Картины русских художников на Евангельские сюжеты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 16:32, практическая работа

Краткое описание

Русские художники, как и зарубежные, тоже часто обращались в своем творчестве к Библейским сюжетам. Но в отличие от европейских живописцев, источником их вдохновения стал Новый Завет. И это не случайно. Большинство художников относились к вере с гуманистических позиций. Их интересовали духовные и нравственные основы христианской веры. В сюжетах Нового Завета они искали и находили общечеловеческие темы - выбор жизненного пути, предательство, отношения между людьми и между человеком и обществом, верность идее (смерть за идею), грех, самопожертвование.
Но более всего художников интересует образ самого Христа. Впервые в истории мирового изобразительного искусства русские художники подошли к трактовке образа Христа не как Бога, но как человека.

Вложенные файлы: 1 файл

Картины русских художников на евангельские сюжеты.docx

— 515.27 Кб (Скачать файл)

                           Картины русских художников на евангельские сюжеты 
Русские художники, как и зарубежные, тоже часто обращались в своем творчестве к Библейским сюжетам. Но в отличие от европейских живописцев, источником их вдохновения стал Новый Завет. И это не случайно.  Большинство художников относились к вере с гуманистических позиций. Их интересовали духовные и нравственные основы христианской веры. В сюжетах Нового Завета они искали и находили общечеловеческие темы -  выбор жизненного пути, предательство, отношения между людьми и между человеком и обществом, верность идее (смерть за идею),  грех, самопожертвование.

Но более всего художников интересует образ самого Христа. Впервые в истории мирового изобразительного искусства русские художники подошли к трактовке образа Христа не как Бога, но как человека.  

         Из всего Евангелия русскими художниками были выбраны такие сюжеты, в которых совершенно  
растворяется божественное, нереальное и ярче всего проявляется обыкновенный человеческий характер.  

       Религиозная тема приобрела в творчестве передовых русских художников значение своеобразной формы выражения их мыслей и представлений о современной им действительности, о современном человеке. Обращение к религиозной теме позволяло сосредоточиться на вопросах морали, сквозь призму которых современное им поколение решало важнейшие социальные проблемы своей эпохи. 

Обращаясь к Евангельским сюжетам, русские художники XIX века старались найти ответ на вопрос «Что же такое истина»?

ПОИСК  ИСТИНЫ  В  ЖИВОПИСИ  И. Н. КРАМСКОГО

Одним из художников XIX века, обращавшихся к Евангельским сюжетам, был

Иван Николаевич Крамской  
«Христос в пустыне» (1837 – 1887) 

    «Под влиянием ряда впечатлений у меня осело очень тяжелое ощущение от жизни. Я вижу ясно, - писал Крамской, - что есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье – пойти ли направо или налево, взять ли за господа бога рубль или не уступать ни шагу злу. И вот у меня является страшная потребность рассказать другим то, что я думаю. Но как рассказать? Чем, каким способом я могу быть понят? И вот я, однажды, когда особенно был этим занят, вдруг увидал фигуру, сидящую в глубоком раздумье. ...Кто это был? Христос ли это? Не знаю. Но все же я догадывался, что это такого рода характер, который, имея силу все сокрушить, одаренный талантами покорить себе весь мир, решается не сделать того, куда влекут его животные наклонности. И я был уверен, что, что бы он ни решил, он не может упасть.  Мне показалось, что это всего лучше подходит к тому, что мне хотелось рассказать». 

        В образе Христа художник показал одинокого человека, «исполненного тяжких раздумий: идти к людям, учить их, страдать и погибнуть, или поддаться искушению и отступить…» Главное на картине –  лицо Христа. Но оно передает не только страдание, но вопреки всему выражает невероятную силу воли и готовность сделать первый шаг на каменистом пути, ведущем к Голгофе. 

    Картина вызвала чрезвычайный интерес и бурные споры. Реакционная печать обвинила художника в полном искажении образа Христа, и даже в атеизме. В защиту картины выступили те, кто понимал христианство как нравственно-философское учение, а личность Христа - как пример высокого нравственного идеала.  Л.Н. Толстой в своей переписке с П.М. Третьяковым утверждал, что Христос Крамского «это лучший Христос, которого я знаю». 

     Почему картина волнует сегодня? Потому что и сегодня жизнь ставит человека перед выбором жизненного пути и поиском смысла жизни.

Христос знал, когда и как  закончится его земная жизнь, в чем  заключается смысл его пребывания на земле в образе человека. Он знал, что предстоит ему вынести и ради чего. Подобно Христу-Человеку мы знаем, что наша земная жизнь конечна, но в отличие от него не знаем назначенного дня и часа. Мы не знаем, какие испытания ждут нас на пути и ради чего нам стоит их преодолевать, и стоит ли вообще?..  Именно это незнание заставляет нас торопиться с поисками смысла жизни. Картина Крамского «Христос в пустыне» направляет эти поиски к высокому духовно – нравственному идеалу.

