Казахская красавица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 17:17, дипломная работа

Краткое описание

Искусство росписи ткани с помощью резервирования зародилось свыше 2000 лет назад. Несмотря на то, что оно издавна практиковалось в Китае, Японии, Индии, странах Ближнего Востока и Индии, его родиной считают Индонезию. В дословном переводе с яванского "батик" — рисование воском. Как правило, для яванского батика использовались хлопковые ткани. Именно на Яве искусство росписи ткани достигло высочайшего технологического уровня и изысканности. Индонезийский классический батик малоцветен. В колорите присутствовали цвета слоновой кости, все оттенки коричневого и наиболее яркая краска — индиго-синий. Рецепты изготовления синей краски и самих рисунков были величайшей тайной каждой семьи мастеров

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная.doc

— 37.50 Кб (Скачать файл)

                

                     Детская школа искусств

                                     художественное отделение

 

 

                          ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                       к экзаменационной работе

                                  под названием                                                

                         "КАЗАХСКАЯ КРАСАВИЦА"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       

                               

                       

                                    Выполнила:Алибек Медина

                                         ученица 4 класса

                                     художественного отделения

                               Руководитель:Абасова А.М.

                  

                                       АКТАУ 2013

 

                                  ИСТОРИЯ БАТИКА

 

Батик — способ окрашивания тканей, основанный на применении резерва, специального вещества, не пропускающего краску. По классической методике после того, как на ткани сделан рисунок резервом, а свободные участки прокрашены, резерв снимается, и на его месте остается затейливый узор.

Искусство росписи ткани с помощью  резервирования зародилось свыше 2000 лет  назад. Несмотря на то, что оно издавна  практиковалось в Китае, Японии, Индии, странах Ближнего Востока и Индии, его родиной считают Индонезию. В дословном переводе с яванского "батик" — рисование воском. Как правило, для яванского батика использовались хлопковые ткани. Именно на Яве искусство росписи ткани достигло высочайшего технологического уровня и изысканности. Индонезийский классический батик малоцветен. В колорите присутствовали цвета слоновой кости, все оттенки коричневого и наиболее яркая краска — индиго-синий. Рецепты изготовления синей краски и самих рисунков были величайшей тайной каждой семьи мастеров. Рисунки определяли также и кастовую принадлежность: никто не имел права повторить царские и королевские орнаменты. В приданом каждой девушки были обязательны вещи, выполненные в технике батика — одежда, красочная материя для обрядов и церемоний, занавеси и разнообразные настенные панно с бытовыми и мифологическими сюжетами, изображениями покровителей дома.

Путь подготовки ткани для росписи  был многоступенчатым: вымачивание, отбеливание, затем кипячение. Сам  процесс, состоящий из следующих  одна за другой операций: покрытие горячим воском — крашение — сушка, повторяющихся для каждого цвета, отличался сложностью и длительностью, требовал мастерства и терпения. На создание одного произведения уходили долгие месяцы, а иногда и годы.

В Европе батик начали применять при изготовлении декоративных тканей с первой половины 19 века, причем пионерами в этом деле стали вездесущие голландцы, а методичные немцы впервые поставили производство на поток. Современный батик отличается многообразием приемов. Наряду с традиционным, «горячим» методом резервирования воском, распространен «холодный» метод, в котором в качестве резерва используется гутта, смесь каучука и бензина. Применение акриловых красителей сделало батик гораздо более доступным и вызвало растущий интерес к этой технике, по своим изобразительным возможностям приближающейся к акварели, и вдобавок еще и очень практичной. Все больше людей выбирают батик в качестве хобби или профессии.

Другие страны, практикующие роспись  ткани: Африка, Нигерия, Мали, Индия. У  всех народов свой подход,  свои особенности, в Индии, к примеру, красят хлопковые, а не шелковые ткани.

Сегодня все больше людей увлечены этим видом  декоративно-прикладного творчества.

                                ТЕХНИКИ БАТИКА

Холодный батик — одна из разновидностей батика. Эта техника росписи по ткани использует специальный резервирующий (ограничивающий растекание краски по ткани) состав холодным, в отличие от техники горячего батика.

Холодный батик основан на том, что при этом способе росписи  тканей все формы рисунка, как правило, имеют замкнутую контурную обводку (резервирующим составом), что придает своеобразный характер рисунку. Для нанесения на ткань контура рисунка применяют стеклянные трубочки. Наиболее распространенная и удобная в работе трубочка с загнутым тонким концом и резервуаром, расположенным ближе к ее рабочей части. Резервуар представляет собой шаровидное утолщение и служит для запаса резервирующего состава. Загнутый конец трубочки должен иметь тонкие стенки, так как ширина контура зависит не только от величины отверстия, но и от толщины трубочки.

