Картина "Гибель Помпеи" Брюллова Карла Павловича

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 08:32, реферат

Краткое описание

. Родился Брюллов в обрусевшей немецкой семье скульптора-резчика и живописца миниатюр в Петербурге 12 (23) декабря 1799. В 1809–1821 годах учился в Академии художеств, в частности у живописца исторического жанра Андрея Ивановича Иванова. В 1821 году Карл Брюллов был удостоен золотой медали Академии за картину: "Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского" и права продолжения обучения живописи в Италии за казенный счет. В 1823–1835 годах Брюллов работал в Италии, испытав глубокое воздействие античного, равно как и итальянского ренессансно-барочного искусства. Итальянские картины Брюллова проникнуты чувственной эротичностью ("Итальянский полдень", 1827, Русский музей, Санкт-Петербург; "Вирсавия", 1832, Третьяковская галерея); в этот период окончательно формируется и его дар рисовальщика. Брюллов выступает и как мастер светского портрета, превращая свои образы в миры сияющей, «райской» красоты ("Всадница" или конный портрет Дж. и А.Паччини, 1832, Третьяковская галерея). Стремясь к большим историческим темам, в 1830 году, побывав на месте раскопок древнеримского города, разрушенного извержением Везувия, Брюллов начинает работу над картиной "Последний день Помпеи". Многофигурное трагическое полотно становится в ряд характерных для романтизма «картин-катастроф».

Вложенные файлы: 1 файл

История искусства Брюллов Карл Павлович. Гибель Помпеи.doc

— 3.01 Мб (Скачать файл)


Брюллов Карл Павлович (Briullov Karl)

 

(1799—1852), русский художник. Родился Брюллов в обрусевшей немецкой семье скульптора-резчика и живописца миниатюр в Петербурге 12 (23) декабря 1799. В 1809–1821 годах учился в Академии художеств, в частности у живописца исторического жанра Андрея Ивановича Иванова. В 1821 году Карл Брюллов был удостоен золотой медали Академии за картину: "Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского" и права продолжения обучения живописи в Италии за казенный счет. В 1823–1835 годах Брюллов работал в Италии, испытав глубокое воздействие античного, равно как и итальянского ренессансно-барочного искусства. Итальянские картины Брюллова проникнуты чувственной эротичностью ("Итальянский полдень", 1827, Русский музей, Санкт-Петербург; "Вирсавия", 1832, Третьяковская галерея); в этот период окончательно формируется и его дар рисовальщика. Брюллов выступает и как мастер светского портрета, превращая свои образы в миры сияющей, «райской» красоты ("Всадница" или конный портрет Дж. и А.Паччини, 1832, Третьяковская галерея). Стремясь к большим историческим темам, в 1830 году, побывав на месте раскопок древнеримского города, разрушенного извержением Везувия, Брюллов начинает работу над картиной "Последний день Помпеи". Многофигурное трагическое полотно становится в ряд характерных для романтизма «картин-катастроф».

Все картины Брюллова – это удивительное путешествие по страницам жизни великого мастера. В каждом полотне невероятным колоритом отображено его мироощущение. Не зря, даже выполняя работы на заказ, художник старался внести новаторские линии в свое произведение. Он никогда не останавливался на традиционных формах, поэтому превосходные работы Карла Брюллова всегда открывали перед зрителями новые возможности изображения знакомых предметов.

 

Особенно интересны картины Брюллова портретного содержания. Стоит вспомнить хотя бы знаменитый «Итальянский полдень» великолепного художника. К удивлению многих живописцев того времени, в качестве натурщицы он выбрал не хрупкую и миловидную девушку, а зрелую женщину со всеми ее внешними достоинствами и недостатками. Именно в этом видна удивительная сущность неподражаемого художника Брюллова. На каждом его полотне видна точная экспрессия, страсть, пылающая красота и нежность. Можно сказать, что в глазах героини очередного портрета горящим огоньком проливается свет на неутомимую энергию великолепного автора.

 

Являясь поклонником таланта удивительного художника, каждый раз с огромным восхищением наблюдаешь, как очередные картины Брюллова наполняются завораживающим дыханием жизни. Буквально видишь, как несколько десятков лет назад этот мастер плавно и нежно касался своей кистью поверхности холста, а через мгновение на нем появлялись величественные и эмоциональные образы. Возможно, именно эта легкость и одухотворенность так подкупает очередного зрителя. И уже сам становишься героем духовного поиска талантливого автора, а в каждой его работе видишь частичку настоящего, чувственного и благородного окружающего мира, таким, каким изобразил его на полотне несравненный Карл Брюллов.

 

Полным хозяином своих образов Брюллов выступает в портретах. Даже в заказных вещах (вроде портрета "Графини Юлии Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Паччини", около 1842, Русский музей) феерическая пышность колорита и мизансцен выглядит в первую очередь как триумф искусства. Еще более непринужденны, психологически-задушевны по краскам и светотени образы людей искусства (поэта Н.В.Кукольника, 1836; скульптора И.П.Витали, 1837; баснописца И.А.Крылова, 1839; писателя и критика А.Н.Струговщикова, 1840; все работы в Третьяковской галерее), в том числе известный меланхолический автопортрет (1848, там же). Все более слабея от болезни, с 1849 года Брюллов живет на острове Мадейра, а с 1850 – в Италии. Умер Карл Брюллов 23 июня 1852 года в местечке Мандзиана, близ Рима.

