История развития театрального дела в Росси до 1917 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 12:54, реферат

Краткое описание

Теа́тр ТЕАТР (от греч. theatron – места для зрелища, зрелище), основной род зрелищного искусства, представляющий собой синтез различных искусств — литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства и других и обладающий собственной спецификой: отражение действительности, конфликтов, характеров, а также их трактовка и оценка, утверждение тех или иных идей здесь происходит посредством драматического действия, главным носителем которого является актёр.
Театральное искусство обладает специфическими особенностями, делающими его произведения уникальными, не имеющими аналогов в других родах и видах искусства.

Содержание

Введение 3
Особенности театрального искусства 3
Истоки театрального искусства 4
Возникновение театра на Руси 4
Первый российский театр 5
Театр в 18 веке 5
Крепостные театры 6
Театр в 19-20 веках 6
Частые театры 7
Московский Художественный Театр 8
Список использованной литературы 9

Вложенные файлы: 1 файл

29. История развития театрального дела в Росси до 1917 года..docx

— 34.99 Кб (Скачать файл)

Министерство культуры Российской Федерации 
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение 
высшего профессионального образования 
«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»

 

Факультет Сервиса

Кафедра гостиничного и туристического бизнеса

 

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине «Организация производства на предприятии отрасли»

На тему «История развития театрального дела в Росси до 1917 года»

 

 

 

 

Выполнила

Студентка группы 45

Факультета Сервиса

Очной формы обучения

Кирилина Екатерина

 

 

 

 

Москва 2013

 

Оглавление

Введение 3

Особенности театрального искусства 3

Истоки театрального искусства 4

Возникновение театра на Руси 4

Первый российский театр 5

Театр в 18 веке 5

Крепостные  театры 6

Театр в 19-20 веках 6

Частые театры 7

Московский  Художественный Театр 8

Список использованной литературы 9

 

 

Введение

Теа́тр ТЕАТР (от греч. theatron – места для зрелища, зрелище), основной род зрелищного искусства, представляющий собой синтез различных искусств — литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства и других и обладающий собственной спецификой: отражение действительности, конфликтов, характеров, а также их трактовка и оценка, утверждение тех или иных идей здесь происходит посредством драматического действия, главным носителем которого является актёр.

Театральное искусство обладает специфическими особенностями, делающими  его произведения уникальными, не имеющими аналогов в других родах и видах  искусства.

Особенности театрального искусства

Прежде всего, это синтетическая  природа театра. Его произведения с легкостью включают в себя практически  все иные искусства: литературу, музыку, изобразительное искусство (живопись, скульптуру, графику и т.д.), вокал, хореографию и др.; а также используют многочисленные достижения самых разнообразных  наук и областей техники. Так, например, научные разработки психологии легли  в основу актерского и режиссерского  творчества, так же, как и исследования в области семиотики, истории, социологии, физиологии и медицины (в частности, в обучении сценической речи и  сценическому движению). Развитие разных отраслей техники дают возможность  усовершенствованию и переходу на новый  уровень машинерии сцены; звуковому и шумовому хозяйству театра; световой аппаратуры; возникновению новых сценических эффектов (например, дым на сцене и пр.). Перефразируя известное изречение Мольера, можно сказать, что театр «берет свое добро там, где его находит».

Отсюда – следующая  видовая особенность театрального искусства: коллективность творческого  процесса. Однако здесь дело обстоит  не так просто. Речь идет не только о  совместном творчестве многочисленного  коллектива театра (от актерского состава  спектакля до представителей технических  цехов, чья слаженная работа во многом определяет «чистоту» спектакля). В  любом произведении театрального искусства  есть еще один полноправный и важнейший  соавтор – зритель, чье восприятие корректирует и трансформирует спектакль, по-разному расставляя акценты и  порой кардинально меняя общий  смысл и идею представления. Театральный  спектакль без зрителя невозможен – уже само название театра связано со зрительскими местами. Зрительское восприятие спектакля – серьезная творческая работа, вне зависимости от того, осознается это публикой или нет.

Отсюда и следующая  особенность театрального искусства  – его сиюминутность: каждый спектакль  существует только в момент его воспроизведения. Эта особенность присуща всем видам исполнительского искусства.

Истоки театрального искусства

Истоки театрального искусства  лежат в первобытных языческих  ритуалах и обрядах, связанных с  коренными моментами жизни тогдашнего общества. Персонификация явлений природы  в том или ином божестве обусловливала  необходимость своеобразного диалога  с богами – в обрядах и ритуалах разыгрывались (т.е. подавались в театральной  форме) ключевые моменты, жизненно важные события. Возникало первое осознание  необходимой профессионализации будущего театра: чем искуснее ведется диалог с богами, тем вероятнее достижение их благосклонности. Т.о., первыми профессионалами архаичных театрализованных форм были жрецы и шаманы; позже – плакальщики, певцы, танцоры, прославлявшие древних богов.

