История росписи Северной Двины. Технология росписи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 00:29, курсовая работа

Краткое описание

Росписи Русского Севера являются уникальным явлением в русской культуры на протяжении нескольких столетий и в наше время. И на сегодняшний момент русский север до конца не изучен и существует множество гипотез, причин его возникновения. Сегодня уже нет тех, кто мог бы истолковать нам все то, что мы можем увидеть на росписях по дереву, этому существует множество причин. Но все же можно утверждать, что именно в северодвинских росписях сохранились традиции, заложенные еще их основателями, и только по росписям Двины мы можем прочувствовать и увидеть истинное - народное русское искусство.
Пермогорье - это пристань на самом высоком, гористом берегу Северной Двины. В 4 километрах от нее раскинулись деревни Большой Березник.

Содержание

Введение…………..………………………………………………………………3
Глава 1 История росписи Северной Двины
История возникновения росписи………………….……….…..…………….7
Пучужская и Ракульская росписи…………………………….……….……11
Борецкая и Пермогорская росписи…………………….….………………..14
Мезенская роспись………………………………………….……………….18
Глава 2 Технология росписи
2.1 Знаки орнамента…………………….………………………………………25
2.2 Технология северодвинской росписи…………...…………………………32
Заключение………………………….…………………………………………..40
Список литературы……………………………………………………………41

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая росписи Северной Двины.doc

— 203.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение…………..………………………………………………………………3

Глава 1 История росписи Северной Двины

    1. История возникновения росписи………………….……….…..…………….7
    2. Пучужская и Ракульская росписи…………………………….……….……11
    3. Борецкая и Пермогорская росписи…………………….….………………..14
    4. Мезенская роспись………………………………………….……………….18

Глава 2 Технология росписи

2.1  Знаки орнамента…………………….………………………………………25

2.2 Технология северодвинской росписи…………...…………………………32

Заключение………………………….…………………………………………..40

Список  литературы……………………………………………………………41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Художественной обработке дерева принадлежит исключительное место в истории русского крестьянского творчества. В лесном Архангельском крае всегда активно развивалось искусство резьбы и росписи по дереву.  Изучение росписей по дереву  Русского Севера, имеет особый интерес у искусствоведов и обывателей. Интерес людей понятен и обоснован. Особый интерес вызывают росписи Северной Двины.

Росписи Русского Севера являются уникальным явлением в русской культуры на протяжении нескольких столетий и в наше время. И на сегодняшний момент русский север до конца не изучен и существует множество гипотез, причин его возникновения. Сегодня уже нет тех, кто мог бы истолковать нам все то, что мы можем увидеть на росписях по дереву, этому существует множество причин. Но все же можно утверждать, что именно в северодвинских росписях сохранились традиции, заложенные еще их основателями, и только по росписям Двины мы можем прочувствовать и увидеть  истинное - народное русское искусство.

Пермогорье - это пристань на самом высоком, гористом берегу Северной Двины. В 4 километрах от нее раскинулись деревни Большой Березник. Эти деревни, объединенные общим названием Мокрая Евдома, и являлись центром пермогорской росписи.  Основу пермогорской росписи составляет растительный узор. На гибкие побеги нанизаны трехлопастные, чуть изогнутые листья с острым кончиками и тюльпановидные цветы, напоминающие древний цветок крина. Среди них кустики из округлых листьев, сирины, нарядные сказочные птицы. В народных росписях Пермогорья XIX века в растительный узор обычно почти на всех предметах быта вписывались еще разнообразные жанровые сцены из крестьянской жизни. 
   В цветовой гамме пермогорской росписи преобладают белый цвет фона и красный - основной цвет узора. Желтый и зеленый цвета являются как

бы дополнительными, сопутствующими. Большое значение в росписи имеет тонкий черный контур, который наносился гусиным пером свободно, бегло, всегда мастеровито.  

