Коллаж как художественный прием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 23:01, реферат

Краткое описание

Коллаж (collage) – дословный перевод с французского – наклеивание, аппликация, с английского - комбинация разнородных элементов. Коллажи делятся на две большие группы: - "объемные" и "плоские". Объемные коллажи создают используя самые разные предметы и материалы (проволока, дерево, веревки, металл), комбинируя их друг с другом. Плоские - составляют из изображений, фотографий, рисунков и их частей, сухого флористического материала располагая элементы на одной поверхности.
Коллаж - художественный прием создания образов, основанный на совмещении разнородных по цвету, размеру, материалу, фактуре элементов на какой-либо основе. Особенностью коллажа является способность или выделить основную мысль изображения, или наоборот – закамуфлировать ее, средствами цвета, фактуры используемых материалов.

Вложенные файлы: 1 файл

коллаж.doc

— 578.00 Кб (Скачать файл)


Коллаж

Коллаж (collage) – дословный перевод с французского – наклеивание, аппликация, с английского - комбинация разнородных элементов. Коллажи делятся на две большие группы: - "объемные" и "плоские". Объемные коллажи создают используя самые разные предметы и материалы (проволока, дерево, веревки, металл), комбинируя их друг с другом. Плоские - составляют из изображений, фотографий, рисунков и их частей, сухого флористического материала располагая элементы на одной поверхности.

Коллаж - художественный прием создания образов, основанный на совмещении разнородных по цвету, размеру, материалу, фактуре элементов на какой-либо основе. Особенностью коллажа является способность или выделить основную мысль изображения, или наоборот – закамуфлировать ее, средствами цвета, фактуры используемых материалов.

Галерея Тейт в глоссарии по истории искусства утверждает, что коллаж "был впервые использован в качестве художественной техники в ХХ в.По глоссарию Музея Гуггенхайма (Solomon R. Guggenheim Museum), художественные концепции коллажа, связанные с начала модернизма и включают в себя гораздо больше, чем идея композиции разнородных элементов.

В искусстве начала ХХ века начинает складываться новое видение мира, назначение предмета. Этот процесс характеризуется бурным поиском изобразительных приемов, экспериментом, попыткой создания оригинального художественного стиля, который мог бы соответствовать новому мировоззрению.

Особое внимание художников привлекала проблема конструирования пространства в изобразительном искусстве. Одним из важнейших решений этой проблемы, одним из способов организации пространства стал коллаж. Он являлся совершенно новым приемом как в техническом плане, так и в содержательном, стал открытием, сочетающем в себе поиски многих течений в искусстве и одновременно предлагающим новое для нашего восприятия.

Коллаж, по мнению Гастона Диля, биографа П. Пикассо и искусствоведа, был создан Пикассо в 1912 году, в картине "Натюрморт с плетеным стулом",он соединил кусок промасленной ткани и сиденье стула в картину овальной формы. Произошло это, по всей вероятности под влиянием Джоржа Брака, который в этом же году разрабатывал технику  papier collé (бумажный коллаж). Дж. Брак используя обрезки газет и журналов, он располагал их на холсте, затем покрывал сверху краской, добиваясь эффекта живописи. Тогда это было совершенно новое веяние в изобразительном искусстве, оно было столь необычным, что коллажом впоследствии увлеклось целое поколение итальянских футуристов, а также дадаисты, сюрреалисты и многие другие художники.

Коллаж перерастает рамки технического приема в живописи и становиться тем случаем "игры, когда предмет берется живьем, без изменений" - так считает Дмитриева Н.А. Предмет, будь то любой вид подручного материала, вырывается из привычного мира, окружения и переноситься в картину, где он употребляется в совершенно ином контексте, в зависимости от исходной цели автора. Изначально же коллаж использовался в живописи для оживления ее поверхности.

Пикассо обнаружил, что некоторые предметы: элементы типографического набора или материалы, имитирующие структуру дерева - обладают "незаурядно выразительными свойствами". Влюбившись в свою находку, Пикассо -импровизатор не останавливается и использует в своих работах и песок, и кусочки газетной бумаги, обоев, плакатов или материи, визитные карточки, ленты, а позже (к 1924 году) и проволоку. Таким образом, для коллажа годились почти все суррогатные продукты. Эта техника "родилась из стремления примирить реальность, к которой принадлежат настоящие вещи, и реальность картины".

Истоки коллажа лежат в недрах такого течения в живописи как кубизм (к 1911 - 1912 г.г. Пикассо и Брак были его представителями).

Кубизм - это течение в изобразительном искусстве I четверти XX века, где ведущим становиться прием конструирования картин с помощью простых геометрических форм, которые имеют значение и самостоятельных фигур, и символов. Кубизм обращал особое внимание на преодоление привычных форм, на изменение сложившейся в предшествующем искусстве структуры объема. Именно с этого начался "аналитический кубизм, составляющей вкупе с синтетическим" два основных его этапа.