Горячий батик — одна из разновидностей батика. Узор создается с помощью расплавленного воска или других подобных веществ. Окрасив ткань и сняв воск, мы получим белый или разноцветный рисунок на цветном фоне.

Холодный и горячий батик  основаны на применении резервирующих  составов, ограничивающих растекаемость  краски по полотну.

В горячем батике разогретый резервирующий  состав используется для нанесения  контура, им же покрываются отдельные  участки ткани для предохранения их от растекающейся краски. Благодаря тому, что контурные линии здесь не обязательны, в рисунке возможны мягкие переходы тонов.

Свободная роспись выполняется без использования резервных смесей, правда, в начале или в конце при необходимости можно использовать обработку резервом.

Известно несколько способов свободной  росписи ткани: красками с применением  солевого раствора; красками с загусткой  из резерва; печатными красками; по тканям, аппретированным загустками; масляными красками. Все вышеназванные способы свободной росписи требуют запарки, кроме росписи масляными красками.

Узелковый батик - это не роспись  ткани, а ее крашение. Различные цветовые эффекты на ткани можно получить за счет перевязывания отдельных  участков ткани узелками. Узелковое крашение применяют для получения одно- или многоцветных эффектов на материалах, предназначенных для одежды, для декоративных изделий. Этот способ орнаментации ткани считается самым древним. Он был распространен во многих странах мира: Индии, Японии, Китае и др. В Индии он назывался «бандана» (связывать), а в Японии «тибари» (связывать узелком).

Суть состоит в том, что перед крашением ткань  по предварительно продуманной схеме  складывают определенным способом и  перевязывают прочными нитками (х/б, шелковыми, льняными) или тонкими шнурами. После этого ткань красят по технологии гладкого крашения.

 

           МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ БАТИКА

Легкий шелковый эпонж - прекрасная ткань для начинающих в батике. Она хорошо подходит для  пробников и тренировочных упражнений, а также для изготовления праздничных открыток, картин и шарфов. По мере приобретения большего опыта, попробуйте работать с тканями других типов.

Разные виды шёлка, в т.ч. смесовых, синтетических, натуральных, а также  на хлопке. Горячий батик больше любит х/б волокна, холодный батик - тонкие шелка, но это не жёсткое правило - я люблю эксперементировать и с красителями, и с тканями, и с сочетаниями различных техник росписи. За предыдущий творческий переод появились красители, которым отдаю предпочтение, "вспомогательные" - дополнения к ним, и красители, к которым больше прикасаться не хочется, т.к. что с ними не делаю, результат отрицательный (не буду уточнять..). Существует обязательное правило - тип красителя должен соответствовать типу ткани.

Если им пренебрегать, то никогда клиент или покупатель не окажется наедине с грязной тряпкой, в которую превращается дорогая красивая вещь при первой стирке, если художник пренебрёг этим правилом. "Родную" краску со "своей" ткани ничем не отстираешь. По этой причине очень редко использую акриловые красители, которые закрепляются утюгом - они придают некоторую жёсткость ткани и стирать изделие нужно очень бережно, что также не всегда гарантирует успех. Красители, относящиеся к классу дисперсных, кислотных, прямых, закреплённые под давлением в автоклаве дают возможность стирать готовое изделие даже стиральной машине на режимах от 60 градусов и ниже, любым моющим средством, в том числе показательные эксперименты с отбеливателем выдерживают на отлично - белое белеет, а цветное остаётся неизменым. Проверено временем, длительными сроками использования вещей и подтверждено многими моими клиентами, заказчиками.

Для росписи годится  любой вид шелковой ткани. Для  начала

лучше взять не очень  тяжелый шелк понже. Благодаря небольшой плотности

краска ложится на ткань легко  и расписывать ее гораздо легче, чем 

плотный и тяжелый шелк. Как только вы почувствуете в себе большую 

уверенность, начните работать с  другими видами шелковых тканей: мягкими,

струящимися, такими как крепдешин - для платьев, блузок и платков, с

воздушно- нежным шифоном, немного  суховатым шелком тусса, а также  с 

тяжелым шелком. Шелк можно купить в магазине на метры и в виде готовых 

платков или шарфов. В магазинах  с высоким уровнем торговли имеется,

кроме того, большой выбор шелковых наволочек, дорожек для стола,

галстуков и т.д.

Ткань лучше выбрать натуральную. По составу – шелк, хлопок, тонкая шерсть, лен.

Начинать проще всего на хлопке. Удобно учиться и затрат минимум. Хлопок послужит для панно, картин. А вот для одежды, особенно после воска – в горячем батике – не подойдет. Для «тренировки» можно брать лоскуты от бывших простыней, рубашек. Плюс в том, что они многократно стираны, а значит, легко будут впитывать краску, но и минус – на старой ткани краски заметно блекнут.


Информация о работе Казахская красавица