История танца. Танец как боевое искусство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 17:04, реферат

Краткое описание

Народный танец – один из древнейших видов народного искусства. Он выражает стиль и манеру исполнения каждого народа и неразрывно связан с другими видами искусств. Воинское умение и навыки несли на себе отпечаток не только практического применения в боевых условиях, но были сложно связаны с магией и бытованием общности того или иного народа.
Когда-то человек научился управлять своим телом не только для того, чтобы охотиться или собирать плоды, но и для того, чтобы отображать своими движениями повадки животных. Особенно подражание животным было развито у племен охотников, которые с помощью подобных движений пытались магически воздействовать на свою добычу.

Вложенные файлы: 1 файл

Валиев Р.Р. реф История танца.docx

— 35.34 Кб (Скачать файл)

Министерство  культуры Новосибирской области

Новосибирский государственный театральный институт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История танца.

Танец как  боевое искусство.

реферат

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Валиев Р.Р.

Проверил: Кольмин Е.Г.

 

 

 

 

 

Новосибирск 2012

Введение.

 

Народный танец – один из древнейших видов народного искусства. Он выражает стиль и манеру исполнения каждого  народа и неразрывно связан с другими видами искусств. Воинское умение и навыки несли на себе отпечаток не только практического применения в боевых условиях, но были сложно связаны с магией и бытованием общности того или иного народа.

Когда-то человек научился управлять  своим телом не только для того, чтобы охотиться или собирать плоды, но и для того, чтобы отображать своими движениями повадки животных. Особенно подражание животным было развито  у племен охотников, которые с  помощью подобных движений пытались магически воздействовать на свою добычу.

С течением времени человек начал  воспроизводить определенные последовательные движения, которые определил для  себя словом «танец», под какой-то источник ритма. Впоследствии представления  об окружающем мире вылились в обрядовые  танцы, призванные влиять на природу.

В древности пляски входили в  обязательный круг обрядов и существовали у всех арийских народов, в том  числе и у славян. Многочисленные яркие примеры подтверждали сакральный характер боевых танцев. Мифы утверждают, что раньше такие танцы исполнялись  богами и духами, а позже переданы в мир людей как символы  присутствия божества в мире. Эти  ритуальные танцы выступали в  роли связующих элементов между  Небом и человеком, а исполнители  идентифицировали себя с богами-воителями.

Совместный танец, единовременность, такт – условия объединения людей  в единый организм. Философ Рибо по этому поводу говорил следующее: «Пляска приносит общественную пользу; она содействует согласованию движения, единодушию. Она придает данной группе людей единство, а также сознание этого последнего и его зрительное восприятие. Она служит дисциплиной, подготовлением к общему нападению или общей защите, своего рода военной школой. Этим объясняется важная роль такта. Кафры поют и танцуют большими группами так согласно и равномерно, что производят впечатление огромной, пущенной в ход машины. У многих племен ритм должен быть безупречен и всякое нарушение его наказывается смертью».

Назначение движений в боевом плясе  было как непосредственно прикладное, так и условно-боевое, развивающее  ловкость и координацию. Поскольку  боевой пляс был информационным носителем  боевого искусства и способом тренировки прикладных движений, само собой, что наибольшее распространение  он получил в среде воинов: солдат, матросов, офицеров, большой популярностью  он пользовался в артелях кулачных бойцов. Для исполнения сложных плясовых движений требовались сноровка и умение владеть своими телодвижениями. Эта сложность мужских плясок являлась необходимым условием в самосовершенствовании и развитии ловкости для бойцов, раньше этим умением владели все взрослые мужчины в той или иной степени. И вполне возможно, что такие танцы служили первой системой накопления боевых знаний (в то время еще не сформировалось традиций письменного изложения каких-либо знаний). Обучение проводилось либо изустно, либо в виде показа движений.

Как свидетельствует исследователь  боевых традиций Руси Г.Н. Базлов: «Боевые танцы выполняли функцию бесписьменного способа передачи прикладной информации. Отобранные народом на протяжении веков, наиболее удобные для боя движения передавались пластически, вместе со способом дыхания и звукоизвлечением, на фоне особого психофизического состояния. Большинство элементов боевого пляса имеют прикладной боевой смысл. Их неосмысленное повторение приводит к неизбежному искажению плясового архетипа, пластики и смысла танца»

Таким образом, мы понимаем, что боевые танцы были присущи любой народности и подчас преобладали в культурной традиции, как носители информационной линии, передающей основную доминанту этноса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.

Славянские боевые танцы.