С точки зрения исследователей, художники изначально применяли коллаж в своих работах в "синтетический" период, где главным качеством было чередование и наслоение объектов на плоскость, а следовательно, коллаж стал своеобразным выражением подобных задач данного течения, впитавших в себя тему урбанизма, повсеместной технологизации, тему перестройки человеческого сознания. Поэтому, например, в картине Брака "Натюрморт на столе" появляются обрывки газет, буквы вывесок, табличные обертки, меню, этикетки и др.

Коллаж на начальных этапах развития был лишь "подручным средством" в арсенале представителей мастеров различных направлений, а поэтому цели и задачи коллажа будут соответствовать целям и задачам кубизма, во всяком дополнять их.

Целью кубизма, по мнению Пикассо, было "раз и навсегда покончить с позорной зависимостью живописи от зрения". Задача, как видно, глобальная и невыполнимая. Более мягкую позицию по этому вопросу выразил Ж. Брак: "Не нужно даже подражать вещам, которые переходящи и постоянно меняются и которые мы принимаем за нечто неизменное. Вещи в себе не существуют. Они существуют лишь через нас". Коллаж стал полным тому подтверждением. Хотя живопись в кубизме и пытается освободиться от традиционного зрительного восприятия, она всегда будет зависеть от нашего разума, живопись, как бы там ни было, всегда будет проходить через чувственное созерцание человека, лишь она и направлена только на человека. К примеру, в картине - коллаже" Голова" Пикассо, автор ясно дает знать, что голова - это отнюдь не то, что мы видим в зеркале, - это светлый треугольник с непонятным нагромождением внутри, сделанным из темной материи, с окружающими его полосками из некоего суррогатного продукта. Автор испытывает нас, автор "пробует на вкус" обыденное представление о предмете, иронизирует над человеческой сущностью, разрушает шаблонные восприятия действительности.

Конечно, все это можно назвать "бунтом против вещей", но коллаж у кубистов позволяет испытать цвет и отдельные структурные элементы композиции вне связи с формой объекта. Он направлен на разрушение привычных форм, на создание новой формулы мышления, новой реальности, что было, по большому счету, задачей философского, мировоззренческого характера. Хотя бы тот факт, что излюбленным жанром коллажистов был натюрморт, сделанный из "помоечных" продуктов, говорит о том, что художник доказывает всему миру свою способность изменять реальность: в период технического переустройства из отходов автор создает то, чему вредит техногенность. Художник подобным "взрывным" методом контраста пытается перестроить мышление человека, предотвратить его нравственную гибель. Он доказывает сказанное Браком: "Они (вещи - авт.) существуют лишь через нас".

Кубистический коллаж оказывает влияние на личностное восприятие предмета, подтверждает текучесть мира, изменчивость, казалось бы, неизменных вещей, создавая новые образы. К примеру, в произведении П.Пикассо "Гитара" поражает то, что гитара сделана из мешковины с дыркой, прибитой гвоздями к листу картона (причем острия торчат наружу) и граница между живописным пространством и пространством восприятия глаза четко не обозначается.

Взаимосвязь пространства картины и того, что вне ее, была, пожалуй, одной из основных проблем, которую пытались решить кубисты. В одном из интервью П.Пикассо сказал фразу, ставшую своего рода эпиграфом ко всему его творчеству: "Моя картина - итог ряда разрушений".

В коллаже в этот "ряд разрушений" входит и попытка стереть, пространственную границу. Дроблением плоскости картины на несколько меньших плоскостей, свидетельствует о стремлении художника в "аналитическом" кубизме выйти за рамки картины, увеличить зону ее воздействия. В произведении Х.Гриса "Ваза для фруктов и бокал" предмет картинного пространства, в частности сама ваза (сделанная из обрывков газет и материала, напоминающего металлическую стружку) и бокал (выполненный при помощи оберточной бумаги и материи) плавно переходят из пространства картины в "наш мир" и наоборот, причем фон, составленный при помощи темных тонов, как бы сам заставляет глаз выделить то, что отлично по цвету и фактуре. Здесь связь с перспективой полностью разрушается. Художник игнорирует ее законы, тем самым создается поражающей своим совершенством объем. Этому так же способствует сама техника исполнения: инородные предметы врезаются, разрушают сложившееся пространственное восприятие. Но коллаж отнюдь не отрицает пространства картины, происходит своеобразный синтез, который дает потрясающий художественный эффект: увеличивает ареал картины.

