Коммуникативные знаки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 12:56, курсовая работа

Краткое описание

Современная коммуникативная ситуация отмечена принципиально новым взглядом на окружающий мир, восприятие которого характеризуется наличием целостных образов, непосредственно воздействующих на чувства. Показательно, что повышение роли визуального распространяется не только на экономику – это явление охватывает самые разные стороны жизни людей, включая политику, социальные отношения, культуру. Социум обращен к новому типу культуры - визуальной, когда в передаче информации активнее, чем раньше, участвуют невербальные средства

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ВИЗУАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ И ИСТОРИЯ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ 5
1.1 Определение визуальных коммуникаций 5
1.2 История возникновения визуальной коммуникации 6
1.3 Виды визуальной коммуникации их характеристики 7
1.4 Визуальная коммуникация в рекламе 8
1.5 Визуальные коммуникации, отвечающие за безопасность 9
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ШРИФТОВ 11
2.1Шрифт и изображение в истории визуальной коммуникации 11
2.2 Психология восприятия шрифта в текст 16
2.3 Условия выбора шрифтов 17
2.4 Основные правила использования 18
2.5 Использование шрифта в сочетании с иллюстрациями 19
ГЛАВА 3 КОНСТРУКТОРСКОЕ РЕШЕНИЕ 20
Заключение 20
Список литературы 20

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.docx

— 51.29 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Современная коммуникативная ситуация отмечена принципиально новым взглядом на окружающий мир, восприятие которого характеризуется наличием целостных образов, непосредственно воздействующих на чувства. Показательно, что повышение роли визуального распространяется не только на экономику – это явление охватывает самые разные стороны жизни людей, включая политику, социальные отношения, культуру. Социум обращен к новому типу культуры  - визуальной, когда в передаче информации активнее, чем раньше, участвуют невербальные средства. Большую роль здесь играют так называемые визуальные образы, посредством которых осуществляется трансляция социальных смыслов, наделение окружающей нас реальности «значащим» содержанием.  Причем центральным фактором этого процесса является новые возможности по фиксации социального опыта людей с помощью современных визуальных средств коммуникации.

Нашу повседневность невозможно сейчас представить без разнообразных технологических средств формирования визуальной среды. Телевидение, кино, видео, фото, Интернет – эти, равно, как и другие цифровые средства коммуникации, являются важнейшими на сегодня каналами, посредством которых происходит общение людей, формирование социального опыта современного человека. Причем особенностью нынешнего времени является экспоненциальный рост числа сообщений, транслируемых этими средствами. Характерно, что в значительной мере это предопределено расширением зоны влияния так называемой экономики «внимания». Специально созданные имиджи ориентированы на овладение вниманием потенциального потребителя.

Объектом дипломной работы избран Советский парк города Омска, а предметом исследования – создание знаков визуальной коммуникации данного парка.

Целью дипломной работы является разработка знаков визуальной коммуникации для Советского парка. В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

- изучить историю возникновения  визуальной коммуникации;

- исследовать сущность  и элементы коммуникативных знаков;

- проанализировать найденную  информацию;

- выбор носителей коммуникативных  знаков;

- поиск эскизных решений;

- определение утвержденного  эскизного решения;

- поиск цветового решения;

- размещение итогового  решения коммуникативных знаков  на носители.

При подготовки дипломной работы использовались нормативно-правовые акты российской Федерации, научно-учебные пособия, литературные источники и интернет - источники.

В процессе работы над дипломной работой использованы методы исследования и обработки информации: количественной и качественной оценки, метод сравнительного анализа, редактирования и др.

Структурно дипломная работа состоит из двух глав - теоретическая и практическая.

В первой главе дипломной работы рассматриваются теоретические вопросы создания фирменного стиля, во второй главе проводится анализ полученной ранее информации и практическое выполнение создания знаков визуальной коммуникации для Советского парка.

По окончанию выполнения дипломной работы была осуществлена нелегкая задача - подробное, углублённое и максимальное изучение найденной информации по данной теме.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 ВИЗУАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ И ИСТОРИЯ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

1.1 Определение визуальных коммуникаций

 

Сколько вокруг нас информации, которую мы воспринимаем зрительно: предметы, изображения, знаки, цвета, образы. Что – то нам нравится, и мы с интересом останавливаем на этом взгляд, что – то, наоборот, неприятно, и мы стараемся отвести глаза. Это наше зрительное восприятие мира – визуальные коммуникации. Визуальные коммуникации – это коммуникация (передача информации) по средствам визуального языка (изображений, знаков, образов, и т. д.)  с одной стороны и визуального восприятия (органов зрения, психологии восприятия) с другой.