 Самые ранние изделия  с пермогорской росписью, дошедшие до наших дней, датируются XVIII - началом XIX века. Многие из этих предметов и форме, и в характере росписи сохранили традиции искусства предыдущих веков.

Крестьянские росписи Северной Двины - колоритное и самобытное явление российского народного искусства. Еще в XIX веке в музеях Москвы и Петербурга были собраны богатые коллекции предметов крестьянского быта, увенчанных этой росписью. Их собирали и привозили в музеи скупщики. Спрос на их был велик. Потому и хранились в тайне четкие адреса, где многие поколения давно занимались этим ремеслом, где еще в конце XIX - начале XX века жили и работали создатели красивых произведений искусства. Так и вошли они в музейные документы с общим адресом - Северная Двина.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что роспись по дереву является одним из самых живописных промыслов нашей страны. Ее корни уходят далеко в архаичные времена, когда наши предки-язычники верили во множество богов и поклонялись Солнцу, Грому, Лесу, Реке и другим природным стихиям. Каждое расписанное народными мастерами изделие несет в себе отпечатанное древними силами пожелание здоровья, счастья, удачи, благословения в дом.

Красочные картины народных гуляний или цветочные орнаменты не только являются знаками высокого мастерства народных художников, но и несут позитивный заряд радости и положительной энергии. Сейчас интерес к старинным народным художественным промыслам возрастает в связи с ростом интереса к народной культуре и появлением духа патриотизма у современной молодежи. Открываются все новые и новые школы

художественного мастерства, где любой желающий может обучиться искусству росписи по дереву. Работы наших мастеров по художественной росписи по дереву в настоящее время широко известны не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами по всему миру.

  История открытия стране Северодвинской росписи имеет давнюю историю. Еще в 19 столетии в музеях Санкт-Петербурга и Москвы были собраны  богатые коллекции предметов крестьянского быта, украшенных этой росписью. Спрос на них был велик. Поэтому и хранились в тайне точные адреса, где многие поколения, издавна занимались этим ремеслом, где еще в конце XIX начале XX столетия жили и работали создатели прекрасных произведений искусства. Так и вошли они в музейные документы с общим адресом - Северная Двина. Долгое время эта роспись была не изучена. Первые исследователи А.А Бобринского и В. С. Воронова  ввели общее название « северодвинская роспись», которое впоследствии закрепилось в дальнейшем. Только в середине 20 столетии удалось внести полную ясность в общепринятый, очень расплывчатый термин «Роспись северодвинского типа»[2,с.54].

Научные сотрудники Загорского музея О. В. Круглова и Московского Исторического музея С. К. Жегалова обнаружили во время своих экспедиций по русскому северу (летом 1959 г.) интересные данные о месте создания большинства вещей, украшенных так называемой «северодвинской» росписью и имена мастеров, занимавшихся ею в конце XIX – начале XX в. Найденные прялки по мотивам и композициям своего орнамента полностью повторяют более старые образцы, говоря о том, что это замечательное искусство дожило до наших дней. Местами производства этих росписей оказались деревни Мокрое Ендома, Помазкино, вблизи Пермогорья на Северной Двине, а также деревня Заболоцкая Вершина по реке Ракулке. Тип так называемых шенкурских прялок был обнаружен в Виноградовском районе (в прошлом Шенкурский уезд). Сличение ранних вещей с более поздними, которые принадлежат первой половине XIX века, а возможно могут быть датированы и 60—70-ми годами, говорит о том, что к концу столетия стиль этих росписей стал развиваться в сторону большей нагруженности узорами, а в мотивах фигур сделался менее выразительным, однако сохранив все благородные черты северодвинского искусства. 

Целью исследования является комплексный анализ исторических и художественных аспектов северодвинских росписей по дереву.

Задачи:

1 Изучение истории возникновения росписи по дереву.

2 Изучение видов росписи по дереву Северной Двины.

  1. Рассмотрение технологий выполнения различных видов росписи по дереву.