 
ПОИСК ИСТИНЫ  В  ЖИВОПИСИ  В.Д.ПОЛЕНОВА

 

     «Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит. В жизни так много горя, так много пошлости и грязи, что если искусство тебя будет сплошь обдавать ужасами да злодействами, то уже жить станет слишком тяжело».

Эти слова великого русского художника Василия Дмитриевича Поленова (1844 – 1927) являются ключом к пониманию его творчества. 

     Поленов, как художник, тонко чувствовавший свое время, видел многие недостатки современного ему общества и считал, что именно искусство способно изменить мир к лучшему, способно показать обществу тот духовно-нравственный идеал, к которому нужно стремиться.   

 Сюжет, взятый из Евангелия от Иоанна, лег в основу величайшего полотна                      «Христос и  грешница».  
      Картина была представлена на передвижной выставке в 1887 году.  

   В левой части картины мы видим Христа, спокойно сидящего на нижней ступени Храма. Рядом – народ, внимательно слушающий его проповедь. 

    Мудрости и спокойствию, царящему рядом с Христом, резко противопоставлена злоба и напряжение толпы. 
    Негодующее и безжалостное выражение лица первого книжника, требующего сурового наказания для блудницы, и ехидно-насмешливое выражение лица книжника, стоящего за ним, говорят об истинной причине, приведшей их к Христу. Книжникам важно не само наказание, а то, какое решение примет Христос. Они пришли «искушать Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его», чтобы обличить его в нарушении закона, данного Богом пророку Моисею.  

    Ответ Христа поразил всех: «Кто сам без греха, пусть первым бросит в нее камень». 

«И разошлась  притихшая толпа, впервые задумавшись  об истинной правде и справедливости»  
(С. Винокурова).  Почему? Потому что ответ Христа заставляет каждого человека заглянуть в свою душу и признаться самому себе в совершенных грехах... 

    В этой картине Поленов затронул очень важную проблему отношения человека к человеку. Эта проблема остро стоит в наше время, когда отношения между людьми все больше строятся на основе материальной выгоды, нежели на любви и взаимопонимании.

 
ПОИСК  ИСТИНЫ  В  ЖИВОПИСИ  Н.Н. ГЕ                                                                     
Одним из ярчайших художников XIX  века, вставших на путь «проповедника духовной красоты», был

Николай Николаевич Ге (1831 - 1894).  

    До конца жизни его вдохновляла надежда на то, что с помощью искусства человек может прозреть, а мир – исправиться. Эта надежда привела художника  к евангельскому искусству. 

    Однако евангельская живопись Ге не имела ничего общего с традиционным религиозным искусством. В сознании художника евангельские сюжеты и истины приобретали общечеловеческий характер, а потому лишались узко религиозной направленности.  

    Ге значительное время проводил за чтением Евангелия, стремясь обнажить его скрытый, «истинный» смысл. «В этой книге есть все, что нужно человеку» - любил говорить он.

 По мере того, как он открывал для себя евангельские истины, Христос в сознании художника превращался в человека – страдальца. По словам А.Н. Бенуа(известный живописец, искусствовед, яркий представитель худ. объединения «Мир искусства») Ге видел Христа «скорее каким-то упрямым проповедником человеческой нравственности, погибающим от рук дурных людей и подающим людям пример, как страдать и умирать, нежели пророком и богом». 
     Тайная вечеря(1863) 
Первой в ряду картин на евангельские сюжеты была «Тайная вечеря». Художник выбрал сюжет, к которому обращались многие мастера прошлого(Леонардо Да Винчи), но истолковал его совершенно иначе, чем это было принято в религиозном искусстве.  

    Главным событием Тайной вечери церковь считает установление Таинства ЕвхарИстии (т.е причастия) момент же ухода Иуды является чем-то второстепенным и не особо значительным. Однако вместо трапезы Ге изобразил момент разрыва Иуды с Христом.  

    Не смотря на то, что Христос помещен в левой части композиции, он воспринимается как  главное действующее лицо. В его бездействии и молчании чувствуется покорность судьбе и решимость пойти на жертву. Переживания юного Иоанна, перед которым раскрылась пугающая глубина морального падения человека, усиливают великую печаль Иисуса. 

         Образ Иуды у Ге лишен одноплановости. Зло бесконечно многообразно, противоречиво и сложно. В представлении Ге Иуда – это антипод общечеловеческой идеи добра, отождествляемой с именем Христа. Но в тоже время Иуде ведомы моральные сомнения. Он покидает товарищей под грузом колебаний, его шаг замедлился, но он как будто уже не в силах остановиться. Из мелкого ничтожного предателя Иуда у Ге превратился в вероотступника, изменившего прекрасной идее любви к людям.  

    В России картина впервые появилась на выставке в Петербурге в 1863 году. Против нее выступили церковные власти. Картина не понравилась и Ф.М. Достоевскому из-за того, что Ге допустил произвольное истолкование источника. «Если следовать буквальному тексту Евангелия, - заявлял Достоевский, - то основным содержанием Тайной вечери являлось установление евхаристии. Конечно, ничего похожего нельзя найти в картине Ге». 

