1838 гг.), И. А. Крылова (1839 г.), А. Н. Струговщикова (1840 г.). Одной из вершин его позднего творчества стал очередной парадный портрет Ю. П. Самойловой с приемной дочерью на костюмированном балу (до 1842). Другая вершина - драматический автопортрет (1848), запечатлевший угасание художника. Здоровье Брюллова было подорвано довольно невоздержанным образом жизни, а сокрушено - длительной и тяжелой работой над росписями Исаакиевского собора (1843-1847 гг.), которую он так и не завершил. Весной 1849 г. он отправился на лечение за границу. Там он успел исполнить несколько работ, среди которых выделяются портреты Микеланджело Ланчи (1851 г.) и членов семьи Титтони (1851-52 гг.). Но силы его иссякали - он умер после очередного сердечного приступа и был похоронен на римском кладбище Монте-Тестаччо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стили и направления  в творчестве художника

Карла Брюллова по жизни называли “Великим Карлом”. В день окончания  Академии Карл вынес из актового зала целую пригоршню медалей. Его  первым успехом стала картина  “Нарцисс”, за которую художник получил  золотую медаль 2-ой степени(1819); за работу “Явление Аврааму трёх ангелов” юный художник был награждён Большой  золотой медалью (1821), получив право  на поездку в Италию. Но в том  же году состоялось постановление, чтобы  молодые художники были отправляемы  за границу лишь спустя три года по окончании ими курса в Академии. Общество поощрения художников пришло на помощь Брюллову, постановив, не ожидая истечения трехлетнего срока, послать  его за свой счет за границу, что  и было сделано в 1822 г. По Высочайшему  повелению он должен был изменить свою фамилию Брюлло на Брюллова. Новые впечатления в каждом следующем городе лавиной обрушивались на учеников петербургской Академии художеств. В Мюнхене они потрясены духовным величием средневековой готики, столь удивительной глазу, привыкшему к спокойно-строгим формам русской архитектуры классицизма. Здесь братья задержались на изрядный срок, получив право ежевечерне работать в классах Мюнхенской академии. Карл Брюллов блестяще выполнил ряд заказов на портреты. С началом весны братья продолжили путь. Через Инсбрук, Боцен, Триент, Бассано, Тревизо они прибыли в Венецию, где Карла Брюллова ждет новое потрясение - он открывает для себя Тициана. В письме в Россию Брюллов с восторгом восклицает: тициановский "образ письма прекрасен, а краски - непостижимы..." Это признание особенно знаменательно, ведь в Академии пальма первенства отдавалась, согласно постулатам классицизма, рисунку, цвет же имел роль второстепенную, вспомогательную. Во Флоренции он видит новые работы Тициана, восхищается творениями Леонардо, подлинниками античных статуй.

В то время русские художники  проводили значительную часть своей  жизни за границей обыкновенно в  Риме. Бруни и Басин уже три года работали в Риме, когда прибыл туда Брюллов. Художник отправился сюда для изучения античной скульптуры и живописи мастеров Возрождения. Это и повлияло, главным образом, на стиль художника. Первое время своего пребывания в Италии Брюллов писал картины из римской жизни; между прочим, он написал две женские поясные фигуры, известные под названиями "Утро" и "Полдень". В течении 1825-28 он работал над копированием “Афинской школы” Рафаэля, написанную в стиле классицизма в натуральную величину. Так шлифовалось мастерство, намечался переход к самостоятельному творчеству. Воспитанный на традициях классицизма, Брюллов внёс в него обновляющую струю романтики, увлечённости красотой живого мира. Первые десятилетия XIX века в России богаты не только историческими событиями. Духовная жизнь общества, жизнь литературы и искусства той поры отмечены бурным развитием, сложностью, противоречивостью. Еще в начале века в недрах классицизма зарождается романтизм, давший блестящие плоды в изобразительном искусстве, прежде всего, в портретном творчестве О.А. Кипренского. Из Европы же приходят идеи нового направления - сентиментализма. Брюллов много острее большинства своих сверстников ощущал новые веяния. За недолгий период самостоятельной работы - с 1821 по 1823 год - он постепенно приобщается к новым идеям, идеям романтизма, которыми уже были захвачены современные ему русские литераторы - Пушкин, Жуковский и другие писатели и поэты этого круга .. Уже в ранних работах проявилось его блестящее дарование, виртуозный рисунок, богатство колорита и мастерское владение композицией. За годы пребывания в Италии Брюллов в разных техниках - масле, акварели, сепии, рисунке - создал около ста двадцати портретов. Более сотни разных характеров, образы людей различных национальностей, разных профессий, индивидуального душевного склада. В обширную галерею воссозданных им образов входят русские художники, скульпторы, писатели, музыканты.