Объект исследования: росписи Северной Двины.

Предмет исследования: орнаментальные и технологические особенности северодвинских росписей по дереву.

Методы исследования:

- общенаучный

- историко-теоретический

- терминологический

 Курсовая работа состоит из введения, двух частей, шести параграфов, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 История росписи Северной Двины

 

1.1 История возникновения росписи

Истоки зарождения художественного образования на Архангельском Севере зарождаются издревле, с появлением народных ремесел и обучения чтению и письму. Примерно с XI по XVII век обучение грамоте и рисованию проходило при церквях и монастырях, а иногда – на дому. От отца к сыну передавались знания, умения не только читать и писать, но и успешно создавать необходимые вещи с декоративным украшением, обладающие семейными художественными традициями. В монастырях и церквях, а иногда при крестьянских дворах, учение проходило не более 1 года, без плана и учебной программы, учителя – грамотеи обучали тому, что знали сами – читать, писать, считать. Обучение рисованию велось на усмотрение учителя и его возможностей и сводилось часто к перерисовыванию букв и картинок с церковных картин, а то и совсем отсутствовало. В XVII веке, с появлением нескольких разрядов школ и училищ, стали проводиться занятия, связанные с изобразительной деятельностью: школы при церковных приходах, школы грамоты на селе, частные школы в городах. Рисования как предмета еще не существовало, детям предлагалось копирование образцов букв и рисунков из церковных книг. Записав и запомнив буквы, слова, дети перерисовывали с образца или по памяти предметы быта или крестьянской утвари и подписывали их. В конце XVII века появляются Малые народные училища в Архангельской губернии, в Онеге и Холмогорах. Малые народные училища были двухклассные, обучение проходило два года, чуть позже открываются и трехклассные, четыре года обучения. Занятия в народных училищах проводились в трех отделениях одновременно: 1 отделение – младшие школьники, 2 отделение – средние школьники, 3 отделение – старшие школьники. На уроке чтения и письма каждое отделение получало задание, например, 1 отделение – заняты рисованием пера, кружки, серпа и дуги из книги Паульсона с подписью под каждым предметом, исключая слово "дуга", после чего дети занимались разложением слова "дуга" на слоги и звуки. В младшем отделении рисовали формы с образца по клеткам, в среднем и старшем отделениях занимались выразительным чтением. Как 
видим, рисование использовалось для умения писать, читать и иметь представление о строении предметов, используемых в быту и труде.  
 К началу XX века в Архангельской губернии существовало множество учебных заведений, в которых преподавалось изобразительное искусство: школы грамоты, церковно-приходские школы, приходские училища, народные училища, городские училища, гимназии, мужская и женская, торгово-мореходное училище, механико-техническое училище. В 1908 году открывается учительская семинария, ставшая в наши дни Поморским государственным университетом им. М.В. Ломоносова, где на факультетах начального и трудового обучения преподаётся изобразительное искусство. 
В настоящее время в г.Архангельске и области при центрах народных промыслов существуют мастерские с учебными классами подготовки юных мастеров. В г.Архангельске работает ряд кружков и студий по народным промыслам. В 1990 году открыта "Школа народных ремесел", основанная мастером Бурчевским Н.М. Художественный лицей и колледж культуры готовят мастеров по народному декоративно-прикладному искусству Русского Севера и преподавателей изобразительного искусства для художественных школ, студий, кружков. В педагогических колледжах г. Архангельска и г. Каргополя готовят учителей для преподавания предмета "изобразительное искусство" в общеобразовательных школах.  Северодвинская роспись делится на три крупных, совершенно самостоятельных вида росписи. Первый вид росписи называют пермогорской. Она включает работы мастеров из деревень Черепаново, Большой Березник и Грединская, они находятся в четырех километрах от пристани Пермогорье. Основу пермогорской росписи составляет растительный узор. На гибкие побеги нанизаны трехлопасные, чуть изогнутые листья с острыми кончиками и тюльпановидные цветы, напоминающий древний цветок крина. Среди них кустики из округленных листьев, сирины, нарядные сказочные птицы. В народных росписях Пермогорья XIX века в растительный узор обычно почти на всех предметах быта вписывались разнообразные жанровые сцены из крестьянской жизни. В цветовой гамме пермогорской росписи преобладают белый цвет фона и красный основной цвет узора. Желтый и зеленый цвета фона являются как бы дополнительными, сопутствующими. Большое значение в росписи имеет тонкий черный контур, который наносился гусиным пером свободно, бегло и всегда мастеровито. Сначала на белый грунт, как на бумагу, наносится пером черный контур, потом его заполняли цветом. Круг бытовых предметов, которые расписывались, был очень велик - в большом количестве украшали деревянную и берестяную посуду, росписью покрывали многие крупные предметы - колыбели, ларцы, сундуки, подголовники. Но больше всего расписывались прялки. Для каждой крестьянки прялка, с которой она не расставалась всю жизнь, была не только необходима в быту, но с ней связывались лучшие воспоминания молодости, с прялкой всегда был связан свадебный обряд[9,с.103].