Возникновение театра на Руси

Но постепенно «эстафета» лицедейства была перенята мирянами. Русские средневековые актёры скоморохи  известны с XI столетия.

Скоморохи, участвуя в обрядах, вносили в них мирское, светское содержание. Скоморошить — петь, плясать, балагурить, разыгрывать сценки, играть на музыкальных инструментах и лицедействовать мог всякий. Но скоморохом-умельцем становился и назывался только тот, чье искусство выделялось своей художественностью.

Позже появились народные театры скоморохов со своим репертуаром. Актеры этих театров высмеивали власть имущих, духовенство, богачей, сочувственно показывали простых людей. Представления  народного театра строились на импровизации, включали пантомиму, музыку, пение, танцы, цирковые номера. Исполнители использовали маски, грим, костюмы, бутафорию.

Из театральных атрибутов  скоморохи использовали кукол, маски, раёк, первые музыкальные инструменты  — гусли, дудки, и т. д

Представления скоморохов не переросли в профессиональный театр. Для рождения театральных трупп  не было условий — власти и церковь  преследовали скоморохов и ставили  их в один ряд с волхвами, колдунами. Но скоморошеские представления  продолжали жить, народный театр развивался.

Первый российский театр

Первый государственный  профессиональный театр России был  создан во второй половине XVII века. Первый царский театр в России принадлежал Алексею Михайловичу

Семнадцатого октября 1672 года, после нескольких месяцев напряженной  работы, в новоотстроенной «комедийной хоромине» в селе Преображенском - летней резиденции царя - был сыгран спектакль «Артаксерксово действо».

Придворные спектакли  ставили с большой роскошью. Костюмы  действующих лиц шились из дорогих  русских и привозных тканей и были весьма разнообразны.

 В спектаклях использовались  музыка, пение, танцы. Нередко  звучали орган, трубы и другие  инструменты.

 Оба театральных здания - и «комедийная хоромина» в  Преображенском и «комедийная  палата» в Кремле - имели обширные  и хорошо оборудованные сцены,  отделенные от зрительного зала  перилами. Переднего занавеса не  было, но был задний занавес,  который по необходимости отделял от «большой» сцены «малую».

 В изобразительных  средствах спектакли русского  театра не уступали западноевропейским. Каждый спектакль имел специальное оформление, писались подъемные декорации и боковые кулисы. Сценическая техника по тому времени была довольно высокой и позволяла применять различные эффекты. Не менее сложной была и бутафория, широко используемая в спектаклях.

Путь первого русского профессионального театра был недолог: его фактическое существование  прекратилось после смерти Алексея  Михайловича, в 1676 году.

Театр в 18 веке

Театральное дело при высочайшем дворе, заглохшее с кончиной Алексея  Михайловича, было возобновлено Петром I. Прежде всего он обратил театр из придворного в народный, для всех «охотных смотрельщиков».

 Представления народного  театра давались на городских  и сельских площадях, в больших  избах. Пьесы народного театра  были устными, их текст не  фиксировался. Исполнители вносили  в структуру пьесы новые эпизоды,  диалоги, песни, отдельные реплики,  связанные с событиями текущей  жизни. 

В эпоху Петра театральное  дело развивалось также и в  провинции. Провинциальные театры были в таких крупных городах, как Харьков, Казань, Саратов, Нижний Новгород, но существовали они и в маленьких городках, как, например, в Богородицке и даже на далекой окраине страны - в Иркутске. Провинциальный театр способствовал широкой профессионализации актерского творчества. Из среды провинциальных актеров вышло много одаренных мастеров сцены, в том числе великий М. С. Щепкин.

После смерти Петра Великого и его сестры царевны Натальи  Алексеевны, страстной любительницы театра, театральное дело в России стало падать, что объясняется  равнодушием к нему придворных сфер в царствование Екатерины I и Петра II: дворцовые спектакли стали  весьма редким явлением.

Со вступлением на престол  императрицы Анны Иоанновны возобновились придворные спектакли, маскарады и прочие увеселения.

В царствование Елизаветы  Петровны музыкальное и театральное  дело очень выросло и стало  на ноги. Никогда до тех пор Петербург  не представлял такого изобилия и  разнообразия зрелищ. Совместно с  иностранными труппами стали выступать  русские артисты.