Мастер сумел найти золотую  середину между господствующей академической  живописью классицизма и новым  романтическим влиянием. Во всех жанрах, к которым обращался Брюллов  он смог сказать новое. Классицизм - художественный стиль европейского искусства XVII - XIX в.в., одной из главных важнейших черт которой было обращение к античному искусству. Искусство классицизма отражало идеи гармоничного устройства общества. Романтизм - направление в искусстве XVIII - конец XIX в.в., которое характеризуется изображением действительности лучше, чем она есть на самом деле. Художник очень разнообразен в своих жанровых пристрастиях. Ему доступно всё: исторические драмы (“Последний день Помпеи”), жанровые сценки, портреты (Ланчи), автопортреты (1848 г.), ню. Портрет - один из жанров в искусстве, в котором воссоздается облик человеческой индивидуальности. Вместе с внешним сходством портрет запечатляет духовный мир изображаемого человека. Портрет остается той областью, где талант Брюллова царствует полновластно и блистательно. Он пишет бравурные светские портреты, впечатляющие своими сильными красочными и композиционными эффектами ("Графиня Ю. П. Самойлова, удаляющаяся с бала с приемной дочерью А. Паччини", около 1842). Иное, спокойное настроение доминирует в образах людей искусства, более сдержанных по колориту, который как бы мерцает изнутри формы, подчеркивая духовную значительность моделей ("Поэт Н. В. Кукольник", 1836; "Скульптор И. П. Витали", около 1837, "В. А. Жуковский", 1837-38, Т. Г. Шевченко; "И. А. Крылов", 1839, "А. Н. Струговщиков", 1840,). В портретах художник обращается к анализу человеческого настроения, улавливая томящие душу модели противоречия, надлом. Он видит в лицах и позах сочетание воспламеняемости воображения и усталости, движения мысли и рассудочного холодка. К данному циклу примыкает и "Автопортрет" (1848), написанный теплым тоном и легкой кистью, но проникнутый настроениями глубокой меланхолии, усталости и нездоровья. Автопортрет - портрет художника, выполненный им самим.

Картина “Последний день Помпеи”

Самым великим и знаменитым произведением  Карла Брюллова является картина  “Последний день Помпеи”. Работе над  ней предшествовали некоторые события. В 1830 году почта принесла русскому художнику прощальное письмо от Демулен бросившейся в воды Тибра от неразделённой любви. В письме Анриенна упрекала его в равнодушии. Карл схватился за голову. Он пошел бы на что угодно, даже на то, чтобы пришпилить свою свободу к одной-единственной юбке, лишь бы избежать трагедии. Но поздно! Брюллов почти бежал в дом русского посланника князя Гагарина, выбирая улицы побезлюднее. Ему казалось, что весь Рим показывает на него пальцем, а уличные торговки, смуглые и горластые, кричат в след ругательства. Князь, как мог, утишал Брюллова, уговаривал остаться поужинать. Тот отказывался, поминутно прикладывая платок к глазам, но в конце концов согласился. За столом отрешенно водил вилкой по тонкому фарфору. Он чувствовал, как впадает в беспросветную тоску.

Вдруг все обернулись к распахнувшейся двери. Карл вскинул голову и услышал от соседа насмешливо: “Берегись, мой друг! Это Самойлова…”

Самойлова увезла Брюллова к Неаполитанскому  заливу. Ни к чему не обязывающее  путешествие обернулось для обоих связью на всю жизнь. Карлу Брюллову оно подарило главную женщину в судьбе, главную картину в творчестве, а русскому искусству - один из самых знаменитых шедевров.

Спасибо Самойловой за этот маршрут: к бирюзовой воде, к навеки умолкнувшим  Помпеям. Спасибо, что не убоялась она  Везувия - в тот, 1828 год над ним  вилось тревожное облачко, а земля  под ногами путешественниками подрагивала. Всё было как, “тогда”… Можно себе представить состояние Брюллова вероятно, он был похож на гончую, наконец то взявшую верный след. К черту головки ясноглазых римлянок, от которых млеют в Петербурге. К черту миленькие пейзажи не смотря на то, что все от них в восторге, и Академия художеств, снарядившая своего выпускника в Италию, считают что не прогадала, но сам Карл знал: это только пробы. Нужен сюжет - колоссальный, громоподобный. И, кажется, этот сюжет найден. Путешествие к неаполитанскому заливу с прекрасной женщиной, наверное, было толчком, от которого творческие силы пришли в движение. Громадное полотно Брюллов написал всего за несколько месяцев, а подготовка к этому заняла долгих 6 лет. Художник стал историком и археологом. Он просматривал исторические документы связанные с гибелью Помпеи, исследовал остатки разрушенного города и даже скелеты людей, найденные среди раскопок и хранившиеся в местном музее. Он был настолько точным, что теперь можно указать место в Помпеях изображенное на полотне. Это Дорога Гробниц или Дорога Мертвых - единственная улица из раскопанных к тому времени, как там оказались Карл и Юлия. Брюллов делал бесконечное количество зарисовок утвари, одежды, обуви, оружия, предметов быта, на которые мы, стоя у Брюлловского полотна, мало обращаем внимания. А между тем они на столько точны, что тут в пору проводить урок по древнеримской истории.

Помпеи были не большим городом, но по все Италии славились своим  мягким климатом, целебным воздухом и  живописной природы. Помпеи были так  хороши, что на летние месяцы сюда приезжали  отдыхать римские владыки. Наступило 24 августа 79 года до н. э. начавшись в  полдень с чудовищного, оглушительного грохота, катастрофа нарастала с  каждой минутой. Из кратера Везувия  ударил громадный столб огня, пепла  и камней, вес, которых достигал шести  килограммов. Дома рушились на головы обезумивших людей. Пепел в несколько  метров толщиной покрывал зрелище страшных страданий. Наступила кромешная  тьма.

Информация о работе К. Брюллов. Компромисс между классицизмом и романтизмом