В бытовом, визуальная коммуникация может быть определена как – то, что я вижу. Однако сегодня визуальная коммуникация чрезвычайно развита и усложнена и на уровне языка и на уровне восприятия за счет активного развития визуального искусства и электронных и цифровых технологий. Визуальные коммуникации в XX веке осуществили мощную экспансию во все сферы культуры и закрепили в операционном поле такие понятия как – визуальный текст, визуальный язык, визуальная культура. Визуальные коммуникации – одна из базовых составляющих современных масс – медиа, создающих визуальный интерфейс передачи и потребления информации, а также трансформируя и переводя, в свою очередь, любую информацию в визуальный язык (имиджи и пресс – портреты, фото с места событий и телевизионная картинка в режиме реального времени).

Визуальная коммуникация объединяет в себе цвета, речь, письменный язык, образы, чтобы создать сообщения, которые будут эстетически приятны взгляду зрителя, будут наполнены понятной и необходимой информацией. Широко шагает прогресс, изменяя жизнь и запросы людей, а, следовательно, меняются и составляющие визуальной коммуникации. Люди сами создают для себя такую систему визуальной коммуникации, которая максимально удовлетворяет их нужды и помогает лучше ориентироваться в этом мире. Разработка визуальной коммуникации берет за основу те же функции, что и другие виды коммуникаций:

  1. Информационные (передача информации);
  2. Экспрессивные (передача оценки информации);
  3. Прагматические (передача коммуникативной установки, которая оказывает воздействие на получателя).

 

1.2 История возникновения визуальной коммуникации

Визуальная коммуникация на заре человеческой истории была неотделима от  устной, вербальной и внесловестной, от всей системы коммуникации в ее связанных с непосредственными возможностями человека формах. Но с расширением возможностей коммуникации в ее технических формах, то есть с применением материально – вещественных каналов коммуникации, начиная с каменных изваяний, пещерных росписей, глиняных табличек с текстами, визуальная и аудиальная коммуникация стали получать свое собственное развитие. Рисунки и росписи на камне, кости, глине, живописные и скульптурные изображения божеств и мифических существ, сцен из реальной жизни, первые «сериалы» со сценами охоты, празднеств, сражений, путешествий включились в процесс коммуникации как со зрителями – современниками, воспринимавшими эти творения и в сакральном, и в эстетическом, и в публицистическом смысле, так и с потомками, для которых эти тексты представляют историческую и художественную ценность. Лишь по этим статистическим картинам прошлого мы можем судить о событиях древности. Визуальная коммуникация, имеющая динамический характер, до изобретения кинематографа воплощалась лишь синхронически, в театрализованных, обрядовых, собраниях и сходах.

Изобретение различными цивилизациями и культурами печатных способов тиражирования изображений (на дереве, глине, кости и т.д.) повлекло за собой и развитие визуальной коммуникации статического характера. С открытием разных форм письменности изображения сопровождались словесными текстами, соединялись возможности визуальной и вербальной коммуникации. Этот процесс получил развитие после изобретения и широкого использования бумаги и усовершенствования печатных процессов, что дало новые возможности коммуникации как синхронической, так и диахронической. Уже в Средние века получила широкое распространение техника гравирования, изготовление гравюр, в основном с помощью дерева.

Таким образом визуальной коммуникации, как художественного, так и публицистического характера, является лубок – графическое черно – белое или цветное изображение лирического, комического, сатирического характера, изготовленное в технике литографии. Город и в древности и ныне представляет благоприятные условия для осуществления процесса коммуникации. Он не только чисто функционально предлагает пространства для общения, но и обладает свойством передачи сообщений с помощью символических, сематических, визуальных форм. Но связывать понятие «город» с понятием «коммуникация» стали относительно недавно.

В визуальной статической коммуникации, таким образом, складывается несколько каналов художественной и познавательной коммуникации: изобразительный, включая скульптуру малых форм, архитектурно – градостроительный, включая скульптуру больших форм и наружную рекламу, печатно – оформительский. Своеобразие изобразительных видов и разновидностей коммуникации заключается не в технических, а в семиотических особенностях этих видов и разновидностей модифицировать изобразительно – выразительные возможности. Критерием сближения или противопоставления используемых материалов служит объемность, трехмерность или двухмерность создаваемых с их помощью образов. Надо сказать, что графика до XX века не выделялась в отдельный канал художественной коммуникации. И только благодаря своему массовому распространению, особенно в связи с предоставлением своего канала тиражирования молодой фотографии, к концу века этот канал визуальной коммуникации получил свою самостоятельность и достиг рассвета.

Телевидение тоже пока никак не выберется из периода варварства – по причине коммерческой зависимости, зависимости от вкусов массовой аудитории и, наконец, по причине частых переоценок возможностей техники и внешней завлекательности в ущерб содержательности и духовности своих программ. В конце XX века одновременно с расширением выразительных и изобразительных возможностей телевидения (улучшение качества звука, цвета, увеличение экранов при миниатюризации самих приемников и видеомагнитофонов) шло освоение и расширение возможностей компьютерной техники. Это привело к созданию сети Интернет и постепенному увеличению ее числа пользователей. Эта сеть представляет собой синтез чисто вербальной (письменной) коммуникации с внесловесной ( многочисленные баннеры и рекламки гипертекстов), а также визуальной и аудиальной.