   Несмотря на подобные отзывы, картина была воспринята как необычайно злободневная и новаторская. Салтыков-Щедрин открыто заявлял, что для него картина Ге значительна тем, что мысли, вызванные ею, имеют современное звучание, что истории свойственно повторяться и ее уроки должны быть учтены.      

  Имеет ли эта картина такое же актуальное значение в наши дни? Безусловно, потому что в ней поднята вечная тема общечеловеческой морали. Картина заставляет поставить себя на место Иуды, на место Христа и оценить последствия такого безнравственного поступка, как предательство.  

     
В 1889 – 1890 годы Ге создает полотно «Что есть истина?»  
или «Христос перед Пилатом». 

  Измученный Христос стоит перед Понтием Пилатом, римским правителем Иудеи. Он угрюм и сосредоточен. Только что прозвучал ответ Христа: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине».  Пилат усмехается в ответ. С торжеством победителя прокуратор спрашивает Христа: «Что есть истина?». Неужели этот оборванный нищий, стоящий на пороге лютой казни, может дать ответ? А Тот, буквально вжатый в стену этим властным напором, хранит молчание. На Нем грязные лохмотья, волосы всклокочены, вид Его весьма жалок. Но у зрителя, не создается впечатления, что правда на стороне Пилата.  

    Картина не была понята зрителем, художника обвинили в том, что образ Христа не только написан им без всякого намека на Божественную природу, но даже лишен какого-либо человеческого героизма. 

    Картина эта нашла отклик в сердцах много позже. В наше время картина Ге «Что есть истина?» актуальна.        Пилат уверен, что истина – это он, т.е. те законы Великой Римской Империи, которую он олицетворяет. Мы видим его самоуверенность во всем – в позе, в жесте, в одеянии, в выражении лица. Ослепленный самоуверенностью, Пилат даже не подозревает, насколько он в своем величии слаб и ничтожен по сравнению с этим измученным, униженным, нищим человеком – Христом. Сила Христа ни в славе, ни в богатстве, ни во власти, сила Христа – в истине! Он один знает, что есть истина. Поэтому он спокоен, поэтому он силен, поэтому он не боится смерти.  

    Важный психологический момент найден Ге в этой картине. Он сумел показать превосходство духовно-нравственной силы человека над физической. Именно это делает картину Ге «Что есть истина?»  актуальной в наше время, в современном обществе, которое все больше склоняется к тому, что смысл жизни человека – в удовлетворении своих физических и материальных потребностей и забывает об истинных человеческих ценностях, таких как любовь, прощение, самоотверженность…  

    Последней работой Ге стала картина «Распятие»  
Интересны мотивы, которые двигали Ге при написании картины. Они изложены в письме к Л. Толстому: « Я долго думал, зачем нужно распятие...— для возбуждения жалости, сострадания оно не нужно... распятие нужно, чтобы сознать и почувствовать, что Христос умер за меня... Я сотрясу их мозги страданиями Христа, я заставлю их рыдать, а не умиляться!..» 

    Ге начал работу над картиной в 1884 году. 

    Прежде чем появился окончательный вариант картины, Ге потребовалось 10 лет! За эти годы он переписал «Распятие» 12 раз. Первые варианты «Распятия» зрелищны -  ужасная казнь. Потрясти зрителя должна была не идея — сам факт.  Ге отверг эти варианты. Признался: смысла распятия он пока не понял. 
 
 «Я пишу Распятие так. Три креста, один разбойник в бесчувствии, это тот, который ругался, затем Христос в последние минуты жизни, умирающий, и третья фигура разбойника, который пожалел Христа. Он сделал большое усилие, чтобы видеть Христа, и, видя его страдания, забыл свое и плачет, смотря на умирающего...» 

    С каждым новым вариантом картины Разбойник, «который ругался», все меньше интересует Ге, в конце концов, он поймет, что и вовсе без него обойдется, срежет его с полотна вместе с полоской холста, чтобы не мешал, не отвлекал зрителя от главного. 

    Ге говорил о том, что нужно успеть с прозрением раньше, чем за минуту до смерти. В душе он надеялся, что сотни «разбойников» подвинутся к прозрению, увидев его картину. 

    Последние произведения Ге вызвали не просто споры и нападки, они воспринимались как скандал. «Разве так можно?» - вопрошал зритель. «Не богохульство ли это?» - возмущалась критика. Картина «Распятие» была снята с выставки и переправлена в Лондон.  

    Сам художник считал «Распятие» самой большой своей удачей в жизни. А Лев Толстой говорил, что это первое «Распятие» в мире и что Ге – единственный художник, который способен выразить евангельские истины. Такого Христа, как у Ге, русское искусство не знало.      
 
 Не идеализированный, а близкий и понятный каждому человеку образ Христа на этих картинах заставляет задуматься об истинном смысле пребывания человека на земле, о силе человеческих страданий, о возможности безграничной любви к ближнему, ко всему человечеству.

Информация о работе Картины русских художников на Евангельские сюжеты