30 августа 1756 года состоялся указ об учреждении русского театра в Петербурге (ныне Александринский театр). Этот день вошел в русскую историю как положивший начало структуре Императорских театров России.

Крепостные театры

Явившись на первых порах  забавой двора, крепостной театр  тогда же получил распространение  и среди близко стоявшего ко двору  боярства.

Русские магнаты - владельцы  сотен тысяч крепостных душ - не желали отставать от императорского двора. При своих усадьбах они воздвигали роскошные театры. Столичному дворянству в свою очередь подражало провинциальное дворянство. Были крепостные театры, которые по широте репертуара, одаренности актеров, сценической технике, роскоши костюмов соперничали с императорской сценой. Такими были театры Шереметевых, Юсупова. При них содержались огромные драматические, оперные и балетные труппы, оркестры, штат декораторов и учителей актерского искусства.

 Из среды крепостной  интеллигенции вышло много одаренных  мастеров

Домашние театры при дворе  и у знатных бояр способствовали появлению на сцене женщин.

К выдающимся русским крепостным актрисам надо отнести и блиставшую в театре графов Шереметевых Прасковью  Жемчугову-Ковалеву, бывшую крепостную актрису, ставшую графиней Шереметевой.

Театр в 19-20 веках

В начале XIX века, в 1803 году при  Александре I в императорских театрах  впервые произошло разделение на драматическую и музыкальную  труппы, музыкальная в свою очередь  разделилась на оперную и балетную.

Постепенно количество театров, входящих в управление императорской  театральной конторой, увеличивалось. Это были петербургские и московские государственные театры, труппы которых  размещались в Большом и Малом  театре (Москва), в Мариинском, Александринском, Эрмитажном театре, Большом Каменном в (Петербурге). Актеры и все остальные  работники императорских театров  принадлежали не к одной труппе, а ко всем театрам и распоряжались  ими чиновники конторы по своему усмотрению, потому легко назначались  и переназначались на разные сцены. Нередко бывало, что актёр Александринского театра срочно командировался в московский Малый театр, а музыканты-питерцы  переезжали в Большой театр Москвы. И соответственно — наоборот. Чиновники  ведали и репертуарной частью, от них  зависело принимать или нет к  постановке пьесу или музыкальный  спектакль. Это не давало ходу свободе  творчества, и потому все большее  место в истории русского театра занимали частные труппы.

Театр первой половины XIX века еще не знал режиссуры, объединяющей актерский ансамбль. Ведущие драматические  актеры сами отвечали за идейное звучание спектакля, за донесение до зрителей мыслей драматурга.

Игра актеров ещё оставалась искусственно напыщенной и мало соответствовала  нынешним представлениям о театральной культуре. Время потребовало реформ в этой области.

Однако, чиновная контора, в подчинении которой находились императорские театры, боялась любых катаклизмов, могущих помешать и покачнуть «чиновные кресла». Все новаторства в драматических императорских театрах были строжайше запрещены — роли переходили от одних актеров к следующим поколениям безо всяких изменений. А новые спектакли ставились в установленных разрешенных рамках.

Частые театры

Наряду с развитием  императорских театров в XIX веке широкое распространение получили частные театры. Руководили ими, как  правило, профессиональные актеры и  режиссёры, получившие образование  в театральных училищах, входящих в систему императорских театров, но ищущие свой путь в искусстве, ушедшие  от казенного направления императорских  театров.

Из московских частных  музыкальных театров конца XIX —  начала XX веков в первую очередь  необходимо назвать оперу Саввы  Мамонтова и оперный театр  Сергея Ивановича Зимина.

Московский Художественный Театр

Началом нового этапа в  развитии русского и мирового сценического искусства явился 1898 год. В этот год  начал свою деятельность Московский Художественно-Общедоступный театр. С весны 1901 года он стал именоваться  Московским Художественным театром (МХТ).

Начало существованию  Художественного театра положила историческая встреча двух его будущих руководителей - К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко.

 Художественный театр,  как театр частный, имел творческую  независимость. Благодаря этому  театр смог выдвинуть идею  главенства режиссера как идейно-художественного  и административного руководителя  театрального коллектива.

 Создание единой по  своему нравственному облику  труппы и театра в целом  также было важным достижением  МХТ. Вырабатывая этику, нормы  поведения актера как в театре, во время репетиций, так и  вне его, Станиславский и Немирович-Данченко  стремились «создать храм вместо  балагана». Культура и высота  общественного положения художника  сцены как личности тоже фактически  началась с Художественного театра.

Информация о работе История развития театрального дела в Росси до 1917 года