 

 

 

 

 

 

 

                

 

 

 

                

 

 

 

                  

 

 

 

От первой мысли о будущей картине до ее завершения пройдет 6 лет. Место действия Брюллов определил сразу – улица Гробниц, перекресток возле усыпальницы Скавра и сына жрицы Цереры (римская богиня производительных сил земли, а также подземного мира, насылавшая на людей безумие). Размер полотна 456,5 на 651 см. Описание катастрофического извержения Везувия Брюллов нашел в письмах очевидца, Плиния Младшего римскому историку Тациту.

 

Семья, укрывшаяся плащом, будто он может защитить от града камней, ищущая спасения в бегстве, олицетворяет собой смятение. Их взоры устремлены на небо. А маленький мальчик смотрит на упавшую птичку. В тот день от жара гибли и птицы, и рыбы. Даже море отступило от берегов.

 

Коленопреклоненные мать с дочерьми недвижны, их вера (убежденность) в милосердие (готовность помочь кому-нибудь или простить из сострадания) Бога так велика, что они не трогаются с места, отдавшись страстной молитве. Их взоры обращены к небу. Над ними высится мужественная фигура христианского священника, не ведающего сомнения и боязни, целиком отдавшись милости Бога.

 

 

Сыновья несут на плечах старика отца, забыв о себе, движимые лишь стремлением спасти его. Образ юноши с матерью художник взял у Плиния. Плиний уговаривает престарелую мать собрать остатки сил и попытаться спастись. Вдвоем им вдвойне трудно избежать гибели. И все же они не могут оставить друг друга. Юный жених, не слыша грохота и грома, неотрывно глядит в омертвевшее лицо невесты, на ее голове венок из роз, хотя в следующий миг смерть может настигнуть и его; тут чувство любви оказывается сильнее страха собственной гибели.

 

Гибель Помпеи в представлении Брюллова – это гибель всего античного мира, символом которого становится самая центральная фигура холста – прекрасная женщина, разбившаяся насмерть, упав с колесницы.

 

Не все персонажи воплощают добродетельные чувства. Обратите внимание на фигуру языческого жреца, изображенного в глубине холста. Он, забыв о своей пастве, спасает свою жизнь и драгоценности. Правее изображен человек, вскочивший на коня, он мчится, не разбирая дороги и давя людей. На лестнице гробницы Скавра, в левой части картины, вор, крадущий драгоценности. Они воплощают корыстолюбие (стремление к личной выгоде, наживе, жадность), страх, бездушие (бессочувственного, живого отношения к кому-либо).

 

Женщина смотрит прямо на нас. Становится даже страшно. Такое впечатление, будто она одна поняла, что все погибнут, и прощается с нами. В ее взгляде нет чувства ужаса, в нем скорбь и печаль. На голову наброшен голубой шарф. Голубой символ бессмертия, а значит, человеческой, физической смерти, цвет печали и траура.

 

За женщиной…Это сам Брюллов. Он спокоен. Ловит оттенки отражения трагедии на лицах окружающих. Брюллов, вводя собственный образ в картину, хочет показать творца как беспристрастного свидетеля исторического катаклизма. Живописец, на глазах которого свершилось столько крутых поворотов истории, хочет показать причастность художника всех времен событиям современности.

 

“Чему учит нас эта картина?” Добру и мужеству. Люди могут оставаться людьми, даже когда им грозит смертельная опасность.

 

Композиция движения.

 

Обратите внимание на то, что лица на картине похожи, а позы – разные. Главное для Брюллова – передать человеческое чувство движением. Это трудное искусство называется “пластика”. Артистична ритмика телодвижений, жестов рук. Опишите эти жесты, используя опорные слова – оберегающие, обнимающие, гневно простертые к небу, бессильно падающие. Все формы поражают своей скульптурной объемностью. Кажется, фигуры можно обойти кругом. Это ощущение усиливается отчетливым контуром, охватывающим каждую фигуру.

 

Цвет. Свет. Какой цвет доминирует в картине? Как освещена центральная часть картины? А задний план? Ритму линий в “Помпеи” соответствует ритмическая организация цвета. Доминирующий в холсте цвет – красный: оттенки алого преобладают в одеяниях переднего плана, весь задний план картины целиком залит пылающим заревом. Центральная часть освещена холодным светом молнии, поэтому здесь главенствуют разбеленные голубоватые, зеленоватые тона.

 

Какова идея картины? Идея картины глубоко романтична. Брюллов стремиться выразить события через характеры, состояние чувств, через многогранные оттенки переживаний, вызванных у совершенно различных по душевному складу людей одной и той же причиной – угрозой гибели. Это романтический прием.



Информация о работе Картина "Гибель Помпеи" Брюллова Карла Павловича