 

Издавна на Руси с самого раннего  детства воспитывали необходимый  для жизни комплекс навыков. Это  происходило в играх, боевых забавах, бойцовских, а затем – воинских обрядах, специальных упражнениях  и в труде. Все дети участвовали  в играх, которые давали хорошую  физическую подготовку, развивали мышление. Игр было множество: бабки, чиж (клеп), городки, лапта, катание на санях  и ледянках и др. Для воспитания подрастающего поколения именно в игровой форме подаются сведения о будущей жизни. Игра, закрепленная многовековой традицией, зачастую несет  в себе опыт поколений. В играх  воспроизводятся многие жизненные  ситуации, воссоздаются отношения между  людьми, требующие от человека напряжения душевных и физических сил. Дети приучаются преодолевать трудности, боль, сохранять  выдержку, характерную для воинов в трудных обстоятельствах. С  помощью игры усваиваются нормы  и правила поведения в обществе, представления о добре и зле, трусости и храбрости, честности  и справедливости, в играх развивалось  чувство товарищества.

При этом сама специфика воинской деятельности проявляется в наличии  в ней игрового элемента. Такие  признаки игры, как хитрость, внезапность, быстрота, всегда сохраняют свое значение. Целый комплекс разминочных игр, единоборств был великолепной воинской школой.

Но игра характерна и плясовым традициям. И здесь сполна реализовывалось  все то, что народ считал важным для себя. В них, во внешне незамысловатых движениях, был заложен принцип  поведения славянских народов в  тяжелые времена войн и многочисленных стычек.

Древней особенностью славянского  танца была круговая пляска: хоровод  на Руси; коло, корогод – в Украине, Польше и Белоруссии, хормос – в  Македонии, Западной Болгарии и некоторых  других южных славянских землях. Русский  хоровод выражает суть мирового круговращательного движения и является основой практически для всех видов славянского боевого танца.

 

Классификация боевых плясов.

Боевой пляс – это одиночная, парная или групповая форма самовыражения  с ритмо-акцентным началом, определяющим вид и характер движения, в котором  содержатся элементы боевой подготовки. Основных разновидностей славянского боевого пляса существует две: 
Первая основная – это пляска вприсядку, раздел обыкновенной, традиционной русской мужской пляски. Эта традиция подготавливает бойца к сражению лежа, сидя и на корточках. Особые плясовые перемещения и движения в бою становятся ударами и защитами. Говорят, что прежде эта традиция была обязательной в подготовке всадников, наряду с акробатикой джигитовки. Упавший с коня всадник, используя технику боя вприсядку, мог уйти от сабельного удара, выбить из седла противника и завладеть его конем, проскочить под брюхом идущей лошади подрезая ей паховину. В пешем бою применялся для боя в толкучке и в случае падения на землю. Бой в присядку включал в себя четыре основных уровня. 
1. Кувырки. 
2. Ползунки (перемещения на корточках и четвереньках) 
3. Удары и передвижения стоя. 
4. Прыжки и колёса.

Корень, архетип пляски в присядку един для всех восточных славян. Ряд различий в музыке и динамике не меняют исконный смысл и вид  древнерусского боевого пляса. Этнологам  и фольклористам хорошо известно правило: "Наличие множества вариантов  одного и того же обряда, текста, говорит  о древности. Отсутствие вариантов, о "новоделе".  
Белорусы пляшут в присядку в танце трепак, украинцы в гопаке, казачке и гонте.

Краткий перечень русских  боевых плясов вприсядку:

1. Лунёк, не дошёл  до нашего времени.

2. Русский, пляшется  в одиночку и на пару, существуют  варианты пляса, где присядки  мало.

3. Барыня, пляшется с  девушкой, которую стремится отбить  другой плясун. Существует вариант  без присядки.

4. Яблочко, военно-морской  пляс, поздний вариант восточнославянского  пляса в присядку. Пляшется в  одиночку в кругу и на пару  с соперником.

 

Другая разновидность боевого пляса - это «ломание» или «буза».

Этот вид боевого пляса уже содержит элементы рукопашного боя стоя. Ломание совсем не напоминает ката, тао или другие комплексы боевых движений. Движения в ломании не являются исполнением приемов без партнера. Так же это не связки атак и защит. Боевые элементы ломания – это скорее «зародыши» движений, являющиеся одновременно материнской - потенциальной биомеханической моделью, из которой в бою вырастают в зависимости от ситуации, и удары, и защиты, и броски. Эти элементы называются «коленца» окончательное их число неизвестно, вероятно, что оно ни когда и не было установлено, приблизительно их от 7-и – до 15-и. Элементы эти соединяются в пляске спонтанно, нанизываясь на общую динамическую танцевальную канву.

Однако, наиболее отличающим ломание  от простой пляски является не это. Ломание бузы, это ломание ритма  в котором движется окружающий мир. Бузящийся боец сознательно пляшет, нарушая своими движениями ритм пляски и гармонию музыки, поёт припевки под-драку, не в такт и не в лад. Таким образом, он выпадает из общего окружающего  ритма мира, разрушая рамки своего привычного восприятия, и начинает видеть всё иначе, как бы со стороны. В этой пляске, так же, лучше всего  тренируется «плын» – особое бузовское  состояние восприятия. На фоне озорного настроения создаваемого музыкой и  песнями изменив восприятие, боец тренирует спонтанно сочетаемые боевые движения. В этом сочетании  тренируемых качеств состоит  еще одна ценность ломания в бузе - достигается цельность. Хочется подчеркнуть, что ломание бузы не является трансовым состоянием сознания по тому, что пляшущий находится в этом реальном мире, «здесь и сейчас», не уходит в «другие миры», не общается с духами подобно шаманам и не изменяет сознание, преображается только его восприятие окружающего мира. Ломаться можно как с оружием так и без.