Другим, не менее крупным видом северодвинской росписи, были росписи борецкие. Роспись сверкала белизной фона, на которой горел ярко красный цвет растительного узора. Сусальное золото, которым любили украшать прялки этого центра, придает им большую праздничность и нарядность. Композиция лопасти прялки как бы делилась на три части. Вверху нарисованы золотые окна с цветами, в центре сказочный куст с птицами, а внизу размещалась сцена катания.     

 Третий вид северодвинской  росписи - ракульская. Она совершенно  не похожа на пермогорскую  и борецкую. В росписи основную  роль играет золотисто-охристый  и черный цвета, а сопутствуют  им чаще всего глубокий зеленый и коричнево-красный. Орнамент очень крупный, в основном состоит из декоративных листьев. Черным цветом исполнен не только контур, но и многие детали-усики, завитки и прожилки. Покрывая яркой нарядной росписью обычные предметы быта, народные художники превращали их в произведения искусства которые до сих пор приносят нам радость.

Северодвинская роспись отличается графичностью и яркостью.  Часто используются знаки традиционной росписи: древо Жизни, птица Сирин, лев, грифон, медведь, русалка…Роспись напоминает северное лето – короткое, долгожданное, очень теплое. В основном росписью украшались прялки. Обычно поле прялки длили на три области. Возможно эта традиция дань представлений об устройстве мира: подземный, наземный, небесный. Со временем промыслы изменяются. Появляются новые композиции, приемы. Роспись прялок уступила свое преимущественное положение другим предметам: кухонным доскам, бочонкам, солонкам.

  Декор каждой вещи индивидуален, расположение орнамента подчинено форме предмета. Обычные предметы крестьянского быта роспись превращала в подлинные произведения народного искусства. 
Очевидно, что все виды северодвинской росписи уходят своими корнями в древнерусское искусство: монументальную живопись, иконопись, миниатюру и орнаментику книг. Многие приемы и мотивы книжной миниатюры народные мастера перенесли в роспись.  
Очень близки миниатюрам манера изображения одежды персонажей, колорит, простота и лаконичность рисунка. Многие композиционные приемы тоже взяты из книжной миниатюры и иконописи: повествовательность, соединение в одной композиции разновременных сцен. Техника исполнения и красители тоже имеют много общего с древнерусской миниатюрой. Сначала на грунт наносили черный контур, который затем заполняли цветом. Первоначально краски разводили на яичном желтке, а позднее заменили другими красителями. Однако идеи, звучание, сама музыка народной росписи совсем иные, чем в книжной миниатюре. Ведущая тема северодвинской росписи - это опоэтизированная жизнь народа и родной природы. Основу пермогорской, ракульской и борецкой росписи составляют растительные мотивы. В основе растительного узора пермогорской росписи - гибкий побег, на котором нанизаны трехлопастные, чуть изогнутые листья с острыми кончиками и тюльпановидные цветы. В центре росписи порой изображали птицу Сирин или большую рыбу. Наиболее популярные сюжеты: катание на тройках, свадьба, посиделки [12,с.67].

