Конструктивизм в одежде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 22:15, доклад

Краткое описание

Конструктивисты предложили беспредметный орнамент для набивных тканей. Внедрение в быт тканей с новыми рисунками было одним из направлений организации социалистического быта. В 1924 г. Л. Попова и В. Степанова на Первой ситценабивной фабрике разрабатывали образцы тканей, которые были запущены в производство и поступили в продажу. Летом 1924г. конструктивистские ткани носила вся Москва: рисунки конструктивистов были, в сущности, первой советской модой. Попова и Степанова проектировали рисунки с советской символикой, но наиболее интересными были ткани с рисунками из простых геометрических форм.

Вложенные файлы: 1 файл

Конструктивизм в одежде.docx

— 17.74 Кб (Скачать файл)

Конструктивизм  в одежде

 

Конструктивисты предложили беспредметный орнамент для набивных тканей. Внедрение в быт тканей с новыми рисунками было одним  из направлений организации социалистического  быта. В 1924 г. Л. Попова и В. Степанова  на Первой ситценабивной фабрике  разрабатывали образцы тканей, которые  были запущены в производство и поступили  в продажу. Летом 1924г. конструктивистские ткани носила вся Москва: рисунки  конструктивистов были, в сущности, первой советской модой. Попова и  Степанова проектировали рисунки  с советской символикой, но наиболее интересными были ткани с рисунками  из простых геометрических форм. Конструктивисты  заимствовали из «беспредметной» живописи тщательный анализ пропорциональных и  пространственных соотношений, ритмические  построения, динамические, оптические и пространственные эффекты, сдвиги и смещения форм, сочетание плоскостных  и объемных элементов, что позволило  предложить новаторские решения. От супрематических тканей проекты конструктивистов отличало наличие четко организованной структуры. Необычной чертой этих тканей являлась пространственность — наличие нескольких пространственных планов. При проектировании рисунков для тканей конструктивисты использовали методы программированного формообразования, используя в качестве мотивов простейшие геометрические формы.

Такой подход к проектированию, предложенный конструктивистами еще  в начале 1920-х гг., позволяет широко использовать компьютер при создании орнаментальных композиций. Графические редакторы основаны на принципе комбинаторики.

При традиционном методе работы идея костюма обычно рождалась у  модельера непосредственно при  работе с тканью, пластические особенности  материала подсказывали новые формы. У конструктивистов все было иначе: эскиз был воплощением самого процесса творческого поиска, а не зарисовкой готовой модели. Графический  метод формообразования предполагает, что поиск новых форм преобразовывается  в проектирование на плоскости графических  форм, обозначающих реальные объемы. Именно конструктивисты открыли новый  взгляд на эскиз костюма — как  концентрированное выражение пластической идеи, знак новой формы. Этому соответствовала  и графическая подача: упрощение, освобождение от несущественных деталей  во имя большей выразительности, обострение существенных черт формы.

Поисковый эскиз стал необходимым  инструментом в работе стилистов. Ориентация на связь проектирования с производством  была важной составляющей концепции  конструктивизма. Особая тема — декор  в костюме конструктивистов. Если господствовавший тогда на Западе стиль  «ар-деко» был ориентирован на украшение вещи, то функционализм декларировал отказ от декора в традиционном понимании. Ле Корбюзье настаивал, например, на том, что современная бытовая вещь вообще не терпит никакого орнамента и прикладной декоративной отделки. В. Степанова утверждала, что вся декоративная и украшающая сторона одежды ныне функционально неоправданна. У конструктивистов декоративное оформление было связано с конструкцией одежды. Традиционный накладной декор они заменили декором-конструкцией: декоративную роль стали играть подчеркнутые конструктивные линии, швы, детали контрастного цвета, канты, застежки, карманы.

 Принцип конструктивного декора был заимствован из народного костюма. Конструктивисты применяли и накладной декор, если он был функционально обоснован. Например, в спортодежде В. Степанова использовала аппликации и эмблемы, чтобы можно было отличить членов разных команд. Можно выделить основные особенности прозодежды: функциональность и целесообразность, конструктивисты проектировали костюмы, оформляющие различные функции: прозодежду грузчика (Г. Миллер), прозодежду углекопа (Г. Клуцис), спортодежду (В. Степанова), прозодежду инженера-конструктора (А. Родченко) костюм должен был подчеркивать движение человека.

Конструктивистский костюм был открытой структурой в отличие  от ансамбля, который господствовал  в официальной моде. В основе кроя костюма лежали простейшие геометрические формы. Крой моделей конструктивистов представлял собой, как правило, сочетание прямоугольных и трапециевидных деталей разного цвета. Всю одежду конструктивисты поделили на две группы: прозодежду, т.е. одежду для работы, различающуюся в зависимости от вида работы, и спецодежду, предназначенную для работы в особых условиях.

Владимир Татлин разрабатывал образцы повседневной одежды — «нормаль-одежды», стараясь усовершенствовать традиционные вещи — пальто, куртки, брюки и т.п. Его модели в отличие от многих проектов «московских конструктивистов» были удобны, тщательно продуманы и вполне подходили для реальной жизни, так как Татлин руководствовался лозунгом «Ни к новому, ни к старому, а к нужному».

В. Степанова в своем докладе изложила новые принципы функционального подхода к проектированию одежды: «В костюме, конструируемом как костюм сегодняшнего дня, выдвигается основной принцип: удобство и целесообразность. Нет костюма вообще, а есть костюм для какой-нибудь производственной функции. Путь оформления костюма — от задания к его материальному оформлению, от функций, которые должен выполнить костюм как прозодежда, как платье рабочего — к системе его покроя». Конструктивисты считали моду буржуазным явлением и с революционным максимализмом отрицали преемственность форм костюма.


Информация о работе Конструктивизм в одежде