В старину обряд ломания проходил примерно так: артель (человек 50) собиралась где-нибудь на перекрестке дорог, на мосту, на холме, обычно ночью. Ночью по тому, что днём было некогда. Там встав в широкий круг, они начинали плясать, сменяя друг друга, под гармошку, бубен, гусли или балалайку. Бывало, что одновременно играло несколько инструментов. После пляски, когда музыканты уже начинали играть бузу, то выходили ломаться, сначала по одному потом парами или группами. Во время ломания начинали толкаться, пытаясь при этом сбросить толчок противника и переиграв, толкнуть самому, желательно так, чтобы соперник упал. Через какое-то время кто-то из ломавшихся не выдерживал и наносил удар, так начинался этап, который сегодня назвали бы спаррингом. Бойцы меняли друг друга, уходили из круга и выходили ломаться вновь. Вся эта процедура длилась часами (три-четыре). Несмотря на бессонную ночь, проведенную в пляске и драках, утром все чувствовали прилив сил и соснув пару часиков, шли на работу. Летом бузились почти каждый день. Зимой редко, ежедневно только в период святок. Существовал особый вариант обряда, когда откупали избу и во время ломания дрались на ножах в темной избе, предварительно разбив лампу. Бой шел до тех пор, пока не затихала гармонь, которую старались порезать или отнять. Обряд этот начинался обычно, когда одна артель хотела отомстить другой за чье-то ранение или убийство. Темнота нужна была для того, чтобы не оказалось свидетелей, чтобы ни кто конкретно не был обвинен в преступлении. Не смотря на утилитарное назначения боя «втемную» от всех участвующих бузников требовались особые, тренированные навыки боя в темноте. Эти навыки и способы боя специально вырабатывались.

В русской воинской традиции бойцов по скорости движений и мышления условно  делили на две категории:

1. «Живчики» – быстрые в движениях  и решениях.

2. «Спокойные» – медлительные, терпеливые, выносливые, стойкие, долго  «нагревающиеся» и долго «остывающие».

Можно выделить также наиболее гармоничных  бойцов, сочетающих в себе черты  предыдущих типов. Помните, как у  Бисмарка: «Русские долго запрягают, но быстро едут».

Каждому из этих характеров традиция рекомендовала особую систему боя. Живчикам – взрывную и энергоемкую. Терпеливым – экономную и длительную. Для третьего, «универсального» типа – разные формы схваток в зависимости  от положения дел.

При достаточном допущении можно  утверждать, что первый тип больше характерен для южного населения  России, второй – для крестьянского  сословия северных и восточных районов, третий – для центральных областей и русского воинства в целом.

Эти системы боя имели каждая по своему специализированному боевому  танцу. Танец вприсядку есть сумма  боевых движений «живчиков», применяемых  в плясе. Для выносливых и терпеливых более характерны медлительные танцы  с «ломанием», переходящие в борьбу. Для «универсальных» пляс был  подобен северо-западной бузе со всеми ее вариантами медленного «ломания» и пластичных «взрывов» движений. В этих танцах тоже нередко применялись элементы присядки, но изредка, как украшение.

Способы боя «вприсядку» были широко распространены среди всадников  и особенно широко применялись пехотинцами  в столкновениях с конницей. Бой  вприсядку включал в себя кувырки, ползунки (перемещения на корточках  и четвереньках), выпрыгивания и  «колеса». Казаки применяли различные  техники боевого пляса, зная, что  одна лучше приспособлена к бою  всадника, а другая – к нуждам пехотинца-разведчика.

Для русской народной пляски исстари  характерен ударный звуковой аккомпанемент: бубен, трещотка, трензель, колотушка, рубель, ложки и разного рода хлопки в ладоши, называемые летописцами  «битием в долони» (ладони). «Не  поет, так свищет, не пляшет, так прихлопывает», – говорится в народной поговорке. Кроме хлопков в ладоши, в русской пляске существовали еще различные удары ладонями по корпусу, бедру, голенищу сапога и т.д. В старину это называли «плесканием». Со временем хлопки в ладони, соединившись с «плесканием», достигли виртуозного характера и превратились в существенную часть самой пляски, главным образом мужской, и получили название «хлопушки». При выполнении «хлопушек» как удар, так и хлопок должны быть сильными и четкими, а ладонь при этом становится крепкой и напряженной. При небольшом воображении можно понять, что данные «хлопушки» весьма пригодятся кулачному бойцу для нанесения «оплеух» и встречных ударов ногами.

Информация о работе История танца. Танец как боевое искусство