В новых электронных СМК следует обозначить такое бесспорное специфическое их качество, как оперативность, то есть сообщение участников событий или диалогов друг с другом в режиме реального времени. Тем самым достигается не только расширение коммуникативного пространства, но и резкое (абсолютное) сокращение предкоммуникативного времени (времени, необходимого для установления контакта коммуникации его субъектов с реципиентами).

1.3 Виды визуальной коммуникации  их характеристики

Визуальные коммуникации в городской среде совершенствуются и изменяются. Дело в том, что современная цивилизация, место обитания человека становится все более объемным, абстрактным и не ограничивается рамками дома. Замещение в языковом сознании лексемой «город» в разнообразном сочетании и смысловом сопровождении номинаций новых реалий становиться стереотипизированным явлением. Примеров такого замещения в дискурсе, тексте достаточно: это и название современных рекламных газет и журналов: «Город мебели», «Большой город», «Город возможностей», «Город света и тепла», «Путеводитель по городу соблазнов», «Нано – город», и политизированные названия – лозунги и типа «Наш дом – наш город».

Формирование концепта «город» происходит исторически закономерно. Город как текст, город как метафора, город как средоточие коммуникаций – эти элементы концептуального пространства стали объектами исследования не только лингвистов. Интересен и необходим шаг в направлении архитектуры: концепт «город» и его отображение в целостной картине мира профессионалов – архитекторов. Образ города, создаваемый и воспроизводимый в процессе архитектурного творчества, основан на изображении. Воплощение визуальной информации и сама форма обмена информацией обязательно вербализуются на уровне коллективного сознания.

1.4 Визуальная коммуникация в рекламе

Визуальные коммуникации широко используются в рекламе. Где бы мы не находились: дома, на улице, в общественном транспорте, в местах продаж, в кафе или кинотеатре, мы повсюду сталкиваемся с рекламной информацией. И цель у нее одна – зацепить наше внимание. Средства визуальной коммуникации можно разделить на группы:

  1. Печатные или полиграфические. Это яркие буклеты, пестрые плакаты, живописные листовки и брошюры и т.д.
  2. Телеэкранные. Сюда относятся телевизионные программы, анимационные, графические видео и т. д.
  3. Средства наружной рекламы. Это рекламные щиты (биллборды), вывески на зданиях, транзитная реклама и т.д.
  4. Средства рекламы в интерьере. Здесь можно выделить рекламные баннеры,flash – анимации и т.д.

Средства визуальной коммуникации используют множество приемов из различных дисциплин: изобразительного искусства, дизайна, фотографии, современных компьютерных технологий и др. Используя достижения этих отраслей науки искусства, создается дизайн визуальных коммуникаций. От того, насколько грамотно оформлена информация, зависит ее восприятие. Поэтому дизайн напрямую связан с психологией визуальной коммуникации.  Например, цвета темно – зеленый, стальной и золотой ассоциируется у большинства людей с деньгами и надежностью. Поэтому банку лучше взять за основу логотипа сочетание именно этих оттенков. Визуальные коммуникации должны не просто запоминаться зрителю и вызывать в его душе отклик, они должны взаимодействовать с ними на различных уровнях, проникать на глубину восприятия.

Дизайн визуальных коммуникаций должен быть продуман до мелочей. От того, зачем он нужен и как будет использоваться, зависит дальнейшая работа дизайнера. Например, глядя на знаки дорожного движения, мы определяем их отношение к определенной группе: предупреждающие, запрещающие, информационные. Для каждой группы есть определенный формат. Дизайн предупреждающих знаков вписан в красный треугольник, а вот запрещающие в круг. Синие прямоугольники и круги содержат информативные и подписывающие знаки. При мгновенном взгляде мы уже имеем примерное представление о том, чего ждать, а дороге. Даже человек, не знающий правил дорожного движения, сможет понять смысл изображения на знаке. Поэтому, дизайн визуальных коммуникаций должен соответствовать поставленной задаче. Так визуальные коммуникации должны характеризоваться быстротой восприятия и реагирования потребителя, на коммуникационные сигналы, подобно реакции водителя на знаки дорожного движения.

Визуальные коммуникации служат средством общения. Это сила, которая стимулирует продажи любого потребительского продукта. Профессиональные дизайнеры, графики, полиграфисты знают, что цвет или форма являются ключевым фактором в процессе торговли, поскольку играют важную роль при принятии решения о покупке. Визуальные коммуникации должны вызвать в покупателе интерес и эмоции. Например, броская эмблема заставляет обратить на себя внимание благодаря кролику, который любопытно заглядывает в корзинку ля пикника. Учеными установлено, что разум человека запрограммирован на то, чтобы замечать изображения животных, малышей и человека, и дизайнер использовал это в своей работе. К тому же, возникает интерес: а что лежит в корзинке?

Информация о работе Коммуникативные знаки