 

1.2 Пучужская и  Ракульская росписи

 

Пучужская роспись

  Одна из многих видов росписей, встречающихся на берегах реки Северная Двина. Эта графическая роспись сохранилась на прялках. По строению прялки Пучуги были традиционны для Севера. Их делали около метра высотой, с большой лопасткой из одного куска дерева. Для изготовления прялок на Севере нередко срубали целое дерево (ель или сосну): из ствола вырубали ножку с лопасткой, а из горизонтального ответвления - сиденье-донце. Название такой прялки - "копыльная", то есть корневая. Изготовлялись прялки искусными плотниками Севера, поэтому в их форме отразилось своеобразие северной архитектуры. Верх лопастки украшают округлые выступы - главки, повторяющие контуры крыш северных деревянных церквей, а фигурная ножка и округлые свесы внизу лопастки напоминают нарядные столбики крылец, балясинки и сережки фасада избы.

В Загорском государственном историко-художественном музее-заповеднике находится несколько прялок, расписанных мастерами Кузнецовым Филиппом Федоровичем и его сыном, Кузнецовым Федором Филипповичем. Прялки Пучуги конца XIX в. - нач. XX в. очень похожи на борецкие прялки и фасадной стороной почти точно их повторяют. Лопастка прялки делится на три части. Верхняя часть занята окнами и цветами, в центре — арка с пышными растениями и птицами. Ниже - сцена катания: пара или одна лошадь, запряженная в саночки с кибиткой. Но есть свои особенности росписи, которых мастера Пучуги строго придерживались. В отличие от борецких возница на прялках Пучуги одет по-крестьянски, в поддевку и черную войлочную шапку с отогнутыми краями. На обратной стороне лопастки повторяется сцена катания, которая украшает фасадную сторону этой прялки. Растительный узор состоит из трех видов листьев. А характерный для всех видов северной росписи трилистник в пучужской росписи имеет свой вариант — более тонкую, загнутую 
к стеблю нижнюю часть листа и верхнюю, переходящую в круг- 
лую ягоду. Пучужскую прялку можно отличить от борецкой и по узору на ножке. Вместо прямого стебля, что на борецкой прялке, ножка пучужской прялки украшена гибким, вьющимся стеблем с листьями. Стебель бежит от основания ножки прялки до лопастки и заканчивается круглой розеткой. 
       Пучужская роспись выполняется на белом фоне красной краской, украшается ярко-зелеными листочками и белыми точками-капельками. В некоторых изделиях встречается синий цвет.

 

  Ракульская роспись

Сравнительно недалеко от Пермогорья, Мокрой Едомы и Верхней Уфтюги, в Красноборском районе Архангельской области, существует еще один куст деревень со своеобразной росписью. Это деревни по реке Ракулке, впадающей в Северную Двину, с центром в деревне Ульяновской.  
Росписью в Ульяновской занималась семья старообрядцев Витязевых. Витязевы расписывали прялки и набирухи (кузовки, лукошки для ягод). Их ремесло передавалось из поколения в поколение (примерно с середины XIX века). Основой росписи был растительный орнамент, состоявший из декоративных листьев. Элементы узора объединялись в пучки, веточки, кустики, гирлянды. Птицы, выполненные черным контуром, заливались черной краской, а иногда расцвечивались красными и зелеными цветами. В росписях главную роль играли золотисто-охристый и черный цвета, им сопутствовали голубой, зеленый и коричнево-красный. Черным цветом исполнялись не только контуры, но и многие детали, а также "усики", завитки, прожилки… 

Информация о работе История росписи Северной Двины. Технология росписи