Коллаж как попытка конструирования мира

Автор выступает и как мыслитель, и как философ, и как конструктор своего мира в картине. Вообще, коллаж - это уникальная возможность почувствовать себя властителем над вещью, возможность манипулировать вещью, проводить эксперименты. Коллажист пытается искусственно создать другую, оторванную от обыденности и реальности систему. Включая в свое произведение различные по цвету и фактуре материалы, художнику важен лишь конечный итог, смысл создающегося, независимого от сорта, рода и предназначения используемых предметов в нашей жизни. Пикассо обосновал это так: "Я беру для моих картин те вещи, какие мне нравятся. Нравится ли это вещам, мне безразлично - им приходится с этим примириться". Это правило от применил и в коллаже "Натюрморт с красной бумагой", где на мой взгляд наиболее ярко отразился дух конструктивизма. Взглянув на эту картину, убеждаешься, что коллаж - это именно попытка сконструировать мир, независимо от природы существующих вещей, предметов. Автор собирает продукты цивилизации и творит свой мир в картине подобно богу. В данном случае "натюрморт" представляет собой окно, на фоне которого собрано множество предметов: часть изображения лимона, орнамента, игральная карта, фанера с изображением Апполоновых венков, усыпанных какой-то мелкой цветной крошкой, по всей видимости представляющие поток света, который автор видит разложенным на фотоны.

Для Пикассо весь мир состоит из предметов, его глаз видит их повсюду. На первый взгляд, картина являет собой хаотичное нагромождение вещей, но, разобравшись, мы видим, что детали "натюрморта" - это проект мира, окружающего нас. Коллажист пытается своим творчеством разрушить привычный мир, его привлекает изменчивость и неоднородность всего окружающего, он хочет нового и непохожего на все остальное.

Таким образом, коллаж в кубизме есть и новый технический прием, и способ конструирования мира, и выражение авторского взгляда на существующую реальность.  Коллаж является одним из способов разрушения сложившегося пространства и это становится одной из основных его функций.

Новый взгляд на коллаж предлагают последователи течения «дадаизм», промежуточного, как считают современные исследователи между кубизмом и сюрреализмом и вошедшим в историю как "бунтарское", что, впрочем, отражает всю суть направления. Дадаистов интересовало только то, что за пределами разума — бессознательное, иррациональное, и, конечно же, эпатажное. Предметы обихода, массового производства дадаисты объявляли объектами искусства. Это был своего рода нигилистический бунт против устоявшейся действительности, привычных представлений о мире, расхожей морали. Дадаисты считали, что в коллаже "кубисты стремились усилить выразительность и чувство реальности форм, и в чем проявился их "эстетизм" и "формализм".

В дадаистическом же коллаже главным было ощущение абсурдности, хаоса, деструктивности мира, недоступного логическому осмыслению, царила пугающая непонятность, как, например, в коллаже крупнейшего представителя течения Макса Эрнста "Человека делает шляпа", где автор просто издевается над зрителем, именуя подобным образом свою работу. Ведь если взглянуть на нее, то ни о каком "человеке", в нашем понимании, речи не идет. "Люди" в картине - множество прозрачных цилиндров с голубым, желтым, зеленым оттенком, напоминающие своим расположением систему коленвалов. Оказывается, главное в коллаже отнюдь не шляпы и цилиндры, а неопределенная пустота, контрастирующая с радужным сочетанием красок. Будь мы посетителями выставки с подобными картинами где-то в 20-е годы, нас не покидало бы состояние эмоционального аффекта - главного назначения этих произведений. Макс Эрнст использовал в коллажах гравюры из научных изданий, каталогов, рекламные проспекты и т.д. Он переносил их в неожиданный контекст, превращая, но его собственным словам, в «элементы реального мира, соединенные в причудливой, абсурдной последовательности, приводящей в смущение глаз и разум, способной вызывать галлюцинации, при которых привычные предметы утрачивают или изменяют свое значение». Эрнст создал техники граттажа, фроттажа и декалькомании, которые получили распространение в коллажной практике в последующие десятилетия.

В критической литературе разных изданий, посвященных творчеству дадаистов, можно встретить неоднозначные, разносторонние, во многом эмоционально-полярные точки зрения на творчество этих художников. Во многом подобная ситуация обусловлена содержанием и назначением произведений дадаизма. По словам Т. Каптеевой, дадаисты породили вещи "конкретной иррациональности". Коллажи представляют собой полное разрушение обыденного восприятия, направленное на взрыв в человеческом мировоззрении, на "разрушение образности ради великого "ничто", на отвержение всякой возможности логического мышления. Все коллажи представителей "dada" пронизаны глубочайшим нигилизмом. По сравнению с кубистами, дадаисты совершили огромный скачок в неизведанное: они решили испытать душу человека. "Ранний" дадаизм подобным языком живописи мог вызвали и гнев, и улыбку, и равнодушие.

Вторичная цель дадаистического коллажа - достижение двойственного видения, своего рода "умственно-оптического обмана", это вероятно, стало истоком поп-арта, что характерно для "позднего" дадаизма. Так, в коллаже "Китайский соловей" Эрнста образ "соловья" плавно переходит в сочетание фотографий рук, вырезок из открыток, скрепок, ткани. Уже нет того хаоса и нигилизма, скорее появляется жалость к человеку в картине Ханса Белламера "Девушка и ее тень", где человек представляется одиноким существом во всей вселенной, у которого один единственный спутник - его тень.

Информация о работе Коллаж как художественный прием